22 мин.

51 (4)

41 ТОМ ПРАЙС (27 лет, Великобритания) – 5 марта 1977 г. (Кьялами, ЮАР)

Последняя команда в Ф-1: «Шэдоу Расинг Тим»

Последняя машина в Ф-1: Shadow DN8

Сезоны – 4, старты – 42, победы – 0, очки – 19

1974 – 18 место

1975 – 10 место

1976 – 12 место

1977 – н.к.

Вот уж совпадение – из числа тех, которых лучше бы не было. Вторая и последняя гибель пилота в южноафриканском Кьялами – и второй раз смерть забрала гонщика команды «Теней». Как правильно замечают, выражение «нелепая смерть» глупо и вообще абсурдно, однако в этом случае иначе и не скажешь…

Коллега Прайса по команде Ренцо Дзордзи вынужден был остановиться на обочине из-за каких-то неполадок в двигателе. Когда пилот выбирался из кокпита, мотор вдруг дал вспышку. Дзордзи мигом выскочил из машины, а огонь, как возник под днищем, так же неожиданно и погас. Еще одна вспышка – и вновь огонь исчезает, оставив облачко дыма. Казалось, что все неприятности позади, но в этот момент через дорогу устремляются два добровольца с огнетушителями – тушить уже погасший двигатель! Один перебежать успел, а второй, 19-летний Янсен ван Вюрен, замешкался, и налетевший на него болид Прайса буквально разорвал несчастного пополам.

На Ютьюбе при желании можно найти ролик (наберите incidente mortal di tom pryce), но я бы не рекомендовал его для просмотра людям излишне впечатлительным. К тому же там, по-моему, есть ограничения по доступу.

Что же случилось с самим Прайсом? Ему в голову ударил огнетушитель, который нес сбитый им паренек. По всей видимости, из-за скорости, на которой произошло столкновение, смерть была мгновенной, потому что машина Прайса тут же потеряла управление, метров через 100 ушла вправо, ударилась в отбойник, вернулась на трассу и, налетев на «Лижье» Жака Лаффита, разбилась у противоположного отбойника.

42 РОННИ ПЕТЕРСОН (34 года, Швеция) – 11 сентября 1978 г. (Милан, Италия)

Последняя команда в Ф-1: «Джон Плейер Тим Лотус»

Последняя машина в Ф-1: Lotus 79

Сезоны – 9, старты – 123, победы – 10, очки – 206

1970 – н.к.

1971 – 2 место

1972 – 9 место

1973 – 3 место

1974 – 5 место

1975 – 13 место

1976 – 11 место

1977 – 14 место

1978 – 2 место

За свою карьеру Ронни бился очень часто, порой весьма серьезно, но всякий раз счастливо избегал травм. 14-й этап чемпионата-78 не предвещал никаких неприятностей. Трехкратный призер чемпионатов мира Петерсон уверенно шел к своему второму титулу вице-чемпиона. Марио Андретти был далеко впереди и недосягаем, но и позициям шведа никто не угрожал.

Однако после стартового сигнала буквально все сразу же пошло наперекосяк. За мгновение до него, не выдержав, рванули вперед Марио Андретти и Жиль Вильнёв, за что впоследствии были наказаны минутой штрафа за фальстарт. Это послужило сигналом для всех остальных, а самым агрессивным оказался Рикардо Патрезе, чей опасный маневр и инициировал массовое столкновение на стартовой прямой. Разбилось или было повреждено более десятка автомобилей. Сразу двое – Витторио Брамбилла и Ханс-Йоахим Штук – получили травмы головы оторвавшимися колесами, но отделались сотрясением мозга. А больше всех пострадал Петерсон, чей «Лотус» вспыхнул как факел.

Пожар удалось затушить, гонщика извлекли из покореженного болида и доставили в госпиталь. Повреждения и ожоги были очень серьезными, но шансы на спасение оставались, однако на следующий день после перенесенной операции Петерсон скончался от тромбоэмболии.

