«Дакар»-2019: Карякин на багги, «КАМАЗ» под ударом регламента, русская мотоциклистка против мужиков
Все фавориты в строю, а Китай болеет за 64-летнего бодибилдера.
Пока обычные люди празднуют Новый год, десятки и сотни смелых людей не сидят по домам у осыпавшихся елок с женами под водку, хоккей и мандарины, а едут в опасные южноамериканские пустыни на «Ралли Дакар» дышать пылью, грязью, бензином и потом. Теперь любителям автоспорта будет еще интереснее наблюдать за приключениями тех безумцев, ведь последние годы новые издания заезда последовательно становились все более и более адскими: уже в 2018-м каждый спецучасток выглядел настоящим тестом на выживание — до финиша не добрались 40 процентов всех участников, а на первой трети успели попасть в аварии сразу семь победителей прошлых лет. «Крышу» словили хотя бы по разу абсолютно все гонщики — доехать до конца уже считалось огромным достижением. Даже над рыдавшими от усталости и отчаяния пилотами никто и не думал смеяться.
В 2019-м «Дакар» выйдет как минимум не менее жестким, так что если вы хотите увидеть соревнование смелых и поехавших людей — следите за регулярными обновлениями c 7 по 17 января на официальном канале. Там всегда публикуют множество контента о рейде.
Маршрут здорово изменился
При формировании нового издания ралли-рейда организаторы столкнулись с двумя серьезнейшими проблемами: финансовым кризисом в южноамериканских странах и уходом спортивного директора Марка Комы — творца предыдущих хардкорных «Дакаров». Изначально новое издание планировалось провести в Чили, Эквадоре и Перу, но две первые страны отказались — бремя «Дакара» целиком легло на бывшую империю инков, благо с местными министерствами культуры и экономики удалось уладить все спорные вопросы
Тем не менее, перед спортивным отделением рейда выдалась непростая задача по формированию маршрута, ведь в 2019-м организаторы могли рассчитывать на рельеф еще и Боливии с Аргентиной. Для разрешения ситуации на должность директора вернули Этьена Лавиня, отмерявшего спецучастки еще с 1992 года — со времен заездов по Африке. Француз сходу пообещал сделать маршрут максимально недорогим и похожим на классические заезды по Сахаре — и сдержал слово: новое издание «Дакара» на 70 процентов пройдет по песчаным дюнам и пустыням. Тем самым рейд пережил небольшую концептуальную революцию: в прошлые три года участники боролись с трассой, природой и временами стихией, что сильно било по любителям (отсюда и массовые сходы), теперь же главной сложностью заезда станет навигация и упор на гоночное мастерство. Несмотря на большое количество песчаных этапов и «закольцованность» маршрута (и старт, и финиш планируются в Лиме), Лавинь обещает максимальное разнообразие. Да и проще гонка точно не станет.
«Десять дней дюн, десять дней песков — самое сложное покрытие в ралли-рейдах! Так что готовиться пришлось даже больше», – оценил изменения глава команды «Камаз-Мастер» Владимир Чагин.
«В том, что гонка пройдет только в одной стране, есть определенные плюсы: мы получим самый убойный «Дакар» за всю историю, поскольку пески Перу — безумно сложная вещь для пилота и штурмана. Я ездил по дюнам Марокко, ОАЭ, Чили, Аргентины, и перуанские по сравнению с ними значительно сложнее – поделился мнением чемпион рейда 2017 года Сергей Карякин. – Уверен, они покорятся далеко не всем».
«Маршрут будет короче, чем в прошлые годы, но в то же время интенсивнее, – объяснил 13-кратный победителя рейда Стефан Петерансель. – Нас ждет море дюн, в котором будет очень легко потерять время, заблудиться и пропустить контрольную точку. Умение ориентироваться на местности будет иметь ключевое значение. Так что короче – не значит проще».
«Это очень сложная местность, в которой для экипажа все очень быстро может измениться, поскольку на пути очень много ловушек», – согласился с коллегой Себастьян Леб.
