Трибуна
11 мин.

Забытый победитель Хэмилтона: рвал Льюиса еще в картинге, отказал агенту Алонсо и чуть не покончил с собой из-за депрессии

История гонщика, укатавшего будущего шестикратного чемпиона «Ф-1».

Среди главных соперников Льюиса Хэмилтона по «Формуле-1» называют Нико Росберга, Себастьяна Феттеля, Фернандо Алонсо и Фелипе Массу. Каждый из них доставил шестикратному чемпиону множество проблем в битвах за титулы и победы (а кое-кто даже выигрывал сражения). Однако самым серьезным конкурентом будущей звезды автоспорта был чемпион мира по картингу – Колин Браун.

Несмотря на огромный талант (который признают абсолютно все), соотечественник Льюиса так и не добился успеха в гоночной карьере. Брауну даже не удалось добраться до «Формулы-1», хотя подошел очень близко. Правда, в итоге его путь в гонках завершился крахом и депрессией – в то время как бывший соперник брал титул за титулом.

Браун выносил будущих звезд автоспорта еще в картинге

Семья Колина не отличалась обширными банковскими счетами. Да и сам пилот был очень стеснительным в обществе других гонщиков: трепетал при виде успешных юниоров вроде Дженсона Баттона (будущего чемпиона «Ф-1») и Энтони Дэвидсона (будущего чемпиона WEC).

Но все знали о скорости Брауна, и мало кто мог с ним сравниться. Поэтому его взяли в Team Rambo (бывшую команду Баттона) из молодежного чемпионата JICA (Junior Intercontinental A – класс картингового чемпиона с машинами мощностью 27 л.с., массой в 145 кг с пилотом и для возрастной категории 11-15 лет). Браун возглавил региональный чемпионат и стал главной звездой юниорского коллектива. Он резко ворвался в итальянский Torneo delle Industrie (в нем участвуют 100 молодых пилотов), закончив первый сезон на седьмой строчке в классе ICA (карты до 36 л.с., масса машины с пилотом до 160 кг).

Однако Браун мог даже выиграть турнир, если бы не подозрительные придирки судей. После победы в предпоследней гонке карт Колина забрали для технической проверки, аннулировали результат, а конфискованную часть двигателя не вернули без объяснений. Брауну это не помешало выиграть финальный заезд в Парме. Но его машину вновь подвергли тщательному обследованию и вновь дисквалифицировали пилота. Вдобавок Колину полностью запретили участвовать в итальянских гонках.

«Мне было 13 лет, – вспоминает сейчас англичанин, – я был опустошен. Мне нравилось в Италии, но казалось, будто вся страна против меня. Не знаю, что я сделал».

В итоге итальянцы в течение года сняли запрет, и карьера Брауна вновь резко устремилась вверх. Колин стал вице-чемпионом Torneo Industrie и в 1999-м перешел в «Формулу А» – самый престижный из всех картинговых чемпионатов. Впереди его ждал новый триумф – титул чемпиона мира по картингу, завоеванный в финальной зачетной гонке в Браге.

На старт вышли юные Льюис Хэмилтон, Нико Росберг, Лукас ди Грасси, Пастор Мальдонадо, Роберт Кубица, Гидо ван дер Гарде, будущая звезда WEC и победитель «Ле-Мана» Лоик Дюваль, трехкратный вице-чемпион «Ле-Мана» Майк Конуэй, будущая жена Тото Вольффа Сьюзи Стоддарт, а вместе с ними и Колин Браун. Сейчас участники того заезда с теплом вспоминают о прошлом.

«Тот сезон был потрясающим, – говорит Льюис Хэмилтон. – Это почти как картинговая эра Сенны и Проста. Столько хороших пилотов… Один из моих самых любимых годов в карьере».

Его бывший напарник (даже в картинге) Нико Росберг полностью согласен с шестикратным: «Конкуренция была на высоком уровне. На очень высоком! Я был самым молодым, мне было 14. Колин оказался одним из первых, с кем я заговорил по приезде в Италию. В то время он часто выигрывал и демонстрировал талант».

Португальская гонка стала полем сражения Хэмилтона, монегаска Пиччоне и Брауна. У Льюиса в ходе заезда возникли технические проблемы, и он резко отстал. Однако защита Хэмилтона от атаки монегаска стала хорошим уроком для Колина.

«Когда я обогнал Пиччоне на последнем круге и мы оказались на прямой, я решил сделать то же самое, что и Льюис, – улыбаясь, вспоминает Браун. – Я «открыл ему калитку», и он, естественно, пошел в атаку. Только увидев его нос, я «захлопнул калитку», в результате чего отбросил его назад, выиграв необходимое время».

