13 мин.

Главный молодой талант «Формулы-1» творит дичь на трассах

И это будущий чемпион?

Одним из самых обсуждаемых пилотов «Ф-1» после первых трех Гран-при стал Макс Ферстаппен – и вовсе не из-за потрясающих обгонов, жесткой защиты позиций или неожиданных побед. Напротив, в первой гонке сезона он допустил разворот и повреждение машины, а во время второго и третьего уик-эндов суммарно спровоцировал три аварии и еще больше опасных ситуаций.

«Макс полностью виноват. Видимо до него никак не дойдет: обычно ошибки помогают расти, но он же регрессирует. Кажется, этот вопрос касается интеллекта», – резюмировал мнение большинства рядовых зрителей трехкратный чемпион мира Ники Лауда.

Еще в конце прошлого сезона молодой голландец выигрывал гонки и обгонял на круг действующего чемпиона мира, вызывал восторги у болельщиков и экспертов, и заработал трехлетний контракт с как минимум двукратным повышением зарплаты (по предыдущему «Ред Булл» платил 8 миллионов евро). Однако теперь один из самых высокооплачиваемых пилотов перестал отрабатывать и жирный гонорар и сравнения с великим Айртоном Сенной.

Три инцидента

Все началось с погасших огней на Гран-при Австралии — Ферстаппен агрессивно ринулся на внутреннюю траекторию первого поворота и навязал борьбу Себастьяну Феттелю, но немец захлопнул калитку, вынудив голландца потерять позицию в пользу Магнуссена.

Тем не менее, Макс решил вернуть себе четвертое место как можно скорее и висел на хвосте у пилота «Хааса» десять следующих кругов, пока не перегрел шины из-за эффекта грязного воздуха и не потерял управление над болидом во все том же первом повороте.

В Бахрейне Ферстаппен ошибся и разбил болид уже в первом сегменте квалификации. Руководитель «Ред Булл» Кристиан Хорнер сперва признал ошибку своего пилота, «случайно дернувшего ногой на педали газа при наезде на поребрик», а затем свалил вину на баг в коробке передач.

В воскресенье Макс в попытках отыграться слишком оптимистично атаковал Льюиса Хэмилтона, чемпион в ответ захлопнул калитку — и два гонщика столкнулись в самом начале второго круга.

Веселье продолжилось и в Китае: Ферстаппен пошел в атаку на все того же Хэмилтона по внешней траектории седьмого поворота и закономерно вылетел с трассы, подарив позицию напарнику, а затем торпедировал Феттеля в предпоследнем повороте.

Причем в последнем случае на кону стояли не просто очки или шанс на подиум, а потенциальная победа в гонке.

Естественно, после серии неудач Макса начали критиковать все, но самым показательным оказался комментарий отца.

«Максу стоило лучше обдумать свои действия, – подчеркнул Йос Ферстаппен. – Я не хочу, чтобы он менял свой стиль пилотажа, ведь на старте он обогнал двоих соперников и все сделал идеально. Но чего мы не хотим видеть, так это подобных инцидентов. Ему нужно учиться держать ситуацию под контролем».

Исполнительный директор «Формулы-1» Чейз Кэри пошел еще дальше, предположив, что Максу не помешает помощь опытного водителя.

«Многие молодые пилоты не чувствуют ситуацию, они слишком нетерпеливы. Им стоит поговорить с опытными водителями. Например, Ферстаппену может помочь любой человек, обладающий правами дольше пяти лет: его мать, его тетя, его дядя, кто-то из друзей, булочник из-за лавки на углом, даже я. Любой взрослый».

Но ведь раньше все получалось?

И правда: в прошлом парня критиковали за излишне оптимистичные маневры и слишком агрессивную оборону позиций, но количество инцидентов было несравнимо меньше. Сейчас же все изменилось – и причины неудач заключены не только в психологии.

Даже на фоне признанных мастеров из «Формулы-1» Макс ярко выделяется пилотажным стилем. Он прекрасно чувствует предел сцепления и старается тормозить позже, чем кто-либо, поворачивая лишь в самый последний момент. Так Ферстаппен выжимает все из максимальной скорости и использует самую короткую траекторию в поворотах. Из-за нее ему приходится много работать рулем, направляя болид на апекс резче любого соперника. Однако агрессивный подход приводит как к повышению скорости прохождения круга, так и к серьезной нагрузке на шины. И если повышенный износ удается контролировать благодаря четкому и стабильному поведению на торможениях, то проблема перегрева покрышек (особенно при жаре или долгом преследовании соперника) уже больше зависит от конструкции шасси.

