Второй пилот «Мерседеса» сдал четыре позиции за шесть поворотов – повторял ту же ошибку. Вылет из команды все ближе
Низшая точка худшего сезона Боттаса.
В последнее время у «Мерседеса» дела идут не очень, а у второго номера семикратных чемпионов – и вовсе кошмарно. Особенно неудачными вышли две последние гонки: в Монако Валттери Боттас вчистую переиграл Льюиса Хэмилтона и претендовал на подиум, пока не случился самый длинный пит-стоп в истории (по вине команды), а в Баку, напротив, весь уик-энд с трудом попадал в топ-10, хотя его напарник навязал борьбу «Ред Булл» и «Феррари». Итог одинаковый – ноль очков (а всего у финна уже три Гран-при с «баранкой» – больше, чем у любого другого пилота топ-8). Провал пошатнул и без того неустойчивое положение Валттери: уход из чемпионского коллектива по окончании сезона становится все реальнее, особенно под слухи о переговорах «Мерседеса» с Джорджем Расселлом.
Возможно, сказалось новое заднее антикрыло, установленное лишь на болид Льюиса, но у «Мерседеса» свое объяснение: финн сам выбрал другую деталь, а разница между напарниками в Азербайджане вызвана большей смелостью и уверенностью семикратного чемпиона – потому он и смог подобраться к лидерам за счет настроек.
«Если ты уверен в болиде, то можешь ехать ближе к стенам и, следовательно, чуть лучше прогревать резину, – рассказал технический директор команды Майкл Эллиот. – Чем выше температура шин, тем больше сцепления и скорости – все движется по восходящей.
Льюису удалось сделать маленький шаг в третьей практике с помощью настроек, и, похоже, это помогло ему извлечь из машины больше. Валттери, думаю, не добрался до этого шага, не нашел последнюю крупицу уверенности, чтобы поймать положительную динамику».
Отсутствие темпа наложилось на пилотажные ошибки: пиком стал рестарт, на котором Боттас потерял четыре позиции за полкруга. Эксперт сайта «Формулы-1» и экс-гонщик «Рено» Джолион Палмер рассмотрел эпизод для F1 TV и показал, как Валттери раз за разом выбирал одну и ту же неудачную траекторию без видимых причин и шансов на атаки.
Боттас неплохо (хоть и не блестяще) стартовал и занял внутренний радиус первого поворота, хотя возможностей что-либо отыграть не просматривалось. Но пока все нормально – все остались при своих.
Перед вторым поворотом «Мерседес» вновь расположился на внутренней – и уперся в соперников, намертво перекрывших финну путь в поворот. Зато внешняя траектория полностью свободна:
Чем и воспользовался Карлос Сайнс из «Феррари»:
Третий вираж – и Боттас опять уперся в конкурентов, освобождая путь пилоту «Макларена» Даниэлю Риккардо (который, кстати, секундами ранее так же пропустил Сайнса):
Вот и оранжевая машина – австралиец очень благодарен за приглашение:
После короткого рывка к четвертому повороту колесо в колесо Валттери оказывается на менее выгодном внешнем радиусе – позиция проиграна:
Кажется, вы и сами догадались о случившемся перед связкой пятого и шестого поворотов:
На этот раз свободное пространство занял Фернандо Алонсо – «Альпин» в точности повторил маневр «Макларена»:
А спустя пару мгновений еще и Кими Райкконен добил соотечественника:
«Я не до конца понимаю, что происходит – мне явно не хватало скорости, – признался №77 после финиша. – На рестарте машины соперников просто проезжали мимо меня слева и справа. Веселого мало».
А ведь в Баку Боттас всегда смотрелся как минимум не хуже Хэмилтона: в дебютный год в «Мерседесе» финн приехал вторым (Льюис – пятым из-за незапланированного пит-стопа), в 2018-м ехал на победу до прокола на последнем круге из-за обломков, год спустя – выиграл.
