11 мин.

Наших биатлонистов забросило в Якутию – таинственное место на зимней карте. Узнали, как и зачем они там оказались

Мужская сборная России по биатлону тренируется в Алдане – 20-тысячном городе в Якутии. Кажется, дальше от Европы, сердца Кубка мира, переместиться на биатлонной карте уже некуда.

Разница с Москвой + 6 часов, дорога к месту сбора отнимает около суток: два перелета (Москва – Новосибирск – Нерюнгри), долгая пересадка (когда везешь винтовки, это необходимость), потом пара часов на машинах.

Зато в Алдан, в отличие от биатлонных центров – Тюмени и Ханты-Мансийска – давно пришла зима. Биатлонисты поехали в Якутию за снегом и важным знанием: как команда переваривает акклиматизацию с большого броска на восток – перед Олимпиадой-2022 в Пекине это важно.

Мы расспросили о самом дальнем и таинственном сборе тренера мужской команды – 25-летнего Артема Истомина.

– Когда были готовы тренировочные планы, мы начали планировать места сборов. Юрий Михайлович (Каминский – шеф мужской команды – Sports.ru) сказал, что Алдан очень хорошо подойдет для решения наших задач.

Я до этого не бывал там, но слышал положительные отзывы от спортсменов, тренеров – хотелось убедиться. Сначала думал: ух, лететь на край земли – там, наверное, очень холодно и рядом нет людей.

Естественно, перед выездом мы мониторили погодную ситуацию – опасались, что снег не выпадет. За неделю до нашего приезда в Алдане были небольшие потепления, снега практически не было. Но дня за три до сбора выпало очень много – мы приехали и сразу встали на лыжи.

Сколько отняла дорога до Алдана?

– За день до вылета у нас проходило тестирование в Москве. Вылетели утром по московскому времени, сделали пересадку в Новосибирске и утром следующего дня по-местному приземлились в Нерюнгри. Нас встретили с самолета, накормили завтраком, посадили по машинам и повезли на базу – примерно 2,5 часа в пути.

На базе нас тоже очень хорошо встретили; мы разместились, отдохнули и ближе к вечеру уже вышли на тренировку.

Разница между Алданом и Москвой – шесть часов. Для понимания акклиматизации, естественно, мы проводили наблюдения, посмотрели, кто как реагирует на смену часовых поясов. На третий-четвертый день все адаптировались.

Случались выезды и потруднее. Основная сложность при перемещении биатлонистов – винтовки. Мы не можем взять их в самолет, и в каждом аэропорту надо задерживаться на длительное оформление оружия. То есть нам не хватит короткой пересадки – нужно хотя бы 2-3 часа, тогда мы можем всей командой спокойно перерегистрировать винтовки.

Хоть мы и с опытом – знаем, куда идти, что писать, некоторые аэропорты с таким сталкиваются или впервые, или очень редко, поэтому служба безопасности старается действовать строго по протоколу. Это растягивается по времени, потому и получается, что у нас такие долгие перелеты на сборы.

На базе вас встретили мощной церемонией с музыкой и национальными блюдами – ожидали такого?

– Нас никто не предупреждал, что будет именно такая церемония; но Юрий Михайлович сказал, что здесь в принципе встречают очень по-доброму. Мы были немного удивлены такому приему – радостно удивлены.

Нам раздали не водку, как можно было подумать, а кумыс. На водку он даже внешне не похож – такой мутноватый, не алкогольный. Хотя я когда увидел, сначала испугался: это что такое, не дай бог заставят пить. А сейчас мы его регулярно пьем в столовой. На самом деле, полезный кисломолочный напиток – с ним намного легче переваривается еда, есть чувство легкости в желудке, кишечнике.

«Че, накатим за приезд? Чокаться не будем?» Наши биатлонисты забрались в Якутию – их встретили кумысом, лепешками и деревом желаний

Потом мы пошли размещаться по комнатам и спросили, кто где живет – и нам сказали: у вас четвертый этаж, все комнаты подписаны. Мы вначале даже не поняли: в смысле подписаны? А потом Дима Шукалович (аналитик сборной – Sports.ru) показывал в ролике, что на каждой двери – таблички с фамилиями.

Обычно в октябре все едут в Рамзау (Австрия) – насколько критична замена сейчас?

– Рамзау – больше организационный сбор: там получают экипировку, инвентарь, туда приезжают представители фирм, происходит фотографирование спортсменов. Многие туда за этим и едут.

Нам надо было с октября встать на хороший снег, потому что приоритетная задача на этот период – техническая подготовка. Сейчас мы наблюдаем видеоролики команд, которые работают в Рамзау и на глетчере – погода, конечно, их немного подводит. Внизу, где катаются на роллерах, идет снег. А в Рамзау если внизу снег – значит, на глетчере точно метель. Если метель, то плохая видимость, трассу заносит снегом.

При такой трассе сложно говорить о технической подготовке. Не то чтобы она неосуществима, но она будет протекать очень тяжело.

Тогда Тюмень – знакомая, с прекрасными условиями и не такая отдаленная – почему не поехать туда, как женщины?

– В прошлом году мы проводили часть октябрьской вкатки в Тюмени. Как там устроено: среди многих кругов на комплексе есть круг-холодильник, где под асфальтом проложены трубы, которые поддерживают холод и нужное состояние снега.

Этот круг-холодильник по рельефу не подходит под наши текущие задачи. Первые два этапа сезона пройдут в Контиолахти (Финляндия), где достаточно серьезные подъемы, сама трасса сложная. В Алдане в этом плане нам удобнее – мы можем подготовить себе те круги, какие нам нужны.

