18 мин.

Летний рейтинг силы команд «Ф-1»: «Феррари» вторая в чемпионате, но под ударом середняков на треке

Гран-при Испании завершил первый европейский тройник и закрыл первую треть сезона «Ф-1». Заезд в Барселоне особенно ждали как возможность детально изучить расстановку сил пелотона без поправок на креативные стратегии или уличный квалификационный хаос:

● «Барселона-Каталония» полна поворотов всех типов и быстрых отрезков – на ней удобно проверять обновления и сравнивать работу машин с данными симуляторов;

● Раньше трек был главным тестовым полигоном «Ф-1» – здесь накатаны сотни тысяч кругов и в реальной жизни, и в виртуальных средах. Конфигурация трассы стала базовой для «среднего круга» большинства симов – он точно самый знакомый для каждой команды, а результат на нем лучше всего переносится и на остальные этапы;

● Любому гонщику он тоже близко знаком – потому даже у опытнейших пилотов и богатейших команд нет «записных» преимуществ по данным над аутсайдерами и новичками. Только чистая техника;

● Именно в Барселоне вводили в действие директиву по ужесточению требований к передним антикрыльям. Половина пелотона надеялась на изменение расстановки – потенциально в выигрыше считалась «Феррари». И перемены на решетке действительно ожидались.

И случились ли они? Судя по результатам гонки, кажется, будто и не особо, но в Кубке конструкторов сразу несколько грандиозных перестановок.

Насколько таблица сегодня соответствует реальному раскладу сил?

Мы изучили обновления болидов, их скорость и эффект от директив и составили новый рейтинг силы. Позиции в предыдущем рейтинге после старта сезона – в скобках.

1. «Макларен» (в предыдущем рейтинге – 1)

Идеальная демонстрация силы лидера чемпионата в том, как маниакально соперники ищут обходы регламента на MCL39: то продавили ужесточение проверок на гибкость задних антикрыльев, то переместили фокус на передние, то давили на ФИА для дополнительных проверок системы охлаждения шин и тормозов – нет ли там запрещенных устройств, жидкостей или материалов…

«Макларен» раз за разом проходит все проверки, переживает все правки в технике – и остается лидером. Либо правы боссы Андреа Стелла и Зак Браун, и соперники ищут в другом месте, либо особенного секрета действительно нет – и технический штаб просто создал универсальную машину с широким окном настроек.

Европейское турне доказало: главное свойство MCL39 – в прижимной силе на любом типе треков и в любом виде поворотов. Огромный резерв по нагрузке на обоих осях позволяет выстраивать баланс под конкретный автодром, погоду, условия и накат – в том числе по желанию пилотов. Достаточно менять антикрылья и жесткость подвески – которая у «Макларена» как раз одна из самых продвинутых в борьбе с проседанием на торможениях и разгонах. Она обеспечивает стабильную аэродинамическую платформу и равномерный уровень прижимной силы везде.

А контроль над генерированием прижима позволяет диктовать и желаемый уровень скорости прогрева шин – и дальнейший контроль за температурами по ходу гонки. Можно немного сбросить и остудить покрышки, потому что знаешь: затем можно ускориться и вновь «включить» их дополнительной энергией в поворотах. И только болид «Макларена» во всем пелотоне достиг такого уровня аэродинамической эффективности при всех температурах – именно трек в Барселоне и служит обычно экзаменом по этой части.

Выходит, «Макларен» неуязвим? Нет: заточка под прижимную силу привела к снижению скорости на прямых. Следовательно, на оранжевом болиде достаточно трудно обгонять – даже с DRS не всегда хватает возможностей для атаки. Особенно если соперник не ошибается, технично занимает апексы, вовремя разгоняется и точно попадает на траектории при торможении. «Макларенам» остается либо рисковать «нырками», либо долго и планомерно раскачивать и пугать конкурентов заходами по разные стороны болида, либо просто переживать на треке и ждать износа покрышек соперника. В Имоле Ферстаппен показал, как это работает: достаточно оказаться впереди после квалификации или на старте, чтобы великолепный «Макларен» споткнулся.