«Никогда раньше мы не встречались с таким: сплошная пустыня, никаких дорог, – поразился победитель в категории мотоциклов 2004 года и в автомобилях в 2014-м Нани Рома. – Это потребует совершенно другого подхода. В предыдущие годы мы знали, что будут участки с дорогами, где можно ехать в другом ритме. В этот раз с первого и до последнего дня мы поедем по дюнам, это будет напряженно».
«Маршрут сложный. Постоянные пески – это усложняет задачу, – рассказал серебряный призер прошлого «Дакара» в классе грузовиков Сергей Вязович. – То, что гонка стала по дням короче – здесь ситуация двоякая. Если ты находишься в группе лидеров, чем ближе финиш, тем ближе твое место в генеральной классификации и меньше возможности его упустить. А чем хуже твоя позиция (нужны километры, чтобы отыгрываться) – это усложняет задачу. Сейчас меньше прав на ошибку».
Второй шанс для попавших в аварию
Помимо новой концепции маршрута организаторы «Дакара» решили обновить зрительский интерес дополнительным зачетом – «полумарафоном». Его решили ввести после серьезных технических поломок и аварий Нассера Аль-Аттии, Себастьяна Леба, Нани Ромы, Сириля Депре и прочих фаворитов: известнейшие и мощнейшие гонщики сходили или теряли шансы на победу в самом начале заезда, что не лучшим образом играло на интригу. Теперь же у успевших вовремя отремонтировать машину появится второй шанс: они смогут продолжить заезд после традиционного «дня отдыха» в середине расписания, но не в общем зачете, а в классе «полумарафона» – там тоже будут свои победители и собственное награждение в конце рейда. Участники получат особые опознавательные знаки и будут стартовать за пределами топ-25, но они по-прежнему смогут за что-то бороться, а не грустными и понурыми отправляться домой после нескольки десятков километров.
Новая техника «КАМАЗ»
За всю историю проведения «Дакара» в Южной Америке в классе грузовиков побеждала только российская команда «КАМАЗ-мастер» (восемь раз) и голландский гонщик Жерар де Рой (дважды). В 2019-м завод из Набережных Челнов вновь традиционно входит в число фаворитов — вот только старые машины уже запретили по новому регламенту: старые двигатели с объемом в 16 литров ушли в историю, а на их место пришли 13-литровые моторы. Из-за изменений «КАМАЗу» пришлось перестраивать грузовик целиком — и даже обкатать новинку на прошлом «Дакаре» под управлением Дмитрия Сотникова. Экипаж машины столкнулся с множеством мелких поломок (турбокомпрессор, сцепление и еще несколько элементов силовой установки) и финишировал лишь десятым с отставанием в 10 часов от победителя Эдуарда Николаева — а теперь проблемные рядные агрегаты «Камминс» установлены на все четыре шасси. Также прошлогодний лидер (и еще Айрат Мардеев) получили экспериментальную автоматическую коробку передач — в таких условиях за ребят становится немного тревожно.
«Параметры мощности заложены те же самые, что и прежде — 1100 л.с., – объяснил руководитель команды Владимир Чагин. – Верим и надеемся, что мотор не подведет. Изменилась и форма кузова, и многие механические детали. Нужно ехать быстро, но в то же время надежно — представляя, что грузовик словно хрустальный. Механикам на бивуаке необходимо качество обслуживать машины, вовремя менять детали, выявлять все трещинки».
Такая ситуация сложилась из-за отсутствия омологации для капотного грузовика второй год подряд: машину построили специально под новые правила еще к прошлому «Дакару», но организаторы рейда не хотят его допускать из-за кабины производства концерна «Даймлер». «КАМАЗ» обещает к 2020 году запустить-таки полностью самостоятельное производство данной модели, но до тех пор гонщикам придется обходиться ненадежным гибридом старых победных машин и новых двигателей, расчитаных на «капотник».
