9 мин.

11 способов нестандартно зайти на прыжки. Часть вторая: риттбергер

Краткое предисловие: если вы не видели предыдущую часть про флип, то советую сначала просмотреть её — там есть, например, небольшое вступление про сущность самого понятия "сложный заход". А ещё в конце поста я добавил вариант, предложенный вами, читателями — действительно красивый заход от Джейсона Брауна, за что ещё раз выражаю огромную благодарность. Теперь к риттбергеру.

Заход первый. Крюк в исполнении Виктории Васильевой.

Начнём с одного из самых тривиальных вариантов — крюка. Этим заходом владеет Морис Квителашвили, а когда-то его прыгала и Вика Васильева.

В сезоне 2020/2021 Морис прыгает риттбергер иначе, про качество говорить нечего, поэтому особой нужды останавливаться на крюке не вижу, дальше будет интереснее.

Заход второй. Многократные тройки в исполнении Эмбер Гленн и Каори Сакамото.

Наверное, самый популярный вариант. Подобным образом риттбергер прыгали Каори Сакамото, Алексия Паганини, Карен Чен, Эмбер Гленн, Кейдзи Танака, Николь Шотт, Анна Щербакова ещё в её программе "Dreamcatcher", и весь этот список явно неполный, но выделяется заход на прыжок в исполнении Каори.

Две гифки, два варианта исполнения. В сравнении особенно заметны различия в лёгкости и безусильности исполнения. На самом деле, вариант Эмбер не вот чтобы плох — встречаются и хуже, где и повороты помедленнее, и владение корпусом менее уверенное, но с Каори и её заходом (ещё и с ласточки!) вряд ли кто-то может тягаться. Красота.

Заход третий. Кораблик в исполнении Анастасии Гуляковой.

Роскошный, длинный кораблик перед риттбергером раньше вставляла Настя Гулякова, но сейчас, увы, сложного захода на этот прыжок у неё нет.

Из более свежих примеров сезона уже нынешнего — Ю Ён и Дарья Усачёва.

Заход четвёртый. Выкрюк в исполнении Алёны Косторной, Евгении Медведевой и всех-всех-всех.

Казалось бы, всего лишь один сложный поворот, зачем напрягаться, но реальность такова, что этот поворот правильно выполняют очень-очень редко. Да и к чему? Судейские правила никак чистоту рёбер не регламентируют, а иногда хотелось бы.

На замедленной гифке с Алёной Косторной заметно, что изначально она фиксирует наружное ребро, показывая, что сейчас будет выкрюк, но задолго до поворота меняет его на внутреннее, и в итоге получается достаточно несложная тройка. И эта техника встречается у очень многих.

Любопытно, что через этот же заход прошли практически все фигуристки Хрустального, и это отмечал в не самом приятном интервью Александр Волков:

— На мой взгляд, программы в группе Тутберидзе все одинаковые. Возьмите любую, поменяйте музыку и ничего не изменится. Одинаковые заходы на прыжки у всех фигуристок. Если риттбергер, то он условно будет с выкрюка.

За резкие высказывания в стиле "поменяйте музыку и ничего не изменится" говорить не буду, но по поводу риттбергера Волков попал в точку: через выкрюк прошли и Евгения Медведева, и Алина Загитова.

А ещё Полина Цурская, Анна Щербакова, Александра Трусова... Более того, выкрюк перед риттбергером был характерен не только для спортсменов Хрустального! Причём акцент в этой фразе не на Хрустальный, а на спортсменов.

Как видите, у Даниила Марковича заход даже более сложный. Перед выкрюком, о котором идёт речь, он делает ещё один, а после него — ещё и двукратную тройку. При этом он покрывает этим заходом практически весь каток! Мне же остаётся только извиниться, что гифка с таким выездом.

Впрочем, прошло довольно много времени с момента интервью, и сейчас можно с уверенностью сказать — тренерский штаб Тутберидзе стал подбирать заходы на риттбергер более разнообразные.

Вот так, например, выглядит исполнение риттбергера от Майи Хромых. Она сохраняет дугу выкрюка с обычным для этого захода поднятием руки наверх, но в итоге всё заканчивается подтормаживанием и моухоком. Заход, конечно же, нельзя назвать сложным, надбавки ставить не за что, но в то же время он является отличным примером того, насколько сильно группа Тутберидзе желает уйти от когда-то популярного у них выкрюка и сделать что-то иначе, хотя ту же тройку, выдаваемую за сложный поворот, вставить ничего не мешало.

Ещё из любопытного — от варианта с выкрюком со временем отказались вообще все фигуристки из списка выше, некоторые сольный риттбергер и вовсе не вставляют в программы. Словом, жаловаться практически не на кого.

