13 мин.

Интервью Алексея Железнякова: «Золотая середина - о роли хореографии в становлении фигуриста!»

Железняков Алексей Валентинович 5 июля 1981 года.

Образование: высшее, педагог-хореограф.

Ученики: Алина Загитова, Александра Трусова, Анна Щербакова, Алена Косторная, Морис Квителашвили, Дарья Павлюченко — Денис Ходыкин и другие.

Бывшие ученики: Полина Шелепень, Юлия Липницкая, Евгения Медведева, Полина Цурская, Адьян Питкеев, Сергей Воронов, Кристина Астахова — Алексей Рогонов и другие.

В настоящее время: работает с группами Этери Тутберидзе, Сергея Доброскокова, Артура Дмитриева. Является руководителем спортивно-танцевальной студии AJ DANCE STUDIO FS. 

Как профессиональный хореограф я уже 15 лет работаю в мире фигурного катания, поскольку этот спорт непосредственно связан с хореографией и искусством. Все началось с предложения Этери Тутберидзе поработать в ее группе, где я получил первый опыт преподавания спортсменам.

Затем я работал с различными командами как в одиночном и парном катании, так и в танцах на льду. За все время, что я наблюдаю фигуристов, так и не понял, почему они занимаются ОФП в разы больше, чем хореографией. Думаю, причиной этого является некий сложившийся еще в советские времена стереотип, что фигурное катание — это «дальше, выше, сильнее» и без ОФП этого никак не добиться.

До сих пор многие тренеры (и не только старшего поколения) остались в тех годах и не видят, что фигурное катание изменилось. Они продолжают делать из фигуристов атлетов с накачанными мышцами, что создает полное закрепощение корпуса. Мне кажется, настал переломный момент, когда нужно остановиться и задуматься: надо ли продолжать идти в этом направлении?

Если кто-то думает, что профессиональные танцовщики, например балерины Большого театра, занимаются ОФП в свободное от хореографии время, то он ошибается. Хотя лично я знаю некоторых танцовщиков разных стилей и направлений, которые иногда ходят в зал.

Кто-то идет для прокачки рельефа тела, чтобы красиво смотреться на сцене, кто-то — на беговую дорожку, чтобы увеличить выносливость, поскольку, если во время двух-, трехчасового спектакля у артиста будут сбиваться дыхание и закисляться мышцы, это скажется на его исполнительском мастерстве. Однако все необходимые качества — прыжок, скорость, силу, выносливость, гибкость, координацию, красоту тела — танцовщики приобретают исключительно средствами хореографии.

Мой опыт работы с фигуристами говорит мне, что они также могут достигнуть вышеперечисленных качеств, в том числе и существенно прокачать все группы мышц тела, с помощью хореографии. Для этой цели подойдет любая хореография — от классической до современной, но лучше всего построить занятия так, чтобы фигуристам были доступны все основные виды и стили.

Классическая хореография и другие.

Надо сказать, что никто не любит классическую хореографию, я, кстати, тоже не любил. Долго, муторно, скучно, но без этого никак не обойтись, потому что она выстраивает тело, дает понимание культуры движения, закладывает основы. Понимание ее ценности ко мне пришло только в 14-15 лет, после чего я начал ею серьезно заниматься. 

Классика прививает культуру позиции, эстетику жеста, дает стержень спине на любом пируэте. Она по своей сути статична, поскольку задает однообразную работу мышцам, но одновременно с этим влияет на эластичность мышц и связок. С помощью класса хореографии можно прекрасно наработать нужные фигуристам качества.

К примеру, в конце экзерсиса обязательно идут прыжки (соте, шанжман), которые дают взрывную силу. Прыжок шанжман работает на группировку ног, потому что в пятой позиции ноги затягиваются и вылет наверх обеспечивается работой голеностопов и остальных мышц. Это движение хорошо влияет на прыжки на льду. Многие почему-то думают, что во время прыжка работать голеностопом фигуристу не нужно, что толчок осуществляется за счет скорости и инерции. На деле проработанный голеностоп даже в колодке ботинка все равно работает и дает прибавку к высоте прыжка на 20-30%.

