Завершилась 5-дневная обкатка болидов «Формулы-1» 2026 года в Барселоне: что нужно знать
Первые тесты или «обкатка» официально завершены. После пяти дней заездов на трассе «Барселона-Каталунья» верхние строчки протоколов окрасились в отчетливый красный цвет — сияние, в лучах которого в Италии наверняка будут греться до того, как 11 февраля в Бахрейне начнутся первые официальные тесты.
Итак, что мы знаем, а чего нет после того, как над Барселоной зашло солнце?
Что мы знаем
Новые машины отлично смотрятся на трассе

Хотя мы пока мало что знаем об этих новых болидах (подробнее об этом ниже), можно смело сказать, что визуальную проверку они прошли сразу. По рендерам, которые изначально представила «Формула-1», было сложно понять, как они будут выглядеть в реальности, но итоговый результат великолепен. Машины стали уже, задние антикрылья — ниже, а передние — изящнее, что в совокупности создает блестящий визуальный образ. Гонщики часто замечают: хороший знак, когда машина выглядит быстрой, и пока что все они действительно кажутся такими же стремительными и маневренными, как и надеялась «Ф1».
Как выяснилось, решение было простым. Удаление сверхсложных элементов старых машин — вроде ужасного нагромождения зазубренного открытого углеволокна — позволило создать более обтекаемый конечный продукт. Если старые болиды выглядели тяжеловесными и перегруженными деталями, то новые сбросили ровно столько лишнего, чтобы попасть в яблочко с общим дизайном.

Правила также, похоже, подтолкнули ряд команд вернуться к глянцевой краске после многолетних жертв в ливреях ради экономии веса. «Ред Булл», в частности, выглядит абсолютно роскошно после многих лет использования матового покрытия. Зрелище, когда 22 таких красавца устремятся к первому повороту в «Альберт-Парке», обещает быть поистине захватывающим.
Команда «Мерседес» укрепила репутацию фаворита предсезонки
Проехав в общей сложности 502 круга за три дня и показав второе время по итогам тестов, «Мерседес» начала предсезонку так, что их соперникам стало не по себе. Тон был задан в первый же день в Барселоне, когда Кими Антонелли стал первым гонщиком, выехавшим на трассу ровно в 9 утра по местному времени, как только загорелся зеленый свет на пит-лейн.
К вечеру четверга болид W17 преодолел в общей сложности 2325 километров за три дня на трассе — это лишь немногим меньше, чем путь от базы «Мерседеса» в Великобритании до автодрома «Барселона-Каталунья» в Испании и обратно. Поразительная дистанция для любой новой машины «Формулы-1», не говоря уже о болиде, построенном по совершенно новому техническому регламенту. Более того, к третьему и последнему дню «Мерседес» уже работала над квалификационными и гоночными симуляциями — задачами, которые часто оставляют на самые последние дни тестов.

«Мы более или менее выполнили все наши задачи», — сказал технический директор на трассе Эндрю Шовлин. «Мы закончили на день раньше [в четверг], но отчасти это произошло потому, что надежность машины позволила нам выполнять программу день за днем точно по плану».
Неделя «Мерседеса» в Барселоне напомнила о последней крупной смене регламента на двигатели в 2014 году, после которой команда из Брэкли завоевала восемь Кубков конструкторов подряд. После череды неверных решений в эпоху «граунд-эффекта» с 2022 по 2025 год, есть ощущение, что возвращение машин с более плоским днищем и повышенное внимание к технологиям силовых установок могут открыть «Мерседесу» путь обратно на вершину. Насколько далеко они продвинулись по этому пути, станет ясно только на тестах в Бахрейне, но время в Барселоне для «Мерседеса» вряд ли могло пройти лучше.
«Уильямс» в тяжелом положении

Для «Уильямса» нет смысла приукрашивать ситуацию: у них уже большие проблемы. Руководитель команды Джеймс Ваулз заявил, что команда могла бы приложить усилия, чтобы успеть в Барселону, но сделала бы это в ущерб запасу запчастей на первые этапы сезона. Возможно, это и так, но теперь «Уильямсу» придется потратить первую часть тестов в Бахрейне на отработку тех моментов, которые большинство их конкурентов уже закрыли в Каталонии. Это означает, что им предстоит тяжелая борьба, чтобы просто догнать остальных.
Определенным утешением для них может служить то, насколько сильно выглядит их поставщик двигателей «Мерседес», но «Уильямс» уже находится в ситуации, когда они абсолютно не могут позволить себе никаких задержек на Ближнем Востоке. Команда настаивает, что будет готова к Бахрейну, и до начала официальных тестов проведет 100-километровый съемочный день на трассе.