Однако цели на гонку у «Синей армады» не изменились — только победа.
«Очень рады, когда участие принимают сильные соперники, – пояснил Чагин. – Наверное, команда «Ивеко» — наши основные конкуренты. Жерар де Рой снова примет участие в «Дакаре». Федерико Вильягра тоже уже продемонстрировал свои способности, у него очень быстрый экипаж. Составлять конкуренцию также будут «Рено» с Мартином ван ден Бринком и «Татра» с Алешем Лопрайсом и Мартином Коломы. Но мы снова хотим добиться успеха».
Чемпион 2017 года Карякин ушел в новую категорию
Квадроциклист из Екатеринбурга Сергей Карякин мощно выстрелил на «Дакаре» два года назад: выиграл три спецучастка и привез на финише всем соперникам больше часа. В 2018-м ему повезло меньше: на пятом этапе заезда россиянин попал в аварию и сломал руку. Инцидент настолько сильно повлиял на Сергея, что на новом издании рейда он впервые дебютирует в классе Side By Side.
«Поэтому мы и перешли в «багги» – там гораздо безопаснее, – подтвердил Карякин в интервью rg.ru. – В нем есть каркас, у тебя ремнями привязано не только тело, но и голова. На стеклах сетки, чтобы камни не залетели. На квадре вы сидите друг за другом – фактически это мотоцикл, только с четырьмя колесами. А багги – это уже машина».
Мощность такого «авто» – 170-200 л.с., и разгоняется он до сотни км/ч за 5 секунд, однако главное качество техники класса — невероятная легкость и маневренность.
«Мы научили ездить нашу машину, она отлично справляется, – уверил болельщиков Сергей. – Не было ни одной технической неисправности в Марокко, где мы выиграли гонку. А новая машина для «Дакара» стала еще лучше и в плане аэродинамики, и в плане надежности, и в смысле скоростных характеристик. Мы потратили немало сил и времени, чтобы довести ее до того состояния, которое нам нужно. У нас нет сомнений в том, что мы достойны победы. Есть все шансы ее добиться. У нашей команды задача стать лучшими в трех разных классах – квадроцикл, багги и машина».
Кстати, теперь потенциальная травма самого Карякина не выбьет его Snag Racing из борьбы: екатеринбуржцы вторыми в истории России после «Камаза» везут второй экипаж под управлением тренера чемпиона 2017 года Александра Доросинского. Он должен помочь Сергею победить соперников.
«Думаю, к главным конкурентам можно отнести американского гонщика Кейси Кьюри, – рассказал Карякин. – Но он ни разу не ездил марафоны. Серьезный оппонент – бразилец Рейналдо Варела, выигравший прошлый «Дакар». Еще заводская команда CAN-AM очень серьезный противник. Помимо опытных гонщиков у них хорошо подготовленная техника. Игнасио Касале — человек, с которым у меня было основное соперничество на в классе квадроциклов. Сейчас встретимся в багги».
Кто еще из россиян поехал на «Дакар»
Анастасия Нифонтова
Вице-чемпионка 2017 года в женском зачете решилась на серьезный шаг и первой в истории разбавила заявку мужчин в сольном классе мотоциклов (в нем запрещена любая помощь «техничек» и механиков).
«По правилам, когда ты едешь в этом зачете, тебе никто не может помогать, и, более того, ты должен везти ровно столько запчастей, сколько поместилось в специальный ящик, который выдают организаторы, – объяснила Анастасия в интервью F1news. – Но, конечно, если у тебя какая-то серьезная поломка, организаторы иногда разрешают воспользоваться чьей-то помощью. Например, если тебе нужно что-то приварить в мотоцикле – понятно ведь, что невозможно взять с собой сварочный аппарат».
Пока что высоких целей она перед собой не ставит.
