6 мин.

Топтание на месте. Как «Уильямс» борется с топ-командами

Дмитрий Агапов – о безуспешных попытках отличной команды выиграть гонку «Формулы-1».

3 вещи, на которые надо обратить внимание

Отсутствие лишних денег мешает прогрессу

Посмотрите на результаты «Уильямса» год назад и сейчас. Принципиальной разницы между финишными позициями пилотов не наблюдается. Как и в прошлом сезоне, в большинстве гонок «Уильямс» – третья (реже – вторая) по силе конюшня пелотона.

Экономические причины такого положения дел ясны – коллектив тратит аж в два раза меньше денег на сезон, чем «Мерседес» и «Феррари». В группе лидеров конюшня из Гроува обладает наименьшим бюджетом по сравнению со всеми коллективами, участвующими в борьбе за подиумы. Так как денег на развитие машины толком нет, новый болид упорно преследуют недостатки прошлогоднего шасси.

Будем честны – в «Уильямсе» только начали возвращаться на прежние позиции. В 2014 году им просто повезло с переходом на немецкие моторы и постройкой бюджетного, но неплохого болида. В условиях стабильного регламента такие конюшни быстро откатываются назад. Не будет удивительным, если в следующем сезоне коллектив из Гроува опустится еще на одну строчку вниз в командном зачете.

Сейчас этому мешают слабая форма конкурентов из «Ред Булл» и бардак в «Макларене». Но уже в следующем сезоне «Уильямс» может окончательно прекратить борьбу за подиумы.

Вопиющие тактические ошибки не дают ухватиться за победу в гонке

Консерватизм и осторожность стратегов после Гран-при Великобритании не пинал только ленивый. Ругать людей, ответственных за решения на трассе, действительно есть за что – команда не в состоянии бороться за победы не только из-за недостатка скорости. Ошибки и неуверенность гоночных стратегов также не прибавляют шансов на прерывание доминирования «Мерседеса».

В «Уильямсе» не делают правильных выводов после тактически провальных гонок и каждый раз наступают на старые грабли. Командный мостик то разрешает пилотам бороться друг с другом, то вводит командную тактику – и все это в течение одной гонки. Так чемпионские титулы никак не выиграть – в команде должны это осознать хотя бы к очередной смене технического регламента.

Боттас прогрессирует медленнее, чем предполагалось

В прошлом сезоне финн буквально разгромил напарника, но уже тогда многие связывали огромную разницу в очках с банальным невезением Фелипе Массы. Но тогда Боттас хотя бы имел солидное превосходство по квалификационной скорости.

Сегодня большой разницы между уровнем выступлений бразильца и финна незаметно. По очкам предполагаемый сменщик Кими Райкконена чуть впереди (несмотря на пропуск первой гонки в Австралии), но в квалификациях преимущество на стороне более опытного пилота.

Для Валттери и его перспектив текущая ситуация действительно удручает – на данный момент Боттас не выглядит убедительнее напарника, который до перехода в «Уильямс» прославился разгромным поражением от Фернандо Алонсо. В «Феррари» наверняка размышляют – а будет ли стоить финн вложенных в него денег? Насколько потенциал гонщика соответствует чемпионским амбициям итальянской конюшни?

Оценка техническому штабу: 7/10

Новое шасси почти не отличается от прошлогоднего – все те же проблемы в дождевых условиях, дефицит прижимной силы и неважная работа болида в медленных поворотах. В Монако и Венгрии «Уильямс» и вовсе опустился на уровень борьбы за отдельные очки.

Проблем с надежностью не возникает, что можно занести в солидный актив инженерам. Но прижимной силы и уровня обновлений аэродинамики болиду по-прежнему не хватает – все та же эпизодическая борьба за подиумы без серьезного прогресса. Безусловно, перед началом сезона от «Уильямса» ожидали немного большего.

Оценки пилотам

Валлтери Боттас: 7/10

От Боттаса, как и от «Уильямса» в целом, ожидали некоторого прогресса, но финский пилот будто застыл на месте. Неожиданное исчезновение былой квалификационной скорости и неровные выступления в гонках – пожалуй, прошлогодний Валттери больше отвечал требованиям топ-команды. Но у финна впереди вся вторая половина сезона и шансы наверстать упущенное.

Фелипе Масса: 8/10

Фелипе будто переживает вторую молодость – бразилец расцвел и, кажется, вышел на уровень самого себя образца 2007-2008 года. Массу наконец-то устраивают шины «Пирелли», пилот избегает аварий и может демонстрировать стабильно высокий темп. Ну, относительно высокий – все же давние проблемы со скоростью на длинной дистанции никуда не делись. Именно поэтому до высших баллов гонщик не дотянул.

Лучший момент: яркое выступление в Канаде

В Австрии «Уильямс» даже заработал на пару очков больше, чем в Монреале, но именно в Канаде провёл ярчайшую гонку. Боттас после ошибки Райкконена смог забраться на подиум, а Масса после неудачной квалификации и старта из конца пелотона совершил красивый прорыв на шестое место. Оба пилота набрали разом 23 очка, что стало для коллектива вторым по количеству зачетных баллов результатом в сезоне.

Худший момент: провал в Монако

Недостатки шасси довольно красноречиво продемонстрировала гонка в Монте-Карло. Да, в Венгрии коллектив тоже не набрал никаких очков, но в Монако ситуация была безнадежной – оба пилота не прошли в третий сегмент квалификации и практически не улучшили позиций в гонке, в то время как конкуренты из «Феррари» и «Ред Булл» набрали кучу очков, финишировав недалеко от подиума.

На что рассчитывать во второй части сезона?

«Уильямс» вяло сражается с «Феррари» за подиумы, но все же до уровня второй команды пелотона не дотягивает. Преимущество Скудерии в командном и личном зачетах (несмотря на проблемы Кими Райкконена) ясно показывает – скорее итальянцы начнут всерьез бороться с «Мерседесом», чем с Гроувом. Так или иначе, это единственная команда, выигрывавшая гонки в этом сезоне помимо немецкой конюшни. Как и год назад, «Уильямсу» снова не хватает совсем немного для перехода на новый уровень выступлений. Чуть-чуть прижимной силы, чуть-чуть наглости и напористости, чуть-чуть удачи, чуть-чуть невозможного от пилотов.

Единственная угроза позади – «Ред Булл», но соперники во второй части сезона совершенно точно погрязнут в штрафах. К тому же, «быкам» и «Рено» довольно тяжело бороться с превосходящим мотором, пусть и имея преимущество в прижимной силе и механической сцеплении.

В целом все говорит о том, что «Уильямсу» удастся без больших проблем сохранить третье место в кубке конструкторов. Долгожданный переход на следующий уровень откладывается еще минимум на один сезон.

Фото: Gettyimages.ru/Clive Mason (1,3); Global Look Press/Hoch Zwei/ZUMAPRESS.com