Не совсем ясно, что именно вызвало задержки в сборке болида. Ваулз очень тщательно подбирал слова во время общения со СМИ на этой неделе: он преуменьшал предположения о лишнем весе машины, но и не исключал это как возможную проблему, с которой столкнулась команда. Хотя он заявил, что «Уильямс» теперь прошла все необходимые тесты для участия в заездах, он уклонился от прямого ответа на вопрос, что именно затормозило команду, упомянув лишь «агрессивные» цели в разработке. Ни для кого не секрет, что Ваулз был шокирован тем, насколько слабой была инфраструктура «Уильямса», когда он возглавил её в 2022 году, и можно с уверенностью предположить, что часть этих проблем за кулисами всё еще требует решения.
Масштаб вызова для «Ауди» и «Кадиллака»

Весь смысл тестов на этой неделе заключался в том, чтобы дать командам «Ф1» дополнительное время на освоение вызовов нового регламента. Было очевидно, что некоторым командам потребуется времени больше, чем остальным, и неудивительно, что абсолютные новички из «Кадиллака» и новая заводская команда «Ауди» закончили неделю с относительно небольшим количеством кругов. Однако сам факт того, что обе команды были на трассе все три дня, стал важной вехой для обоих проектов — особенно на фоне позднего прибытия «Астон Мартина» и полного отсутствия «Уильямса».
История «Кадиллака», пожалуй, выглядит даже более впечатляющей. У команды было всего 323 дня между получением одобрения на вступление в «Ф1» и первым днем текущих тестов, но им все же удалось вывести машину на трассу и проехать 164 круга (помимо обкатки в начале января).

«Целью на эту неделю была именно обкатка — выполнение различных проверок, связанных в большей степени с надежностью и обеспечением стабильной платформы», — сказал в пятницу руководитель команды «Кадиллак» Грэм Лоудон. «В Бахрейне мы гораздо больше сосредоточимся на производительности, пытаясь понять, насколько быстрыми мы на самом деле можем сделать эти машины».
Первый серьезный километраж для совершенно нового двигателя и коробки передач «Ауди» также стал достижением сам по себе. Имея на трассе всего одну машину (в отличие от других мотористов, поставляющих двигатели клиентским командам), «Ауди» больше всего нуждалась в пробеге и завершила тесты с 243 кругами, большая часть которых пришлась на продуктивный финальный день в пятницу. Как и в случае с «Кадиллак», остается надежда, что в Бахрейне удастся прибавить в скорости, но у амбициозного проекта «Ауди», по крайней мере, теперь есть точка отсчета.
Этим тестам не стоило быть закрытыми

Несмотря на колоссальный интерес к началу новой эры «Ф1», было принято решение провести тесты на этой неделе за закрытыми дверями, без допуска прессы и болельщиков. Руководство «Формулы-1» заявило, что об этом просили команды, однако сами команды указывали на то, что именно «Ф1» наложила ограничения на публикацию информации, видео и фотографий. Даже итоговые протоколы кругов (которые, стоит признать, мало что значат на столь раннем этапе) не публиковались официально — их приходилось собирать через источники, имевшие доступ к мониторам хронометража на автодроме.
Канал F1 TV подготовил серию коротких интервью с гонщиками и персоналом в конце каждого дня, но, судя по всему, без малейшего желания копать глубже поверхностных вопросов. Перед началом заездов источники сообщили ESPN, что истинная причина, по которой «Ф1» настояла на названии «обкатка» (shakedown) для этих пятидневных тестов, кроется в контрактных обязательствах перед Бахрейном. Согласно им, королевство должно принять первые официальные тесты в феврале, и «Ф1» не хотела перетягивать внимание на себя раньше времени.

