Понижение Квята и другие обидные моменты для гонщиков «Формулы-1»
Самые известные современные истории.
Две отобранные победы у Култхарда
Что случилось: двух побед подряд шотландца лишила собственная команда.
На последнем Гран-при сезона-1997 в Хересе «Макларен» и «Уильямс» заключили джентльменское соглашение: пилоты коллектива из Уокинга не будут мешать Жаку Вильневу бороться с Михаэлем Шумахером за чемпионское звание, а канадец в свою очередь пропустит представителя «серебряных стрел», если тот не будет угрожать титульным перспективам. Так и вышло: Шумахер после неудачного тарана выбыл из борьбы, и Жаку было приказано пропустить идущие позади «Макларены». Канадец согласился, но крайне неохотно – дело в том, что Жак готов был поступиться победой ради своего друга Дэвида Култхарда, однако в самом «Макларене» руководство решило, что первым пересечь финишную черту должен Мика Хаккинен.
Уже в следующей гонке, которая стала первой в сезоне-1998, Дэвид отдал Мике еще одну победу. «Макларен» в Мельбурне был наголову выше всех остальных, и по легенде, напарники договорились: тот, кто будет лидировать после первого поворота, и должен выигрывать гонку. Первый круг остался за стартовавшим с поула финном, и Хаккинен понесся к победе, но потерял лидерство в середине заезда – Мика услышал что-то не то в радиоэфире и отправился на пит-лейн, где его никто не ждал. Хаккинен потерял немало времени и не смог бы опередить Дэвида, если бы тот не пропустил его – по приказу из боксов. На подиуме Култхард выглядел как человек, которого публично унизили.
Что было дальше: «прогнувшись» один раз, приходится гнуться и дальше – следующие два сезона Култхард провел по факту в роли второго пилота «Макларена». Хаккинен выигрывал гонки и чемпионаты, а Дэвид был в тени успехов финского гонщика. В дальнейшем шотландец смог выровнять ситуацию внутри команды, но наступала эра Шумахера, и взять титул ему так и не удалось.
Хайдфельда недооценили
Что случилось: немец считался протеже «Макларена» и не без оснований в будущем рассчитывал на место в команде из Уокинга. В 2000 году Ник дебютировал в «Просте», но из-за кошмарного уровня болида не смог ничего показать. Зато в сезоне-2001 в «Заубере» немец продемонстрировал, что является одаренным гонщиком – уже в третьей гонке он сумел взять подиум, а по итогам чемпионата опередил напарника, молодого финна Кими Райкконена. Однако руководитель «Макларена» Рон Деннис взял на замену завершившему карьеру Хаккинену именно Кими, проигравшего внутрикомандную дуэль Хайдфельду.
Что было дальше: вся карьера Хайдфельда прошла в командах середины пелотона, и в итоге немец, которому в молодости предрекали чемпионский титул, не смог выиграть ни одной гонки. А карьера в «Формуле-1» завершилась вовсе печально – в 2011 году Хайдфельд попал в «Лотус-Рено» на замену травмированному Кубице, но стать лидером коллектива из Энстоуна не смог и был уволен в середине сезона.
Баррикелло пропускает Шумахера
Что случилось: блистательно начавший сезон-2002 Михаэль Шумахер вряд ли очень уж нуждался в победе на Гран-при Австрии – форма «Феррари» позволяла быть спокойным за очередной чемпионский титул. Но командный мостик Скудерии решил иначе и заставил лидировавшего Рубенса Баррикелло чуть ли не угрозами пропустить вперед напарника, что бразилец и сделал буквально перед финишной чертой. Негодование, царившее на трибунах, трудно описать: гонщиков «Феррари» освистывал весь «А1-Ринг», Шумахеру было ужасно неловко, и остается только догадываться, как плохо в тот момент было Рубенсу. Это был далеко не первый случай в истории «Формулы-1», когда гонщик дарил победу напарнику, но, пожалуй, один из наиболее демонстративных и одиозных.
Что было дальше: Баррикелло остался верным вторым пилотом до самого конца карьеры в «Феррари», а немного переделанный вариант его фамилии стал именем нарицательным. Пережив трудные времена в «Хонде» и взлет в «Брауне», бразилец завершил карьеру в «Уильямсе», где с ним также обошлись не слишком хорошо, вынудив завершить карьеру после сезона-2011. А ведь именно опыт Рубенса во многом помог инженерам команды в работе над FW34, привезшей Пастора Мальдонадо к победе на Гран-при Испании-2012. Баррикелло был лидером команды и вполне мог бы в новом чемпионате зацепить несколько подиумов на быстрой машине – но в команде предпочли ветерану двух рента-драйверов.
