Загрузить фотографиюОчиститьИскать

    Царские замашки. Особенности нового болида «Ред Булл»

    Действующий чемпион «Формулы-1» представил самый неоднозначный болид 2013 года. Sports.ru попытался понять, почему «Ред Булл» оказался таким консервативным.

    Царские замашки. Особенности нового болида «Ред Булл»
    Царские замашки. Особенности нового болида «Ред Булл»

    Творение большого мастера – это всегда загадка, предвкушение, надежда, ажиотаж. Люди толпами валят в кино или картинные галереи – чтобы прикоснуться, попробовать, увидеть и оценить то, что создал очередной гений. Будь то фильм Квинтина Тарантино или Кристофера Нолана, картина Энди Уорхола или еще что-то. В «Формуле-1», конечно, «продукция» конструкторов рассчитана не на массы, не на удовлетворение болельщицких пристрастий и вкусов, а на достижение спортивных высот, однако общие черты с искусством есть и тут – за каждым шагом, вдохом, штрихом замечательного инженера с большим интересом следит все сообщество. Тем более, если машины этого человека уже три года подряд выигрывают чемпионат мира.

    Разочароваться увиденным так же легко, как и очароваться (для второго достаточно просто поддаться всеобщему чувству преклонения перед талантом), ведь технический регламент в «Ф-1» уже давно не позволяет никаких порывов для творчества: все современные машины, в целом, похожи – лишь мелкие детали и общая концепция модели выдают дилетанта или настоящего мудреца.

    От Эдриана Ньюи каждый год ждут сюрпризов. И англичанин время от времени вытаскивает из рукава какой-нибудь козырь – если не во время презентации новой машины, то, по крайней мере, по ходу самого чемпионата, – однако с каждым годом сделать это становится все труднее. Соперники наступают на пятки, стремление не допустить фатальный просчет приводит к разработке в меру консервативных проектов (в то время как более голодные до успехов парни из «Заубера», например, не стесняются придумывать что-то принципиально новое), а регламент не позволяет переворачивать мир с ног на голову. Выжимая досуха концепцию машины, придуманную еще 5 лет назад, Ньюи постепенно сокращает поле для собственного творчества. Как создать что-то классное, если то, что есть, работает уже практически идеально?

    Выжимая досуха концепцию машины, придуманную еще 5 лет назад, Ньюи постепенно сокращает поле для собственного творчества

    Не сомневаемся, что у Эдриана и его команды все же хватает технических идей, однако придумать что-то хорошее недостаточно – новинку нужно еще правильно внедрить и не нарушить ей баланс в существующей системе. Именно поэтому, наверное, «Ред Булл» очень аккуратно подходит к процессу создания нового автомобиля и придерживается эволюционного пути развития.

    «На самом деле мы просто переработали RB8. В новой машине нет серьезных изменений. Во многом это – эволюция. Болид создавался по тем же принципам, что и прошлогодний.

    Но многое заключается в деталях. Мы подчистили некоторые элементы, в которых считали, что сможем добиться прогресса. Сейчас ключевой фактор – это развитие машины по ходу года», – говорит Ньюи.

    Быть может, в техническом отношении очень сложно придумать что-то необычное, но освежить машину можно и другим способом – посмотрите на эти пурпурные тона, появившиеся на RB9. За долгие годы раскраска болидов Феттеля и Уэббера порядком приелась, а теперь выглядит заметно интереснее. Кстати, выбор данного цвета дизайнерами наверняка не случаен: пурпур – цвет королей и царей. Если вспомнить, что «быки» три года доминируют в «Ф-1», все становится на свои места – имеют право. Впрочем, Юлий Цезарь в последние годы жизни тоже носил пурпурные одеяния, но, как мы помним, не слишком долго…

    Но хватит ходить вокруг да около – давайте попробуем понять, что сотворил лысеющий гений, хотя выяснить это не так легко, поскольку фотографировать новую машину на презентации австрийская команда запретила, а студийные снимки сделаны так, чтобы конкуренты не слишком глазели на ключевые узлы болида.

    Начнем, как всегда, с клюва. Да-да, именно клюва, так как в классификацию носов этот обтекатель уже никак и никогда не попадет.

    В деталях поверхность обтекателя выглядит так: от кончика носа идет подъем по небольшой дуге, затем следует ровная «площадка» и декоративная панель, которая плавно поднимается на высоту кокпита.

    Конструкторы устранили широкую щель на трамплине, ведущую в кокпит. Свое предназначение она уже выполнила – дать соперникам извести сотни человеко-часов на попытки разгадать, какое от нее преимущество получает RB8.

