11 мин.

После СССР: 20 лучших футболистов России. Часть 2

Поспешу поблагодарить тебя, читатель. Когда мы пройдем этот хит-парад-путь до конца и раздадутся самые сладкие пряники, мы наверняка разойдемся в чем-то принципиальном. Ведь что ценнее собственных воспоминаний? Всем нам важен порядок на тех самых полочках, где любовно расставлено в нужной последовательности самое дорогое из пережитого. Но пока я, улучив момент и занимаясь ровно тем же, но просто вслух, очень дорожу взаимопониманием с тобой. Я на это, прямо скажу, совершенно не рассчитывал, причем никогда – тем оно ценнее!

В прошлый раз я в своей двадцатке остановился на номере 16. Продолжаю.

15. Сергей Овчинников

Один из важнейших процессов, состоявшихся в постсоветском футболе – это появление новых клубов-лидеров. Старая система рухнула, и в высшей лиге, как тогда это называлось, оказалось множество команд, которые никогда элитой не были и себя таковой не чувствовали. Позиции в элите достались им даром, и некоторые объективно не смогли тягаться, другие, облизнувшись на дармовщинку, изволили почивать на халявных лаврах, – а вот были те, кто ухватился и попер. Восхождение «Локомотива» в элиту – знаковый процесс. На входе он был пятым колесом московской телеги, а теперь «Торпедо» нет на горизонте, «Динамо» добилось за эти годы несопоставимо меньшего... Временные, уверен, проблемы команды сегодняшние болельщики «Локо» воспринимают как трагедию. Клуб стал другим после СССР, он приучил ждать от себя успехов.

И у этого прорыва немало отцов. Но сейчас – об Овчинникове. Он семидесятого года. В 92-м году, в первом чемпионате России, он был в общем-то юнец. Он им никогда не выглядел, но он им был де-факто. Кем-то была сделана ставка на молодого вратаря. И именно он, если говорить об игроках, прошел этот путь целиком, и совсем не потому, что на старте был самым молодым.

Овчинников был вратарь незаурядного таланта. Великолепен на линии. На выходах он играл сильнее нынешнего Акинфеева; впрочем, ни тот, ни другой в мировом масштабе тут не эталон. Но главное – Овчинников был невиданный харизматик. И он не просто обладал этим, у него не просто глаза пылали, а глотка исторгала рык – он первым научился этим управлять. Он подбешивал накануне важных игр болельщиков соперника. Он вызывал огонь на себя. И сам от этого играл только лучше – ну, почти до конца длиннющей карьеры, когда привычки оставались старыми, а силы были уже не те.

Это стоило ему безмятежной карьеры в сборной – Романцев не желал признавать в нем лучшего. Ему немного не повезло в Европе – звали на смену великому Прюдомму в Португалию, а тот, зараза, все не старел и не старел. Но он оставался лучшим в России на протяжении десятка лет. И в сборной тоже улучил момент: в отборе к Евро-04 Босс, увы, не сыграл в решающем стыке в Уэльсе – сдали нервы, схватил лишний горчичник, но перед тем четыре матча без права на ошибку он вытащил. И на Евро... Кто знает, если б его не удалили в матче с Португалией, где он НЕ ФОЛИЛ – что было бы?..

Это привычный вопрос для тех времен. Тогда мы гораздо хуже умели пользоваться тем, что имеем.

Кстати, Сергей Иванович – очень хороший тренер. Он еще поработает с командой премьер-лиги, увидите.

14. Андрей Канчельскис

Многие, я отследил ожидания, этой позицией этого игрока в этом списке будут, разочарованы. Я постараюсь объяснить, почему мне оно кажется для единственного в нашем футболе ветерана «Ман Юнайтед» адекватным.

Канчельскис был из тех, кто торил дорогу. Он первый, кто добился признания в Европе. И это было признание, убиццаапстол, в «МЮ»! Да. Но, знаете, это был немножко другой «МЮ». Кубок Чемпионов он завоевал гораздо позже, и из-под того, в котором блистал – действительно ведь блистал! – Канчела, он вырос как из-под удобренной почвы. Канчельскис был прекрасной фланговой машиной киевского образца, удивительно совпавшего с британским: он неутомимо челночил и подавал, подавал, подавал. Не только это – но он был типажный игрок. «Типичный британский кабанчик» – так, естественно, в его благожелательном присутствии, его по-дружески травили в сборной, а придумал это, кажется, Мост. Канчельскис в этом качестве был грандиозен.