У нас есть карта. Мы нарисовали, какой круг нужен на тренировку, попросили – и ребята с вечера его проедут, к утру круг будет подмороженный, то есть достаточно жесткая трасса. И так мы можем выбрать любую сложность трассы в зависимости от задач, потому что снег лежит везде – тут уже зима.

Места сборов подбирают не просто так: сначала идет планирование подготовки, а потом под нее уже выбор мест. Под то, что запланировано у нас, Алдан подходит идеально.

Да, женская команда поехала в Тюмень, потому что им сейчас нужнее Тюмень. Они поработали в Сочи, спустились, отдохнули – теперь спокойно вкатываются на тюменском рельефе. Это нормально, что мы не совпадаем по задачам.

То, что снег в Алдане свежий (и значит, медленный), не мешает?

– Сейчас даже хорошо, что он медленный – проще работать в техническом плане, на медленном ходу. Перейдя на быстрый снег, парни начнут адаптироваться под более быстрые отталкивания. А сейчас на невысокой скорости делать перестройки проще. Конечно, нам повезло с погодой: солнце, минус два градуса, много снега – все с удовольствием работают.

Понятно, что за три недели не добиться принципиальных изменений в технике. Большие технические задачи не решить даже за год, но мы видим изменения. Видели их еще на летнем чемпионате России в сентябре.

Мы ничего не меняем кардинально, а корректируем отдельные элементы, которые позволят поддерживать скорость, повысят экономичность передвижения по трассе – это позволит спортсмену меньше расходоваться. Это одна из приоритетных задач подготовки: если использовать себя на дистанции не экономно, то хватит двух кругов, чтобы очень сильно закислиться – и тогда скорость снизится.

Но на решение наших задач нужно время, ведь у спортсменов высокого уровня достаточно крепкие двигательные стереотипы.

Неизвестно, какой снег будет в Контиолахти – погода там непредсказуемая. Может, выпасть свежий к первому этапу. Может, первый этап пройдет в тепло, а второй уже в мороз. Учитывая рельеф и финскую погоду, мы стараемся настраивать спортсменов на вариативность в техническом плане.

В ноябре перейдем с медленного алданского снега на более быстрый – уже в Тюмени. Сейчас он там искусственный, но даже если перемешается с естественным (свежим) – все равно будет быстрее, чем в Алдане.

Что за стрельбище в Алдане, на какое из знакомых похоже?

– Подход к рубежу фактически моделирует Поклюку (Словения, где пройдет ЧМ-2021 – Sports.ru): что там, что здесь он со спуска.

Это составляет определенные трудности для спортсмена: со спуска стрелять проблематичнее, чем если подход с подъема – идет восстановление, пульс снижается, а значит, возрастает систолический выброс. Колебания становятся намного сильнее, и они достаточно явные, с ними справиться тяжелее. Но это хорошо для тренировок.

Второй момент – ветровая обстановка. Здесь открытая площадка, ветер есть почти всегда – временами усиливается, временами порывистый. Это тоже хороший тренировочный стимул для нас: можно поработать с выносом, с удержанием, с контролем стрельбы в такой ветровой ситуации.

Что еще удобно – стадион большой, можно сделать дополнительные круги прямо здесь, поработать с маленького круга.

Сама трасса, конечно, отличается по профилю от Поклюки, где много спусков с крутыми поворотами и короткими крутыми подъемами. Но тут уже включается смекалка – придумать можно что угодно, главное, остаться целым.

Алдан действительно рассматривают как место последнего сбора перед Олимпиадой-2022?

– Вкатываться в Алдане (октябрь) очень хорошо, но как место последнего сбора – вряд ли: в январе-феврале здесь холодно, да и нам в любом случае нужна высота. В этом отношении больше подходит Семинский перевал. Часовой пояс – это важный фактор: к пекинскому времени надо адаптироваться, а у нас есть уникальная возможность сделать это в России. Ну и конечно, олимпийские гонки пройдут на высоте, а значит это еще один фактор, влияющий на подготовку.

Летать на Олимпиаду из Европы проблематично – разница семь часов. Даже когда ты меняешь день на ночь, это переносится легче, чем когда ты меняешь часовой пояс на полдня. Плюс на восток акклиматизироваться тяжелее, чем на запад: мы сюда приехали и, по сути, начали день ночью. В европейской части России еще глубокая ночь, а мы уже выходим на тренировку.

Когда прилетаешь на запад, проблема только в засыпании: в России наступила ночь, в Европе еще вечер. Но все равно адаптируешься легче и быстрее.

Также мы проверяем, кто из парней как реагирует на перелеты и акклиматизацию на восток; может, кто-то вообще не реагирует – и тогда его подготовку можно построить совсем по-другому.

Выходные на сборе в Алдане – как их можно провести?

– Мы на карантине – выйти нельзя. Ребята могут погулять по базе, тут замечательная природа. Плюс в самом здании есть зона отдыха на этаже, большой телевизор, диваны – можно посидеть, посмотреть фильмы. Либо поиграть в теннис, разгрузиться. Ребятам есть чем заняться.

Самый молодой тренер в нашем биатлоне: он учится у шведов и доступно рассказывает, в чем сила Логинова

Фото: СБР; instagram.com/am.istomin; instagram.com/slepovalexey; instagram.com/dmitrii130989; vk.com/bi_athlon; instagram.com/semerenko_vita; instagram.com/malinovskii__igor