9 мин.

Расширение Штатов. Как в Америке любят спорт

Как Дэвид Бекхэм изменил соккер в Америке? Сколько миллионов людей смотрели Супербоул по всему миру? Почему средняя посещаемость матчей НФЛ – показатель, о котором мечтают все спортивные лиги планеты? Ответы – в материале Виталия Суворова. 

Супербоул-2013, завершившийся блистательной победой «Балтимор Рэйвенс», смотрели более 150 миллионов людей по всему миру – никогда прежде футбольный матч не собирал у экранов такую аудиторию.

Фото: Fotobank/Getty Images/Chris Graythen

Внутрь самого «Супердоума» в тот день пробралось около 72 тысяч болельщиков – но это уже не рекорд, даже не близко. Матч «Стилерз» из Питтсбурга с «Грин Бэй Пэкерс», прогремевший в Техасе два года назад, собрал на трибунах 103 219 зрителей. Калифорнийский «Супербоул» 1983 года, в котором «Майами Дольфинс» бодались с «Вашингтона Редcкинз», посетили еще на 400 человек больше.  

Фото: Fotobank/Getty Images/Sports Illustrated/George Tiedemann

В начале нулевых средняя посещаемость Супербоулов находилась на уровне 70 с лишним тысяч болельщиков. Такой – за редким исключением – она остается и сейчас. Но обусловлено это лишь тем, что почти все стадионы, на которых уже 13 лет дают Главный Спортивный Спектакль Соединенных Штатов, просто не могут вместить больше зрителей.

Неудивительно, что средняя посещаемость матчей НФЛ – показатель, о котором мечтают все спортивные лиги планеты. В сезоне-2009/10, спустя год после того, как мир сотряс финансовый кризис, а цены на билеты поползли вверх, каждый матч Национальной футбольной лиги в среднем посещали более 67 тысяч зрителей; по итогам сезона было подсчитано, что за это время на трибунах побывало 17 миллионов 282 тысячи людей. Стоит ли говорить, что очередь за сезонными абонементами на игры, скажем, «Чикаго Беарс» составляет более 15 лет?

***

Дэвид Бекхэм – самый известный и, возможно, самый влиятельный футболист современности, – примерил футболку флагмана МЛС «Лос-Анджелес Гэлакси» пять лет назад. Покидая Штаты в декабре прошлого года, Бекс наверняка был доволен. Так что же действительно изменилось за это время?

Фото: Fotobank/Getty Images/Steve Dykes

Что ж, во-первых, число команд, принимающих участие в Главной футбольной лиге США – на момент приезда Дэвида Бекхэма их было 12; сейчас, пять лет спустя – 19. Профессиональные футбольны клубы появились в Торонто, Сиэттле, Филадельфии, Портленде, Ванкувере и Монреале. Невиданная до тех пор конкуренция за болельщиков заставила клубных боссов обновлять инфраструктуру, развлекать зрителей как в пределах, так и за пределами стадионов. Доходы от телетрансляций возросли в несколько раз, а средняя посещаемость футбольных матчей увеличилась более чем на 300 процентов – в 2012 году она составила 19 тысяч болельщиков.

Фото: Fotobank/Getty Images/Otto Greule Jr

Разумеется, все это заслуга не одного Бекхэма. За пять лет в МЛС переехали Тьерри Анри, Робби Кин, Рафаэль Маркес и прочие европейские звезды. Американская лига не просто избавилась от славы Катара – места, в котором пожилые игроки, не особенно напрягаясь, обеспечивают себе будущее, – но и привлекла внимание английских, немецких и даже российских болельщиков.

Сложно судить о том, как сильно привлекает она самих американцев. Впрочем, известно, что в среднем на каждой игре МЛС пустуют всего 10 процентов кресел – меньше, чем на играх НБА и НХЛ, двух самых популярных американских лиг за пределами США.

Фото: Fotobank/Getty Images/Kevork Djansezian

***

Окончания локаута в НХЛ ждали по всему миру, но особенно сильно – в самой Америке. Первые три игры, перезапустившие американский хоккей в январе этого года, собрали на трибунах в общей сложности 53 с половиной тысячи зрителей. #hockeyisback – и посмотрев два следующих видео, вы поймете, почему это так важно.

***

Главный закон спортивной индустрии Соединенных Штатов – так же, как индустрии музыки или кино, – гласит: миру нужны Легенды. Ни в одной другой точке земного шара невозможно обрести популярность так быстро. Нигде, кроме Америки, нельзя стать такой звездой, какой можно стать в США. Делай свое дело, делай его хорошо – и ты не останешься без внимания. Впрочем, спорт, в любом случае, отдельная история.

Овациям, которыми встречали Кобе Брайанта на лучшем дневном шоу Америки, The Ellen DeGeneres Show, позавидовал бы сам Джордж Клуни – при том, что аудитория Ellen состоит преимущественно из женщин. Так, как на том же шоу годом ранее встречали Дэвида Бекхэма, не встречали даже Барака Обаму.

Число подписчиков в «Твиттере» у ЛеБрона Джеймса примерно такое же, как у Джима Керри и Джимми Фэллона – ведущего одного из самых популярных Late Night Show и вдохновителя Ивана Урганта. За Кобе, появившимся в соцсети чуть больше месяца назад, уже следят почти полтора миллиона людей. Есть подозрение, что к концу этого года у Джастина Бибера появится серьезный повод для беспокойства.

Каждый бросок Кобе, каждый твит Кармело Энтони или Шакила О’Нила приносит НБА тысячи новых болельщиков по всей планете. YouTube наполнен безумствами, которые затевают на трибунах баскетбольные фаны. Но лично мне куда больше нравится другой ролик – на нем ЛеБрон Джеймс душит в объятиях упитанного мужичка, болельщика «Хит», только что одним броском заработавшего 75 тысяч долларов. 

Как думаете, сколько людей, случайно наткнувшихся на это видео, захотят пополнить гардероб футболкой чернокожего добряка, заодно оказавшегося баскетбольной суперзвездой? Как думаете, что станет первой покупкой самого счастливчика?

***

По мнению многих, бейсбол – спорт, который почти невозможно понять человеку, родившемуся за пределами США. Его нужно постигать с детства – размахивая битой на заднем дворе, бросая мяч, собирая легендарные карточки, которые сегодня покупают за тысячи долларов. 

Сотни тысяч фанатов празднуют победу «Сан-Франциско» в Мировой серии. Фото: Fotobank/Getty Images/Ezra Shaw

В самих Штатах игра, воспетая в голливудских картинах, – не просто вид спорта, это культ, это история. Джо ДиМаджио, лучшего бейсболиста всех времен, вполне можно сравнить с Луи Армстронгом или Фрэнком Синатрой – все они повлияли на американскую культуру примерно в равной степени, будучи идеальным олицетворением той эпохи, в которой им довелось жить. Все они были кумирами, за встречу с которыми люди были готовы отдать все, что у них есть. 

Кроме того, бейсбол – пожалуй, единственная игра на планете, так трепетно охраняющая историю. Ее правила не менялись почти 100 лет; форма игроков даже сейчас мало чем отличается от того, в чем выходили на поле спортсмены в 20-х годах прошлого века.

Три миллиона болельщиков на параде в честь победы «Нью-Йорк Янкиз» в Мировой серии. Фото: Fotobank/Getty Images/Allsport

Впрочем, самая удивительная история произошла всего около 17 лет назад – тогда кучка активистов из штата Огайо организовала первую реконструкцию бейсбольной игры середины 19 века – как другие устраивают реконструкции битв гражданской войны или легендарного концерта в Вудстоке.

С годами участников становилось все больше, и в какой-то момент те несколько человек, затевавшие исторический матч, стали руководителями целой лиги – лиги, в которой наряжаются в экипировку 1857 года, пишут «Baseball» как «Base ball» (название игры изменилось в 1880-х годах) и используют давно устаревшую терминологию. Что это, если не любовь?

***

Студенческие соревнования США – место, в котором, как гирлянда на елке, загораются почти все звезды американского спорта. В национальную ассоциацию студенческого спорта входит более тысячи организаций, а сама ассоциация проводит чемпионаты по футболу, баскетболу, хоккею, бейсболу, гольфу, лакроссу, фехтованию и десяткам других видов спорта.

К черту слова, просто взгляните на это. Стадион Мичиганского университета, в котором когда-то преподавал Бродский, в дни матчей местной футбольной команды.

***

Небольшой ролик, расположившийся парой абзацев ниже, был снят парнями из EA Sports несколько лет назад в рамках кампании по продвижению новой серии культовой футбольной игры. Его главный герой – 62-летний китаец по имени Кинг Кеунг Чу, иммигрировавший в Нью-Йорк из Гонконга в начале 80-х. Каждую субботу Кинг натягивает на ноги бутсы и бредет в сторону футбольного поля для того, чтобы сыграть в составе любительского клуба из Чайнатауна. Кинг не говорит по-английски, так что никто из одноклубников не знает ни его точный возраст, ни профессию, ни секрет удивительной физической формы.  

Впрочем, в этом ролике вы найдете не только трогательную историю китайского эммигранта. В нем вы найдете доказательство того, что даже в Нью-Йорке – городе, в котором не счесть способов весело провести время, – не самая популярная игра увлекает студентов и стариков, художников и инженеров, американцев и тех, кто давным-давно покинул свою родину. 

Ведь настоящему спорту тесно даже на самых больших стадионах планеты.