«Нужно финишировать, а тогда посмотрим, – рассказала гонщица. – Если вдруг не получится финишировать в этот раз – будет незаконченное дело, придется возвращаться, что поделаешь! Все станет понятно после первой пары дней, когда пойму, что там за песок, насколько быстро я могу ехать, как я к нему привыкну, как мотоцикл будет себя вести – исходя из этого уже стянет ясно, есть ли смысл рисковать… Конечно, в первую очередь больше внимания надо уделять тому, чтобы проезжать каждый день без поломок. Потому, что придется полночи его ремонтировать, и тогда мне просто не хватит энергии. Есть опасения по поводу некомпетентности в части ремонта мотоцикла. Результаты – вообще на десятом месте».
Дмитрий Агошков
Еще один смельчак из Тольятти, впервые решивший сгонять на «Дакар» без механиков и попробовать свои силы в классе мотоциклов. Ранее 27-летний пилот занял третье место на марафоне «Африка Эко Рэйс» 2018 года и почувствовал на Ралли Греции и «Крымской Бахе».
«Задача – доехать до финиша, быть в зачете, – сказал он в интервью для РИА Новости. – Буду смотреть по ситуации, если все будет получаться, то постараюсь биться за высокий результат. Спустя пять лет, как я впервые сел на мотоцикл, настало время осуществить свою детскую мечту!».
Владимир Васильев
После двухлетнего отдыха от «Дакара» лидер команды X-Raid готовится к достойному возвращению в Южную Америку — по крайне мере, в 2018 году петербуржец выиграл Баху Арагона, занял третье место на Бахе Польши и в итоге финишировал третьим в общем зачете чемпионата мира по ралли-рейдами. Издание 2019 года станет пятым в резюме Васильева: в предыдущие попытки результат постоянно улучшался с 16 места в 2013-м до 10-го в 2014-м и пятого в 2015-м (с первой победой на спецучастке). В 2016-м экипаж финишировал лишь восьмым — и теперь ставит перед собой цель превзойти старые достижения.
«Готовы и физически, и морально!» – заявил сам Владимир. В «перерыве» он выиграл «Африка Эко Рэйс» в 2017-м году и занял втрое место в 2018-м, так что способности показать себя у него определенно есть.
Денис Кротов
30-летний гонщик из Москвы за карьеру запомнился только вторым местом на африканском ралли, но теперь он сделал еще один шаг вперед и поехал в Южную Америку даже при отсутствии крупных международных спонсоров. Тем не менее, поможет Денису опытнейший украинский штурман Дмитрий Цыро, неоднократно участвовавший и в «Дакаре», и в «Африка Эко Рэйс», и в целой куче других рейдов и бахах. Целей ребята перед собой вообще не ставят.
«Для нас это еще один вызов, приключение и что-то невероятно завораживающее и неизвестное», – резюмировал штурман.
За кем еще можно следить
В первую очередь россиянам можно поддержать соседей — например, белорусскую команду «МАЗ-СПОРТавто» во главе с серебряным призером прошлогоднего «Дакара» Сергеем Вязовичем. Хоть ребята из «Синей армады» и не назвали «красных» в числе главных соперников, теперь «мазовцев» уже причисляют к фаворитам.
Также в Южную Америку приехало рекордное количество девушек: помимо Нифонтовой, участие в рейде примут еще 12 дам —пятеро выйдут на старт на мотоциклах, одна — на «квадрике», три — в классе внедорожников (плюс одна штурман), две — на багги и еще одна на грузовике (плюс еще один штурман). Болеть можно за любую из них, ведь каждая из них самим фактором заявки они доказали свою экстремальную смелость.
На рейде будет и достаточно легенд: например, несмотря на уход «Пежо» из ралли выступления продолжает двукратный чемпион WRC и «Дакара» (в том числе и 2018 года) Карлос Сайнс. Вместе с испанцем в «Мини» перешли французские легенды Стефан Петерансель и Сириль Депре (5 побед на марафоне). Также частным порядком заявился и девятикратный чемпион мира по ралли Себастьян Леб, не сдержавший слово об уходе после аварии на предыдущей гонке. В строю и двукратный победитель рейда Нассер Аль-Аттия — действующий вице-чемпион «Дакара» и признанный «Король пустыни» полон решимости вернуть себе титул при условии полной соответствии трассы его способностям.