Колин стал чемпионом мира, а потом выиграл престижный турнир молодых пилотов в Монако в рамках Junior Monaco Kart Cup (трофеи главного класса в разное время доставались Кубице, Феттелю, Сайнсу и Леклеру). Это его главные достижения в карьере. К сожалению, дальше все пошло не по плану.

Битва за звание «главного британца»

Пока в «Формуле-1» кипела борьба Хаккинена и Шумахера, в Англии ждали своего нового стабильного чемпиона. Было много претендентов, но среди главных назывались Колин Браун и Льюис Хэмилтон.

«Он был старше меня и Нико (Росберга) и всегда на шаг впереди, – рассказывает Льюис. – Все следили за его гонками, и он выглядел тем, за кого вы бы точно болели. Он был действительно крут. Колин – очень талантливый гонщик».

За поражение в Португалии Хэмилтон отыгрался в Японии в том же году на Кубке мира по картингу. Браун боролся с протеже «Макларена» 20 кругов, но не сумел удержать позади и остался только третьим. В итоге титулы четырех самых престижных турниров того года они поделили поровну. Однако дальше их пути разошлись.

Дело в важном преимуществе Льюиса: будущий шестикратный пользовался мощной поддержкой «Макларена» и «Мерседеса», пока Браун оставался одиночкой. Может создаться впечатление, будто Колина ситуация задела, но у него свой взгляд.

«Многие думают, что я, должно быть, очень обижен на Льюиса, – отвечает Браун. – Но все совсем наоборот. Льюис – лучший гонщик, которого я когда-либо встречал».

Вообще, по словам Колина, у них с Хэмилтоном были хорошие отношения.

«Мы приятельствовали. Проводили каникулы семьями, вместе зависали в отелях, а затем рубились друг с другом на трассе, но в пределах разумного, конечно. Мы часто пересекались, и каждый раз, смотря за ним, я думал: «Что-то в этом парне есть». Соперничество было жестким для нас обоих, так как и я, и Льюис хотели стать главным британцем в автоспорте. Но он оказался слишком хорош».

Они еще встретятся в британской «Формуле Рено» в 2001 году. Дальше  Льюиса ждет успех, а Колина – крах.

Решения агентов и отца не оставили Брауну шансов

Во время выступлений Колина в картинге его отец традиционно играл наибольшую роль в продвижении. Однако после ярких побед семья Браунов обратилась к экс-гонщику Дэвиду Ханту. Тот согласился им помочь, но прежде чем отправить Колина в британскую «Формулу-Рено», он записал молодого пилота в гоночную школу Пентти Ариккала (финской звезды ралли).

Позже «Летучий финн» писал Дэвиду о способностях нового протеже: «Никогда еще не появлялось такого талантливого парня на моих занятиях – а с 1984 года я обучил около 9000 человек».

Браун дебютировал ярко. На первом же этапе его признали гонщиком дня, а в практиках второго заезда никто не мог побить его время. «Это были самые классные ощущения, что я когда-либо испытывал», – вспоминает Колин о тех временах.

Сразу же после этого к Ханту пришло предложение контракта от самого Флавио Бриаторе – босса «Бенеттона» (сделавшего чемпионом Михаэля Шумахера) и «Рено», агента Фернандо Алонсо, Марка Уэббера, Ярно Трулли, Хейкки Ковалайнена и Нельсиньо Пике. Менеджер тут же отправился к Колину и его отцу.

«Дэвид сказал, что мы можем пойти за Бриаторе, – вспоминает Браун-старший, – но мы слышали слишком много плохого о Флавио. Я спросил: хватит ли у Ханта денег, чтобы Колин попал в «Ф-1». Дэвид ответил «Да». Мы отказали Бриаторе. Через три месяца у Дэвида кончились деньги».

Позже к Браунам обратился Фабиано Белетти – агент Колина в картинге. Британец перешел в итальянскую «Формулу-Рено», но долго не мог вырваться из низших серий из-за отсутствия финансов – так что Брауны всерьез связались с итальянскими менеджерами. Перед Колином вплотную замаячила возможность стать резервным пилотом «Ф-1» – к слову, именно поэтому англичан вынудили отказаться от услуг Джона Байфилда (менеджера Дженсона Баттона).  

Браун-старший рассказывает: «Он (Джон) проявил заинтересованность в контракте с Колином, но я ответил, что с этим вопросом нужно идти к итальянцам. Они полностью отвечали за его карьеру».

