7 мин.

Следим за «24 часами Ле-Мана»: главные события, аварии и обгоны

14-15 июня состоится 93-я в истории гонка «24 часа Ле-Мана». Старт – в субботу, в 17:00 по московскому времени.

Культовый марафон пройдет в рамках чемпионата мира по гонкам на выносливость (WEC), это четвертый этап сезона из восьми. Заезд проводят на знаменитом кольце протяженностью 13,626 км недалеко от французского города Ле-Ман, которое так и называют – «Трасса «24 часов Ле-Мана».

Следите за главными событиями гонки в обновляемом материале: раз в несколько часов здесь будет появляться информация о происшествиях, смене лидеров и ключевых эпизодах.

Основные правила гонки

В соревнованиях участвуют экипажи из трех человек, которые управляют одним болидом. Пилоты сменяют друг друга на пит-стопах, ни один из них не может находиться за рулем более четырех часов подряд или 14 в сумме.

Соревнования в Ле-Мане проводятся в трех классах: гиперкары, LMP2 и LMGT3.

За победу в основной классификации сразится 21 гиперкар «Феррари», «Тойоты», «Астон Мартин», «Порше», «Кадиллака», «БМВ», «Альпин» и «Пежо». Все автомобили высшего класса являются гибридными, за исключением «Астон Мартин» (британцы выставят на старт «Валькирию» – гоночную версию знаменитого спорткара Эдриана Ньюи). Производители либо полностью создают гиперкар сами в рамках технического регламента (тип машины LMH), либо снабжают стандартное шасси своим корпусом, мотором и гибридной составляющей (тип машины LMDh). Для уравнивания возможностей применяется так называемый «баланс производительности», регулирующий массу и максимальную мощность болидов в зависимости от расклада сил.

В категории LMP2 используются стандартные шасси и моторы, там соревнуются только частные команды.

В классе LMGT3 гоняются на болидах GT3 с незначительными адаптациями под Ле-Ман, созданными различными производителями – в частности, «Астон Мартин», «БМВ», «Феррари», «Лексусом», «Мерседесом» и «Маклареном». В составе должен присутствовать как минимум один гонщик «бронзовой категории» ФИА – фактически любитель.

За кем следить?

«Феррари» выиграла три гонки из трех на старте сезона WEC, а также два предыдущих заезда в Ле-Мане – но не будем забывать про баланс производительности, который должен сдержать Скудерию.

До «Феррари» пять лет доминировала «Тойота», она же выиграла чемпионат 2024 года в зачете производителей, хотя трофей для гонщиков забрал экипаж «Порше».

В одной из машин «Феррари» выступает знакомый болельщикам «Формулы-1» Антонио Джовинацци, хватает звезд за рулем других гиперкаров: в гонке выступят чемпион мира 2009 года Дженсон Баттон («Кадиллак»), экс-пилоты «Ф-1» Мик Шумахер («Альпин»), Роберт Кубица (клиентская «Феррари» команды «АФ Корсе»), Кевин Магнуссен («БМВ»), Себастьян Буэми, Камуи Кобаяси, Брендон Хартли (все – «Тойота»), Пол ди Реста, Стоффель Вандорн, Жан-Эрик Вернь (все – «Пежо»), Паскаль Верляйн и Фелипе Наср (оба – «Порше»). И это не считая статусных пилотов WEC вроде Майка Конвея и Ре Хиракавы в «Тойоте» или Антонио Фуоко и Джеймса Каладо в «Феррари» – и не только. Все они поборются в главном классе.

В других категориях составы не столь яркие, но есть интересные персонажи: бывший гонщик «Ф-1» (два этапа за «Хаас» в 2020-м) Пьетро Фиттипальди, чемпион «Формулы-2»-2023 Тео Пуршер и трехкратная чемпионка серии W Джейми Чедуик в LMP2, легенда MotoGP Валентино Росси, российский пилот Тимур Богуславский и Эдуарду Баррекелло (сын экс-пилота «Ф-1» Рубенса) в LMGT3.

Поул сенсационно выиграла команда «Кадиллак» – фавориты из «Феррари» и «Тойоты» далеко позади

Два «Кадиллака» показали лучшие времена в гиперпоуле в Ле-Мане.

Алекс Линн за рулем «Кадиллака» №12 (выступает с Уиллом Стивенсом и Норманом Нато) стал быстрейшим в заключительной части квалификации к «24 часам Ле-Мана» и начнет гонку с поул-позиции, вторым сессию завершил Эрл Бамбер за рулем гиперкара №38 (выступает с Дженсоном Баттоном и Себастьяном Бурдэ).