Хотя дефицит информации из Барселоны, вероятно, подогреет интерес к Бахрейну, кажется, что «Ф1» упустила возможность начать год с того размаха и ажиотажа, которого заслуживали усилия команд. Пока руководство спорта, возможно, поздравляет себя с успешным «контролем повестки», самые преданные болельщики (те, кто следит даже за тестами) были вынуждены довольствоваться тем, что можно назвать лишь «предсезонными объедками», вместо того чтобы углублять свои знания об этих удивительных новых машинах.
Чего мы не знаем
Насколько велик разрыв в пелотоне

Учитывая, что несколько команд уже находятся в отличной форме, настоящая проверка нового регламента начнется только в пылу бахрейнской жары, когда пойдут заезды на результат. В 2014 году «Мерседес» быстро нашла преимущество, которое сохранялось долгие годы, но «Ф12 надеется, что новый цикл правил создаст куда более равные условия. В нынешний регламент также встроены механизмы, помогающие отстающим командам догонять лидеров, так что фанатам не стоит ждать прямого повторения начала эры турбогибридов V6.
Тем не менее, какие бы сдержки и противовесы ни вводились, радикально новый регламент всегда дает одной из команд шанс вырваться вперед и доминировать на ранних этапах. Барселона не дала на этот счет никаких зацепок: одна команда, вроде «Мерседеса», может быть впереди всех, или же это может быть дуэт «Мерседеса» и их клиента «Макларена», пока остальные пытаются их догнать. Также возможно, что обнадеживающие тесты «Феррари» — это добрый знак, и итальянская команда тоже в деле, а «Ред Булл» может оказаться сильнее, чем многие ожидали.


Можно ожидать, что эта четверка вечных фаворитов останется сильнейшей на решетке, но будет ли среди них «Астон Мартин»? Сможет ли команда-сюрприз вроде «Хаас» или «Альпин» примкнуть к ним, как это сделала «Уильямс» в 2014-м? И что насчет новичков «Ауди» и «Кадиллак»? Предстоит ли им тяжелая борьба на протяжении всего года или прогресс придет быстро?
В конечном счете, это главные вопросы о расстановке сил по итогам «обкатки». Шесть дней в пустыне в следующем месяце дадут более четкое представление об иерархии перед Мельбурном — особенно следите за временами кругов, показанными вечером под прожекторами, когда температура трассы падает.
Станет ли «Феррари» наконец-то снова претендентом на титул?

На первый взгляд, тесты «Феррари» в Барселоне впечатлили не меньше, чем у «Мерседеса», а возможно, и больше. Итальянская команда проехала 440 кругов (несмотря на работу на мокрой трассе во вторник) и установила лучшее время тестов в финальный день, оказавшись на 0,097 секунды быстрее результата Льюиса Хэмилтона в четверг. Стоит оговориться, что время Хэмилтона было показано на трассе, состояние которой улучшалось еще 24 часа по сравнению с заездами Расселла, но, по правде говоря, у нас недостаточно данных о любом из этих кругов, чтобы проводить разумное сравнение.
Настоящая причина, по которой тесты «Феррари» вызывают меньше восторга, чем успехи «Мерседеса», — это череда разочарований, которыми итальянская команда кормила нас после многообещающих предсезонок прошлых лет. Например, команда вступила в прошлый год после сильного завершения 2024-го и солидных тестов в Бахрейне, но в итоге закончила 2025 год без единой победы. Это не значит, что «Феррари» повторит те же ошибки в этом году, просто на данном этапе у нас недостаточно информации, чтобы опровергнуть устойчивый тренд на разочарование, сложившийся в последние годы.

Однако есть повод для оптимизма: машина, которую «Феррари» выставила в Барселоне, выглядела довольно базовой с точки зрения разработки. Перед тестами руководитель команды Фредерик Вассёр назвал её версией «Spec-A», созданной для наката километров, а не для демонстрации предельной скорости. Хотя это наверняка справедливо для многих команд на этой неделе, существует вероятность, что «Феррари» приедет в Бахрейн с пакетом точечных обновлений и станет явным фаворитом. Но пока мы не увидим финальные спецификации всех машин перед первой гонкой в Австралии, слишком рано раздувать хайп вокруг круга Хэмилтона в Барселоне.
Понравятся ли новые машины гонщикам?

Хотя болиды выглядят великолепно, еще предстоит выяснить, насколько хорошо они управляются и позволяют ли они вести плотную борьбу. Поскольку команды публиковали крайне мало медиаматериалов на прошлой неделе, за эти пять дней было не так много возможностей для серьезной журналистики или глубоких расспросов о специфических деталях новых машин.
Любопытной особенностью нового поколения стал объем работы по управлению энергией, который гонщикам теперь приходится выполнять на каждом круге — по сути, на смену старой системе помощи при обгонах (DRS) пришел «энергетический буст» (energy boost). Тем не менее, аэродинамические элементы никуда не делись. Ожидается, что пилоты будут находиться в постоянном контакте со своими гоночными инженерами (особенно на первых этапах), обсуждая, как лучше управлять «активной аэродинамикой» — подвижными закрылками переднего и заднего крыльев, которые контролируются кнопками из кокпита. Это наверняка станет одной из главных тем для обсуждения в начале года.