И все же для победы над оранжевыми соперник должен выложиться на 100%, не ошибаться и уповать на промашки Пиастри с Норрисом. Оскару и Ландо же не нужно ждать подарков.

2. «Ред Булл» (3)

Немного странно видеть на втором месте команду в рейтинге команду на четвертой позиции в Кубке конструкторов? Да еще и со вторым пилотом, вылетающим в первом сегменте квалификации? Что ж, такова нынешняя «Формула-1» – она очень уплотнилась. На самом деле Юки Цунода (почти как Лиам Лоусон и Серхио Перес ранее) проигрывают Ферстаппену по 0,6-0,8 секунды с круга, но если раньше такое отставание не мешало претендовать на подиум, а позже бороться за очки, то со второй половины прошлого сезона из-за насыщенной борьбы прежнее отставание от Ферстаппена гарантирует лишь старты с последнего ряда.

Нынешний второй пилот команды Юки Цунода лишь в очередной раз показывает, почему его не поднимали в топ-команду раньше – все увидели истинную цену заявлениям: «Машиной управлять не так уж сложно», «я нашел настройки за 3 сессии на симе» и «смогу бросить вызов Ферстаппену, когда освоюсь». Пока Юки в точности воспроизводит финальные Гран-при Переса: портит новые детали, получает машину-франкенштейна из набора всего, что осталось в наличии, логично замедляется, рискует для компенсации нехватки скорости, платит за риск новыми повреждениями и повторяет цикл.

По выступлениями японца оценивать «Ред Булл» не совсем правильно. А в остальном бычий болид с Ферстаппеном за рулем – единственный способен бросить вызов «Макларену» в деятельной борьбе. И по темпу на одном круге, и на длинной дистанции, и по стратегическим решениям, и по мастерству Макса – без него фанаты уже бы ныли из-за британского доминирования.

Состояние «Ред Булл» сейчас лучшее за весь 2025-й: команда наконец по-настоящему проверила последние обновления – они действительно работают: у Ферстаппена появилось больше возможностей к балансировке машины. На любом треке с неагрессивными поребриками и меньшим запросом к шинам Ферстаппен получит новый шанс (например, Канада?), а в условиях среднегорья в Австрии у «Ред Булл» появится и моторный козырь.

В дальнейшем уровень машины вряд ли вырастет – Гельмут Марко анонсировал конец цикла активных крупных обновлений. «Ред Булл» собирается дополнять машину Макса небольшими деталями, пока сохраняется шанс на личный титул, а в остальном фокус сместится на 2026-й.

3. «Мерседес» (2)

«Серебряные стрелы» не сделали шага назад – скорее, остались на том же уровне, пока соперники прогрессировали. Теперь «Ред Булл» окончательно вырвался вперед, а сам «Мерседес» пытается выправить падение скорости в жарких условиях.

До предыдущей волны обновлений сильной стороной W16 был баланс, инструменты быстрого прогрева шин и оттого достаточно благоприятные условия для сияния пилотов. Расселл выжимал даже чуть больше ожидаемого, а стратегический штаб ему соответствовал.

В Имоле же «Мерседес» с одной стороны готовился к ужесточению проверок антикрыльев на гибкость, с другой пытался расширить возможности болида – и привез новый обвес с задней подвеской против проседаний (примерно как у «Макларена»). Однако с подвеской возникли проблемы: Расселл постоянно жаловался на потерю сцепления в задней части, и после провала в Монако использование деталей отложили.

В Барселоне пришлось воспроизводить нагрузку на обоих осях без новой подвески – временное и ограничивающее решение. Оно не подходит для всех типов трасс и погод, и «серебряным стрелам» приходится жертвовать практиками для долгих отрезков на одном комплекте шин и пользоваться антикрыльями побольше. Расплата – количество наборов настроек, которые можно испытать, и былая скорость на прямых. Если «Мерседес» не доделает деталь, то рискует потерять и нынешнюю позицию в Кубке конструкторов (и даже в рейтинге!).