Страдания Уэббера в «Ред Булл»
Что случилось: иногда создавалось впечатление, что Марк Уэббер находится в оппозиции собственной команде, и все его успехи происходят «вопреки», а не «благодаря». Наиболее ярко это было заметно в сезоне-2010 – сначала «Ред Булл» не встал на его сторону после знаменитого столкновения Уэббера и Феттеля в Турции, а на следующем Гран-при в Великобритании Себастьян сломал переднее антикрыло, которое было у каждого из пилотов в единственном комплекте – и команда отдала Себу антикрыло Марка. Ту гонку в итоге выиграл австралиец и ехидно отметил в радиоэфире после финиша: «Неплохо для второго номера».
Что было дальше: Марк разбил статус главного претендента на титул об стену корейского автодрома, а в Абу-Даби проиграл окончательно. После того сезона Уэбберу уже редко удавалось всерьез бороться с обретшим уверенность Феттелем. А обидные случаи продолжались – чего стоит только Гран-при Малайзии-2013, где Себастьян ослушался приказа из боксов и пошел в атаку на не ожидавшего такого Марка и лишил того победы. В конце 2013 года Марк ушел из «Формулы-1» и сейчас гоняется в WEC.
«Фернандо быстрее, чем ты»
Что случилось: в квалификации Гран-при Венгрии-2009 в шлем Фелипе Массы прилетел элемент подвески от впереди идущего болида, бразилец потерял сознание и на полной скорости врезался в барьер. В сезоне-2010 напарником Массы стал Фернандо Алонсо, сходу начавший заявлять о себе, как о лидере «Феррари». Ровно спустя год после злополучной аварии «Формула-1» приехала на «Хоккенхаймринг», где Масса должен был наконец-то побеждать – он выиграл старт и уверенно лидировал, но такая ситуация не устраивала идущего позади Алонсо. Испанец заявил, что может ехать быстрее, и вскоре Фелипе были переданы слова напарника с недвусмысленным намеком убраться с дороги астурийца. Масса подчинился и пропустил Фернандо к победе – на подиуме бедный Фелипе едва сдерживал слезы.
Что было дальше: полное «овторикелливание» – Массе не удалось соответствовать уровню партнера и ему все чаще приходилось помогать Алонсо. Фелипе с тех пор так и не может выиграть гонку и сейчас его карьера потихоньку клонится к закату в «Уильямсе» – пока что Масса во многом повторяет путь своего друга Баррикелло.
Телятина по-французски
Что случилось: в середине сезона-2014 Жану-Эрику Верню было объявлено, что его место в «Торо Россо» в 2015 году займет Макс Ферстаппен. А вскоре после этого «Ред Булл» покинул Себастьян Феттель, на место которого взяли Даниила Квята, напарника Верня, которого француз опережал по очкам.
Если вспомнить, что во времена выступлений вместе с Риккардо в «Торо Россо» Жан-Эрик выглядел не хуже австралийца, начинаешь лишний раз понимать, насколько суровой может быть программа поддержки молодых пилотов «Ред Булл».
Что было дальше: Вернь так и не нашел места в «Формуле-1», хотя заслуживал – Жан-Эрик смог пристроиться тест-пилотом в «Феррари», но не более того. Ходили разговоры о переходе в «Хаас» в сезоне-2016, но в итоге с американской командой подписался Ромен Грожан. Сейчас Вернь выступает в «Формуле-Е» и буквально пару недель назад смог взять первый подиум в электрической серии.
Магнуссен и «Макларен»
Что случилось: датчанин потрясающе дебютировал в «Формуле-1», в первой же гонке приехав на подиум. Однако в дальнейшем повторить успех не удалось – уровень машины не позволял бороться за высокие места. Невезение, собственные ошибки, стабильность опытного Баттона, более чем двукратное отставание от напарника – и, тем не менее, Магнуссен смог оставить хорошее впечатление после первого сезона в Больших Призах. Однако руководство «Макларена» решило оставить Дженсона в составе, а Кевина перевести в резерв.
Что было дальше: когда про Магнуссена уже начали забывать, его вытащил из небытия «Рено». После расставания с Пастором Мальдонадо французскому коллективу нужен был сильный гонщик, и Кевин был лучшим из доступных вариантов. Такие шансы на реанимацию уже было загубленной карьеры выпадают нечасто – и сейчас датчанин принялся заново доказывать, что является одним из самых перспективных молодых пилотов мира.
Игра на понижение для Квята
Что случилось: после ужасно сложившегося для Даниила Квята домашнего Гран-при руководство «Ред Булл» приняло решение провести рокировку и поменять россиянина местами с гонщиком «Торо Россо» Максом Ферстаппеном. Теперь Даниил словно отброшен на пару лет назад и вернулся в Фаэнцу, где в 2014 году начинал свой путь в «Формуле-1». Эпитет «обидно» – это очень мягко сказано, это настоящий удар под дых, способный сломать любого.
Фото: Gettyimages.ru/Clive Mason/Allsport, Ker Robertson, Peter Fox, Mark Thompson; РИА Новости/Алексей Куденко