С таким стилем пилотирования понятен и подход к обгонам под названием «все или ничего». Если Макс надолго застревает за оппонентом, то чаще всего не справляется с излишне высокими температурами в шинах и портит себе гонку. Отсюда и развилась его природная стратегия борьбы на трассе, вколоченная в картинге и молодежных сериях: Ферстаппен не ждет лучшего шанса, а моментально атакует при первой возможности.

В «Формуле-1» такой подход моментально стал успешным по двум причинам: он удивлял более осторожных соперников, не готовых к подобному уровню агрессии, и – как ни странно – берег шины (после быстрого опережения соперника голландец выбирался на чистую трассу). Интересно, что до появления Ферстаппена в Гран-при подобным образом вели себя лишь пилоты с репутацией закоренелых крэшеров вроде Пастора Мальдонадо — и большинство завсегдатаев пелотона привыкли не связываться с такими ребятами. С Максом вышло так же: большинство коллег старались не упорствовать до конца – их страх и расчетливость стали одними из главных составляющих маневров голландца: он выигрывал не только из-за мастерства, но и благодаря эффекту новизны и неожиданности.

Но у любой инновации есть свой срок годности, и фирменный стиль Ферстаппена — не исключение. Со временем топ-пилоты привыкли и научились бороться с ним на традиционных обгонных точках — и потому Максу для сохранения эффекта неожиданности приходится рисковать еще сильнее. Идеальным примером стала как раз атака на Хэмилтона:

«В восьмом повороте совершить обгон было бы чуть проще, поскольку в седьмом вираже внешняя траектория грязная. Этот поворот скоростной и затяжной. Не думаю, что любого другого топ-пилота в прошлом здесь кто-то обгонял. Я даже не видел, что он рядом, и просто входил в поворот как обычно», – объяснил сам Льюис.

Проблемы с новой техникой

«Машина нового сезона изменилась по сравнению с прошлой RB13, – признал сам Макс сразу после тестов. – Прежде всего по части управляемости».

Технический штаб во главе с гениальным Эдрианом Ньюи в самом деле поработал на славу, выстраивая шасси вокруг гало. Даже несмотря на неизбежное влияние защиты головы пилота на центр тяжести и аэродинамический пакет конструкторы «Ред Булл» явили миру настоящее произведение искусства с самыми миниатюрными поковыми понтонами в пелотоне. Из-за новой конструкции прижимная сила даже увеличилась, помогая пилотам лучше прорабатывать быстрые повороты.

К тому же, в новом сезоне итальянский поставщик шин «Пирелли» изменил свои составы в более мягкую сторону (например, прошлогодний «софт» стал «медиумом») и значительно поработал над сцеплением. И внезапно перемены не помогли Ферстаппену стать быстрее, ведь более мягкие шины проще прогреваются и перегреваются при больших боковых нагрузках, как раз и возникающих из-за агрессивного стиля голландца. В таких условиях повышенная прижимная сила шасси не помогает, а напротив, лишь активнее действует на шины, ускоряя превышение комфортного для резины температурного окна. Результатом становится значительная потеря сцепления с трассой, а преследование противника в «грязном воздухе» и вовсе вызывает скорое пузырение и смерть покрышек. Как раз поэтому Макс и потерял контроль над машиной спустя всего девять кругов погони за Магнуссеном в Австралии и врезался в Феттеля в Китае.

С другой стороны, напарник голландца Даниэль Риккардо обладает слегка иным стилем пилотажа и обгоняет обычно по внутренней траектории на позднем торможении, а не благодаря альтернативной траектории на границе сцепления. В результате австралиец легче работает с шинами и выглядит намного стабильнее на длинной дистанции.

Психологические проблемы

Исключать ментальную нестабильность Ферстаппена из списка причин его неудач нельзя, ведь вслед за небольшой и поправимой ошибкой каждый раз следовала более крупная. Есть лишь одно объяснение: Макса перехлестывает азарт вместе с желанием отыграться, и он повышает ставки — прямо как играющий догоном новичок в букмекерской конторе. Но проблема вовсе не в незрелости голландца: он каждый раз рискует сильнее, когда оказывается позади напарника.

Очевидно, 20-летний пилот очень ревностно относится к новой должности записного лидера команды, которую получил в межсезонье вместе с чемпионским контрактом и предложением выстроить коллектив вокруг себя. Должно быть, Ферстаппен довольно болезненно реагирует на небольшое превосходство Риккардо в 2018 году по части использования техники и считает его угрозой своему новому положению. Результатом и становятся чудовищные старания, бьющие и по самому Максу, и по его противникам.

