5 вещей, которыми запомнилась квалификация «Формулы-1» в Бельгии
Нико Росберг выиграл седьмую поул-позицию в сезоне. Фото: Fotobank/Getty Images/Mark Thompson
1. Росберг выиграл четвертый поул подряд
Если события прошлой гонки как-то и повлияли на двух лидеров чемпионата, то виду не подал ни тот, ни другой – Нико Росберг на пресс-конференции в Спа старался сильно не распространяться на интересную для изголодавшихся за летний перерыв журналистов тему, а Льюис Хэмилтон отделывался общими фразами о командных действиях в Венгрии, традиционной трудности борьбы с напарником и, разумеется, стремлении в этой борьбе преуспеть.
Говорить тут, действительно, пока не о чем – делать громкие заявления практически в самом начале второй части чемпионата, да еще и перед выступлением на пилотажной трассе, залитой водой, мягко говоря, не слишком умно. Время уничтожать друг друга придет позже, а пока нужно накапливать позиционное преимущество и не терять головы. К тому же поул в Спа ценится не так высоко, как в Монако или Барселоне, и проиграть в субботу, в общем, не страшно – куда важнее просто добраться до первого ряда (что, учитывая форму команды из Бракли, было сделать не слишком сложно), обрести уверенность в собственных силах и прочувствовать машину.
С последним, впрочем, у пилотов «Мерседеса» сложилось по-разному. Для Нико квалификация прошла словно будничный тестовый день («Я очень доволен, машина выглядела хорошо, вместе с инженерами мы подобрали точные настройки и это принесло результат»), а вот у Льюиса возникли проблемы с работой тормозного диска, из-за чего болид рыскал перед поворотами в стороны. В результате этой неполадки преимущество Росберга в какой-то момент даже достигло внушительных 0,8 секунды, но в последней попытке Хэмилтону удалось добраться до вполне приличного отставания в 0,2 секунды.
«Я не расстроен», – англичанин искал позитив. – «Если вспомнить предыдущие гонки в Спа, можно заметить, что второе место для старта даже лучше. В прошлом году я начинал с поула, но затем уступил лидерство Себастьяну Феттелю. Думаю, на старте эта позиция дает даже больше возможностей – в общем, я рад».
И действительно – за последние десять лет обладатель поула лишь трижды становился победителем Гран-при. К тому же погода завтра может оказаться иной (дождь если и пойдет, то только в конце заезда), а это значит, что и баланс автомобиля, которому сегодня так радовался Росберг, на сухой трассе запросто поменяется.
В общем, субботняя победа еще ни о чем не говорит. Два «Мерседеса» наконец-то стартуют с одного ряда, и это значит, что Гран-при, несмотря на прохладную погоду, все же может выдаться жарким.
2. Преимущество «Мерседеса» над остальным еще больше, чем раньше
Работать над развитием болида во время летнего перерыва запрещено, но новинки для Спа были разработаны командами еще до Гран-при Венгрии, и потому небольшие изменения в расстановке сил в эти выходные все-таки ожидались. На тренировках у многих возникло чувство, что «Уильямсу», «Ред Булл» и даже «Феррари» удалось сделать внушительный шаг вперед и приблизиться к «Мерседесу», который мог запросто сбавить темп в развитии машины, чтобы предотвратить новые поломки техники, но квалификационный результат Росберга оптимистов ошеломил – 2,1 секунды преимущества над ближайшим преследователем «серебряных стрел».
Все ли так плохо, как кажется? Рискну предположить, что нет. Во-первых, «Спа-Франкоршам» по своим характеристикам хорошо подходит мотору «Мерседес» и болиду W05, во-вторых, бельгийский трек очень длинный (а на протяженных автодромах разрывы в протоколе имеют свойство «растягиваться»), в-третьих, машина «Уильямса» – потенциально главного кандидата в соперники коллективу из Бракли – в дождевых условиях по сравнению с другими работает заметно хуже.
Да, несомненно, подопечные сэра Фрэнка за половину чемпионата добились солидного прогресса и сейчас шестое место Боттаса на старте и девятое – Массы выглядят чуть ли не удручающими. Но вот пример: в начале сезона в дождевой Малайзии Масса квалифицировался 13-м, а Боттас – 15-м. Если осознать степень прорыва, становится ясно, что сегодня трагедии не произошло – просто «Уильямсу» для борьбы с лидером нужны немного другие погодные условия.