4. «Феррари» (4)

Как команда со второго места в Кубке конструкторов может оставаться четвертой по силе? Скудерии повезло с набором очков в двух последних Гран-при: «Мерседес» ломался и вяз в аутсайдерах, «Ред Булл» вообще гоняет одной машиной, а в Испании поход за подиумом подбил сейфти-кар и помутнение Ферстаппена…

«Феррари» в такой ситуации достаточно не отставать слишком сильно – и тогда появляются шансы. А уж Леклер за них хватается с прежним голодом – приход Хэмилтона замотивировал его еще больше.

В остальном «Феррари» не выглядит безнадежным соперником «Уильямса» на треке. Красная машина демонстрирует приличный темп в идеальных условиях в гонках, но вместе с тем к руководству есть вопросы: «И почему это все равно максимум 5-е место в квале»? У SF-25 не прорезалось сильных сторон – скорее алый болид теперь удается балансировать так, чтобы не было откровенно слабых. Общий уровень Скудерии явно не соответствует возможностям прямых конкурентов и амбициям марки – временами одну из машину обгоняет даже «Заубер».

Общий уровень команды тоже не дает оснований котировать «Феррари» выше: стратеги продолжают медитировать на мостике вместо быстрых ответов и распределения субординации, Хэмилтон все меньше понимает гоночного инженера и все больше разочарован обстановкой (мечется от просьб быстрых обновлений до концентрации на сезоне-2026), а Леклер все больше давит на Льюиса, чтобы тот сторонился. Такая Скудерия сдаст завоеванные позиции при первом же тычке – вся надежда на масштабное обновление подвески на Гран-при Великобритании.

5. «Уильямс» (6)

Казалось бы, на Гран-при Испании синяя команда провалилась, давно объявила о сворачивании обновлений и с прогрессом конкурентов больше не выглядит претендентом на битвы с «Феррари» – как же тогда она может еще и подниматься в рейтинге?

Трек в Испании в принципе вскрыл все слабые стороны всего поколения нынешних болидов «Уильямса» – синие и не смогли бы тут преуспеть. У них все еще простая машина с сильными ограничениями, которая перестает работать в сложных технических поворотах.

«Как только на машину действует несколько типов перегрузок – прижимная сила исчезает, – пояснил Карлос Сайнс. – Вот почему мы любим длинные прямые, короткие повороты. Чем длиннее повороты – тем больше времени мы проводим в таких условиях, когда прижимной силы вообще нет».

А «Барселона-Каталония» состоит именно из таких виражей. Да еще и на обеих машинах разнесли антикрылья на первом же круге – просто без шансов на результат.

Но таких трасс не так уж много – например, следующий автодром в Канаде уже полон прямых и коротких поворотов. Возвращение к битвам за топ-5 произойдет моментально.

Ведь у «Уильямса» есть целый набор сильнейших качеств, которых нет даже у более богатых и прославленных команд:

● полное и точное понимание силы и слабостей своего шасси (на уровне «Макларена»);

● полное и точное понимание, как нужно настраивать болид под определенный трек и условия, на какие компромиссы идти и с какими сложностями тогда гонщики смогут справиться (здесь – даже круче «Макларена»);

● феноменальная стратегическая гибкость и адаптивность – в Монако, например, «Уильямс» за полгонки скопировал успешную тактику «Рейсинг Буллз» и защитил двойные очки. Здесь синие тоже даже претендуют на лидерство в пелотоне;

● пара пилотов, которая только раскрывает, усиливает и дополняет все предыдущие пункты. И по части командной работы, и по настройкам, и по работе в симуляторе – например, Албон рассказывал, как нашел возможности для улучшений на симуляторе путем «обратного инжиниринга», хотя данные из аэротрубы говорили, что такие установки детали не сработают;

«Уильямс» среди лидеров по качеству и стабильности команды – и как минимум здесь он бьет всех остальных середняков.

6. «Рейсинг Буллз» (8)

Кстати, о качестве – именно следующего шага в этом аспекте не хватало второй команде «Ред Булл» для перехода в класс «середняка, постоянно опасного для топов». Аджар и раньше выдавал хорошие квалификации, Лоусон и раньше активно атаковал соперников в гонках и выдавал неплохие длинные отрезки, но часто их усилия обнулялись разнобоем в командном взаимодействии. То стратегия подводила обоих, то пилоты никак не могли помочь друг другу – сказался перевод ветерана Цуноды и появление дебютанта без опыта.