Причем главный вопрос заключен не в страхе потерять формальный титул первого пилота в «Ред Булл». Просто голландец точно помнит про ужасный старт предыдущего сезона с огромным количеством технических сходов, сильно навредивших его победным амбициям (несмотря на два выигранных Гран-при, Макс уступил в общем зачете не только Риккардо, но и Райкконену). Теперь машина позволяет бороться за самые высокие позиции (возможно, и за титул) — и Ферстаппен всеми силами заявляет о своем желании присоединиться к сражениям и выжать лучший результат. Его фактически ничего не сдерживает: ведь вряд ли руководство «Ред Булл» платит ему десятки миллионов евро, чтобы в итоге отправить в «Торо Россо» за перебор с авариями.

Команда защищает Ферстаппена

«Да, Макс иногда допускает ошибки. Но я помню, как находясь на той же стадии карьеры Себастьян Феттель (впоследствии четырехкратный чемпион мира — прим. автора) также нередко допускал ошибки. Я абсолютно уверен в том, что Макс обладает феноменальным талантом», – поддержал своего пилота Кристиан Хорнер.

«Макс перестарался, пытаясь обогнать Феттеля. Да, это его ошибка. И он уже извинился. В гонках такое иногда случается. Я сказал Максу, что его время еще придет», – присоединился к коллеге консультант австрийского концерна по гоночным вопросам Гельмут Марко.

Общий посыл их слов легко можно уложить во фразу «мы не хотим видеть аварии, но и менять Ферстаппена тоже не желаем». Еще бы: «Ред Булл» ценит голландца как раз за его способности, наглость и агрессию. Для них фирменный стиль Макса практически стал собственной торговой маркой, потому они не давят на пилота и не требуют никаких перемен, чем тоже добавляют немного огня в костер его самоуверенности.

Но и у них есть причины осторожничать с психикой парня. Ведь пилотажный стиль голландца как раз и завязан на риске при прохождении каждого поворота, так что любой ментальный прессинг и требования большей осторожности могут повлиять не только на обгоны, но и на выбор траекторий и скорость на круге соответственно. Должно быть, перед глазами ребят из «Ред Булл» стоит пример Ромена Грожана, обратившегося к психологу после целой серии аварий: сам француз уверял, что стал увереннее и спокойнее, но на трассе он все чаще проигрывает Кевину Магнуссену.

Потому Марко с Хорнером не хотят рисковать природной остротой голландца. Взросление должно произойти естественным образом, чтобы Макс сам все осознал, сделал выводы и оставил лучшие черты своего пилотажа.

Ферстаппен взрослеет

Может, 20-летний пилот пока и не способен разобраться со своей агрессией и нетерпеливостью на треке, но вне машины он уже ведет себя с достоинством. Например, на оскорбления в свой адрес от Льюиса Хэмилтона в прямом эфире Гран-при Бахрейна Макс отреагировал очень спокойно и не стал усугублять конфликт.

«Он сказал это сразу как выбрался из машины. Когда ты только из болида, ты все еще полон адреналина, и такие вещи случаются».

После столкновения с Феттелем он тоже проявил себя с лучшей стороны и сразу же извинился перед немцем, чем заслужил немного ответного уважения.

«Макс подошел ко мне сразу после гонки, – подтвердил в интервью пилот «Феррари». – Он осознал, что допустил ошибку. Он был спокоен и осознавал, что облажался. Люди спрашивали меня, является ли причиной всего этого возраст Макса – я думаю нет, ведь он провел уже много гонок. Я ценю то, что Макс сам подошел ко мне сразу после гонки. Я сказал ему, что именно так и нужно решать подобные конфликты – а не через прессу или что-нибудь взрывая».

А ведь еще буквально в конце прошлого октября голландец через прессу обозвал стюарда на Гран-при США «дауном» и «идиотом» за выписанный штраф (кстати говоря, абсолютно справедливый).

Ферстаппену ничего не мешало выстрелить какой-нибудь грубой колкостью в адрес оппонентов и в случае Хэмилтона с Феттелем — но Макс предпочел повести себя как взрослый состоявшийся лидер топ-команды. Возможно, зрелость в пилотаже не сможет прийти за те же пять месяцев, но голландец доказал, что способен разобраться со своими проблемами. Вопрос лишь в том, когда это случится.

Фото: globallookpress.com/mspb/Jerry Andre Dreher; Gettyimages.ru/Mark Thompson (2,4,6,7), Lars Baron; globallookpress.com/HochZwei/imago, Hoch Zwei/ZUMA Press