Оказывается, на трассах «Формулы-1» стоят такие же знаки, как и на обычных дорогах. И гонщики им подчиняются!
За нарушения платят штрафы.
Казалось бы, гонки – это спортивные соревнования, в которых не может быть ограничений скорости, жестких требований по движению и прочих штук с дорог обычного пользования. Ведь пилотам даже лицензии выдают отдельно и вне зависимости от получения или неполучения прав на вождение. Тем не менее, на деле все немного иначе: на трассах «Формулы-1» все-таки есть знаки, ограничения и правила движения. Более того, гонщики обязаны им подчиняться, а в случае нарушения с них (или с команды) обычно снимают огромные штрафы!
Да, на автодромах не везде можно гнать как пожелаешь: к примеру, на любом пит-лейн при заезде в боксы стоит ограничение в 100 км/ч в гонке и 80 или 60 км/ч в практиках. Гонщикам не обязательно следить за спидометром самостоятельно: на руле присутствует кнопка «ограничителя на пит-лейн» – она по нажатию самостоятельно снижает обороты и скорость до необходимого предела.
Однако любые гонки – это спорт, в котором каждая секунда важна. Именно поэтому пилоты часто откладывают нажатие кнопки до самого последнего мгновения, чтобы выиграть на разнице в скоростях еще чуть-чуть у соперников – а потому временами кто-то превышает установленный ФИА лимит. В гонке за такое карают повторным проездом по пит-лейн (эквивалентно примерно 15-20 секундам штрафа), и предела по количеству наказаний нет. В практиках же все совсем как на обычных дорогах: превысил скорость – выкладывай здоровенную сумму денег.
К примеру, на Гран-при Венгрии Льюиса Хэмилтона оштрафовали за превышение скорости на пит-лейн (90,1 км/ч вместо 80 км/ч) на 1000 евро. На Гран-при Франции Нико Хюлькенберг превысил лимит на 8,4 км/ч и получил штраф в 900 евро, а Даниэль Риккардо – тикет на 400 евро за лишние 3,8 км/ч. Да, в «Ф-1» нет вообще никакого минимального нештрафуемого порога: Ланс Стролл в Австралии превысил скорость всего на 2 км/ч и получил штраф в 200 евро.
Да, формально квитанции уходят команде, но оплачивают ее чаще всего именно гонщики – если превышение скорости их вина – иногда бывает, что лимитатор выкручивают на максимально разрешенный порог, а система ФИА с более чуткими настройками фиксирует незначительные превышения. Тогда, естественно, штрафы оплатит команда.
Естественно, есть и знак – вот он (да, плохо видно из-за капель дождя, но там написано ограничение в 60 км/ч).
Точно такой же, как и на любой дороге – хоть городской, хоть проселочной.
Но раз ограничение началось, то оно должно и кончиться. На европейских автодромах это правило неукоснительно соблюдается: в конце пит-лейн даже стоит специальный знак, который на дорогах обозначает «конец всем ограничениям».
Да, он на всякий случай даже повернут к стюардам.
В Германии, к примеру, он еще и разрешает обгоны – следуя этой логике, можно предположить, что на пит-лейн они могут быть под запретом.
Однако пит-лейн в «Формуле-1» не всегда был территорией ограничений: ничего подобного не существовало вплоть до апреля 1993 года. Именно тогда 11 апреля в Донингтоне состоялся Гран-при Европы — и во время него Айртон Сенна установил лучший круг заезда, срезав часть стартовой прямой по пит-лейн. Как выяснилось, на некоторых автодромах путь мимо боксов реально сокращал дистанцию круга, и если пилот передумывал останавливаться за новыми шинами и продолжал движение (как и случилось с Айртоном), то получал несколько секунд нечестного преимущества.
ФИА моментально прикрыла лазейку ограничениями скорости – и с тех пор на каждом треке «Формулы-1» есть немного знаков с любой дороги.
Теперь весь мир знает, как выглядит новый мотор «Мерседеса». Из-за раздолбайства команды «Формулы-1»
Сверхопасный поворот в «Формуле-1» называется «Красная вода». Но кровь гонщиков тут ни при чем
Фото: Gettyimages.ru/Clive Mason, Robert Cianflone, Alexander Hassenstein/Bongarts; REUTERS/Shaun Best