Блог Splash & Dash

Друзья Путина под Питером построили трассу для «Формулы-1». Обошлась в миллиарды и уже лучше Сочи

Первые гонки пройдут в 2020 году.

Перед Гран-при России в «Формуле-1» рванула медийная бомба: британский таблоид Daily Mail сообщил, что с 2021 года Гран-при России могут перенести из Сочи в Санкт-Петербург на новую трассу «Игора Драйв». Информацию подтвердил и работающий несколько десятков лет в «Формуле-1» журналист Дитер Ренкен: по его данным, на территории Олимпийского парка планируется строительство концертного зала, что сократит протяженность «Сочи Автодрома» до 2 км.

Перенос гонки в Питер быстро опровергли зампредседателя правительства РФ Дмитрий Козак и пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Но «Игора Драйв» уже захватила повестку: всем стало интересно, что за трассу построили под Питером. Раньше в России было лишь две трассы мирового уровня – «Сочи Автодром» и «Москоу Рейсвей». Теперь появилась еще одна.

Автодром принадлежит друзьям Владимира Путина

Проект «Игора Драйв» на удивление слабо пиарили по ходу строительства, зато вовсю включились ближе к его завершению. Например, в новостях «Первого», «Пятого канала», «РЕН ТВ» вышли большие сюжеты о новой трассе. Все эти каналы входят в «Национальную Медиа Группу» бизнесмена Юрия Ковальчука – одного из учредителей знаменитого кооператива «Озеро» и друга Владимира Путина. Состояние Ковальчука в 2019 году Forbes оценил в 1,3 млрд долларов. Именно он является одним из главных инвесторов автодрома: по данным ЕГРЮЛ, его компании «Арконн» в ООО «Игора Драйв» принадлежит 25%. 

Другие совладельцы: ООО «Акцепт», принадлежащая родственнику президента России Михаилу Шеломову (50%), владелец строительного холдинга «Русь» и гонщик Владимир Васильев (15%), а также Владимир Колбин (10%) – по данным «Ведомостей», так зовут сына друга детства Путина и частного инвестора Петра Колбина. 

Еще в 2017 году Business FM оценивал стоимость «Игоры Драйв» в 11 млрд рублей. Однако итоговую сумму представители трассы не называют, ссылаясь на коммерческую тайну.

Изначально трасса не подходила для «Формулы-1», но ее доработали

Архитектором «Игоры Драйв» стал Герман Тильке – творец всех современных автодромов, входящих в календарь гонок Гран-при. Изначально проект был более скромным: предполагалось получение лицензии FIA Grade 2, с которой нельзя претендовать на проведение гонок «Формулы-1». Но минувшей зимой в ФИА убедили доработать проект до высшей категории – в частности, модифицировать зоны вылета, установить поглощающие энергию отбойники TecPro и построить большую постоянную трибуну на 5000 зрителей.

По заверениям организаторов, автодром сможет вместить до 50 тысяч болельщиков – окончательно работы еще не завершены. Большая часть фанов будет смотреть гонки по-европейски, в зонах свободного размещения – то есть, не на сиденьях, а на земле.

При строительстве «Игора Драйв» решили не ограничиваться трассой для шоссейно-кольцевых гонок. В итоге получился целый мультидром: кроме главного трека есть еще 9 трасс для ралли-кросса, мотокросса, дрифта, эндуро, картинга, внедорожников, супермото и парных гонок, а также центр контраварийной подготовки. Особенно удалась трасса для ралли-кросса: интересная и с перепадом высот в 20 метров. Еще на всех площадках установлено искусственное освещение – то есть, можно проводить ночные гонки. 

Трассу постарались выделить в визуальном плане. На «Игоре» есть архитектурно интересное здание автоклуба – вполне тянет на главную особую примету трассы, как комплекс «Крыло» у «Сильверстоуна» или колесо обозрения на «Сузуке». А рядом с главной прямой есть здоровенный шар, на котором проецируется реклама – он смотрится как минимум стильно.

«Я побывал на не менее чем 30 трассах. И этот проект – один из лучших», – так отозвался об «Игоре» Ренкен. Это не стандартные дифирамбы от президента ФИА Жана Тодта, представителей ДТМ или некоторых наших СМИ – критично настроенный журналист редко кого-то хвалит.

