Португалия 91-го. Дикий старт от Мэнселла, заминка в боксах, отставание в круг, 10-ки обгонов и черный флаг - до слез
Что еще нужно сделать Найджелу Мэнселлу, чтобы выиграть чемпионат мира?
Это вопрос, который сразу приходит на ум, когда мы наблюдаем за «Уильямсом» на трех колесах.
В буквальном смысле задача, которая стояла перед британцем после Гран-при Португалии, была просто невыполнимой. В какой-то момент гонки Мэнселл имел все шансы стать на шаг ближе к титулу чемпиона мира в ходе борьбы с Айртоном Сенной. Найджел лидировал, вторым шел его послушный напарник Рикардо Патрезе, а бразилец был лишь третьим. Перед уик-эндом Сенна возглавлял чемпионат, набрав 77 очков. Мэнселл занимал вторую позицию с 59-ю очками. То есть между ними было 18 очков. За победу бы дали 10 очков, а за третье место только 4 очка. В итоге преимущество Сенны сократилось бы до 12 очков, а в оставшихся гонках разыгрывали 30 очков. Однако через несколько кругов все это стало абсолютно неважно...
В Эшториле все было против Мэнселла. В квалификации лучше выступил его напарник Патрезе, но были еще причины, среди которых расстройство желудка, а затем ошибка команды в настройке передней подвески, которая помешала ему в пятницу. Однако в начале гонки, после жестокого и ненужного на вид контакта с Сенной, по результатам которого их колеса соприкоснулись, Мэнселл продемонстрировал один из тех примеров борьбы против всех, который характеризует всю его карьеру.
При входе в бесконечный правый поворот Патрезе опережал Бергера, Сенну и Мэнселла. Сохраняя свой импульс, британец затем сравнялся и немного опередил Сенну, прежде чем ярко втиснуться между двух «Макларенов», чтобы эффектно выйти на второе место.
Вся гонка целиком. Старт на 7-й минуте. Момент обгона виден не очень хорошо:
Именно так бы поступил и Сенна. Однако, оказалось, что бразилец считает иначе: «То, что сделал Найджел, было безумием. В предвкушении титула он был готов на все. Мне пришлось затормозить и повернуть машину вправо, чтобы избежать аварии».
Вообще-то такими приемами в те времена пользовались все пилоты. Чего стоит титул Айртона в 90-м году. Он реально такое сказал? После вспышки ненависти между Сенной и Простом в Венгрии наблюдалось относительное затишье, но здесь эмоции снова вышли на волю. Темная сторона личности вышла наружу: «На этот раз Найджелу повезло, что я ему уступил. В следующий раз этого не будет...».
Было время, когда такие гонщики, как Фанхио, Мосс, Кларк, Хилл и Герни гонялись колесом к колесу без жалоб, контактов или раздражения, но они, кажется, все дальше уходят в прошлое, поскольку каждый современный Гран-при вызывает новую волну вражды.
Этот ход вполне мог принести Мэнселлу титул, как завороженные мы подумали, глядя на него. Он поражал своей смелостью и одним махом устранил два из его величайших препятствий. В конце сезона этот обгоном назовут лучшим в сезоне. Повтор Мексики 90-го, но на этот раз с двумя «Макларенами».
Только все это было напрасно.
Обгон года на старте заканчивается ошибкой команды на пит-стопе...
Патрезе, стартовавший с поула, уступил лидерство Мэнселлу на 18-м круге. Мы все знали, что он это сделает, поскольку итальянский ветеран - командный игрок в самом спортивном смысле этого слова. После этого у Найджела появилось преимущество, поскольку стало ясно, что «Уильямс-Рено» могут победить только самих себя. После Монцы Рон Деннис питал надежды на то, что «Макларен-Хонда» будет полностью конкурировать с ними в прямом бою, но этого не произошло. Болиды команды Фрэнка становились все лучше и лучше. Титулы в обеих зачетах становились все более и более достижимыми целями. Оба пилота команды проявили себя великолепно.
Все пойдет не так, как только Мэнселл окажется на 30-м круге. На машине ушли шины, поэтому пришлось ехать на пит-стоп, но возникли проблемы с гайкой справа сзади. Механику пришлось перекреститься, потому как ему еще не удалось до конца завершить свои манипуляции, а менеджер команды Питер Виндзор уже махал, что болид обслужили. Когда Виндзор заметил, что все четыре шинника указывают на одно и то же, он поднял леденец, напоминающий водителю, что ему нужно держать ногу на тормозе, и, когда домкраты были опущены, и Мэнселл почувствовал, как шины касаются земли, он ушел. Механик махал руками, но было слишком поздно.
