9 мин.

Шведский вариант

Сегодня кривая экономическая дорожка, по которой мы решили прогуляться в межсезонье, привела нас в столь милый сердцу Игоря Захаркина край – страну трёх корон, землю Карлсонов и Эрикссонов. По установившейся традиции начнём самоликбезом.

Швеция: экономико-географическая справка

Население: ~9,4 млн. человек.

Площадь: 449 964 квадратных километра

Плотность населения: 20,6 человека на квадратный километр

ВВП на душу населения: ~ 36 500 долларов.

Столица: Стокгольм (851 155 жителей)

Крупнейшие города:

Гётеборг (515 129 жителей)

Мальмё (293 909 жителей)

Национальная валюта: шведская крона.

1 доллар США ~ 6,6 шведских кроны франка

1 евро ~ 9,2 шведских кроны

Средний европейский чемпионат

Elitserien родилась в 1975 г. Сначала на верхнем этаже шведского хоккея забавлялись 10 клубов, в 1987 г. их число увеличилось до 12. Формат турнира не отличается такой же стабильностью. Последнее изменение регулярного чемпионата случилось всего пять лет назад – тогда шведы отказались от дивизионной системы, которую нынче эксплуатируют швейцарцы, и перешли к гладкому пятикруговому турниру. Сегодня каждая команда проводит 55 регулярных игр, что приводит к естественной асимметрии. Половина клубов проводит 28 домашних матчей, другая половина – 27. Каждый год число игр, которые клуб проводит дома, меняется с нечётного на чётное и наоборот.

Классический плей-офф с участием восьми команд и сериями до четырёх побед на каждом этапе появился в сезоне 2002/2003. Начиная с сезона 2005/2006 лучшие по итогам регулярного чемпионата команды могут выбирать себе соперника из числа тех, кто расположился на местах с пятого по восьмое.

Про хитрости шведского лимита на легионеров мы уже упоминали в норвежском двухтомнике. Внесём некоторые уточнения. Ограничение «не более двух человек» касается хоккеистов, не имеющих паспорта страны, входящей в Европейский союз или Европейскую экономическую зону. Вот это последнее уточнение немаловажно – именно благодаря ему клубы Elitserien могут без проблем приглашать к себе хоккеистов из Лихтенштейна, Исландии и Норвегии. А вот швейцарцы свободно устроиться на севере Европы не могут – Конфедерация сдержанно относится к европейскому объединению и входит только в Шенгенское соглашение.

Считать шведский лимит пустой формальностью не стоит. В большинстве европейских лиг основу иностранного легиона составляют канадцы с американцами. А в Elitserien, благодаря лимиту, их совсем немного. Кроме того, мешают и местные традиции – столичные AIK и особенно Djurgården почти не привлекают легионеров, два иностранца в составе уже много. В то же время такие клубы как Timrå Red Eagles, Frölunda Indians или MoDo могут подписать 10-15 шабашников за сезон. Общая доля нетитульных хоккеистов сегодня составляет около 25% и год от года медленно растёт.

Пусть маленькая – зато своя

Удлинение регулярного чемпионата позволило Elitserien довести общее количество зрителей до 2 млн. Шведский чемпионат стал вторым в Европе, после DEL, достигшим этой отметки. Средняя же посещаемость всегда была предметом шведской гордости. Эта величина давно превысила 6000 человек на одной игре, и шведы стабильно занимали первое место – вплоть до сезона 2010/2011, когда их сумели обойти швейцарцы.

 

При этом нельзя сказать, что инфраструктура Elitserien очень уж хороша – во всяком случае, в смысле размером стадионов. Самой большой (12 044 мест) ареной является Scandinavium, где принимают гостей Frölunda Indians, и это – единственная арена чемпионата, вмещающая более 10 000 зрителей. На фоне DEL Elitserien выглядит бледно.

Однако бледность эта – кажущаяся. В отличие от немецких клубов, клубы шведские (как, к слову, и швейцарские) в большинстве своём владеют аренами, на которых проводят домашние матчи (в таблице они выделены зелёным цветом). И это обстоятельство более чем благотворно сказывается на результатах экономической деятельности.

Так, просторный Scandinavium неизменно обеспечивает Frölunda Indians первое место в шведских рейтингах посещаемости. Даже в провальном (девятое место) сезоне 2010/2011 команда из Гётеборга собирала на трибунах по 9378 человек за матч, а в предыдущие пять лет средняя посещаемость превышала 11 000. Другие клубы с трудом добираются до 7 000 – однако это обстоятельство не превратило Frölunda Indians в олигарха типа SC Bern. Scandinavium не принадлежит клубу, существенная часть выручки от билетов остаётся в кассах стадиона, в чужих ларьках оседают сладкие пивные пенки. В итоге Frölunda Indians лишь «один из» богатейших шведских клубов.

Положение парочки столичных «бомжей» (Djurgårdens IF и AIK), а так же Skellefteå ещё  хуже. Мало того, что нет собственной домашней арены – арендуемая имеет небольшую вместимость. Стокгольмские команды отчасти выручает Globe Arena (арендуемая для столичных дерби и двух-трёх матчей плей-офф). Skellefteå помогает скрасить нищету только крупный спортивный успех.

Правда, нищета – понятие относительное. Беднейшие клубы Elitserien зарабатывают за сезон порядка 80-100 млн. крон. Больше, чем Eisbären Berlin и Adler Mannheim. И это – клубы, не претендующие на выход в плей-офф.

Те, кто регулярно добирается до игр на вылет, но при этом обычно там не задерживается –Brynäs, Luleå, MoDo – оперируют суммами в 100-120 миллионов. Экономическими лидерами Elitserien являются Färjestad, Linköping, HV71 и Frölunda. Если этим командам удаётся избежать эпического спортивного фэйла, касса их стабильно пополняется на 120-160 млн. крон. Рекордными показателями являются результаты Linköping в сезонах 2008/2009 и 2009/2010, когда суммарная выручка немного превысила 180 млн. крон.

Зрители и спонсоры

Основу доходной части составляют продажи билетов и рекламные контракты. В сумме они дают до 80% выручки. Клубы, владеющие аренами, имеют с каждого «просмотра» 20-30 крон, и общая выручка, соответственно, может составлять от 20 до 60 млн. У команд, играющих в арендуемых «спортивных помещениях», соответствующие показатели уменьшаются в 1,5-2 раза.

Так же несколько десятков миллионов приносит реклама. Следует особо отметить, что по «рекламной» статье в годовых отчётах шведских клубов проходят и отчисления Elitserien. А они очень велики – в сезоне 2010/2011 лига выплатила каждому клубу 26,5 млн. крон, годом ранее эта величина составила 18,6 млн. Почти в десять раз больше, чем в DEL и в пять раз больше, чем в NLA. Что ж, как утверждает Мартин Мерк, контракт Elitserien с телевидением, с учётом численности населения Швеции, является даже более выгодным, чем аналогичные соглашения NHL.

Ещё 10-20 млн. клубы зарабатывают на ресторанах и киосках, 2-8 млн. на продаже сувениров и атрибутики, 1-2 млн. приносят лотереи. Наконец, до 10-20 млн. приносит сдача в аренду стадионов под концерты, гандболы и тому подобные скачки.

Сколько стоит чемпионство

Для спортивного болельщика наиболее важным вопросом является связь экономических успехов с успехами спортивными. Именно эта связь вдохновляет – или не вдохновляет – менеджемент клуба на борьбу «за самые высокие места». Оценить экономическую разницу между успешным и отчасти провальным сезоном можно на примере HV 71.

В сезоне 2009/2010 этот клуб сделал золотой дубль, выиграв регулярный чемпионат (за что, кстати, положена премия в 1 млн. крон) и плей-офф. Спустя год ситуация сложилась иначе. Первую часть балета HV 71 исполнил так же удачно, лучше других откатав 55 регулярных матчей. При выборе соперника по четвертьфиналу умничать не стали, выбрав занявший восьмое место стокгольмский AIK. Благо, в регулярном чемпионате соперничество команд завершилось со счётом 4-1 в пользу HV 71. Но ведь все мы знаем – в плей-офф «совсем другой хоккей». AIK доказал это на впечатляющем примере. 4-0 по итогам серии, «чемпион слагает полномочия». Экономический эффект от такого провала проиллюстрирован табличкой.

В общем, HV 71 выручила только реклама. Да и то, из девяти дополнительных миллионов восемь пришлись на увеличение выплат от центрального маркетингового агентства Elitserien.

Дал минувший сезон и ещё два интересных результата. Девятое место Frölunda Indians обернулось фантастическими убытками в 29 млн. крон, выручка упала до позорных 108 млн. С другой стороны, Skellefteå нужда догнала аж до финала чемпионата – оборот достиг рекордной до клуба величины в 101 млн. крон, прибыль составила 5,3 млн.

Ужасы шведского социализма

В целом, с доходами у шведов всё в порядке. Гораздо хуже обстоят дела с расходами. Стандартный вес европейской хоккейной «платёжки» – 50-70% бюджета. То есть в теории шведские клубы могли бы тратить на зарплату хоккеистов от 50 до 120 млн. крон. Цифры более чем солидные, но очень далёкие от реальности.

Фактически клубы большой четвёрки довольствуются величиной в 40-60 млн., середняки платят игрокам 30-35 млн., бедняки – 25. Причиной тому гордость Швеции. Роскошные социальные программы прогрессивного королевства стоят немало, и платить за них приходится работодателям.

Социальные и пенсионные выплаты клубов Elitserien являются «второй зарплатой», величина их (в зависимости от разных условий, обращать на которые внимания мы здесь не будем) составляет от 30 до 90% платёжки. Скажем, LHC в двух предыдущих сезонах расходовал на зарплаты сотрудников (не только хоккеистов) 50-60 млн. крон, и на пенсионные и социальные выплаты – 29-30 млн. У HV71 аналогичные показатели составили 45-48 млн. и 36-43 млн. соответственно.

В результате по уровню зарплат Elitserien соответствуют DEL. Средний годовой заработок игрока составляет около 800 000 крон, звёзды получают 2-3 млн. Маркус Нильсон, подписав с Djurgårdens четырёхлетний контракт на 13 млн. крон, стал одним из самых высокооплачиваемых хоккеистов Швеции. Не жалуются на доходы и тренеры с топ-менеджерами. Так, президент Färjestad Хакан Лооб зарабатывает более 2 млн. крон в год.

Завидное здоровье

Работодателю всегда кажется, что работник просит слишком много. Менеджеры шведских клубов – не исключение. В интервью они постоянно говорят о безумном росте зарплат, плохом экономическом положении лиги и необходимости salary cap. В общем, льют кондовые крокодиловы слёзы.

Экономическое положение Elitserien очень стабильно. Что и говорить, если клубы способны пережить потери в 30 млн. крон? Причём это ведь не единичный случай Frölunda Indians, столь же тяжёлым ударом становится вылет из  Elitserien в Allsvenskan. Который, как ни странно, не приводит к банкротству клуба.

Стабильность не удивительна. В Швеции есть три необходимых и достаточных условия здоровья хоккейной экономики – платёжеспособные болельщики, регулярно посещающие стадионы и пополняющие клубную кассу; пристальное внимание телеаудитории, обеспечивающее высокие рекламные доходы; и отлаженная система подготовки молодёжи, поставляющая квалифицированную рабочую силу.

Каждый шведский клуб содержит три молодёжные команды, названия которых начинаются с J20, J18 и U16. Первые две играют в общенациональных соревнования (J20 SuperElit, J18 Elit), третья – в региональном турнире. Кроме того, клубы также содержат детские команды для возрастов от 9 до 14 лет. В каждой такой команде – два тренера, и ещё пара технических асситентов. Расходы на молодёжь достигают 5 млн. крон в год, но оно того стоит.

В общем, если бы Швеция имела такое же население, как Канада, то на планете Земля было бы одной хоккейной супердержавой больше. Увы, шведов в три с лишним раза меньше, поэтому Швеция остаётся Швецией – единственным в мире королевством, где отлично играют в хоккей.

Бонус-трек: ещё одна шведская команда

В процессе поиска материалов для этого текста ваш корреспондент наткнулся на годовой отчёт шведского хоккейного союза. Вы хотели знать, сколько может зарабатывать национальная федерация? Я могу помочь.

Основная статья доходов, естественно, рекламные контракты – 45,6 млн. крон принесли спонсоры шведскому хоккейному союзу в сезоне 2010/2011. Вторая по величине составляющая коммерческой деятельности – я удивился – это семинары и продажа образовательных программ, 16,5 млн. крон. Призовые деньги, заработанные сборными, в пересчёте на шведскую валюту составили 7,7 млн. крон, 6,4 млн. крон принесла продажа билетов. В целом спортивная и коммерческая деятельность обернулась 79 млн. крон, и ещё 23 млн. крон были получены через системы грантов, субсидий и пожертвований.

Расходы на зарплаты функционеров и премии хоккеистов составили 29 млн. крон (1,6 млн. крон получил генеральный секретарь), еще 12 млн. пошли в социальные и пенсионные фонды. 32 млн. в целом были израсходованы на содержание сборных, 14 млн. на проведение соревнований. 27 млн. на программы развития хоккея.