Трек недостаточно длинный

По сравнению с первоначальным проектом, трасса изменилась не только в плане доработок до уровня «Формулы-1». Ее протяженность сократилась почти на 700 метров – с 4764 до более скромных 4086 метров (длина большинства современных трасс «Ф-1» – более 5000 метров). Это произошло за счет укорачивания и упрощения третьего сектора. Сразу несколько быстрых и техничных поворотов заменили на более простую связку, явно копирующую последние виражи испанского автодрома «Моторленд Арагон». Его тоже проектировал Тильке.

Вот первоначальный проект:

Вот актуальная конфигурация:

А вот «Моторленд Арагон». Кстати, «Игора Драйв» похожа на него не только последней связкой.

Тем не менее, именно последний, «слепой» поворот в интервью Motorsport расхвалил чемпион ДТМ Рене Раст: «Он находится на подъеме и при этом медленный. Риск возникновения пробуксовки будет гораздо выше, чем обычно – этот момент нужно будет контролировать очень тщательно. С учетом износа шин, к концу гонки покрышкам здесь будет очень тяжело и не всем удастся избежать ошибок. Так что, не удивлюсь, если однажды в последнем повороте решится судьба победы».

Скромная длина трассы сама по себе не станет препятствием для «Формулы-1». «Интерлагос» (4309 м), «Ред Булл Ринг» (4326 м) и «Хунгароринг» (4381 м) ненамного длиннее «Игоры», а городская трасса Монте-Карло вообще всего 3337 м длиной. В любом случае, возможность со временем удлинить трассу и переделать третий сектор есть: предназначенную под изначальный вариант часть земельного участка не застроили. 

Еще из минусов – при строительстве трассы не удалось избежать неприятных инцидентов. В мае 2019-го в ходе работ по строительству трибун обрушились строительные конструкции, в результате чего пострадало семеро рабочих. 

«Игора Драйв» круче, чем Сочи?

До первых гонок на этот вопрос нельзя однозначно ответить. На бумаге конфигурации «Маньи-Кура» и городской трассы в Валенсии казались шикарными – но гонки на них часто вылечивали бессоницу. Но в любом случае, превзойти по унылости трассу в Сочи будет трудно. Она не бросает вызова, не поощряет обгоны, а из-за ограничений, накладываемых олимпийскими объектами, как-то изменить ее невозможно.

«Игора» выглядит техничной, и на ней просматривается минимум два места для обгонов: первый поворот и, возможно, 13-й. В отличие от плоского «Сочи Автодрома», на «Игоре» есть некоторый перепад высот на третьем секторе (17 м). А еще в плюс качеству гонок пойдет фактор питерской погоды: шанс увидеть дождевую гонку тут гораздо выше.

«Игора Драйв» потенциально способна привлечь куда больше зрителей, чем «Сочи Автодром»: питерская агломерация куда больше и платежеспособнее сочинской, на «Сапсане» из Москвы до Петербурга можно добраться за 4 часа. И совсем рядом – Финляндия с легионами гоночных фанатов. Они способны превратить питерский этап практически в Гран-при Финляндии. 

В вопросах удобства для болельщиков все сложнее. «Сочи Автодром» – фактически городская трасса: совсем рядом есть ж/д вокзал и автостанция, с отелями тоже проблем нет. «Игора» же расположена в 54 км от Питера – без личного автомобиля уже не очень удобно, и даже с ним добираться надо примерно час. Прямо рядом с трассой есть отели и коттеджи горнолыжного курорта «Игора», который находится прямо напротив автодрома – но всех болельщиков они точно не вместят. Вероятно, основной части зрителей придется останавливаться в городе.

«Игора Драйв» тоже очень живописна, но это не главная ее особенность. Такого ландшафта [как в Сочи] там, конечно, нет. Нет таких высоких гор. Но особенность питерской трассы в конфигурации, в перепадах высот, в возможности большого количества обгонов. Что касается достопримечательностей, трек находится недалеко от Санкт-Петербурга – вся красота там», – сравнил две трассы Герман Тильке в интервью ТАСС.