Но вот закавыка – больше ни в каком. Как только в «МЮ» нашелся игрок, способный, играя справа в атаке, удивлять, команда с Андреем рассталась. а он продолжал делать то, что умел лучше всего – носился и подавал, носился и подавал, улетал в контратаку, но уже в «Эвертоне». Уважаемом клубе, про который было сказано коллегой Розановым: надо просто разрешить «Эвертону» целиком играть за сборную Шотландии... Андрея вызывали и в «Фиорентину»... Но там это уже смотрелось анахронизмом. Италия оставалась центром мира, в ней на взлете таланта работали великие тренеры – это смотрелось, ну, честно – примитивно. При Руе-то Коште. При Батистуте...

Канчельскис с точки зрения современного уже ему самому футбола был как человек, пришедший на объявленный конкурс по строительству туннеля под Ла-Маншем с лопатой. Его спрашивают о проекте, а он показывает лопату; что, говорят, сами и выроете? А он: нет, я буду копать из Англии, а мой брат из Франции, и под Ла-Маншем мы встретимся. И тут самый крючконосый и очкастый в комиссии спрашивает: а если не встретитесь?.. Тогда будет два туннеля, – рубит парень...

Нет никаких вопросов, и это самое главное: два туннеля ДЕЙСТВИТЕЛЬНО БЫ БЫЛИ. Вот только время парней с лопатой стремительно уходило. Это драма Канчельскиса; ни к чему другому он приспособиться не смог... Но! Его роль сыграна. Он первопроходец, он добился успеха. Слава ему!

13. Юрий Жирков

Естественно, я это нарочно придумал. Коллизию Жиркова и Канчельскиса. Они антиподы.

Канчельскис – продукт самой цветущей и знаменитой на тот момент школы, киевской; Жирков – самородок. Его возили, как того слона по улицам, как видно – напоказ (да уж конечно, а как еще?) Но слона в нем не распознали нигде, а взяли в ЦСКА – на всякий случай брали, не надо боготворить менеджмент на ровном месте. Брали Жиркова в ЦСКА на ту же позицию, куда только что задорого купили звезду молодежной сборной Аргентины, брали, взяв наугад тренера Артура Жорже – тогда тренеров еще брать не умели. Вот как Канчелу в «МЮ» брали точечно – так же Жиркова наобум; оба немедленно заиграли. Бедный аргентинец только лет через 5 опомнился...

Жирков именно в Англии успеха и не добился. Но! Его совершенно в иной логике брали. На его месте играл великий футболист – он и щас играет, Эшли Коул. Это многое меняет, и давайте не спорить о роли защитника-полузащитника – роднит Жиркова и Коула понятие «игрок бровки», и двоих бровка не терпит. Канчельскис тоже проиграл борьбу за бровку – в «МЮ» Бекхэму, а в сборной Карпину. Мое мнение – Коул покруче, но даже если в этом мы расходимся... Так бывает, не суть.

Они антиподы, Жирков и Канчельскис. Один левый, другой правый...

Но Жирков сильнее. По двум причинам. Первая: технически он значительно круче. При его умениях, кстати, еще б харизму – мы бы с вами спорили о том, не лучший ли он в принципе послеэсэсэсэровский игрок. И вторая: жизнь требовала от Жиркова, как и от Канчельскиса, меняться. Один не смог.

А другой играл и в расстановке с тремя центральными защитниками бровочника, и для сборной в крайнего защитника переквалифицировался, и для сборной это был золотой, увенчанный бронзой век, а в «Челси» в ряде матчей совсем не без успеха играл и атакующего хава. Везде был успех и почти везде – трофеи... Нет, ребята, вам меня не переспорить: Юра выше Андрея.

12. Егор Титов

Егор – самый настоящий русский Бекхэм. Если говорить о нем вне темы шоубиза, рекламных контрактов и прочего в этом ключе. Он наш Бекхэм, если их сравнивать в сугубо спортивном ключе: они оба чрезвычайно талантливые футболисты, целованные Богом и даже возможно – взасос, но при впечатляющих талантах они обладали очевидными слабыми местами. Когда вокруг них выстраивается команда, и выстраивается умело – пряча за счет продуманной мозаики слабые стороны внутрь, сражаясь сильными наружу, они потрясающи. Чуть нет – возникают проблемы.

Обоим повезло с тренерами, которые сделали это. На какой-то момент.

Титов, конечно, плоть от плоти «Спартака». Он воспитан в этой затейливой игре и в ней он себя проявил наилучшим образом. Прекрасное чувство мяча, короткий и средний пас – любой конфигурации; плюс к этому Егор в атаке неплохо играл головой. Правда, он никогда не был быстр – серьезное ограничение. Огромный талант тем не менее, и добился он немалого.