43 ПАТРИК ДЕПАЙЕ (35 лет, Франция) – 1 августа 1980 г. (Хоккенхайм, Германия)

Последняя команда в Ф-1: «Мальборо Тим Альфа Ромео»

Последняя машина в Ф-1: Alfa Romeo N179

Сезоны – 8, старты – 95, победы – 2, очки – 141

1972 – н.к.

1974 – 9 место

1975 – 9 место

1976 – 4 место

1977 – 9 место

1978 – 5 место

1979 – 6 место

1980 – н.к.

Пилоты Формулы-1, как и многие другие спортсмены, не отличались любовью к режиму. В прессе порой проскакивали заметки о какой-нибудь громкой вечеринке, устроенной тем или иным гонщиком, где пиво, вино и виски текли рекой. Хватало любителей красивой жизни, употреблявших не только алкоголь, но и более мощные стимуляторы. Один из них даже ухитрился стать в середине 70-х чемпионом мира.

Антирежимщиком был и Патрик Депайе. Однако этот рисковал своим здоровьем особым образом – увлекался экстримом. Парашют, горные лыжи, появившийся недавно и стремительно набравший популярность дельтаплан – словом, все, что возбуждало, разгоняло кровь. В середине 79-го француз ухитрился сверзиться со своего дельтаплана и заработать сложнейшие переломы обеих ног, из-за чего пропустил всю вторую половину чемпионата. (Как тут не вспомнить, что трехкратный чемпион мира Ники Лауда однажды перевернулся вместе… с трактором, пытаясь к восторгу своих друзей покорить на нем крутой горный склон; чудом выжил, наверное потому, что был хорошо подшофе.)

Понятно, что из «Лижье» его погнали, хотя гонщиком он был, несмотря ни на что, весьма толковым (шутка ли – ему удалось до травмы провести всего 7 этапов из 15-ти, но даже этого вполне хватило для итогового шестого места). Депайе нашел утешение в «Альфа Ромео» с ее очень слабеньким автомобильчиком, который больше ремонтировался, чем ездил. 8 этапов – ни одной пройденной до конца дистанции!

В индивидуальном тест-заезде в Хоккенхайме Депайе и погиб в своей новой машине, когда у нее на огромной скорости (это очень быстрый автодром) на входе в поворот Осткурве, предположительно, отказали тормоза…

В том же году тормоза подвели и опытнейшего Клэя Регаццони, который становился вторым и третьим призером чемпионатов. В гонке по улицам американского Лонг-Бича (4-й этап) он въехал в ловушку из старых шин, которая ему не очень помогла. Алюминиевый монокок его болида разрушился, днище переломилось надвое, и итальянец, хотя и выжил, получил тяжелые увечья, в том числе перелом позвоночника, оставшись до конца жизни частично парализованным.

44 ЖИЛЬ ВИЛЬНЁВ (32 года, Канада) – 8 мая 1982 г. (Зольдер, Бельгия)

Последняя команда в Ф-1: «Скудерия Феррари»

Последняя машина в Ф-1: Ferrari 126C2

Сезоны – 6, старты – 67, победы – 6, очки – 107

1977 – н.к.

1978 – 9 место

1979 – 2 место

1980 – 14 место

1981 – 7 место

1982 – 15 место

Карьера канадца в «Формуле» началась со смерти. Да еще сразу двух: на заключительном этапе сезона-77 (Гран-при Японии) на пятом круге автомобиль Вильнёва налетел сзади на болид Ронни Петерсона. Удар оказался таким мощным, что «Феррари» взмыл вверх, перелетел заграждение и убил маршала гонки и фотографа.