Такие па, как плие, гранд плие и большие прыжки, работают на силу, при этом они — отличная замена становой тяге, которая убивает колени и спину. Классическая хореография формирует красивые линии тела, чувство позы. Дети учатся точить носок, делать батман тандю на восемь счетов, правильно отводить ножку в сторону, медленно садиться в плие и прочее, что работает на эластичность и растяжение связок.

За основу я бы взял старую школу мировой хореографии, чтобы спортсмены каждый день занимались классикой. По аналогии с Большим театром, но с чуть меньшими нагрузками, чтобы у спортсменов оставались силы работать на льду. Но только классической хореографии фигуристам будет недостаточно, нужно обратить внимание и на другие стили.

Я считаю, что народный танец как класс хореографии фигуристами недооценен. Я бывал на мастер-классах в ансамбле имени Игоря Моисеева и могу заверить, что народный танец обладает большими возможностями для прокачки мышц. Посмотрите на профессиональных танцовщиков этого ансамбля, оцените, что они делают и какие выполняют трюки. Пусть какой-нибудь фигурист попробует 16 раз прыгнуть в разножку или сделать серию русских поперечных шпагатов с такой же высотой прыжка и легкостью! Для этого в мышцах должна быть огромная сила, которая никакому атлету и не снилась. Представляете, если фигурист будет прыгать на такую же высоту?

Характерные движения народных танцев совершенно разные по своей динамике. Допустим, плие — это лирика молдавского танца, жете — это дух гаучо — танца аргентинских пастухов. В этих танцах будет совсем разный темп, разные ноги, и мышцы станут работать каждый раз по-своему. Характерный танец даст разнообразие работе мышц — где-то резко, где-то мягко, что создаст хорошую прокачку.

В последние годы фигурное катание сильно шагнуло вперед в разноплановости программ. Спортсмены стараются показать себя в совершенно разных стилях. Чтобы это уметь, нужно владеть своим телом, следовательно, оно должно быть универсальным. Поэтому, кроме классического и народного танцев, необходимо преподавать джаз-модерн, а также другие современные стили и направления. Начинать знакомить детей с хореографией я советую именно с классики, причем лет с четырех-пяти, а уже через год подключать джаз-модерн, потому что он им понятен и доступен.

Джаз-модерн в корне отличается от классической хореографии: в нем нет никакой статики, наоборот, это полное раскрепощение тела, раскачка корпуса, расшевеливание всех позвонков и суставов. Я советую начинать преподавать джаз-модерн в группах начальной подготовки с первого года обучения. Детей нужно обучать с азов, расшевелить, растанцевать их, чтобы они почувствовали ритм, научились работать под разные ритмы, использовать различные динамики. Когда дети растанцованы, то им уже можно поставить интересные программы.

ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=tmzPwu0iOvc

Я не вижу преград для того, чтобы начинать этим заниматься с малолетства. Только педагог должен понимать, что и зачем он делает. Нельзя допустить, чтобы ребенок принял какие-то дрыганья за танец. Вообще у малышей в первые два-три года занятий я бы не отменял ОФП: легкий бег, скакалка, резина — все хорошо, чтобы начать формировать выносливость. Для полноценной работы в танцзале им нужно немножечко созреть головой, а перечисленные упражнения дают хороший результат и в координации, и в общей выносливости.

На мой взгляд, хореографическийдень фигуриста может выглядеть следующим образом. Три раза в неделю утром — класс хореографии, вечером — джаз-модерн. Два раза в неделю утром — класс народного танца, вечером — любой современныйтанец. К этим занятиям можно добавить растяжки два-три раза в неделю и специальную физическую подготовку (СФП) столько раз, сколько тренер посчитаетнужным, поскольку необходимо делатьтуры, отрабатывать группировку, работать с резиной, прыгать со степов и прочее.

Если в течение дня у фигуристов, помимо льда и СФП, будет по два занятия различной хореографией, то ОФП достаточно на уровне разминки и заминки. Главное — без атлетизма. Такой график занятий даст, кроме всего прочего, еще и эмоциональную разгрузку спортсменам за счет переключения деятельности — с одной на другую. Я считаю, эти классы должны вести разные педагоги, потому что классика и модерн очень разные по стилю.