И быть бы ему выше, кабы не две вещи. Титов был блистателен, играя с Цымбаларем и Аленичевым. Он отлично справлялся с диспетчерингом и в одиночку, ну, может, чуть менее ярко, пока под ним пахал Булатов. Не его беда, что замены этим партнерам не нашлось; но следствие его характера, а вернее, его недостатка, что, лишаясь партнеров, Титову не хватило решительности попробовать чего-то нового в другом месте и самому.

Я думаю, что у него, скорее всего, это бы не получилось. Потому, что для игрока, чье предназначение творить игру команды, Егор имел слишком очевидные «дыры» и был тем самым зависим от окружения. Кстати, вполне возможно, что отказ от попытки попробовать себя в другом пространстве было следствием не слабого характера, а как раз четкого понимания: чревато неудачей. Хотя, с другой стороны – и что? Неудача; их избежали слишком немногие, а остальных всегда ждали дома с готовностью. Риск-то был плевый.

Но и впридачу к этому Егор прошел в карьере через очень серьезную травму, а потом еще и годичную дисквалификацию. А ведь это были лучшие годы...

Он, безусловно, не реализовал себя в полной мере. Как и Бекхэм, кстати, как и де ла Пенья... Он объективно был слабейшим из тех, кто, меняя друг друга, сочиняли игру романцевского «Спартака» на протяжении полутора десятков лет. Встречаясь с предшественниками в сборной, он всегда уступал им роль первой скрипки... Но без него невозможно представить себе эти двадцать лет! Его судьба, может быть, вообще дарит к ним ключик. Титов с нами навсегда, и он последний в данный момент спартаковский капитан, вздымавший над головой трофей. Его Спартак и рухнул, кстати, буквально на следующий день после того.

11. Дмитрий Хохлов

Карьера Хохлова уникальна. Как и все остальные карьеры в этом списке, ухмыльнетесь вы и будете правы; но я постарался посмотреть на эти карьеры не только с точки зрения крутизны – круты все – но и непохожести. Карьера Дмитрия Хохлова замечательна тем, что он играл за шесть серьезных клубов и успешен был везде. Признаюсь, я здорово жалел, что с приходом его старого товарища Карпина в «Спартак» начальником всего Дмитрий не поддался на его аргументы и не перешел на последний отрезок карьеры в «Спартак». Если б перешел, он сыграл бы за пять московских клубов. Это очень в духе его профессионального пути; но не стряслось.

Он раскрылся в ЦСКА, потом из-за конфликта акционеров он вместе с группой игроков и инвесторов оказался в «Торпедо», оттуда уехал в ПСВ, где застал Адвоката и заиграл при Робсоне, потом переехал в «Сосьедад» и сразу забил «Реалу» в обоих матчах – дома и на выезде, вернулся в Россию в «Локомотив» (в родном ЦСКА был уже Газзаев, которого Дима всегда сторонился), и в итоге завершил карьеру капитаном «Динамо». И везде он играл и был на ведущих ролях – кроме одного сезона, когда «Сосьедад» стал вторым в Примере. Мы ведь привыкли думать, что в Европе лимита легионеров нет, а он есть. На поле максимум – три игрока не из стран ЕС... и в «Сосьедаде» это были ключевые и незаменимые игроки, так уж вышло – Ковачевич, Нихат и Карпин. Но, к чести Хохлова, для команды он на сезон стал дублером Ковачевича – так и выходил иногда ударным форвардом, цеплялся за высокие мячи как мог; а после окончания сезона немедленно уехал. Потому что надо играть, и он везде был нужен. Почему так? Во-первых, в центре поля Хохлов мог сыграть на любой позиции, от опорного до под нападающими. Во-вторых, с ним ни у одного тренера никогда не было никаких проблем. Такой характер, и вовсе не мягкий, а, наоборот – взрослый: Хохлов вырос без отца, его будущая жена училась с ним в одной школе на год младше, и поженились, а также обзавелись первенцем они еще до того, как футбольная карьера принесла первые пригодные для жизни деньги. Так что важное от неважного Дмитрий отделять умеет, и пресловутой футбольной инфантильности лишен был с детства.

Он тоже будет тренером очень скоро.

А как футболист он прожил долгую и счастливую карьеру, которой редкостно здраво и управлял. Ему бы чуть блеска – да сторонился он его. Семья как-никак...

Ну вот, завтра шагнем в десяточку. Спасибо за внимание, а за взаимопонимание уже не надо. Нечего надеяться, когда так разговор поворачивается.

После СССР: 20 лучших футболистов России. Часть 1

Фото: РИА Новости/Владимир Родионов/Владимир Федоренко/Антон Денисов; Fotobank/Getty Images/Graham Chadwick/Jasper Juinen