7 мин.

Виталий Петров: «Картинг — это детский сад или школа для автогонщиков»

Олег Троков специально для "Челленджера" поговорил с первым в истории нашей страны пилотом Формулы-1 Виталием Петровым, чтобы понять — куда податься и что делать, если вам очень хочется стать гонщиком или в крайнем случае хочется, чтобы гонщиком стал ваш ребёнок.

  — Виталий, что делать, если страшно хочется стать пилотом Формулы-1? С чего надо начинать, с чего начинали вы?  

— У меня с детства была тяга к машинам: я любил играть в машинки на пульте управления, интересовался, как устроены настоящие автомобили, с 2 лет научился кататься на двухколёсном велосипеде. Папа всё это заметил и начал обучать меня вождению на автодроме. У нас в архиве даже есть видео, где я в 5 лет каким-то образом достаю до педалей и сам веду автомобиль. У меня было главное — желание. Я всегда хотел выигрывать, гоняться и тратил на это всё своё время. Если родители видят у ребёнка такое желание и тягу к автоспорту, то я бы, конечно, посоветовал им отдать его в картинг.   — Без картинга невозможно стать профессиональным гонщиком?   — У меня получилось. Но в нашей семье просто не было такой возможности. Я не знал, что такое карт, у нас не было тренеров, поэтому приходилось заниматься с папой на обычном автомобиле. Но начинать лучше с картинга. Это как детский сад или школа для автогонщиков. Это база, которая может многому научить. Картинг даёт сильную физическую нагрузку на руки и «закаляет» будущего пилота. Плюс ребёнок начинает разбираться в машине, понимает, как она устроена, а это, безусловно, пригодится ему во взрослом спорте. 

— С какого возраста вы бы посоветовали отдавать ребёнка в картинг?  

— Здесь всё индивидуально, нужно смотреть непосредственно на самого ребёнка. Можно потихонечку начинать ездить с 5-6 лет. Когда он более или менее научится водить, ему стоит поучаствовать в любительских соревнованиях: чтобы он постепенно привыкал и понял, нравится ему это или нет. От того, как ребёнок будет себя чувствовать за рулём, будет ли он получать удовольствие от вождения и показывать результаты, зависит его дальнейшая карьера.  

— Начинать после 10 лет уже поздно?  

— Даже в 14 не так уж поздно. Я в этом возрасте только начал участвовать в первых соревнованиях. У нас в Выборге проводилось ралли, на которое приехали больше 50 пилотов. И я на стандартной, не спортивной машине занял среди них 7 место. Я даже и не особо к ним готовился. Но когда папа увидел, что я обогнал многих опытных гонщиков на более серьёзных автомобилях, он понял, что у меня действительно начинает получаться. Мы наняли первого тренера, стали с ним собирать первую спортивную машину из «восьмёрки» — с этого всё и началось. Если у человека есть талант, дар, тяга к спорту, то начинать никогда не поздно.

— Что кроме таланта и желания важно для гонщика?    

— Очень важна хорошая физическая подготовка. Пилот должен быть сильным. Для этого мы ежедневно занимаемся спортом: качаемся в зале, бегаем, тренируем равновесие, играем в футбол, баскетбол и так далее. Также для гонщика очень важна хорошая реакция.    

— Как её тренируют?  

— Есть много разных упражнений. Можно играть в теннис. Можно тренироваться с шариками или мячом (резко поворачиваться и ловить мяч, который тебе бросают). Есть даже специальные аппараты, на которых загораются лампочки в произвольном порядке, их нужно успеть нажать.  

   

— Автомобильные гонки — это дорогой вид спорта?    

— Конечно, это очень дорого. Это не шахматную доску купить или футбольные бутсы. В гонках ты начинаешь один, приходится вкладывать в себя. На первых порах в автоспорте нужно платить за экипировку, автомобиль, тренеров, механиков. И если экипировка и шлем — это небольшие затраты (сравнимые с тем же футболом), то аренда карта, не говоря уже о покупке и обслуживании своего — это дорого. Нужно ездить на соревнования за границу, где больше возможностей для развития. В Европе есть профессиональные трассы на открытом воздухе, где пилот может привыкнуть к асфальту и понять, как ведут себя покрышки и автомобиль. Чтобы начать полноценно выступать в непрофессиональном картинге, нужно около 50 тысяч долларов в сезон. А в профессиональном — ещё больше.    

— Как происходит переход из любительского спорта в профессиональный?    

— Всё происходит постепенно. Это как карьерная лестница, по которой ты идёшь. Сначала выступаешь в России, потом едешь в Европу. Если начинаешь побеждать, то переходишь в Формулу-Рено или Формулу-4, а потом и в Формулу-3. Всё зависит от результатов — если постоянно выигрывать, то можно каждый год подниматься на новую ступень и уже в 17 лет стать пилотом Формулы-1, как Марк Ферстаппен в этом сезоне. Или попасть под крыло хорошей команды, как Даня Квят в «Ред Булле». У всех получается по-разному. Я никогда не был за границей и пришёл в автоспорт без своей команды, поэтому у меня ушло три года на то, чтобы занять второе место в серии GP-2 и попасть в Формулу.    

— Насколько важны люди, которые окружают гонщика? Можно ли найти команду и добиваться результатов без собственных менеджеров, тренеров и докторов?  

— Профессиональному спортсмену, безусловно, необходима поддержка. Сначала тебе помогают родители. Потом ты уже нанимаешь тренера, доктора, психологического тренера — людей, которые помогают справиться с прессингом со стороны болельщиков, конкурентов, прессы. У гонщика обязательно должен быть агент, менеджер, который будет искать спонсоров и всем рассказывать о том, что есть первоклассный парень, он хорошо выступает и его нужно поддержать. Очень важно выбирать людей, которые будут искренне с тобой работать и отдавать всё, что у них есть для достижения результата. Чтобы ты мог им доверять, потому что отсутствие доверия может всё разрушить.    

— Без денег и спонсоров в Формуле никуда?    

— Никуда. Они нужны не для того, чтобы зарабатывать, а для развития. Ты сможешь проводить тренировки за границей, заниматься, работать с другими тренерами, постоянно совершенствоваться. Когда бюджет ограничен, то ты лишаешься возможности получить ценный опыт. Ну и современная Формула-1 — это в первую очередь бизнес. Часто бывает, что команды выбирают менее талантливых пилотов, но с хорошими спонсорами.  

— Вы говорили, что гонки — это очень дорогой вид спорта, а сколько там зарабатывают?    

— Пока пилот не попал в Формулу-1, он в основном только тратит. Это как любая компания — пока она молодая и только-только начинает развиваться, то не зарабатывает ничего. Но как только она выходит на определённый уровень — приходят деньги. Чемпион мира может получать от 12 до 20 миллионов долларов в год. В обычной заводской команде суммы, конечно, ощутимо меньше. Многие российские футболисты зарабатывают больше. Но всё равно всё зависит от гонщика, его выступлений и результатов. Если пилот достойный, то ему будут и платить хорошо и никуда не отпустят. 

— Новый сезон Формулы-1 стартовал совсем недавно. Какой главный совет вы могли бы дать мальчишкам, которые не пропускают ни одной гонки и мечтают когда-нибудь оказаться за рулём болида?   

— Неважно, чем ты занимаешься — спортом, рисованием или наукой. Главное —двигаться в том направлении, которое тебе по душе, от которого ты получаешь удовольствие. Если видишь, что у тебя получается и чувствуешь талант, то нужно максимально постараться его раскрыть и показать все свои возможности. Желание, упорство и стремление к победе — вот что нужно демонстрировать всегда. И неважно, в какой области. Никогда не опускайте руки: не получилось сегодня — обязательно получится завтра. И возможно, однажды вы попадёте в Формулу-1.  

— Что вы ждете от нового сезона? Можете оценить перспективы пилота «Ред Булл» Даниила Квята?

— Очевидно, что «Мерседес» в этом году выиграет чемпионат. Вопрос только в том, будет это Хэмилтон или Росберг. Давать прогнозы о перспективах других команд, к сожалению, пока тяжело. Видно, что «Уильямс» остался в хорошей форме, а «Феррари» и «Лотус» стали немного лучше по сравнению с прошлым годом. Непросто будет «Ред Буллу» и Дане Квяту. Он провёл очень хороший сезон и сейчас перешёл в «высшую лигу», где борятся за самые высокие результаты. Пока мы видим, что «Ред Булл» сталкивается с проблемами. Всё будет зависеть от команды и от мотора «Рено», который немного неправильно работал в квалификации. Но если они устранят эту проблему, то я не вижу никаких причин, чтобы Квят не смог добиться хорошего результата. В целом нас ждёт очень насыщенный сезон. За первое место борьбы, скорее всего, не будет, но вот за 3—5 местами будет следить очень интересно.  

ПЕРЕЙТИ НА САЙТ, КОТОРЫЙ ВАС ЛЮБИТ  

КАК ДЕТИ ХОДЯТ НА ХОККЕЙ В МОСКВЕ  

КАК РЕШИТЬ БЕГАТЬ РАЗ И НАВСЕГДА  

10 ПОЛЕЗНЫХ СУПОВ, КОТОРЫЕ ВЫ ТОЧНО СМОЖЕТЕ ПРИГОТОВИТЬ