В группе Этери Тутберидзе классическую хореографию преподает Людмила Шалашова — балерина Большого театра, педагог по классическому танцу, человек с опытом и профессиональным образованием.

Я же занимаюсь современными направлениями, в которых хорошо разбираюсь. Каждый должен профессионально и грамотно заниматься своим делом — тогда будет результат. С помощью хореографии спортсмен может достичь необходимой физической подготовленности, однако лишь при наличии исключительно профессиональных педагогов.

К сожалению, приходится признать, что в некоторых спортивных школах хореография порой напоминает художественную самодеятельность. В итоге дети ничего не делают, болтаются у станка, дисциплина нулевая, как и результат. Если спортивная школа в силу каких-то причин не может или не хочет найти педагога по хореографии, значит, спортсмену надо искать какую-то танцевальную студию и ходить туда.

Но и здесь надо быть внимательным, потому что есть студии, где «педагоги» сами походили полгода в какой-нибудь кружок или набрались каких-то идей на YouTube и возомнили себя хореографами. Родителям бывает сложно разобраться с первого раза, профессионал перед ними или самозванец. Время в конечном счете все расставит по местам, только для спортсмена оно будет уже потеряно.

«Летающие табуретки»

На самом деле, я считаю, что для спортсменов ОФП — это основа всего. Правда, я думаю, что ОФП для штангиста может и должна отличаться от ОФП для фигуриста. Уверен, что для фигуриста ОФП достаточно в объеме разминки и заминки перед и после ледовой тренировки. Легкий бег минут сорок как хорошая кардиотренировка — это правильно во всех отношениях, особенно в сочетании с растяжкой на горячие мышцы после тренировки. Спортсмен бегает, приседает, прыгает со скакалкой — все это дает ему разогрев мышц перед выходом на лед, и отказываться от этого нельзя ни в коем случае.

Однако я бы не путал легкий кардиобег с кроссом, прыжки со скакалкой с закачиванием ног на тренажерах. За 15 лет работы с фигуристами я видел, как в уважаемых школах Москвы тренеры с помощью ОФП превращали фигуристов в качков. Они, по меткому выражению моего друга Игоря Пашкевича, превращались в «летающие табуретки». Действительно, откуда возьмутся легкость, линии, грация, компоненты, если фигурист не ощущает свое тело, которое настолько закачано и закрепощено, что просто паровоз под откос.

Наши тренеры по фигурному катанию достаточно часто приглашают для проведения ОФП легкоатлетов, которые, не понимая специфики фигурного катания, дают фигуристам избыточные нагрузки, особенно в тренажерных залах с железом. На самом деле фигуристам достаточно упражнений с собственным весом для получения результата. А с помощью класса хореографии спортсмен может выйти не только на свою максимальную силу, но и на взрывную силу, которая ему нужна для исполнения прыжков и всех остальных элементов.

В период пубертата, когда сначала идет период роста, а затем следует набор веса, у тех спортсменов, которые тренировались в рамках легкоатлетического ОФП, проявляется большая склонность к набору веса и к формированию рельефных мышц в области голени и бедер. Особенно это проблема для девушек, у которых изящество фигуры и ног сильно страдает не только по причине пубертата или нарушения режима питания, но и из-за неграмотного ОФП. У таких спортсменок организм привык с детских лет наращивать мышечную массу, ведь каждый день на ОФП ее прокачивали как атлета.

Во время пубертата, даже если ей облегчить нагрузку (чего, как правило, не происходит, потому что бытует мнение о необходимости интенсивнее сжигать калории путем наращивания нагрузки), организм уже привык превращать калории в мышцы, а если нагрузка снижается, то закачанные мышцы начинают обрастать жировым слоем. Если юношам еще можно более жестко прорабатывать мышцы, то для девушек в фигурном катании это беда.