И вообще неприятных приключений в жизни старшего из братьев (младший, Жак, тоже пробовал себя в Ф-1, но так ни разу и не стартовал за два проведенных там сезона) и отца чемпиона мира-97 Жака Вильнёва хватало. В каждом из шести проведенных сезонов он обязательно попадал в какую-нибудь более или менее серьезную аварию. В 78-м он вновь не поделил трассу с Петерсоном, а через два этапа ухитрился врезаться в «кругового» Регаццони. В 79-м он сталкивался с тем же Регаццони и на предпоследнем этапе – с Джонсом, из-за чего, вполне возможно, уступил в общем зачете Джоди Шектеру самую малость, всего 4 очка. В 80-м Вильнёв побывал в авариях 5 раз, в том числе в одной массовой, на старте 13-го, канадского этапа, в следующем году – в шести (Андретти, Джонс, де Чезарис, Джакомелли, Патрезе, Арну). Он сам бил чужие автомобили, в него врезались… Канадец всегда отличался резкой, агрессивной манерой вождения – на грани фола, говоря футбольным языком.

Вот и погиб он во многом из-за того, что не захотел чуть-чуть себя сдержать в ситуации, которая к особому риску не располагала. Накануне 5-го, бельгийского этапа, стараясь показать лучшее время в квалификации (совершенно бессмысленное мероприятие – это был последний круг да еще дождь пошел!), Вильнёв на опасном S-образном участке трассы «Зольдера» азартно атаковал «Марч» Йохена Масса, который уступал ему в скорости и был явно не прочь уступить дорогу, прижавшись к обочине. Чуть-чуть не рассчитав, Вильнёв въехал ему в заднее колесо, после чего «Феррари» на огромной скорости взлетел и по прямой отправился в бетонный отбойник. Удар был такой силы, что не выдержали ремни безопасности. Обломки автомобиля рухнули на трассу, едва не накрыв Масса, а канадского гонщика вышвырнуло из кокпита и перебросило через дорогу к проволочному заграждению. Его пытались спасти, но тщетно.

1982-й вообще стал кошмаром для «Феррари». На 12-м этапе после столкновения с Простом получил тяжелые переломы обеих ног и был вынужден завершить карьеру автогонщика и второй пилот команды, Дидье Пирони. Хотя к этому времени уверенно лидировал и, если бы не авария, скорее всего стал бы чемпионом. А так титул ушел к шведу Кеке Росбергу, который в итоге опередил француза всего на 5 очков… Пирони погиб несколько лет спустя в гонке океанских катеров.

45 РИКАРДО ПАЛЕТТИ (23 года, Италия) – 13 июня 1982 г. (Монреаль, Канада)

Последняя команда в Ф-1: «Осела Скуадра Кост»

Последняя машина в Ф-1: Osella FA1C

Сезоны – 1, старты – 1, победы – 0, очки – 0

1982 – н.к.

Точно так же, как и Уильямсон девятью годами ранее, Палетти не успел в своей карьере провести толком ни одной гонки. До рокового 13 июня на его счету был один удачный старт (на остальных шести этапах он даже не мог пройти квалификацию), в Сан-Марино, но проехал Рикардо всего 7 кругов из 60-ти, после чего в его невероятно слабенькой «Оселле» полетела подвеска.

Но вот в Канаде, на 8-м этапе, вроде бы все начиналось нормально: квалификация, пусть и с трудом (23-е место на стартовой позиции), пройдена, автомобиль во время тренировок не капризничал и выражал готовность проехать чуть больше обычного.

Увы, Палетти фактически так и не пересек стартовую линию, прямо перед которой заглох «Феррари» лидера Дидье Пирони. Большая часть стартовавших позади него автомобилей успела разминуться с непредвиденной преградой, а вот «Оселла» неопытного Рикардо, уже набрав приличную скорость (около 150 км/час) врезалась точно в корму итальянского болида.

Казалось, ничего особо страшного не произошло: гонщик был ошеломлен, напуган, но жив и без видимых тяжелых травм. Тут же подоспели два автомобиля помощи, с полтора десятка пожарных и маршалов, и всё должно было закончиться счастливо. Но в этот момент вдруг полыхнул двигатель «Оселлы», а ее кокпит, как выяснилось, от удара деформировался. Все усилия спасти Палетти из пылающего автомобиля успехом не увенчались.