«Я безумно счастлив решением остаться в одной стране, – рассказал катарец. – Просто дайте мне песок — и я буду доволен».
Может выстрелить и победитель «Дакара-2009» Жинель де Виллерс: южноафриканец очень мощно провел финальный спецучастки прошлогоднего марафона — если он сумеет повторить тот темп, то превратится в одного из главных фаворитов.
Также опасен и двукратный чемпион Нани Рома — хоть он и не так быстр, как раньше, но обновление маршрута может помочь ему вернуться к старому темпу. Напряжение создаст и голландец Бернард тен Бринке — он уже на прошлом «Дакаре» регулярно попадал в топ-3 по результатам спецучастков и даже впервые в карьере возглавил один из этапов. Хорошо в пустыне должен выступить и саудит Язид Аль-Раджи, благо он сейчас в отличной форме, что и доказал победой на «Ралли Шелкового Пути».
В байках борьба снова развернется между Сэмом Сандерлендом, Тоби Прайсом и Маттиасом Валькнером — теперь у каждого из них есть по победе в марафоне, а значит, спор за самого сильного, выносливого и титулованного мотоциклиста фактически начнется заново.
Класс квадроциклов же здорово опустел после синхронного передхода Касале и Карякина в side by side. Фактически там осталось только двое настоящих фаворитов: лучший новичок прошлогоднего «Дакара» Николя Кавильяссо и опытный вице-чемпион 2015 года Йеремия Гонсалес. Правда, они оба далеко не лучшим образом провели пустынные перуанские отрезки из предыдущего издания, так что в «квадриках» новая звезда может зажечься уже 8 января.
Если же выискивать немного экзотики в качестве объекта для переживаний, то привлекательно выглядит самый успешный литовец в истории «Дакара» Антанас Юкнявичус (8 рейдов, 12 позиция в общем зачете). Он решился на уникальный для марафона эксперимент и установил на крышу технички солнечные батареи: фактически цель его участия – не победа, а в проверка способности работы исключительно на возобновляемой энергии. По плану литовский экипаж собирается вообще не использовать дизельный генератор на бивуаках и в день отдыха.
«Мы будем самой тихой командой в истории «Дакара», все хотят спать рядом с нами, – пошутил Антанас. – Мы продвигаемся к соглашениям с эко-брендами и доказываем, что «Дакар» может быть экологически чистым».
Не менее колоритным участником стал 64-летний китайский дебютант-бодибилдер Юсянь Лань, три года назад покоривший местный интернет и сервис микроблогов Weibo идеальным телом.
Строить шикарную форму он начал в 45 лет с открытия тренажерного зала на собственном заводе по производстве ламп, и тогда же поставил себе цель стать самым старым китайцем на «Дакаре». Теперь его мечта сбылась.
«Жизнь стариков должна быть завязана не только на внуках, – сказал Юсянь. – Старики тоже должны мечтать о великом».
Фото: Global Look Press/Li Ming/Xinhua; Gettyimages.ru/Dan Istitene; kamazmaster.ru; vk.com/russiansnag; vk.com/a.nifontova; REUTERS/Carlos Jasso; РИА Новости/Александр Кондратюк; whatsonweibo.com
Не стоит на этом заострять внимание.
Нифонтова смелая.
А я притоплю за Лёба. Легенда WRC.
А писательница Вера Круц? Вот бы на нее посмотреть. На нее и на Хворобьева (с)
во времена начала чагина там был ямз и ходовая бмд боевой машины десанта... Там где все сбрасывали газ, чагин давил.... Правда после гонок в германии приводил позвонки в порякдок... . как-то выигрывали за счет здоровья... В других командах такого фанатизма не было...
По больше бы и по чаще спортсру освещал бы эту тему....