На европейских этапах «Рейсинг Буллз» словно выдохнул от перелетов без отдыха и возможности что-то осмыслить. Процессы явно пересмотрели, ошибки разобрали, стратегия изменилась – нотки экспериментов стали более здравыми.

Теперь «Рейсинг Буллз» показывает миру, как круто может работать простая схема «базово стабильная машина с талантливыми пилотами уже без особого давления». Может, команде и повезло, что главная перестановка произошла раньше – теперь парни из Фаэнцы сконцентрированы на деле и очках. А среди пилотов роли распределены естественным образом: Лоусон всегда был средним квалифайером, но приличным мастером в гонках – потому как прикрывающий он идеален, пока Аджар в режиме свободного охотника пытается настрелять очков побольше. Причем француза сконцентрировали не на агрессивном подходе, а на удержании доступного: не вступать в безнадежные и опасные схватки и просто держать темп. Это как раз показатель качественной внутренней работы.

А с машиной у «Рейсинг Буллз» и не было особенных проблем – она управляемая и открывает вменяемое окно настроек, чтобы пилоты реализовывались по мере сил. Технически нынешняя вторая команда «Ред Булл» уперлась в личный потолок.

7. «Заубер» (10)

Первую часть сезона страдания «Заубера» были последствием решений прошлого года – будущая «Ауди» выбрала уникальный путь быстрых обновлений, чтобы хоть как-то оттолкнуться от дна. Из-за трудностей с корреляцией данных симулятора и трековых испытаний хинвильцы выбрали подход улучшений аэрообвеса – закрылков, оперений, антикрыльев и особенных форм. Подход сработал: машина ускорилась и влилась в пелотон по чистому темпу, но вскрылись другие слабости – генерирование прижимной силы через корпусные детали легко сбивалось турбулентным грязным воздухом. Это старая известная проблема – от нее страдали болиды всех предыдущих поколений до смены регламента в 2022-м, а «Заубер» продолжил страдать и теперь. Все квалификационные геройства Бортолето и Хюлькенберга уничтожались в хаотичных первых кругах – зелено-черные теряли позиции из-за трудностей с укрощением болида. Потому «Заубер» и оставался последним.

Но на Гран-при Испании все изменилось: черно-зеленые отошли от уникального пути обновлений через аэрообвес и привезли действительно новое днище с корпусом и диффузором. Теперь прижимная сила генерируется стабильнее – с упором не только на закрылки, но везде, в том числе и с эффектом присасывания к асфальту. И все сработало – темп вырос и на одном круге, и на длинной дистанции.

Больше всех в квалификации спрогрессировал именно Бортолето – и рывок молодого напарника словно разбудил Хюлькенберга, который в гонке действительно собрался, проехал вообще без ошибок и пользовался каждой минимальной возможностью и удачным моментом для повышения позиции. Причем его темп даже на длинной дистанции вообще не снижался. Бортолето тоже мог приехать в очках, но уступил в сражении колесо в колесо боевым Алонсо и Лоусону.

Более того, «Заубер» пообещал еще больше обновлений в этом году – причем тоже по новому подходу. План – обновлять болид как можно дольше: чтобы удостовериться в решении проблем корреляции новых инструментов и трека (пока команда заявляет, что все наконец заработало) и подтвердить, что процессы и философия верные. На 2026-й это не повлияет, ведь последние места обеспечили будущей «Ауди» большой запас ресурсов аэротрубы и симулятора.

И это как раз и есть наращивание качества команды: проблемные пит-стопы 2024-го остались в прошлом, и теперь хинвильцы конкурируют в этой области с лучшими бригадами, а с ходу сбалансированная машина в ветреной Барселоне показывает: в техштабе тоже все отлично.

Момент зафиксирован – в нынешней «Формуле-1» больше нет аутсайдеров.

8. «Астон Мартин» (9)

Главный пылесос топ-талантов и инвестор в базу ждал улучшений с первого же этапа, когда выяснилось, что новая машина изобилует техническими багами, ее невозможно сбалансировать, она проигрывает и на прямых, и в техничных поворотах. Оставался только потенциал — и шасси, и новенькой аэротрубы с симулятором на базе за 250 млн.

