8 мин.

Фигурному катанию плевать на искусство. Косторная - гений, но ей не повезло с эпохой

Кузнецов - о том, что ракеты важнее мурашек.

Вам нравятся розы? А я на них срал! Стране нужны паровозы, нам нужен металл!

У этого стихотворения, которое приписывают Маяковскому, есть шикарный, но не вполне цензурный панчлайн несколько строчек спустя. Сомневаюсь, что у кого-то отключили Google за неуплату, поэтому не буду заставлять вас разгадывать ребусы.   

Маяковский почти 100 лет назад в этом хамоватом отрывке идеально описал принципы, по которым живет современное человечество. Это применимо и к фигурному катанию.   

Ваши айфоны разрываются от слова «рекорд» всю эту неделю. Готов спорить, вы уже наизусть помните с точностью до сотых результат Александры Трусовой на Skate Canada.  

166. С чем-то. Я не помню. 241. Тоже с чем-то. По сумме.   

После Finlandia Trophy в вашу память врезались другие цифры: 157 с чем-то и 234 с чем-то. Они принадлежали Алене Косторной. Но эти цифры уже не имеют значения. Они меньше.   

Меньше, значит хуже.   

Что есть Александра Трусова сегодня?   

Трусова - это планета, где искусственный интеллект победил. И, естественно, эта победа разделила мир на тех, кто принадлежит новой цивилизации, и просто на плебеев.  

У искусственного интеллекта есть одно мерило: цифры. Существует лишь то, что можно посчитать и что можно доказать. Обороты, уровни сложности, рекорды. На этой планете нет места вещам, которые сложно написать в новостях. Не существует того, что можно почувствовать. 

Трусова - планета шока. Преобладающий эффект колизея. Вы должны быть удивлены и это должно быть чем-то подтверждено. Шок провоцирует восторг, если представитель неземной цивилизации выступает под российским флагом. Экспертам ясно, что сказать - за них говорят цифры. Новостникам понятно, что написать. Первый канал уже клепает сюжет - аргументы складываются сами собой. Они оцифрованы. Осталось просто перечислить тех, чьи цифры меньше. 

Трусова очень удобный персонаж для медиа. Симпатии к ней в общем-то не надо ничем обосновывать. Все, кто хвалит Трусову, по сути не выражают никакого мнения. За них говорят цифры. Они снимают с себя ответственность за субъективное восприятие. Они объективны, а значит к ним не возникнет вопросов. Трусова закрывает все вопросы. Восторг прокатами Трусовой - это безумно однозначная история . 

Но каждый раз, когда я смотрю ее программы, меня не покидает ощущение, что за этим однозначным восторгом мы теряем что-то очень важное. 

Мы слишком на многое забиваем, восхищаясь квадами. Это эффект прихода новой цивилизации. Ты замечаешь только ее блага. Но ты не замечаешь, что она забирает.

Неудобно как-то в этом сезоне говорить о том, что Трусова половину программы ходит по льду пешком. Это просто неприлично - говорить об этом сейчас. Не к месту эта вымученная эстетика. Потому что девочка рубит 100 за технику. Понимаете?

Я подсознательно сравниваю ее конечно же не с теми, кого она обыграла на Skate Canada. Не с Кихирой, Теннелл и Медведевой. А с некими абстрактными идеальными представлениями о фигурном катании. Два новых мировых рекорда наталкивают на такие сравнения. 

Даже будучи 15-летней девчонкой, ты можешь избежать сравнений, сидя дома у телевизора. Или потягивая пина коладу в кафе с подругой (жду ваших комментариев про то что в этом возрасте пьют только сок). Или в кино с парнем (и про то что в этом возрасте общаются только с куклами). Но ты не можешь избежать сравнений, делая самые большие цифры в истории вида. Ну сложно как-то остаться в позе тихони в таком случае, не правда ли?

И вот, сравнивая Трусову с абстракциями, меня посещает какая-то безумная внутренняя пустота, когда я вижу эти квады, вижу эти оценки, и фигурное катание, новая цивилизация как бы говорит мне с экрана: все, чувак, теперь мы живем так. 

И я хочу спросить, а как же ну... все остальное? Все, кроме квадов? 

Я останусь в меньшинстве с этим вопросом. У меня нет иллюзий. Потому что это все равно что Гагарину после прилета из космоса предъявить, что он полетел туда не в самом стильном скафандре, да и челка что-то уложена не больно изящно для такого числа фотокамер, щелкающих со всех уголков планеты.

Это все равно что отказываться пользоваться смартфоном. 

Это все равно что бояться электричества. 

То, что Саша Трусова принесла в этот спорт, намного сильнее всех побочных эффектов. О них и не вспомнит никто, в Википедии рядом с рекордами будут многочисленные «первая в истории». Такие способы фиксации величия у мира Википедии. 