Для «Формулы-1» это важный и масштабный вопрос. Большинству гонщиков со временем разонравилась предыдущая эра болидов с «граунд-эффектом», и Ф1 проектировала новое поколение так, чтобы машины стали более маневренными и лучше подходили для борьбы колесо в колесо.
Одним из главных критиков старых болидов был четырехкратный чемпион мира Макс Ферстаппен, бесспорно лучший пилот в нынешнем пелотоне. Ранее он намекал, что без проблем может уйти из спорта, если новые машины не станут интереснее в управлении. Для «Ф1» это был бы абсолютно худший сценарий. На эти новые машины поставлено слишком многое, и мы до сих пор не знаем — за дежурными предсезонными улыбками пилотов, просто счастливых снова оказаться в кокпите, — нравится им то, что они видят, или нет.
Смогла ли «Ред Булл» создать идеальный двигатель?

С тех пор как «Ред Булл» решила самостоятельно производить силовые установки для 2026 года, не утихали споры о том, не обернется ли эта дерзкая стратегия провалом. Решение «Хонды» уйти из спорта после 2021 года не оставило команде иного выбора, кроме как начать всё с нуля, и проект всерьез стартовал в 2022 году на базе в Милтон-Кинс.
Старт проекта Red Bull Powertrains с чистого листа давал повод ожидать, что потребуется время, чтобы выйти на уровень таких исторических производителей, как «Мерседес» и «Феррари». Однако первые признаки из Барселоны выглядят чрезвычайно многообещающе для двух команд, принадлежащих «Ред Булл»: вместе они проехали 623 круга с новой силовой установкой DM01.

Более того, судя по «облегающему» дизайну боковых понтонов RB22, аэродинамики «Ред Булл» явно получили удовольствие от работы со своим собственным моторным департаментом, чтобы максимально эффективно скомпоновать весь болид. Добавьте к этому недавние слухи о том, что «Ред Булл», как и «Мерседес», использует лазейку в регламенте, позволяющую повышать степень сжатия при работе на высоких температурах, — и мы получим потенциально конкурентоспособную силовую установку прямо «из коробки».
Конечно, это только начало, и истинный потенциал двигателя «Ред Булл» остается загадкой, но то, что когда-то считалось слабым местом команды перед 2026 годом, на деле может оказаться одной из её сильных сторон.
Насколько конкурентоспособны «Астон Мартин» и «Хонда»?

«Астон Мартин» завершила тесты с наименьшим количеством пройденных кругов (65) среди команд, представленных в Барселоне. Источники ESPN подтвердили, что в пятницу команда весь день работала на гораздо более щадящих режимах двигателя, чем соперники. Это отразилось и на времени: их лучший результат оказался в промежутке между быстрейшими кругами «Ауди» и «Кадиллак».
Частью этого дорогостоящего проекта стал переход на эксклюзивное партнерство с «Хонды» в этом году. Японский производитель в 2021 году ненадолго решил покинуть «Ф1», свернув все будущие разработки, но «Астон Мартин» удалось заманить их обратно к моменту окончания сотрудничества «Хонды» с «Ред Булл» в прошлом году. В результате «Хонда» потеряла драгоценное время. Источники ESPN сообщают, что интеграция двигателя уже вызвала ряд трудностей, но этого и следовало ожидать от команды, меняющей моториста одновременно со сменой регламента.

Напрашивается простой вывод: Фернандо Алонсо ждет очередной разочаровывающий сезон — подобный тем, что были у него с «Хондой» в «Макларене» — а его команда совершенно не готова к кампании. Однако любые задержки в «Астон Мартин» стоит рассматривать через призму одного важного фактора: Эдриана Ньюи.
Легендарный конструктор, ставший руководителем команды в конце прошлого года, всегда доводил пределы разработки в предсезонке до крайности. В его бытность в «Ред Булл» не было редкостью, когда команда привозила на вторые тесты совершенно иную машину; затянувшийся старт недели для «Астон Мартина» намекает на то, что и в этот раз может применяться аналогичная философия.

Следующая остановка — Бахрейн, 11 февраля, где команды наконец «снимут маски», а я жду в вас по воскресеньям!








