Первые гонки на «Игоре» пройдут уже в 2020-м

В следующем году на «Игоре» уже точно пройдет этап немецкой кузовной серии ДТМ. Контракт заключен на три сезона с возможностью продления еще на два. Первая гонка пройдет в последний уик-энд мая, в период белых ночей. Владимир Васильев заявил, что в 2020-м трасса примет этапы еще двух международных чемпионатов – возможно, одним из них станет женская Серия W (гонки поддержки ДТМ). А на 2021-й запланировано уже пять таких уик-эндов. 

«Формулу-1», по словам Васильева, пока ждать не стоит: «Мы не проводили никаких переговоров с «Формулой-1», слухи – это слухи. Во-первых, сейчас «Формула-1» приезжает в Сочи. Руководство серии не хочет проводить две гонки в России – вот почему мы еще не начали ничего обсуждать. Во-вторых, мы не хотим стартовать с высшего уровня – нужно двигаться постепенно, а потом ускориться, чтобы заработать максимум очков. Я бы сказал так: если «Формула-1» захочет с нами пообщаться, то мы готовы к переговорам».

Вероятно, переговоры последуют: в ФИА и «Либерти Медиа» вполне могут перенести Гран-при России с пресного «Сочи Автодрома» на потенциально более успешную «Игору». 

Других серьезных чемпионатов на самом деле остается не так много – и даже с лицензией Grade 1 не все из них реально заполучить. Например, американская «формульная» серия «Индикар» в Россию точно не поедет. Как и в «НАСКАР», ее руководство осознанно концентрируется на Америке: в плане логистики это дешево и удобно, а главным спонсорам чемпионата выход на внешние рынки не нужен.

«Формула Е» предпочитает городские заезды – и кстати, ведет переговоры о гонке в Петербурге. Но не на «Игоре», а по центральным улицам города. А в свете недавнего ухода SMP Racing из чемпионата мира по гонкам на выносливость (WEC) появление марафонской гонки в России кажется маловероятным.

Самое вкусное из оставшегося – MotoGP. Для проведения такой гонки нужна отдельная лицензия от Международной мотоциклетной федерации, но ее требования не сильно отличаются от требований ФИА. В основном они касаются качества дорожного полотна и зон вылета – они должны быть достаточно широкими, а еще для мотогонщиков гравийные ловушки предпочтительнее асфальта. 

Этап MotoGP стал бы для России прорывом: мотогонок такого уровня в нашей стране еще не проводилось. Вопрос в том, сколько это будет стоить и окупится ли впоследствии. В отличие от «Ф-1», MotoGP в России не так популярна: все знают, кто такой Михаэль Шумахер, а вот про Валентино Росси или тем более Джакомо Агостини слышали немногие. Вариант мотогонок попроще – Мировой Супербайк, который уже приезжал на «Москоу Рейсвей».

На «Игоре» почти точно будет этап чемпионата мира по ралли-кроссу World RX – иначе зачем было строить такой мощный ралли-кроссовый трек. По данным Motorsport, уже в этом году на трассе пройдут тесты с участием машин WRX. Из сильных европейских серий еще можно выделить Blancpain GT (гонки спорткаров категории GT3) и WTCR (мировой туринг) – возможно, говоря о международных сериях, Васильев имел ввиду эти чемпионаты.

В любом случае, появление «Игоры Драйв» – это большой шаг вперед для русского автоспорта. Не так давно в стране не было ни одной приличной трассы – а теперь их три. «Сочи Автодром» принимает «Ф-1», но его мало кто любит. «Москоу Рейсвей» после мощного старта растерял международные гонки вместе с посещаемостью и превратился в трассу для внутреннего пользования. Теперь будет интересно следить, удастся ли в Питере создать реально мировой гоночный центр и точку притяжения для фанатов. Если получится – это уже будет космос.

Кажется, у «Игоры» есть все для этого.

Судейский абсурд в «Формуле-1»: простили напарника Квята и наказали Леклера за очень похожие аварии

Безбашенная гонка Леклера в Японии: столкнулся с Ферстаппеном, разбрасывал обломки, опасно обгонял

Фото: REUTERS/Maxim Shemetov; Gettyimages.ru/Francois Nel; vk.com/igoradrive; vk.com/degoev; vk.com/id2711493; vk.com/vitalypetrov; instagram.com/igora_kurortvv; www.instagram.com/sochiautodrom/; igora.ru/; www.tripadvisor.ru; www.racingcircuits.info

Автор

Комментарии

  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные
  • Друзья