    В итоге инженеры «быков» создали очень необычную структуру для распределения воздушного потока – в центре он попадает на «трамплин» и частично обходит зону шлема пилота, а с боков – уплотняет поток, следующий к понтонам.

    В нашем распоряжении есть и инсайдерская версия увиденного: с момента сборки и до часа презентации машина каркала через клюв ценные технические подробности. Пытаясь заткнуть ей устройство вывода информации, механики перетянули ей клюв у основания резиновым жгутом и убрали его, когда сдавленные стоны умолкли. Впрочем, смотрите сами.

    Однако мы отвлеклись. По бокам дизайнерского изыска торчат обтекатели обязательных камер телетрансляций. Правая и левая камеры создают своеобразную планку, которая структурно встроена в нос, и торчит, как ломтик сыра, зажатый в клюве.

    Показанная на фото «желтая» часть носа также завалена вниз по сторонам. Это решение, вероятно, будет перенято соперниками – необходимости гнать весь объем воздуха под кокпитом нет. Тот не только проходит там до сплиттера, но и встречает в этой области большое лобовое сопротивление, прежде чем устремиться вдоль понтонов. В этом конкретном случае Ньюи максимально предпочитает уплотнять поток между кокпитом и шинами и сразу проводить его вдоль бортов, благо понтоны сильно сузились с прошлого года.

    Переднее антикрыло почти полностью сохранило прошлогодние очертания – на презентации много говорилось о том, что части нового аэродинамического обвеса (переднее и заднее крыло) установят уже на тестах.

    Понтоны RB9 пожалуй, самые агрессивные в ходе нынешней волны презентаций

    «Ред Булл» не стал вслед за «Феррари» и «Маклареном» переходить на переднюю подвеску с тягами, а продолжил использовать толкатели. Высокий центр тяжести для «заваленной» вперед машины уже давно стал визитной карточкой машин из Милтон-Кейнса, и кардинально менять концепцию не стали.

    Следующей видимой инновацией RB9 являются понтоны и, пожалуй, это самое агрессивное, что мы увидели в ходе нынешней волны презентаций. Сильно зауженные снизу и сверху они начинаются от очень тонких (как у «Заубера») воздухозаборников, а к середине расширяются.

    В принципе, понятно желание аэродинамического отдела сделать широкие боковые каналы для струй воздуха. Как понятно и то, зачем отклоняющие закрылки по бокам так сильно выдвинуты в стороны.

    Однако подход «Заубера», состоящий в том, чтобы свести на нет сопротивление воздуха при встрече с наклонными корпусными элементами снаружи и подвергнуть подобным испытаниям струю воздуха внутри понтона, возможно, интереснее.

    На задней стороне понтонов приютилась выхлопная система по схеме Коанда с двумя тоннельными каналами для «холодного» воздуха – одним до ската и одним сбоку, с входом в виде прямоугольного отверстия. Стенки канала Коанда имеют приподнятые над корпусом края и частично отсекают нисходящий с понтонов «холодный» воздух от попадания внутрь.

    Ну и, наконец, в зоне элементов задней подвески все расчищено до требований крайней необходимости. Видно множество каналов над нижним ребром жесткости для распределения струй к кромкам диффузора и вертикальные лопасти на днище. Все это также эволюционно перекочевало в RB9.

    Вот, собственно, и все. Специалистов очень удивило увиденное – мягко говоря, мы видели и более продуманные и элегантные решения: на презентации «Макларена», где каждый изгиб вызывает приятные размышления; у нового «Заубера» – с его удивительно выверенными профилями понтонов, кстати, тоже узкими.

    Отсутствие серьезных аэродинамических изменений можно связать и с вполне понятной осторожностью команды, и с тем, что парни из Милтон-Кейнса до конца прошлого чемпионата тратили много сил на RB8, и с тем, что линейка болидов от RB5 до RB9 дошла до своего эволюционного пика – дальше уже просто некуда. Однако есть еще одно объяснение – шины. В 2012 году Ньюи провел много мучительных часов, пытаясь понять поведение покрышек и их работу в постоянно менявшейся конфигурации болида, и не раз заходил в тупик, но теперь, когда эта самая конфигурация более-менее устоялась, можно полностью сосредоточиться на понимании резины. Учитывая, что продукция «Пирелли» в сезоне-2013 вновь серьезно изменится, кто знает, может консерватизм англичанина позволит выиграть его команде еще один чемпионат.

    Элегантные обводы. Чем удивил новый болид «Заубера»

    Новые «Феррари» и «Форс-Индия». Блеск и нищета «королевских гонок»

    Гламурное зазеркалье. Главные особенности нового «Макларена»

    КОММЕНТАРИИ

    Комментарии модерируются. Пишите корректно и дружелюбно.

    Лучшие материалы