46 РОЛЬФ ШТОММЕЛЕН (39 лет, Германия) – 24 апреля 1983 г. (Риверсайд, Калифорния, США)

Последняя команда в Ф-1: «Эрроуз Расинг Тим»

Последняя машина в Ф-1: Arrows FA1

Сезоны – 9, старты – 54, победы – 0, очки – 14

1969 – н.к.

1970 – 11 место

1971 – 19 место

1972 – н.к.

1973 – н.к.

1974 – н.к.

1975 – н.к.

1976 – 19 место

1978 – н.к.

О том, чему стал виной (неумышленно, разумеется) Штоммелен в 1975-м, вы уже знаете. Гонщик он был не из топ-числа, всю карьеру провел в диковинных командах – что-то вроде «Тим Айфлэнд Караван» или даже «Керамика Пагноссин». Максимум чего добился – третьего места на Гран-при Австрии в 70-м.

В 78-м после небольшого перерыва вернулся, гонял один сезон на «Золотых стрелах», очень красивых, но не более того автомобилях, затем вообще распрощался с Ф-1. Хотя и остался в автогонках, соревнуясь на полуспортивных машинах в третьеразрядных гонках. В одной из таких гонок, в Риверсайде, погиб за рулем «Порше».

47 ШТЕФАН БЕЛЛОФ (27 лет, Германия) – 1 сентября 1985 г. (Спа, Бельгия)

Последняя команда в Ф-1: «Тиррелл Расинг»

Последняя машина в Ф-1: Tyrrell 014

Сезоны – 2, старты – 20, победы – 0, очки – 4

1984 – н.к.

1985 – 16 место

Доводилось читать, что потомок русских эмигрантов Штефан Беллоф считался не менее талантливым гонщиком, чем великий Айртон Сенна. Узнать это точно так и не удалось. Первый сезон ушел у немца на привыкание, а в середине второго он погиб на бельгийском автодроме Спа в гонке спортпрототипов после столкновения с пытавшимся его обойти Жаки Иксом.

48 ЭЛИО де АНДЖЕЛИС (28 лет, Италия) – 15 мая 1986 г. (Марсель, Франция)

Последняя команда в Ф-1: «Мотор Расинг Девелопментс»

Последняя машина в Ф-1: Brabham BT55

Сезоны – 8, старты – 108, победы – 2, очки – 122

1979 – 15 место

1980 – 7 место

1981 – 8 место

1982 – 9 место

1983 – 17 место

1984 – 3 место

1985 – 5 место

1986 – н.к.

Итальянец блистательно проявил себя в двух предыдущих сезонах, пилотируя «Лотус». А вот новый автомобиль, «Бребхэм», удачи ему не принес. Это творение Гордона Марри получило название «камбала» из-за рекордно малой высоты болида – всего 855 мм! – но было поистине «хрустальное». В первых четырех гонках сезона-86 де Анджелис не смог добраться до финиша – «летели» поочередно коробка передач, двигатель, промежуточный охладитель, а еще в одном случае за три круга до финиша просто отвалилось колесо.

Обычная сессия тестирования мощного, но очень сложного и непослушного болида в середине мая закончилась катастрофой, когда, по мнению экспертов, в «Бребхэме» отказали тормоза и он на скорости свыше 250 км/час отправил своего пилота к праотцам. Де Анджелис был зажат в тесном кокпите перевернувшегося автомобиля и задохнулся в дыму пожара.

