9 мин.

«Он использует силу игры против нее самой». 10 фактов о Джеймсе Хардене, которых вы не знали

Блог «Фонарь» вспоминает истории из жизни Джеймса Хардена, главного претендента на звание MVP этого сезона.

Самый важный человек в жизни Хардена – тренер Скотт Пера

Джеймс Харден встретил своего второго отца в 13 лет. Тогда Скотт Пера, тренер из школы Артезия, приехал посмотреть на своих будущих подопечных в играх любительского турнира.

«Я от него вообще ничего не ждал. В тот день, честно говоря, он не был лучшим на площадке даже там. Его никто не знал. Он ничем не выделялся. Когда мы познакомились, я ему сказал: «Ну, хорошо, приходи в сентябре на просмотр. Там видно будет».

Это произошло в 2003-м. Через три года школа Артезия взяла чемпионат штата. А университет Аризона Стэйт предпринял не совсем легальный маневр, благодаря которому им удалось заполучить одного из самых ярких выпускников. Тренер «Сан Девилз» Херб Сендек предложил пост помощника и директора по баскетбольным операциям Пера:

«Проблема была в том, что я не хотел расставаться с Джеймсом. Я пошел к нему и сказал: «У меня появился такой шанс. Если я приму предложение, как ты на это посмотришь?» Он ответил: «Тренер, если вы будете работать в хорошем колледже, то я пойду с вами».

Это был единственный возможный вариант, благодаря которому Харден мог согласиться на выступление за Аризона Стэйт. (Вместе с ним в колледж поступил и разыгрывающий Артезии Дерек Глассер).

В 2008-м ситуация отчасти повторилась, когда Харден решил остаться в колледже еще на один сезон.

«Тот разговор занял у нас 30 секунд. Я сказал: «Сейчас тебя возьмут под 12-м-13-м номером. Если ты подождешь до следующего года, то уйдешь в первой пятерке. Здесь большая разница в деньгах. Показал ему цифры. И он сказал: «Ок, я останусь».

«Для меня он как отец. Когда мне нужен совет или мне нужно поговорить с другом или наставником, то я всегда обращаюсь к нему. Мне очень повезло, что он оказался в моей жизни».

Джеймс Харден отказался общаться с отцом

Полное имя Хардена – Джеймс Харден-младший. Но он не любит, когда его так называют.

У оригинального Джеймса Хардена, бывшего военнослужащего ВМФ США, не получалось долго продержаться на свободе – не раз его арестовывали за хранение наркотиков и по другим обвинениям.

Когда Джеймс Харден-младший стал юной звездой в школе, его отец посетил несколько матчей, но услышал только:

«Какой смысл с тобой разговаривать, если ты все время оказываешься в тюрьме?»

С тех пор никто не называет Хардена «младшим».

У Джеймса Хардена нет татуировок

Скотт Пера чуть ли не силой навязал Джеймсу Хардену характерный для него теперь стиль игры

Судя по отзывам, Харден в средней школе – не очень впечатляющее зрелище. Помимо того, что он страдал от астмы, он был сосредоточием и других недостатков. У Хардена вплоть до университета наблюдались очевидные проблемы с лишним весом. Вдобавок ко всему он был настолько ленив, что ограничивал свою игру исключительно трехочковыми из угла.

«Ну, да, атлетом он не был, – говорит Пера. – Прямо скажем, ни данков, ни сумасшедшей скорости у него не было видно. К тому же он был мягкий. Но у него проглядывались хорошие баскетбольные инстинкты».

Пера выдумывал самые разные способы, что спровоцировать Хардена на активность.

Во-первых, заставил того заключить с ним странное пари. Если Харден пробивал больше шести штрафных за матч, то Пера покупал ему гамбургер. Если меньше – то ему приходилось бегать после игры.

Во-вторых, Пера устраивал для него персональные тренировки. Харден должен был забить восемь лэй-апов подряд, в то время как Пера защищался против него, пытаясь оттолкнуть его боксерскими лапами.

Наконец, он показал Хардену список лучших игроков его возраста в Южной Калифорнии по версии Los Angeles Times. Джеймса там не было.

«Хотел сказать ему тем самым, что этот список не имеет значения. Важен был тот список, который будут составлять в июне 2009-го или 2010-го, когда НБА начнут подбирать парней для драфта. Я сказал ему: «Мы будем проверять этот список каждый год и будем стараться понять, почему они в нем и на каком месте будешь ты».

Скоро Харден научился подставляться под фолы, намеренно находить нарушения и картинно разбрасывать руки в стороны. В газетном отчете об игре школьной команде появилось наблюдение: «Харден играет так умно, как будто ему за тридцать».

Певец из Хардена так себе

Хардену тяжело давались изменения в игре

Как уверяют Пера и очевидцы, перестраиваться Хардену было тяжело – он был слишком нацелен на то, чтобы играть в пас, играть на команду. Ну, или слишком застенчив и ленив.

Пера рассказывает такую историю. В декабре 2005-го школьная команда Артезии проиграла Огайо Уитроу. В самолете на обратном пути тренер провел воспитательную беседу с молодым падаваном: «Мы не будем побеждать, пока ты не начнешь бросать больше». Тогда тот ответил: «Но я не хочу, чтобы меня считали единоличником»…

Пера называет это переломным моментом в карьере Джеймса, эпизодом, после которого пазл сложился воедино.

Тренировочный процесс, благодаря которому Хардена заставляли больше двигаться, учиться идти внутрь, находить фолы. Умение читать игру, создавать возможности для партнеров из воздуха, даже будучи ленивым толстяком. И особенные условия: в отличие от большинства, Харден стал атлетом, потому что умел хорошо играть в баскетбол, а не умел хорошо играть в баскетбол, потому что был атлетом. Когда возникла необходимость постоянно действовать агрессивно, и родился уникальный стиль, который лучше всего символизирует харденовский евростеп:

«Игра на паркете – самая важная часть баскетбола. Именно она определяет вас как баскетболиста. Когда я только начинал играть, я особенно не отличался ни атлетизмом, ни скоростью, но я все равно делал все, что было нужно. Евростеп – то, что помогает мне пройти защитника. Это сложное движение. Чтобы им овладеть, нужно быть ловким. А не так многие могут этим похвастаться».

«Джеймса можно сравнить с мастером восточных единоборств, – говорил тренер Аризона Стэйт Херб Сендек. – Он использует силу игры против нее самой. Он не знает, что будет делать. Просто реагирует на ситуации».

Джеймс Харден увлекается скалолазанием

Еще в университете Харден выглядел пухловатым. Или, как говорил он сам, «представителем старой школы, не самым быстрым на паркете».

После первого курса он отказался от фастфуда, перешел на фрукты, испробовал беговые дорожки, а также прибег к неортодоксальным методам поддержания спортивной формы. Чтобы не уставать от однообразных тренировок, Харден открыл для себя групповые сессии на велотренажерах и продолжительные прогулки по горам. Поборов изначальный страх, он признал, что это «сочетание мотивации и тренировки».

Харден появился на обложке Sports Illustrated еще в 2009-м

Тогда он не просто стал лучшим игроком Pac-10, но инициировал настоящую баскетбольную лихорадку в Аризоне – трибуны местной арены заполнялись людьми в майках Die Harden Fan.

Кобе Брайант звонил Хардену, когда тот играл в университете

В детстве у Хардена было три любимых игрока. Джейсон Капоно – увидев фотографию звезды UCLA на доске выпускников, Харден согласился перейти в школу Артезии. Ману Джинобили – стиль которого слишком ярко проскакивает в игре Хардена. И Кобе Брайант. Когда Харден блистал за Аризона Стэйт, Брайант набирал его номер, чтобы отметить его игру.

Совершенно случайно перед драфтом НБА агентом Хардена стал Роб Пелинка, агент Кобе Брайанта.

Дэрил Моури охотился за Харденом три года

Моури хотел заполучить Хардена еще в 2009-м – тогда «Рокетс» делали все, чтобы выторговать 4-й пик «Сакраменто».

Харден ушел в «Оклахому» под 3-м, но безумный генеральный менеджер не захотел корректировать свои мечты. Самая невообразимая статистическая база, долгие часы наблюдений за разыгрывающим по призванию и вторым номером по амплуа, его доминирование в самых важных компонентах современной игры (пик-н-роллах, проходах под щит, зарабатывании нарушений и трехочковых) – все говорило Моури, что это звезда будущего, пример высшей баскетбольной эффективности, за который надо бороться до последнего.

Но и он тогда не знал, как все сложится.

«Если бы я знал то, что знаю сейчас, то я бы отдал и еще пять первых пиков».

Харден пообещал стать звездой НБА в 14 лет

Когда номер Хардена был выведен из обращения Аризоной Стэйт, его мать предъявила записку, которую хранила 11 лет.

«Ма, можешь оставить пару долларов? P.S. Обязательно стану звездой НБА».

Изначально семья Хардена жила в бедном районе Комптона – два брата его матери были застрелены на улицах в 90-х. Как только младший сын немного подрос, Монья Уиллис сдала в аренду дом, купила фургон и переехала в закрытый парк, расположенный в Ранчо Домингес, где у Хардена-младшего не было возможности развивать криминальные наклонности.

Харден жил немного в своем мире и воспринимал авторитет только одного человека.

«Четче всего я помню, насколько невероятна была его мать, – вспоминает Пера. – Она сказала Джеймсу: «Он твой тренер, слушай его. Когда приходишь домой, не надо мне жаловаться. Он – тренер». Я помню, когда он вышла из моего кабинета, подумал: «Я могу тренировать его иначе. Могу быть с ним жестче. Могу поставить перед ним высокие цели».

Его мать следила за карьерой на каждом ее этапе и всегда перебиралась с одного места на другое вслед за ним – из Комптона в Ранчо Домингес, затем в Темпе, в Оклахома-Сити, не отпуская его из-под гиперопеки.

Как известно, бороду Харден отрастил из-за того, что ему было лень бриться. В НБА она превратилась в его бренд, ассоциирующийся со славой и деньгами. Одновременно борода – идеальный образ для Хардена, одного из самых закрытых игроков НБА, словно скрывающегося и за ней, и за хипстерскими нарядами. Он всегда вежлив и вроде бы позитивен, но никто и никогда не вырвал у него хоть один интересный факт из его жизни.

«Мне нравится чувствовать себя в мире, где мне все знакомо, где я могу сам определять скорости. Как только я достигаю точки комфорта, как только понимаю, что происходит вокруг, то могу атаковать».

По материалам Sports Illustrated, ESPN, Grantland, Arizona Republic и Houston Chronicle.

Топовое фото: Fotobank/Getty Images/Scott Hallera