И знаете, оно ведь и правильно, что так будет. 

Здесь речь не о Трусовой вовсе, а вообще о том, какой ценой в нашу жизнь входит прогресс. А прогресс зачастую сметает все на своем пути. 

Индейцы, верховая езда, кареты, кондукторы. Вы сами наберете коллекцию жертв прогресса из самых разных сфер жизни. В том числе, жертвами прогресса иногда являются идеи. 

Трусова, при всей ее феноменальности, несет в себе идею уничтожения эстетики фигурного катания, как вида, где абсолютно прекрасной должна быть каждая деталь. Трусова закрывает вопрос с соревнованием каждой деталью - от дуг до помады, она как бы вырывается из этой парадигмы и образует новый спорт. 

- Что у вас тут, фигурное катание? Я кстати изобрела летающий поезд. 

И вам уже не до фигурного катания. 

Трусова убивает фигурное катание, то, каким оно было раньше. Если конечно уместно говорить об этом после прихода в этот спорт такого явления, как Нэйтан Чен. Но он все же брал количеством, а не принципиально новым видом сложности. Он не прыгал пятерной. Одно дело - авто большей скорости, другое дело - самолет. 

Это не хорошо и не плохо, это просто факт. Нам придется жить с тем, что Трусова грохнула фигурное катание как искусство. Эта маленькая девочка с милым лицом и длинными волосами, на самом деле, гигант, который растопчет собой все ваши музеи, орнаменты и философские клубы.

Это не потому что она такая плохая и ужасная. Сконцентрируйтесь, пожалуйста, на этом тезисе. Трусова не делает с фигурным катанием ничего плохого. Просто так устроены вещи. Не до трепа «зачем мы здесь?» и «куда идет человечество?», когда подогнали Ламборджини Авентадор в мир, где передвигаются на ослах. 

Мне жаль во всей этой истории конкретного человека. Алену Косторную. Жаль в том смысле, что ей выпало кататься в эпоху Трусовой. Могло выпасть в эпоху Медведевой, могло - в эпоху Сотниковой, а вот оно как получилось. Просто все это время, что она занималась фигурным катанием, она готовилась соревноваться в мире, где можно было противопоставить искусство сложности. 

Костнер, Липницкая, Коэн, Кван, ну вы поняли. 

Все те ключевые навыки, что есть у Косторной, не измеряются цифрами. Тройные аксели - это прекрасно, но что эти обороты в отрыве от всего остального? Сейчас это показывает произвольная Туктамышевой: ничто. 

То, за что можно любить Алену Косторную, не опишешь в Википедии. С этого не соберешь сюжет для Первого канала. Это нелепо смотрится в новостях. 

«На прошлой неделе Александра Трусова набрала более 166 баллов за произвольную программу. Наши девочки продолжают рвать мир фигурного катания, на этой неделе Алена Косторная в произвольной программе была невероятно трогательной. К другим новостям...» 

Косторная не создана для мира искусственного интеллекта. Ее не оцифруешь. То, почему Адам Риппон пишет после ее прокатов в твиттере «Я плачу» не посчитаешь по уровням сложности. Эта фигуристка вне правил. Она вне Википедии. 

Два рекорда Трусовой - это конечно же удар именно по Алене Косторной, как по собирательному образу перфекционистских идей «смотри за каждым движением и не отрывайся». Это она должна показывать миру, как скользить, как держать осанку, как выезжать из прыжка в музыку, как попадать дорожкой в кульминацию программы, как влюблять в образ. Только все это останется разогревом, милым творчеством между чем-то серьезным и чем-то очень серьезным, вечерним походом в театр в воскресенье перед тяжелой рабочей неделей. 

Она останется в новостях какой-то бабой которая набрала меньше. 

Этот удар по Косторной означает всего одно: движение цивилизации вперед намного важнее театра. 

Даже если сейчас машина, которую запустили в космос, не идеальна, она может падать и дает сбои, но это машина, которую запустили в космос, черт возьми. В долгосрочной перспективе это двинет человечество на новую ступень. 

Куда двинет человечество новая аранжировка музыки из фильма про вампиров? Или мы будем запускать в космос ваши мурашки?

То, что в вашем плейлисте есть потрясающая песня - это не событие. И фигурному катанию, точь-в-точь как и миру, плевать, если вы никогда не испытаете от книги рекордов Гиннеса то, что испытываете, когда закрываете глаза и в который раз слушаете Space Oddity. 

Фигурное катание выбрало Илона Маска, а не Дэвида Боуи. 

Давайте ответим честно: могло ли быть иначе? 

Ну конечно же, не могло. 

Впрочем, какая разница, если кто-то из вас где-то на середине песни поймет главный секрет: людям из космоса не нужны космические корабли, чтобы летать. 

Telegram-канал Кузнецова, которому не плевать на искусство