В следующем ролике нет обломков, огня и машин спасателей. Тут всё мило и просто, хотя и непрофессионально. Это произошло накануне Гран-при Германии 1985 года на Нюрбургринге…

49 РОЛАНД РАТЦЕНБЕРГЕР (31 год, Австрия) – 30 апреля 1994 г. (Болонья, Италия)

Последняя команда в Ф-1: «Симтек Форд»

Последняя машина в Ф-1: Simtek S941

Сезоны – 1, старты – 1, победы – 0, очки – 0

1994 – н.к.

Третий после Уильямсона и Палетти новичок-неудачник. Хотя гонщик Ратценбергер, конечно, был опытный – активно гонялся на автомобилях Формулы-3, Формулы-3000, Серии С еще с 1986 года. Пока, наконец, не был приглашен в главную Формулу.

Первый этап, бразильский, его «Симтек» не прошел квалификацию. На втором, тихоокеанском, в Японии, он добрался до финиша, однако отстал от победителя на целых пять кругов – слишком уж слабой была машина. А вот на третьем этапе, в Имоле (который почему-то считается санмаринским, хотя небольшой город Имола никакого географического отношения к этому крохотному государству не имеет, расположен в сотне километров на северо-запад), Ратценбергеру даже не удалось стартовать.

В квалификации накануне гонки его болид неожиданно сошел с трассы и на скорости около 280 км/час врезался в отбойник. Причиной называют оторвавшееся антикрыло.

Официально Роланд скончался в болонской больнице несколькими часами позже, но шансов выжить у него не было изначально.

50 АЙРТОН СЕННА (34 года, Бразилия) – 1 мая 1994 г. (Болонья, Италия)

Последняя команда в Ф-1: «Ротмэнс Уильямс Рено»

Последняя машина в Ф-1: Williams FW16

Сезоны – 11, старты – 161, победы – 41 (в том числе 4 подряд), очки – 614

1984 – 9 место

1985 – 4 место

1986 – 4 место

1987 – 3 место

1988 – чемпион мира

1989 – 2 место

1990 – чемпион мира

1991 – чемпион мира

1992 – 4 место

1993 – 2 место

1994 – н.к.

До сих пор, хотя прошо 17 лет, нет окончательного вывода – что же произошло в Имоле на следующий день после гибели Ратценбергера, на пятом круге основного, зачетного заезда третьего этапа чемпионата мира-94.

Официальная причина аварии – неполадки в рулевом управлении. Официальная причина гибели Сенны – удар в голову гонщика оторвавшейся детали передней подвески. Но абсолютной ясности нет – ни в том, ни в другом.

С самого начала бродили разные слухи. Поговаривали о диверсии, дабы устранить конкурента, но это не выдерживает критики – модель FW16 явно была не лучшей машиной «Уильямса», Сенна и на двух первых этапах не мог ее нормально довести до финиша. Намекали на какие-то серьезные проблемы бразильца в личной жизни, что могло подтолкнуть его к суициду – но это слишком уж надуманно. И исполнение, уж извините, какое-то топорное…

Разогнавшись до огромной скорости (трасса автодрома Имолы тому способствовала – после длинной прямой следовал не очень сложный и не очень крутой поворот влево; сейчас он умышленно «замедлен» дополнительным S-образным виражом), болид Сенны вдруг, по непонятной причине, не изменил траекторию и, уйдя по прямой, врезался в бетонный отбойник. Кинограмма последних секунд перед катастрофой ясно показывает, что за мгновение до рокового поворота передние колеса на долю секунды почему-то стали вправо, в сторону отбойника, и этого хватило, чтобы на скорости свыше 300 км/час болид уже не смог вывернуть.

Если бы «полетело» рулевое управление, колеса так и остались бы в положении «вправо», однако они тут же были вывернуты пилотом влево. Только это уже ничего не могло изменить. Та же кинограмма показывает, что смертельную травму Сенна получил скорее всего не какой-то деталью, а из-за силы удара – голова слишком резко дернулась вперед, затем назад, и то ли шейные позвонки не выдержали, то ли произошло сильное кровоизлияние в мозг.