Сейчас Валттери вновь формально финишировал выше напарника, но лишь из-за ошибки Льюиса: тот случайно нажал «магическую кнопку» и отправился в путешествие в зону безопасности. В остальном разница между двумя W12 выглядела преогромнейшей – при этом обороняться Боттасу приходилось от далеко не отжигавших в Баку Сайнса и Риккардо, а также от болидов более низкого уровня – «Альпин» и «Альфа Ромео».
И беды №77 на первом рестарте не закончились: на втором возобновлении гонки (после красных флагов) пилот «Мерседеса» оставил много места уже на внутренней траектории в первом повороте и пропустил Николаса Латифи, хоть через полминуты и отыграл позицию.
С «Уильямсом» финн уже боролся на Гран-при Эмилии-Романьи: пусть вина за обоюдный сход и лежит в большей степени на Джордже Расселле, все еще неясно, почему в Имоле один «Мерседес» сражался с худшей командой последних лет, а другой – с «Ред Булл». Правда, проблема Боттаса с гонками в середине пелотона имелась и раньше: к примеру, на Гран-при Италии-2020 Валттери ничего не смог противопоставить середнякам.
Самую слабую гонку года Боттас провел на фоне слухов о потере кокпита: осведомленный и авторитетный английский журналист Джо Сэйвард уже прочит большие новости для Великобритании на местном Гран-при в середине июля – с явным прицелом на объявление о переходе в «Мерседес» Расселла и продлении Хэмилтона. Боссы «Уильямса» тоже готовы к потере лидера и рассказывают, как сложно будет удержать Расселла в случае предложения от семикратных чемпионов.
Нынешний сезон пока выходит худшим для Боттаса за все время гонок в паре с Льюисом. 47 очка – ужасный показатель даже с учетом двух сходов (для сравнения: в неудачном 2018-м – 68 после шести этапов). В мае Валттери заявлял о желании подписать новый контракт пораньше – ведь длительные переговоры отвлекают от борьбы в чемпионате. Дедлайном он озвучивал летний перерыв.
Но руководство «Мерседеса» не спешит защищать своего пилота – как раз наоборот. Тото Вольфф на все лады расхваливает Хэмилтона и утверждает, что Льюис «не допускает ошибок» (даже когда это абсолютно не соответствует истине), а на Боттаса перекладывает часть ответственности даже за запоротый командой пит-стоп в Монако. Пару недель спустя босс взял слова назад и согласился с виной команды, но выпад все равно странный – если только не знаешь о грядущем конце отношений с неугодным сотрудником.
А ведь Вольфф является еще и менеджером Валттери – хотя поведение Тото показывает, что в последнее время его больше заботит роль исполнительного директора команды. Что-то похожее мы видели в «Феррари» в прошлом году: Скудерия перестала поддерживать Себастьяна Феттеля, потерявшего темп по сравнению с Шарлем Леклером – количество ошибок со стороны коллектива сразу возросло.
«Мерседес» еще никогда не позволял себе наплевательского отношения к любому пилоту – но, с другой стороны, и ситуация для немецкой команды в новинку: внутри заранее знали лишь об уходе Михаэля Шумахера (Нико Росберг держал планы при себе и ошарашил всех только после титула). Пока же семикратные чемпионы изо всех сил намекают на потерю контакта с Боттасом во всем – от скорости до внутренней динамики (одни только подозрения в саботаже на Гран-при России 2020-го чего стоят), да и Валттери несколько раз открыто заявил в прессе о превалировании личных интересов над командными. «Формула-1» – очень политкорректный и осторожный вид спорта, и обычно до таких разговоров доходит только в случае критического внутреннего разлада – может, финн и «Мерседес» еще помирятся, но прямо сейчас все выглядит так, словно семикратные чемпионы не могут дождаться конца контракта с №77.
Фото: F1 TV
Фото: globallookpress.com/HOCH ZWEI
Если бы он так ездил, как языком чешет - был бы не на ТВ, а в Мерседесе.
Разбор забавный, когда Никита не оставил места у стенки - обложили всеми ///.
А когда Ботас оставил - то ошибки. Так как правильно то?
А, твой чудо-напарник ещё и в спину плюнет, дружелюбно.