Догонять Росберга и Хэмилтона (или пытаться не сильно отстать) завтра будут Феттель (он стартует третьим), Алонсо (четвертым) и Риккардо (пятым). «Ред Булл», как и год назад, попытался разгрузить машину в угоду максимальной скорости, но в успешность их погони за «стрелами» верится не сильно. Впрочем, борьба за третью строчку точно обещает стать интересной, ведь если в последний день уик-энда в Спа все-таки будет светить солнце, к вышеупомянутой троице наверняка прибавятся и ребята из «Уильямса».
3. Прорыв Бьянки
Перед бельгийским этапом больше всех новостей в «Формуле-1» генерировали команды-аутсайдеры. В «Марусе», например, Макс Чилтон то добровольно отказывался от кокпита в пользу Александра Росси, то затем забирал слова обратно и вновь усаживался за руль черно-красной машины (поговаривают, эта история связана с непереведенными вовремя деньгами Чилтона-старшего англо-российской команде).
В квалификации же задачу по привлечению внимания к «Марусе» взял на себя Жюль Бьянки – француз не раз в этом году здорово смотрелся в дождевых условиях, и на этот раз вновь не подкачал: вытащил болид на 14-е место в первом сегменте сессии:
«Если честно, немного удивился столь сильной квалификации, ведь условия были одинаково сложными для всех участников, и все же нам удалось прорваться вперед «Лотуса», «Форс-Индии» и «Заубера». При этом я допустил ошибку, а мог показать еще более высокий результат».
Лука ди Монтеземоло наверняка сделал еще одну заметку в своем тайном блокноте.
4. Лоттерер не подвел
Другая команда аутсайдер, «Катерхэм», также до Гран-при объявила о замене одного из пилотов – Камуи Кобаяси за рулем обновленной зеленой машины на один уик-энд сменил Андре Лоттерер, гонщик WEC, победитель «24-х часов Ле-Мана».
Официальная причина замены – Лоттерер должен помочь команде добиться хороших результатов в сложных дождевых условиях. И хотя Андре без какого-либо наката моментально уделал Маркуса Эрикссона (привез шведу секунду), сверхуспешным это выступление назвать нельзя – чемпион «Ле-Мана» взял предпоследнее место в квалификации, которого мог добиться и Кобаяси…
Впрочем, есть другая версия, почему «Катерхэм» дал опытному пилоту шанс поработать со своей техникой – инженеры конюшни так сильно застряли в развитии CT05 из-за слабой обратной связи от текущих гонщиков, что просто устали это терпеть. В пользу данной версии говорит тот факт, что Лоттерер сел за руль болида только тогда, когда тот радикально изменился. Ну а косвенным подтверждением того, что немец нашел способ донести до инженеров ценные мысли, является стандартный пятничный пресс-релиз, в котором нельзя не заметить интеллект опытного спортсмена – в одном коротком спиче Андре рассказал о болиде «Катерхэма» больше, чем Кобаяси и Эрикссон вместе взятые за весь сезон…
5. Квят упустил шанс ворваться в топ-10
Высокие позиции российского гонщика «Торо Россо» в тренировках настраивали на позитивный лад, однако попасть в топ-10 в квалификации не удалось: Даниилу долгое время не нравилось поведение машины, а заработало все лишь в последний момент. Увы, изменения не слишком помогли – к решающей попытке Квят подходил на 11-й строчке протокола, был близок к улучшению собственного времени, но в заключительную часть сессии пройти все же не смог.
На круге возвращения в боксы с Квятом произошел забавный момент – он так усердно размахивал руками от недовольства результатом, что потерял контроль над машиной.
Мы ожидали большего от…
…Нико Хюлькенберга – гонщик «Форс-Индии» половину чемпионата демонстрировал классные результаты, а первый серьезный просчет допустил лишь на прошлом этапе в Венгрии. Казалось – недоразумение, но уже в Спа неприятности продолжились: Нико квалифицировался 18-м.
Провал приключился из-за неверного расчета ситуации на трассе: Хюлькенберг и «Форс-Индия» приняли решение провести на одном комплекте шин целый сегмент, в итоге покрышки износились, тормоза остыли, и темпа для того, чтобы войти в заветную группу 16 лучших болидов, у немца не нашлось.
За кем следить в воскресенье
Пара Алонсо – Феттель по ходу сезона не раз радовала болельщиков увлекательной борьбой и забавными взаимными претензиями в гонках, даже несмотря на то, что биться парням зачастую приходилось за позиции, далекие от подиумных. Чего уж ожидать от Себа и Нандо, стартующих третьим и четвертым?
Turns out both Ferraris ended up running the higher downforce rear wing, @TomClarksonF1 tells me
В таком случае, в сухой гонке им некогда будет скучать на прямых.