Гениальный бразилец, получивший прозвище «человек дождя» за потрясающее вождение при плохих погодных условиях, раскрылся во всей красе уже в достаточно скромном «Лотусе». А перейдя в «Макларен», довел сочетание своего таланта с возможностями машины до трех чемпионских титулов (плюс два вторых места). Вполне возможно, что он продолжал бы побеждать и безбедно существовать в этой «конюшне», но перед чемпионатом-94 перешел в «Уильямс». Который его и угробил.

Сенна в своей карьере бился часто и со вкусом. Обычно в результате инцидентов с кем-то из соперников. Особенно почему-то «полюбил» он Мэнселла – 6 раз не финишировал из-за столкновений с Найджелом. Но погиб на достаточно спокойном участке трассы, без малейшего контакта с кем-то из гонщиков и даже в отдалении от других болидов. Как это просчитать? Как это объяснить?..

Айртон Сенна стал последним из гонщиков, кто ушел из жизни на трассе именно Формулы-1. Но в 2001-м список пополнился еще на одного человека.

51 МИКЕЛЕ АЛЬБОРЕТО (44 года, Италия) – 25 апреля 2001 г. (Лаузитцринг, Дрезден, Германия)

Последняя команда в Ф-1: «Минарди Скудерия»

Последняя машина в Ф-1: Minardi M194

Сезоны – 14, старты – 194, победы – 5, очки – 186,5

1981 – н.к.

1982 – 8 место

1983 – 12 место

1984 – 4 место

1985 – 2 место

1986 – 9 место

1987 – 7 место

1988 – 5 место

1989 – 11 место

1990 – н.к.

1991 – н.к.

1992 – 10 место

1993 – н.к.

1994 – 24 место

Лучший период Альборето в Ф-1 – середина 80-х, когда он выступал за команду «Феррари». Сначала с Рене Арну, а затем со Стефаном Йоханссоном. В 1985-м он одно время даже претендовал на победу, дважды выигрывал этапы, четырежды приходил вторым и еще два раза третьим. Однако досадная серия поломок на финише чемпионата (двигатель, сцепление, коробка передач, пожар движка) не позволила ему закончить ни один из пяти заключительных этапов, и Прост на «Макларене» ушел в итоговой таблице далеко вперед (73 очка против 53-х).

После этого результаты пошли на спад, и после сезона-88 Альборето и «Феррари» расстались. Итальянца приглашали «Тиррелл», «Футворк», «Минарди» - команды, чьи машины были слишком слабы, чтобы соперничать с лидерами мирового автоспорта. После того, как на заключительном, австралийском этапе чемпионата-94 его машина попала в аварию, Микеле, под впечатлением от всех крайне неприятных событий того сезона (Ратценбергер, Сенна, а еще Ферстаппен в Хоккенхайме страшно горел прямо на пит-стопе, а еще всяких прочих аварий было немеряно), принял решение уйти из Формулы-1. Да и лет ему тогда было уже 37 – чай, не мальчик.

Погиб он на немецком автодроме Лаузитцринг во время тестов спортпрототипа Ауди R8, который должен был вскоре стартовать в «24 часах Ле-Мана». Причина аварии так и осталась невыясненной, поскольку в результате удара «черный ящик» машины оказался сильно поврежден…

…В том же 2001 году, когда разбился Альборето, спустя шестнадцать лет после того, как уже упоминавшийся выше Ники Лауда перестал быть формульным пилотом, австриец заявил, что хочет самостоятельно испытать «Ягуар» вверенной ему команды. Многие по этому поводу злорадно хмыкали. А Эдди Ирвайн ехидно пошутил: «В болид придется установить самый маленький руль. Чтобы в кокпите поместился его живот».

Живот поместился. Лауда весьма энергично проехал десять кругов. Пару раз его развернуло поперек трассы, но трехкратного чемпиона это не смутило. Во время пресс-конференций и интервью, состоявшихся после тест-драйва, он сполна рассчитался со всеми скептиками. Если собрать все сказанное в монолог, то получилось бы вот что:

«Раньше, когда я слышал, что у гонщиков возникают какие-то «проблемы с программным обеспечением», то не понимал, о чем речь. Теперь понимаю.