Понятно, что в парном катании и в танцах на льду юношам можно применять силовые ОФП, включая работу с гирями, делать выбросы набивных мечей, закачивать мышцы на тренажерах, иначе им просто не поднять партнершу во время поддержки, не подбросить ее в подкрутке и вообще не доехать до конца произвольной программы. Но в целом фигуристам культуру тела лучше воспитывать посредством хореографии, а не атлетики.

Универсальный солдат.

Сегодня фигурное катание у нас в стране на пике популярности. Публика стала очень разборчивой и требовательной, и если ей показали лучшее катание, то посредственное, а тем более худшее она вряд ли захочет смотреть. Каждый фигурист стремится кататься в разных образах, максимально использовать язык хореографии, ведь современное фигурное катание предъявляет максимальные требования к презентации программы. Под этим максимумом я понимаю разнообразие стилей и профессиональную подготовленность, поэтому все, что может дать хореография, фигурное катание обязано в себя впитать.

Поэтому те спортсмены, которые постоянно катаются в одном и том же стиле и образе, создают впечатление своей односторонности. Они настолько привыкли к своему амплуа, что если вдруг им поменять имидж, то ничего хорошего может не получиться. Такое явление бывает сплошь и рядом. Особенно это заметно, когда спортсмен переходит от одного тренера к другому.

В мире фигурного катания мы все — хореографы, тренеры, спортсмены — отслеживаем творчество друг друга. Естественно, новый тренер видел, как спортсмен катался, какие программы ему прежде ставили. Амбиции не позволяют тренеру и хореографу идти по тому же пути, поскольку публика скажет: мы это видели раньше. Тренер начинает искать новый образ, пытается изменить динамику катания и даже технику, которая устоялась за годы. Тренер начинает переделывать спортсмена, больше исходя из своих амбиций, чем из спортивной необходимости. Как правило, это выходит в минус. 

Причин этого несколько. С одной стороны, каждый человек индивидуален и на кого-то могут совершенно не ложиться какие-то образы и стили. Но бывает и так, что спортсмен рос в условиях, когда ничего нового ему не предлагали, когда он ничего не пробовал, потому что, по мнению тренера, был вполне съедобен в традиционном для себя образе. В результате у фигуриста не хватает запаса хореографического мастерства для полноценного маневра. Если бы он с детства занимался классикой, характерным танцем, умел танцевать в стилях джаз-модерн, хип-хоп и прочих, то не только был бы прекрасно подготовлен физически, но и его танцевальная техника была бы отлажена на все сто.

Образ спортсмена в программе — это одно из самых интересных перевоплощений для зрителя. Образ — понятие объемное, в нем должны быть идея, мораль, эстетика, которые проявляются как в движениях, так и в костюме, и даже в прическе. Кстати, я всегда внутренне реагирую, когда вижу переход каких-то границ приличия и вкуса, особенно в программах для показательных выступлений. Все-таки эти программы не должны быть вульгарными, как бы ни хотелось расширить свой образ. И опять скажу, что хореография воспитывает вкус, потому что дает огромную палитру возможностей для выражения любого образа. Это воспитание в первую очередь зависит от грамотности педагогов, способных все это дать.

Многие тренеры, кто отказался от тотального ОФП в пользу хореографии, добились убедительного прогресса. Например, в группе Этери Тутберидзе давно нет изматывающей ОФП, но есть полный спектр хореографических классов, который включает в себя различные виды и направления танца. Спортсменам ее группы можно поставить любую программу под любой образ, это и есть универсальность, которую обожает публика.

Еще ярким примером такой универсальности для меня является узбекский фигурист Миша Ге, который на льду может работать в любой стилистике, причем на уровне профессиональных танцовщиков. Надеюсь, что нам не придется еще несколько десятилетий ждать, когда все наши тренеры поймут, что только хореография способна вырастить из их воспитанников универсальных фигуристов.

Источник: Журнал "Московский фигурист" №2 (54) 2019, ВЕСТНИК ФЕДЕРАЦИИ ФИГУРНОГО КАТАНИЯ НА КОНЬКАХ ГОРОДА МОСКВЫ 

Орфография и пунктуация сохранены.

Спасибо за просмотр!