Мэнселл успел доехать до боксов «Тиррелла», прежде чем оторвалось правое заднее колесо. Колесо полетело в двух механиков команды, но им повезло избежать серьезных травм. В команде начался хаос.
«Пытаться толкать любой вид гоночного автомобиля, когда другие находятся на трассе, самоубийственно», - сказал Виндзор. «Кроме того, правила исключают это делать на пит-лейне». Очевидно, единственной разумной альтернативой было сменить колесо, и когда это было сделано, Мэнселл продолжил яростную погоню. Теперь он уступал круг. Надежда на титул, казалось, улетучилась.
Возвращение в круг с лидером и сумасшедший прорыв на верх
На 34-м круге в боксы поехал лидер гонки Патрезе, что позволило Мэнселлу вернуться с ним в один круг. На данный момент британец шел на 15-й позиции. Найджел пилотировал просто блестяще – ему удастся пройти Джанни Морбиделли, Стефано Модена и Маурисио Гужельмина. С каждой новой отыгранной позицией противники становились опаснее. Нельсон Пике поехал на третий пит-стоп на 43-м круге. Британец смог догнать его напарника по «Бенеттену» Михаэля Шумахера, прежде чем немец поехал в боксы. Очевидно, что команда «Уильямса» обладала самой быстрой машиной на трассе. Мэнселл штамповал быстрые круги. Пит-стоп Андреа де Чезариса на 47-м круге привел к тому, что британец вернулся в очковую зону. Более того, он догнал Ивана Капелли на «Лейтон-Хаус» - Найджел проходил круг на 2.5 секунды быстрее. Обгон стал лишь вопросом времени. В пределах досягаемости были Пьерлуиджи Мартини на «Минарди» и Жан Алези на «Феррари». Третье место на финише выглядело уже вполне реальным.
Все шло по плану вплоть до 50 круга. Два года назад Мэнселл утверждал, что не видел черного флага, показанного ему после того, как он развернул свой «Феррари» на пит-лейне. Он столкнулся с Сенной и заработал исключение из последующего испанского Гран-при. На этот раз он увидел флаг вовремя, поехав в боксы «Уильямса» во второй раз.
Черный флаг. Найджел не сдерживал эмоций
Стюарды наконец-то смогли разобраться в правилах и постановить, что команда обслужила машину незаконно. Самым разумным решением был штраф «стоп-энд-гоу», как это делали в гонках «Индикара». Однако возникла проблема в правилах, которых не позволяли сделать это. Было предусмотрено лишь одно наказание – дисквалификация из гонки. Мэнселл его и получил. Обжаловать штраф было нельзя. Британец рисковал 20 кругов ради того, чтобы потом узнать, что все было напрасно. Неудивительно, что Найджел вышел из себя. Британец не сдерживал слез, когда покидал автодром...
Ален Прост был готов уйти из гонок лишь бы не выступать за «Феррари»
Что бы ни случилось потом, это должно было стать не тем, чем должно... Так и вышло. Одно из лучших выступлений Герхарда Бергера за «Макларен» закончилось разочарованием, когда он сошел с дистанции на 38-м круге из-за мотора. Австриец превзошел Сенну и всегда выглядел сильнее, что было необычно само по себе. Начал с первого ряда. Смог дать бой «Уильямсу». Сошел в гонке и Ален Прост. Француз проводил очередной провальный уик-энд вместе с «Феррари». Их отношения шли по нисходящей. Ходили слухе о переходе в «Лижье». Условия его контракта с «Феррари» запрещают ему выступать за кого-либо еще в течение сезона, если он не останется на 1992 год, но, по слухам, он, тем не менее, был готов взять годичный отпуск. Это доказывало лишь то, что он ненавидит жизнь в Маранелло.
Стало еще хуже, когда на 40-м круге взорвался двигатель. Казалось, что француз сможет приехать на подиум. Он сделал еще один шаг к своему первому безвыигрышному сезону с тех пор, как начал в «Формуле-1» в 1980 году.
Для «Феррари» худшее было впереди, хоть и Алези сможет финишировать третьим. К глубокому смущению Пьеро Ларди Феррари и президента компании Пьеро Фузаро почти всю гонку Мартини держался в темпе «Скудерии», управляя слабой машиной.
«Моя машина была намного лучше, чем у Алези», - сказал впоследствии Мартини. «Я действительно думаю, что у меня был хороший шанс обогнать его, потому что моя машина лучше управлялась на всем протяжении трассы». К сожалению, болид «Феррари» выпрыскивал слишком много масла, которое оказалось на шлеме Пьерлуиджи. После того, как он сорвал три пленки с визора, то обнаружил, что все перчатки также в масле. Этого было достаточно, чтобы заставить его отступить и финишировать на 10 секунд позади Алези, но выступление маленького итальянца, связанное с уходом Проста и тем фактом, что «Феррари» уступала по полсекунды «Уильямсу», означало, что команда находится в большом кризисе.