Единственное, что мне понравилось в нынешней машине, – это усилитель рулевого управления. И это при том, что за руль сейчас держатся двумя руками. А ведь раньше мы были вынуждены рулить одной левой рукой – правая была постоянно на ручке переключения. В Монако нам приходилось «перещелкиваться» больше трех тысяч раз, до мозолей на ладонях! Не включил нужную передачу – улетел на заграждения. Включил ненужную – сжег двигатель. Здесь и проявлялась разница в классе пилотов. Теперь все делает автоматическая трансмиссия.

Когда-то при старте нужно было точно дозировать акселератор, чтобы не было пробуксовки. Теперь это может делать любая мартышка. «Полный газ» мог взорвать двигатель. Сегодня благодаря «старт-контролю», обороты растут плавно, так же плавно включается сцепление. Стоит машине заскользить в повороте – тут же включается «трэкшн-контроль». Ни один из пилотов, особенно в дождь, не будет иметь преимуществ, потому что электроника все сравняет.

Гонки стали безопаснее – сегодня их могут смотреть даже бабушки и их внуки. Но у нас дошло до того, что теперь эти бабушки и внуки сами в состоянии управлять болидами! Я не хочу выглядеть человеком, который постоянно хвалит то, что было раньше. Но когда я был гонщиком, от пилотов зависело очень многое. Сегодня же на первый план выходят компьютеры, программы и прочее дерьмо. Миллионы людей смотрят «Формулу-1», считая наш чемпионат вершиной автоспорта. Благодаря всей этой электронной ботве, они жестоко ошибаются».

И это сказал человек, прошедший на трассах Формулы-1 и медные трубы, и огонь, и воду. В буквальном смысле этого слова – Лауда не только часто попадал в различные аварии, но и горел однажды, страшно горел, был чудом спасен, но обожжен настолько, что остался, даже после нескольких пластических операций, обезображенным. Вроде бы раскритиковал он нынешнюю «Формулу», камня на камне не оставил, но в его словах есть и скрытый смысл.

Ведь после гибели Сенны 17 лет назад трасса Ф-1, жадная и плотоядная, успокоилась, сыто отдуваясь. Были, правда, и потом неприятные инциденты – в 2001-м, например, после страшного столкновения Вильнёва-младшего и Ральфа Шумахера колесо, оторвавшееся от болида канадца, убило маршала гонки – но сами водители в многочисленных авариях, от которых порой делается не по себе, отделывались в худшем случае испугом и ссадинами от ремней безопасности.

Так что, не сочтите это за кощунство, ни одна из смертей «формулистов» не была напрасной. Каждая из них подчеркивала явные и вскрывала тайные дефекты механизмов и корпусов болидов, каждая подстегивала конструкторов к устранению недостатков и поиску новых, революционных решений, к обеспечению безопасности и самих пилотов, и трассы, и зрителей. Каждая, как бы ни тяжело было это произносить, способствовала прогрессу автоспорта в частности и автомобилестроения вообще.

Полагаю, прочитанное вами достаточно убедительно показало: трасса – очень сложная и неприятная штука. И на ней может случиться все что угодно. И с зеленым новичком, и с опытнейшим асом. Порой такое, что даже при самой изощренной фантазии нарочно не придумаешь.

Я не собираюсь оправдывать пьяных и обдолбанных уродов, впервые севших за руль и сбивающих пешеходов на переходах, а потом избегающих наказания благодаря волосатой лапе кого-то из родственников. Но и равнять их с несчастными жертвами собственной неопытности и самонадеянности не хочу. Некрасиво это. Не по-людски.

Будьте внимательны и осторожны. Берегите себя и других. И не только на дороге…