1 мин.

Самый подробный разбор разгрома России

Вадим Лукомский разбирает разгром от Уругвая.

1. Оскар Табарес сменил схему в матче с Россией. Перешел с обычных 4-4-2 на 4-4-2 ромб. Вероятно, тренер Уругвая просто решал собственные проблемы – пытался добавить связи между парой Суарес-Кавани и остальной командой, решил сыграть смелее обычного, понимая, что команда уже в плей-офф. Вряд ли смена схемы была ходом под Россию, но бонусом Табарес удивил и переиграл Станислава Черчесова.

2. До этого на турнире Россия не играла против 4-4-2 ромба. Команде пришлось приспосабливаться в каждой стадии игры. В защите получилось неплохо.

Чтобы перекрыть развитие атак через центр, 5 полузащитников России располагались очень узко против уругвайской четверки.

Так атака направлялась на фланг. Когда мяч оказывался на фланге, начинался прессинг, в котором крайний защитник помогал полузащитнику. Россия контролировала центр, при этом в линии защиты сохранялось преимущество 3-в-2 против связки Суарес-Кавани.

В этой структуре Россия действовала достаточно слаженно. Уругвай действительно почти не создал ничего в позиционных атаках, но именно выдвижение Игоря Смольникова в помощь привело к удалению.

Как обычно в позиционной обороне, Россия контролировала центр, именно поэтому Самедов там, а страхующий его Миранчук лишь догоняет Лаксальта, а не находится перед ним. Смольников выдвигается из 4-ки защитников, фолит и получает вторую желтую.

Даже этот эпизод кажется отдельным неудачным решением игрока, а не провалом системы. У Смольникова была подстраховка и ему не стоило фолить. Россия действительно хорошо оборонялась против позиционных атак Уругвая.

3. А вот к прессингу Уругвая Россия не приспособилась. Эффективный способ игры против схемы 4-4-2 ромб – постоянные переводы мяча с одного фланга на другой. В схеме с ромбом нет крайних полузащитников, поэтому соперник вынужден перестраиваться, смещаться и много бегать после каждого перевода. К сожалению, на такую простую, но эффективную штуку способны только техничные команды, которые умеют владеть мячом.

Россия точно не такая. Поэтому постоянно возникали ситуации как перед первым голевым штрафным.

С помощью ромба и при помощи нападающих Уругвай перекрывает Юрию Газинскому все ближайшие варианты, но оставляет противоположный край свободным. Россия не в состоянии быстро перевести, поэтому находится в тупике.

Вот еще один такой эпизод. Вместо того, чтобы изматывать Уругвай переводами мяча на фланги, Россия каждый раз попадала в ловушку, когда мяч оказывался на фланге.

Три главные составляющие такого расклада: 1) нехватка структуры при владении; 2) нехватка техники; 3) невероятная работоспособность уругвайских нападающих, которые всегда помогали полузащите.

Итог – не только ужасный привоз опасного штрафного, но провал во всем матче. Мяч совсем не доставлялся в атаку. Лучшим по продвижению был Игорь Акинфеев.

4. Именно позиционные атаки – истинный провал России во вчерашнем матче. Его олицетворяет 1 удар в сторону ворот Уругвая за 37 минут в равных составах. Россия всегда была ужасна при владении мячом, а схема Уругвая лишь добавила проблем.

Из-за формаций полузащитники России всегда оказывались в меньшинстве 4-против-3 в центре поля. Это лишило Россию ее единственного приема в позиционных атаках – оттягивание десятки (в данном случае Алексея Миранчука) поглубже и продвижение мяча за счет его мастерства. Само по себе такое продвижение неэффективно и показывает убогость команды в позиционной игре, но без него стало еще хуже.

5. Единственными свободными игроками России во владении оказывались фланговые защитники. То, что на этих позициях играли неосновные Смольников и Кудряшов, лишь усугубило проблемы.

Это типичный эпизод. Все, что Кудряшов выжимает из свободы – дальний заброс сомнительного качества, которого уругвайцы ждут. Такой повторялось очень часто.

6. После удаления Россия выдала действительно достойный отрезок. Окей, достойный со скидкой на игру в меньшинстве против соперника, которого устраивает счет. Окей, достойный, потому что больше не надо было делать то, что Россия не умеет (разыгрывать мяч), и понадобилось делать то, что Россия умеет (позиционно обороняться).

С 37-й до 75-й Россия почти не допускала провалов, наращивала давление, смело прессинговала и даже била по воротам чаще, чем в равных составах. Уругвай владел мячом 62% времени, но 27% действий были на их трети против 18% на российской.