В Имоле на AMR25 наконец установили долгожданные улучшения, выпущенные на новой фабрике. Они действительно работают – и Алонсо моментально взлетел в квалах в топ-10 и обозначил амбиции на топ-5.

Но главные проблемы остались: мелкие неурядицы и неполадки постоянно отбрасывают гонщиков в конец пелотона и уничтожают потенциальные прорывы. То отказ мотора, то невезение, то стратегические просчеты – «Астон Мартин» все еще проседает по качеству команды, ведь ее фактически недавно пересобрали заново. Потому пока одни зеленые проигрывают другим зеленым.

Но тоже обещают обновления – после Гран-при Канады. Может, тогда позиция вновь изменится.

9. «Альпин» (5)

Еще один образец превосходства фактора качества команды над общим уровнем машины – французская «Альпин». После Гран-при Бахрейна она удивила всех близостью к фаворитам на трассах с техничными поворотами (и темпом на уровне «Макларена» в них), но реализовать сильные стороны так и не успела.

В Энстоуне начался классический «альпинизм»: «по личным причинам» ушел босс операций в «Ф-1» Оливер Оукс, только-только наладивший стратегию и операции на треке. Без него французы ухнули в прошлогодний хаос: помимо смены гонщика, развалились все повседневные процессы от настройки болида до определения очередности выезда из боксов на быстрые круги, разборок с трафиком, стратегии на заезды.

В итоге большую часть последних Гран-при Гасли либо тонул в мелких неурядицах и не добирался до реализации потенциала машины, либо и сам лез в маневры вроде атак по внешней аж на Леклера рядом с гравием. В итоге – закономерные вылеты и страдания вплоть до Барселоны, когда оказалось, что соперники обновились, разобрались с проблемами и подтянулись.

Теперь без ошибок топов надеяться на большие очки больше не выйдет – и биться за них придется даже не с «Феррари», а с сонмом «Уильямсов», «Зауберов», «Мини-РБ» и «Астон Мартин». И у них всех сейчас команды сильнее.

10. «Хаас» (7)

Очень требовательная по части аэродинамического обвеса Барселона вскрыла слабые стороны «Хааса»: машина сама по себе действительно средненькая по качеству на одном круге. Тем понятнее, почему американцы предпочли ловить шанс на длинных гоночных отрезках, альтернативных тактиках и особенных шинных стратегиях.

«Хаас» долго не привозил большие новинки, потому что не видел смысла: соперники угрожали только эпизодически, и то идея американцев скорее заключалась побеждать на мостике и в гоночном мастерстве. В остальном же маленькой команде логичнее было концентрироваться на 2026-м и отлаживании взаимодействия с «Тойотой» – потому и улучшения устанавливались только для такого, чтобы совсем не отправиться в подвал.

Насколько это сработало? Вполне: по чистому среднему темпу в неудобной Испании Бермэн и Окон не то чтобы сильно уступали прямым более сильным соперникам.

(Графика кругов гонщиков «Хааса» – серая, светло-зеленый – «Заубер», розовый – «Альпин», желтый – «Рейсинг Буллз»)

И это еще при условии провала смелой тактики завершения заезда на изношенных шинах без визита в боксы – то есть финальные отрезки все проезжали сильно быстрее.

Так что потенциал у «Хааса» остался, но не на техничных автодромах и явно без выстрелов в квалификациях. Любой потенциальный успех в ближайшем будущем видится только при выигрыше в стратегические шахматы и ошибках соперников. Ведь новый сателлит «Тойоты» пока не сообщал о планах активного развития машины, а остальные прямые конкуренты как раз занимаются активной разработкой деталей, либо уже оторвались вперед по качеству техники и команды.

Но это вовсе не значит, что «Хаас» теперь аутсайдер. Просто не стоит ждать геройств и воспринимать успехи на грани топ-10 как должное.

Актуальная «Ф-1» откроется вам через эти тексты:

Фото: Gettyimages.ru/Rudy Carezzevoli, Rudy Carezzevoli, David Ramos, Clive Rose