Пике дал бой Шумахеру и попытки маленьких команд попасть в очки...
С боссом Акирой Акаги, всё ещё находящимся под арестом в Японии, «Лейтон Хаус» отчаянно нуждался в чьей-либо помощи, Иван Капелли, похоже, был готов предоставить ее, преследуя Мартини повсюду. Гужельмин квалифицировался седьмым, а Капелли - девятым, лучший результат команды в этом году. Пятому месту не было суждено сбыться, потому что машина еле-еле справлялась с кочками трассы Эшторил, что привело даже сходу Капелли. На болиде сломалось крепление переднего крыла. Итальянец вылетел в стену – сход. Гужельмин довольствовался лишь седьмым местом. Пике был в форме, чтобы переиграть молодого Шумахера, но немец продолжал демонстрировать свои способности. Ни у кого не оставил сомнений в том, что его ждет большое будущее в «Формуле-1». Склонность де Чезариса постоянно преследовать соперником убила его шины на первом отрезке и вынудила остановиться на 25-м круге. Итальянец повторил свой трюк и на втором отрезке – потребовался еще один пит-стоп. Но на этот раз возникла заминка с колесом. Владелец команды Эдди Джордан явно был не рад этому событию, так как пилот команды шел на шестой позиции, что позволило бы ему набрать столь редкие очки.
Очки – это то, что команда «Браун Тиррелл Хонда», похоже, разучилась набирать. Машина была ужасной. Стефано Модена показал высокую скорость в квалификации, но вот в гонке страд из-за проблем с мотором, которые завершились его взрывом. Позже выяснили, что в камере сгорания оказался один из обломков. Неизвестно, был ли это один из итальянских, но он заблокировал воздухозаборники и обогатил смесь, и в конце концов двигатель сломался. Сатору Накадзима испытывал проблемы с тормозами.
«Даллара» разочаровывала своей недостаточной поворачиваемостью в квалификации и ранним сходом. Эмануэле Пирро выбыл из гонки из-за мотора, а Юрки Ярвилехто после поломки рычага переключения передач. «Лижье» вновь не впечатляли скоростью. Эрик Кома провел еще одну яркую гонку, финишировав 11-м позади Роберто Морено, который сохранил второе место в «Джордане». Хотя ходили слухи о приходе Дерека Уорика. Мика Хаккинен довез до финиша свой «Лотус» - вторе подряд 14-е место. Для Scuderia Italia эта гонка ознаменовала очередной промах в прогрессе, который, казалось, был достигнут в начале сезона. Для «Лижье» - очередная катастрофа, учитывая размер бюджета. «Лотус» же потерял более быстрого Джонни Херберта всего круг спустя после старта, так как отказало сцепление. Пролилось масло и машина загорелась.
Борьба двух «Брандлов», которые чудом прошли квалификацию...
Два брата акробата Марк Бланделл и Мартин Брандл провели гонку по-разному. Мартин не сильно впечатлился гонкой, когда в пятницу смог установить лучшее время предварительной квалификации. Нечто подобное произошло с Бланделлом на 13-м круге, когда тот улет в гравий. «Мне очень повезло, что машина сломалась там, а не тогда, когда я выходил из поворота». В более развитых странах тратят больше денег на безопасность, но в Португалии, похоже, уделяют столько же внимания, как и в Хересе, пока Мартин Доннелли не доказал, почему они так важны в прошлом году. Брандл увидел брошенную машину своего напарника по команде и догадался, что произошло, но, несмотря на его неуверенность в BT60Y, вел машину с удивительной храбростью и, в конце концов, взял верх над работой ног Микеле Альборето, заняв 12-е место.
Несмотря на то, что все взоры были прикованы к Мэнселлу и эффективному завершению битвы за титул, поездке в Барселону на следующей неделе, тем не менее, пятый успех Патрезе на Гран-при доставил огромное удовольствие. Самый опытный гонщик в своем деле, когда-то он был плохим парнем. Сейчас мы увидели человека, который полностью расслаблен, пилотируя машину абсолютно непринужденно. Возможно, потому, что он не так часто выигрывает, он всегда выглядит искренне счастливым, когда первым достигает клетчатого флага. И в эпоху, когда невозмутимое выражение лица кажется обязательным для победителей Гран-при, это все еще имеет большое значение.