Тогда Брауны еще не знали, что допустили ошибку: Колин серьезно задолжал Белетти. Для выплаты долга пилот (по настоянию итальянского агента) даже отказывался от денег при подписании спонсорских контрактов. Вскоре сотрудничество разорвали.

Несмотря на крах отношений, Колин все равно вспоминает об итальянском агенте с теплом: «Фабиано был великим человеком. Я любил его, любил его семью. Я не хотел уходить, но отец настоял. У меня не было выбора, ведь именно он занимался моей карьерой. Он [Фабиано] говорил, что у него есть деньги, но рядом с гоночной машиной я больше не стоял. Мы не вели переговоров с командами, предложений не было. У нас будто вообще ничего не осталось».

С 2004 года Колин больше не участвовал в гонках. Для его отца этот период также выдался крайне трудным, ведь именно его действия помешали карьере сына.

«Как-то раз пара ребят из самой большой картинговой команды Италии увидели меня в лифте. – вспоминает Браун-старший. – Они подошли и сказали: «Когда Колин выезжает на трек, мы все перестаем работать и наблюдаем за ним. Мы никогда не видели таких гонщиков». Как отца меня это очень огорчило. Я действительно чувствовал вину».

Что случилось в итоге с Брауном и где он сейчас?

Пока его бывшие соперники Нико Росберг и Льюис Хэмилтон выносили «Формулу-2» и уже начинали выступать в «Ф-1», Браун прожигал свою жизнь: «Каждые выходные я ходил на вечеринки, чтобы отойти от реальности. Я заглушал гнев тем, что гулял, спал с женщинами, сидел вечно в барах и клубах. Я делал это годами. Я был сломлен. В какой-то период я не видел причин жить. У меня появились мысли о самоубийстве».

Все эти годы Браун работал инструктором по картингу, но внутренняя боль никуда не исчезла. Депрессия Колина длилась очень долго – более 10 лет. Ему помогло рождение дочери, после чего мысли о суициде исчезли: «Она вернула мне свет. Она дала мне повод жить».

Недавно Браун вернулся за руль гоночной машины благодаря брату: «В тот день я так нервничал. Но как только я застегнул молнию, натянул шлем и сел в карт, все исчезло. Как будто я никогда не уходил».

Колин вновь ярко выступил. Он принял участие в двух финальных гонках F1000 (английская серия по гонкам на сверхлегких болидах массой 340 кг с открытыми колесами с мотоциклетными движками на 170 л.с.) при поддержке Chiron WSC: британец взял поул-позицию и финишировал на подиуме в обоих заездах. Второй он даже выиграл.

Уже после этого ему приходили новые предложения: к примеру, в 2019 году Браун даже участвовал в одной из гонок Le Mans Cup (молодая серия, созданная в 2016-м и вдохновленная легендарным 24-часовым заездом), где, правда, не сумел попасть даже в очки. Куда успешнее его выступления в F1000 – 2 место в общем зачете 2019-го. Из-за очередных проблем с финансами Колин выезжал на старт лишь трижды, но сполна воспользовался возможностью: 3 подиума, из которых 2 – победы.

Похоже, у Брауна появилась возможность начать все сначала. Единственное, что ему нужно – деньги: команда даже обратилась к фанатам с просьбой о помощи: для полноценного сезона в F1000 британцу нужно 34 тысячи фунтов на собственный болид, в то время как у него есть только 5 тысяч. Неизвестно, сумеет ли гонщик набрать необходимую сумму, но ясно одно: он все равно доволен.

«Я вновь чувствую себя живым», – признается Колин.

Но все же вышло бы очень интересно, если бы его карьера удалась. Все вокруг отзываются о нем как о главном таланте поколения. Возможно, он был бы сейчас главным конкурентом британского коллеги из «Мерседеса».

В этом убежден даже отец Льюиса Энтони Хэмилтон: «У Колина было все: чутье, страсть, умения, способности. Он всегда был настоящей угрозой. Если бы Колин сегодня ездил в «Формуле-1», он стал бы одним из лучших. Когда я это говорю, у меня замирает сердце».

В 95-м врач спас жизнь Мике Хаккинену прямо на треке. Он ответил подарком на $2 млн больнице доктора

Гонщик забыл нажать кнопку на руле – и потерял победу в Гран-при с шансами на титул «Ф-1». Команда его прикрыла

Рекорд скорости «Ф-1» в 397 км/ч установили из-за невежества маркетологов. Болид делали ради красивых цифр, инженеры над ним смеялись

Фото: colinbrown-racing.co.uk; facebook.com/Colinbrownracing; facebook.com/Colin Brown; autocar.co.uk