Третьим стартует экипаж «Порше» №5 (Жюльен Андлауэр, Микель Кристенсен, Матье Жамине), четвертым – «БМВ» №15 (Кевин Магнуссен, Раффаэле Марчелло, Дрис Вантор). Машина «Порше» №6 ранее была дисквалифицирована из квалификации из-за недовеса.

Неудачно квалификация сложилась для «Феррари», доминирующей в WEC. Гиперкар №50 (Антонио Фуоко, Мигель Молина, Никлас Нильсен) начнет заезд лишь седьмым, №51 (Алессандро Пьер Гвиди, Джеймс Каладо, Антонио Джовинацци) – 11-й, лучшая из «Тойот» №8 (Себастьян Буэми, Брендон Хартли, Ре Хиракава) – десятой.

«Порше» возглавил марафон на старте

Уже на первом круге случилась смена лидера: Жюльен Андлауэр из экипажа №5 команды «Порше Пенске» уверенно опередил соперников из «Кадиллака». Отличился и «Порше» под №6: после старта с 21-го места довольно резво прорвался на 13-е. Эксперты отметили, что после прошлого года немецкая машина заметно прибавила в скорости на прямой.

В LMP2 лидерство сохранила команда «ТДС Рейсинг» с Матиасом Бешем за рулем. В LMGT3 тоже начали без смены лидера – впереди удержалась «Харт оф Рейсинг», выступающая на «Астон Мартин».

Вплоть до первых пит-стопов положение сильно не менялось: «Порше» в гиперкарах продолжал наращивать отрыв от «Кадиллака», а позади временами происходили рядовые обгоны.

Через пять минут Андлауэр и прочие участники из категории гиперкаров нагнали GT3 – где тем временем шла борьба за топовые позиции: «Айрон Линкс», ранее прорвавшаяся на вторую строчку, уступила ее «Аккодис АСП».

В LMP2 команда «АО бай ТФ» отобрала второе место у «Интер Европол Компетишн» – других изменений в первой тройке на наблюдалось, лидерство удержала «ТДС Рейсинг».

Ближе к концу 40-минутного отрезка начались первые пит-стопы и замены пилотов в категориях LMP2 и LMGT3, а затем волна остановок зацепила и лидеров: оба «Кадиллака» поехали дозаправляться. Следом за ними на пит-лейн отправился и лидировавший экипаж «Порше».

На момент окончания отрезка положение в классах выглядело следующим образом:

Гиперкары

1. «Порше Пенске» (№4: Фелипе Наср, Ник Тэнди, Паскаль Верляйн)

2. «АФ Корсе» (№83: Филип Хэнсон, Роберт Кубица, Е Ифэй)

3. «Пежо» (№94: Лоик Дюваль, Мальте Якобсен, Стоффель Вандорн)

LMP2

1. «Интел Европол Компетишн» (№43: Том Дильманн, Якуб Смеховски, Ник Йеллоли)

2. «ИДЕК Спорт» (№28: Себастьян Альварес, Поль Лафарг, Йоб ван Эйтерт)

3. «АО бай ТФ» (№199: Дэйн Кэмерон, Луи Делетраз, Пи Джей Хайетт)

LMGT3

1. «Аккодис АСП» (№78: Финн Герзиц, Джек Хоксворт, Арно Робин)

2. «Харт оф Рейсинг» (№27: Маттиа Друди, Ян Джеймс, Закари Робишон)

3. «Рейсинг Спирит оф Леман» (№10: Эдуардо Баррикелло, Дерек Дебур, Валантен Асс-Кло)

Итоги 8 часов гонки – «Феррари» впереди

По состоянию на 1:00 по московскому времени, и по прошествии 8 часов с начала гонки, когда на трассу «Сарте» уже опустилась тьма, лидерство в марафоне в классе гиперкаров удерживают два экипажа «Феррари» – №83 (Роберт Кубица, Йифей Йе, Филлип Хэнсон, последний в данный момент за рулем) и №51 (Алессандро Пьер Гвиди, Антонио Джовинацци, Джеймс Каладо, последний в данный момент за рулем).

На третьей позиции идет экипаж «Порше» №6 (Кевин Эстре – за рулем в данный момент, – Лорен Вантур и Мэтт Кэмпбэлл).

В классе LMP2 лидерство удерживает экипаж «Интер Европол Компетишн» №43 (Том Дильманн, Якуб Смеховски, Ник Йеллоли)

В классе LMGT3 на первой позиции идет экипаж команду WRT №46 (Ахмад Аль Харти, Валентино Росси, Кевин ван дер Линде)

Фото: Gettyimages.ru/Ker Robertson, Clive Rose