6 мин.

Журналист из США подозревает, что наши фигуристки применяют блокаторы гормонов. Разбираемся, для чего они нужны и как работают

Американский журналист Дейв Лиз (ведущий популярного фигурного ютуб-подкаста The Skating Lesson) перед чемпионатом мира-2021 в Стокгольме выдал мощный инсайд: по его сведениям, многие российские фигуристки сидят на блокаторах гормонов.

Об этом Лиз написал в комментариях к выпуску подкаста с олимпийской чемпионкой Меган Дюамель. Да, это тот самый подкаст, в котором Дюамель назвала Анну Щербакову болезненной и сказала, что ей сложно получать удовольствие от катания россиянки.

Олимпийская чемпионка назвала внешность Щербаковой болезненной. Аня ответила суперпрокатом на ЧМ и сценкой у льда

В комментариях с мнением Дюамель и Лиза были согласны не все. Пользователь Сьюзан Ванг спросила Лиза, почему он настолько предвзят к Щербаковой. Журналист ответил неожиданными подробностями:

«Не думаю, что кто-то винит Анну в том, что она очень худая. Есть другие причины, из-за которых многие называют ее нездоровой. Кто-то, например, обращает внимание на ее волосы и так далее.

Мне лично нравится ее катание, но я беспокоюсь о здоровье всех фигуристок из группы Этери Тутберидзе и за это извиняться не буду. Потому что мы видели множество сломанных спортсменок, которых просто отбросили в сторону.

Многие фигуристки после тренировок садятся на гормональную терапию. Это, среди прочего, подтверждает, что они все определенно используют блокаторы гормонов («Люпрон»).

Откуда я это знаю? Все это давно обсуждается в российском фигурном катании. Это не секрет».

Что же такое «Люпрон» и для чего он нужен?

«Люпрон» (действующее вещество – лейпрорелин, в России продается под названием «Люкрин Депо») – противоопухолевое гормональное средство. Обычно применяется для лечения злокачественных опухолей предстательной железы и доброкачественных образований матки. Однако он также имеет свойство блокатора гормонов – тестостерона у мужчин и эстрадиола у женщин. Применяется только в виде инъекций – подкожно или внутривенно.

Фигуристкам есть смысл применять лейпрорелин для того, чтобы замедлить развитие тела и наступления пубертата – одной из главных проблем современных спортсменок, так как выступать на взрослом уровне они начинают очень рано (с 15 лет). Пубертатный период все проходят по-разному, но многим он может если не сломать карьеру, то как минимум усложнить путь на вершину.

Систематическое применение лейпрорелина поддерживает низкий уровень эстрадиола в организме девушки – этого может хватить, чтобы выиграть несколько крупных турниров, не борясь при этом с меняющимся телом.

У препарата много побочных действий, среди которых депрессия, тревожность, нервозность, бессонница, галлюцинации, изменения личности, нарушение памяти, тахикардия, изменение аппетита, вкуса, рвота, резкое снижение или увеличение массы тела, снижение тембра голоса и избыточное оволосение (только у женщин) и множество других.

И это все не говоря о том, что систематическое понижение уровня эстрадиола в растущем организме девушки вряд ли в будущем приведет к чему-то хорошему.

Интересно, что лейпрорелин входит в список запрещенных WADA препаратов, но только у мужчин. Причина в том, что после однократного применения препарата наступает обратный эффект – уровень гормонов временно повышается (обычно в течение 7 дней после приема).

Соответственно, у мужчин резко растет тестостерон, что может дать преимущество в спорте. Повышение уровня эстрадиола не даст прибавку к результату у женщин, поэтому спортсменки могут спокойно применять лейпрорелин без риска дисквалификации. Насколько это этично и стоит ли выгода от блокировки гормонов проблем со здоровьем в будущем – вопрос совсем другой.

Правда ли его применяют в нашей фигурке?

Ровно год назад (в марте 2020-го) в британском The Guardian вышло открытое письмо бывшей российской фигуристки Анастасии Куприни, которое в России, похоже, никто не заметил.

Куприня описала, как принимала лейпрорелин и чего ей это стоило. Вот полный текст:

«Я начала кататься в четырехлетнем возрасте. Сначала я просто брала пример с сестры, но довольно скоро спорт целиком завладел моей жизнью. В 2004-м, когда мне было 10 лет, я выиграла чемпионат Москвы и стала кандидатом в мастера спорта. Мне сказали, что у меня есть все, чтобы стать сильной фигуристкой и в будущем поехать на Олимпийские игры. Я не ходила в школу, потому что тренировалась по шесть часов в день. Все мои друзья были фигуристами, потому что больше ничего в мире, кроме фигурного катания, я тогда не знала.

В 12 лет наступил пубертат. У меня началась менструация, а тело стало быстро меняться. Уже тогда я понимала, что эти изменения могут привести к тому, что я не стану той сильной фигуристкой, которой могла бы. С большей массой тела мне было бы трудно исполнять сложные прыжки. Да и вне фигурного катания детское, стройное тело было идеалом красоты. А вот тело с формами – уже нет.

Тогда мне посоветовали принимать блокаторы гормонов. С ними у меня закончится менструация, моя грудь перестанет расти, у меня останется молодое и тонкое тело. Я даже вопросов задавать не стала. В России применение блокаторов гормонов широко распространено среди фигуристок. Чаще всего эти препараты работают – да, есть побочные действия, такие как проблемы с нервной системой и сердцем, но об этом никто старается не говорить.

Не думаю, что профессиональные судьи в фигурном катании все поголовно сексисты и не любят развитые женские тела. Все дело в том, что с детским телом реально проще делать прыжки. Масса твоей груди серьезно влияет на исполнение элементов. К тому же, многих молодых фигуристок доводят до такого состояния, что им вообще приходится уходить из спорта, потому что они ломают тело.

В моем случае препарат дал сильный побочный эффект – совершенно противоположный тому, которого я ожидала. Я принимала блокаторы гормонов три месяца, а моя грудь стала быстро расти, к тому же я набрала 36 кг. Вернуться к нормальному состоянию тела у меня так и не вышло. Шансов на высокие места на главных турнирах не осталось, так что я просто ушла из фигурного катания.

Тот факт, что я потеряла все, за что боролась всю жизнь, просто утопил меня в депрессии. В 14 лет я впервые пошла в школу. Это было ужасно. Надо мной издевались и постоянно называли жирной.

В России просто нет системы, которая бы создала здоровую спортивную среду для детей. Сейчас некоторые люди из российского фигурного катания открыто критикуют применение блокаторов гормонов, но меня никто не защитил».

Справедливости ради, применение лейпрорелина давно известно в спорте (особенно в фигурном катании и художественной гимнастике) и далеко не только в России.

К примеру, согласно исследованию Университета Глостершира, в Великобритании еще 15 лет назад «Люпрон» свободно выписывали девочкам по просьбе родителей, и дело часто было совсем даже не в спорте – мамы и папы не хотели, чтобы их дочь слишком быстро взрослела и становилась привлекательной для насильников.

Возможно, с тех пор многое изменилось, но вряд ли блокаторы гормонов полностью ушли из жизни, особенно это касается спорта.

Фото: East News/The Yomiuri Shimbun via AP Images; theguardian.com/Arthur Bondar for the Guardian Weekend; РИА Новости/Нина Зотина, Александр Вильф