Сейчас риттбергер с выкрюка выполняют, например, Брейди Теннелл и Софья Муравьёва, а это вариант от ученицы Виктора Кудрявцева Агнеты Латушкиной:

Заход пятый. Кантилевер в исполнении Софьи Акатьевой.

Чем же ещё разнообразил заходы на риттбергер Хрустальный? Освободившуюся вакансию на исполнение кантилевера с успехом закрыла Соня, и использовала его в произвольной программе этого сезона. И это не только эффектно, но и безумно сложно — кантилевер и так могут исполнить единицы в мире, а здесь ещё нужно встать и сразу же сделать прыжок в три оборота.

Впрочем, надолго кантилевер перед риттбергером не задержался, уже после юниорского первенства Москвы его оттуда убрали. Но то, как тасовались заходы между прыжками в произвольной программе Сони в этом сезоне — отдельная захватывающая история.

Заход шестой. Спираль "флажок"... и снова в исполнении Софьи Акатьевой.

Пока кантилевер последовательно переезжал на другие прыжки, перед риттбергером устоялась иная версия довольно непростого захода — спираль флажок. Ехать в ней длительное время по прямой сложновато, потому что Соня держит свободную ногу сразу двумя руками, и в такой позиции её может немного закручивать.

В идеале, конечно, хотелось бы, чтобы Соня прыгала риттбергер сразу же после поворота из спирали, но и такой вариант исполнения впечатляет.

Заход седьмой. Крюк+выкрюк в исполнении Шомы Уно и Эндрю Торгашева

Усложнённая версия захода выкрюком, но здесь есть на что посмотреть и обратить особое внимание. Тому же Шоме я, так и быть, даже готов простить некоторые технические огрехи вроде подтормаживания свободной ногой на выкрюке по одной простой причине — риттбергер-то четверной.

А может, и не готов... В любом случае, вставить сложный заход перед крайне сложным четверным — очень смелое решение, заслуживающее уважения.

Эндрю Торгашев квадом хоть похвастаться и не может, а вот небольшим гидроблейдом перед связкой — вполне, да и рёберность у него отменная.

Заход восьмой. Бести + бауэр в исполнении Андрея Мозалёва

Кораблики со спиралями были, кантилевер был, гидроблейд тоже, какие ещё в запасе остались средства выразительности у фигуристов? Бести и бауэр.

Хоть Андрей долго в них и не сидит, смотрится всё равно гармонично и достаточно нестандартно.

Заход девятый. Бильман + крюк в исполнении Дарьи Усачёвой

Если внимательно присмотреться, то этот вариант очень похож на её заход на флип из предыдущего поста, но адаптирован под совсем другой прыжок, да и на один выкрюк стало поменьше.

Впрочем, его сложности и эффектности это не отменяет!

Заход десятый. Ойлер+крюк+выкрюк+перетяжка в исполнении Даниила Самсонова.

Очень внушительный набор шагов демонстрировал Даниил перед тройным риттбергером в прошлом сезоне, что, хочется верить, вместе с насыщенным выездом отразилось и на оценке за переходы.

Кстати, здесь же и кроется ответ на вопрос, можно ли использовать ойлер как часть захода. Можно, причём к другим прыжкам будут примеры и полюбопытнее.

Заход одиннадцатый. Скобка+выкрюк+крюк в исполнении Андрея Кутового.

А на десерт — один из самых артистичных юниоров Андрей Кутовой и его сложный заход.

Татьяна Анатольевна нечасто радует зрителей какой-то технической информацией в одиночном катании, но про существование так называемого "блока" в дорожках шагов от неё наверняка слышал каждый. Блок — последовательность трёх сложных поворотов подряд на одной ноге без смены ребра, и наличие двух блоков на разных ногах уже приносит спортсмену один уровень.

К чему это я? Мастерство Андрея настолько высоко, что он может себе позволить вставлять подобные блоки не только не в дорожке, не теряя скорость, но ещё и перед тройным прыжком, что не может не восхищать. При этом, шаги не выглядят чем-то запредельно сложным благодаря хорошему владению корпусом и выразительному движению рук перед последним поворотом. Как дети в школу!

Зачастую бывает и так, что совсем-совсем неизвестные фигуристы вставляют в программы интересные детали, остающиеся незамеченными. Всех не посмотришь, да и наверняка есть какие-то иные заходы, которые я пропустил по простой невнимательности. Так что обязательно пишите в комментариях, если помните что-то ещё!

Фотография для обложки поста: Мария Катешова

_______________

Дополнение от пользователя Юлена:

Сложнейший заход на четверной риттбергер от Юзуру Ханю из короткой программы сезона 2016/2017 чоктау-выкрюк-вальсовая тройка-кораблик: