6 мин.

«Нельзя идти на гору любой ценой». Он только что вернулся с высоты, где осталась Наговицина

Гибель спортсменов в альпинизме, увы, не редкость. Но драмы, как на киргизском Пике Победы (7439 м), давно не было.

Россиянка Наталья Наговицина уже на обратном пути сломала ногу на высоте 7100 метров и не смогла продолжить спуск.

Товарищи по восхождению спустились в лагерь и попросили помощи. Наталье доставили горелку, газовый баллон и запас еды, но вытащить с горы не сумели. В попытке спасти ее погиб итальянец (один из тех, кто принес припасы), а пилот вертолета, которым хотели вытащить Наговицину, совершил жесткую посадку и получил компрессионный перелом позвоночника.

Трагедия на Пике Победы: наша альпинистка уже две недели на склоне, ее спасатель погиб

При этом как минимум неделю Наговицина умудрялась выживать на горе – без еды и воды, при температуре ниже -25 градусов. Она сломала ногу 12 августа, а 19-го с дрона видели, как Наговицина машет рукой из палатки.

Но теперь надежды нет: из-за погоды спасательную операцию прекратили, сезон восхождений на Пик Победы закрыт. Добраться до места, где лежит Наталья, можно будет только летом 2026-го.

Трагическая история Наговициной вызвала массу вопросов: можно ли было спасти Наталью? Кто все-таки виноват в случившемся? Почему операция спасения привела к новым жертвам?

Обо всем этом мы поговорили с Алексеем Трубачевым – международным горным гидом и основателем школы MCS AlexClimb, который только что вернулся из Киргизии.

Вот его рассказ.

«Людей подталкивают на гибель, заведомо зная, что спасти их не смогут»

– Пока развивалась история с Наговициной, мы были с интернациональной группой туристов на Хан-Тенгри (гора в 16 км от Пика Победы, там в 2021-м на руках у Натальи Наговициной погиб ее муж – Спортс’‘).

Сразу скажу, что я не фанат высотного альпинизма – когда люди покоряют вершины. Мне интереснее технический альпинизм – он динамичней, там сложнее маршруты, выше требования к навыкам спортсмена. Но и опыт восхождений по условно популярным маршрутам у меня есть. И так как я давно не был на Хан-Тенгри, решил собрать группу и посмотреть, что там творится.

Впечатление тяжелое. И даже независимо от ситуации с Натальей я для себя решил, что больше туда не вернусь. Главная проблема – хаос. И как логичное следствие гибнут люди. Помимо Наговициной только за последние недели погиб, например, Алексей Ермаков, а мы его встретили на маршруте – он пошел наверх, а мы назад в лагерь. До сих пор ищут троих иранцев. Почему так?

Пик Победы – профессиональная локация, требующая профессиональной подготовки.

Лично я бы не повел туда людей ни за какие деньги, слишком высокий риск.

И так думают многие, поэтому компания-организатор хитро предлагает клиентам тур «Пик Победы без гида». То есть вы приезжаете, вас размещают в базовом лагере и отправляют на маршрут. Никаких гарантий безопасности, ничего! Людей подталкивают, по сути, на гибель, заведомо зная, что ничего сделать в случае ЧП будет нельзя.

Плечо пика Чапаева, северная сторона. Для масштаба имеется человечек на снежном куполе

Я думаю, что если бы дело было в России, а не в другом государстве, сейчас посадили бы очень многих. Хотя, насколько я знаю, владельцы этой туристической компании – как раз россияне.

Все случившееся – как минимум не только ответственность Наговициной. Она не сама туда полезла, ее пригласили и отправили, причем не бесплатно. Если не ошибаюсь, такие услуги стоят в районе трех тысяч долларов.

Почему Наталья туда пошла? Пик Победы привлекает многих, в нем есть магия. Если не ошибаюсь, до 1960-х эта гора считалась самой опасной вообще среди всех маршрутов. Счет восхождений был в пользу горы – то есть погибало больше людей, чем благополучно возвращалось.

Но вы представьте, какая должна быть воля к жизни, чтобы вот так ждать помощи неделю, в одиночку и со сломанной ногой, в жутких условиях критического высокогорья, без еды и воды, в рваной в клочья палатке...

В моей картине мира альпинизм не должен быть мучением. Альпинизм – это удовольствие, но так случится, только если вы хорошо подготовлены и выбрали объект восхождения, соответствующий вашему уровню.

Героические подвиги не нужны и заведомо опасны. А Пик Победы в группе из четырех человек, не профессиональных альпинистов, из них одна женщина – это однозначно подвиг. Состав команды изначально не соответствовал сложности маршрута.

Главная ошибка – у них не было плана на случай, если что-то пойдет не так.

Наталья могла не сломать ногу, а просто подвернуть – результат был бы тот же. Малейшая травма, которая ограничивает подвижность одного из участников, может стать причиной гибели всей команды. Так не должно было быть. 

«Почему вертолет послали только спустя 5 дней, да еще такой, что не может подняться выше 5000 м?»

Операция спасения – отдельная грустная история, которая разворачивалась на наших глазах.

Вот военный вертолет Ми-8, чуть не разбившийся в горах. А как могло быть иначе, если он даже в теории не может подниматься выше 5000 м? Зачем пилотов туда отправили на огромный риск? И почему только 17 августа, хотя Наталья там лежала с 12-го?

В Альпах, знаю, есть вертолеты, которые могут подниматься и на 7000 м, хотя там даже гор таких нет. Почему такого не оказалось в Киргизии? Почему за столько дней ни с кем не договорились?

Двое мужчин принесли Наталье горелку и газ. Это главное, чтобы топить снег и получать воду. В этом была логика, но никакой другой пользы в их подъеме быть не могло. Снять ее оттуда вдвоем было невозможно. А газ через время кончился, и судя по всему, она там осталась без воды.

Сейчас все-таки XXI век, в конце концов заговорили о еврокоптере. Но почему только тогда, когда у Натальи уже не было шансов? Понятно почему: у туристической компании нет таких ресурсов. Но разве справедливо отправлять человека в гору, изначально понимая, что спасти его не сможешь?

Если честно, я в ужасе от этой ситуации. И считаю, что такой альпинизм даром никому не нужен. Есть выражение «гора зовет» – так правда бывает.

Но когда люди в своем стремлении перестают осознавать риски, нужен кто-то, кто вовремя скажет «стоп», а не продаст тебе с радостью коммерческий тур. Нельзя на гору идти любой ценой, не стоит гора ни одной человеческой жизни.

Фото: GTW/imageBROKER.com/Global Look Press; instagram.com/alexey.trubachev; instagram.com/natalina_1022; t.me/timetoclimb