7. Одна из главных причин качественной игры в меньшинстве – великолепный Роман Зобнин. Он пахал за двоих – причем после выхода Федора Смолова и перехода на 4-3-2 в прямом смысле слова за двоих. Зобнин выделяется не только в традиционном разрушении (5 перехватов против 8 у всей остальной сборной), но и в малозаметных важных действиях – он был лучшим на поле по давлению на соперников, которое затрудняло или предотвращало удары или острый пасы.

8. Марио Фернандес – пока что лучший игрок сборной на ЧМ. В каждом матче он был главным оружием России в позиционных атаках и справлялся в защите. С Уругваем он вышел после удаления, но все равно закончил матч лидером по количеству передач на чужую треть поля (причем в составе обеих команд). Весь позитив в атаке исходил именно от Марио. Фернандес так нагрузил Диего Лаксальта, что тот забыл о постоянных подключениях в атаку, хотя в первом тайме именно они привели к удалению Смольникова.

9. Пункт комплиментов Илье Кутепову и Сергею Игнашевичу. Три пропущенных со стандарта гола не повод отходить от этой традиции. Они снова круто сыграли против топ-соперников. В позиционной обороне Россия была почти безупречна, а защитники справились не только в ситуациях, где нужно сыграть максимально просто, но и в трудных моментах 1-в-1 против суперфорвардов.

10. Перед тем, как сформулировать маленькую претензию еще раз подчеркну, какими топом считаю Игнашевича на этом турнире. Сергей шикарен, но что, черт возьми, он делал при штрафном Луиса Суареса?

Это проблема какой-то дикой несогласованности, но на выходе получился маневр, которого ждешь от уругвайского игрока. Игнашевич создал Суаресу удобную траекторию для удара без помех.

11. Друзья, сорри, но как же все-таки круто, что Суарес и Кавани забили. В плане самоотдачи оба выдали просто феноменальные перфомансы. Именно их постоянная помощь полузащите не оставила России шансов. Такие штуки на ЧМ от по-настоящему звездных игроков – большая редкость, которая должна поощряться.

12. Стандарты Уругвая прекрасны. За 3 тура группы они забили после штрафных и угловых 5 мячей – это столько же, сколько лучшая по стандартам команда ЧМ-2014 за весь турнир. В среднем за матч они наносят 6 ударов после розыгрышей (для контекста: Россия вчера нанесла всего 3 удара из любых ситуаций). В каждом матче они создавали минимум один явный голевой момент после стандарта.

Качественные розыгрыши множатся на действительно подходящий для опасных стандартов состав. Кажется, стандарты – одна из причин железного места в старте Мартина Касереса (запасной ЦЗ «Лацио», который в сборной играет на фланге защиты). Пока все это блестяще работает.

13. Сложился бы матч иначе с Александром Головиным в старте? Нет. Проблемы России при позиционных атаках системные, именно они привели к ошибкам и превосходству Уругвая. Головин шикарен, когда нужно находить и использовать свободные пространства, он делает это мощно и по-разному, но даже он не в состоянии решить проблемы России в позиционной игре.

14. Дзюба или Смолов? Трудно. Смолов – лучший российский нападающий, а Дзюба большой молодец на турнире. Ключевую для этого выбора фразу сказал Станислав Черчесов после матча с Египтом: «Дело не в первом матче. В тактическом плане Дзюба больше подходил для игры с Египтом». Именно выбор под соперника – оптимальный сценарий. Особенно учитывая, насколько они разные.

Кажется, с Уругваем в пользу Дзюбы сыграло сочетание отличной формы и соответствие тактике. Артем снова героически боролся, но пользы от этого было в десятки раз меньше, чем с Египтом. У Табареса в схеме было 3 опорника и они здорово контролировали подборы.

Жаль, что идеальным форвардом под Испанию кажется не кто-то из звездной пары, а качественно открывающийся за спину защитникам Федор Чалов.

15. Велик риск, что разгромный счет поменяет восприятие команды. Россию будут либо слепо защищать, не признавая, что этот матч действительно ужасен, либо слепо мочить, забывая, что только этот матч ужасен.

На самом деле игра вообще не дала поводов менять отношение к сборной. Россия достойно позиционно обороняется (это мы знали), Россия ужасно владеет мячом сама (это мы подозревали), Уругвай круче России и еще примерно 30 сборных ЧМ  при стандартах (тоже не сюрприз).

Новой информации минимум. Не нужно подгонять выводы под результат.

16. Дальше – Испания. Ночью уже высказался о том, каким получится матч и в чем шанс России.

Мы проиграли без шансов. Но это вообще не важно

1994, 2002, 2014. Не надо повторять

 

Фото: globallookpress.com/Du Yu/ZUMA Press; Gettyimages.ru/Dean Mouhtaropoulos; РИА Новости/Владимир Песня