8 мин.

В «Формуле-1» уникальный старт с двумя субботними гонками. А когда-то сезоны начинались по будням и даже 1 января!

Гонки зимой – легко.

Чемпионат «Формулы-1» в этом году начал собирать уникальные достижения еще до старта. Во-первых, предстоящий сезон должен растянуться на рекордные 24 этапа, которые пройдут со 2 марта по 8 декабря. Во-вторых, гонку открытия в Бахрейне перенесли на субботу, как и следующий после нее Гран-при Саудовской Аравии. Вернее, сначала по просьбе аравийских промоутеров пришлось сдвинуть этап в Джидде, так как в воскресенье 10 марта начинается священный для мусульман месяц Рамадан.

А затем уже топ-команды выступили с требованием сохранить недельный интервал между заездами. Реакция вполне понятна, ведь участники и без того должны проработать в сумасшедшем темпе весь год. Поэтому начало сезона тоже запланировали на день раньше обычного. Подобного расписания с двумя первыми гонками в субботу в истории «Формулы-1» не было никогда, хотя однажды чемпионат уже начинался с субботнего Гран-при, но об этом позже.

Что же касается 2024 года, то цейтнот для команд наступил еще в межсезонье, которое выдалось одним из самых коротких за все времена. Между прошлогодним финалом в Абу-Даби и первой гонкой в Бахрейне всего 97 дней, а первая практика в Сахире вовсе съехала на 29 февраля. Правда, за более чем 70 лет существования «Формулы-1» зимние перерывы бывали еще короче, а сезоны стартовали 1 января!

«Формула-1» дважды стартовала в Новый год, а рекордно короткое межсезонье длилось меньше двух месяцев

Самое раннее начало чемпионата «Формулы-1» зафиксировано в 1965-м, когда первая зачетная гонка сезона прошла уже 1 января в южноафриканском Ист-Лондоне. Легенда «Лотуса» и двукратный чемпион мира Джим Кларк оформил в тот день «Большой шлем», не оставив соперникам ни одного шанса. Да, скучные гонки с доминированием не хуже чем у Ферстаппена случались и тогда.

Изначально Гран-при Южной Африки планировался в качестве финала предыдущего сезона, но затем старт перенесли на неделю вперед. Еще и в пятницу! Возможно, поэтому маршал начал на круг раньше размахивать клетчатым флагом, чем вызвал праведный гнев у запутавшегося на финише Кларка.

В 1966-м Ист-Лондон вновь открывал сезон, хотя этап был незачетным, после чего «Ф-1» переехала в Кьялами. Первые два Гран-при на новом треке тоже провели в самом начале года – 2 января 1967-го и еще раз 1 января 1968-го. Причем чемпионатам 1965-го и 1968 годов, несмотря на старт в первый день года, не принадлежит рекорд самого короткого межсезонья. Меньше всего перерыв длился на стыке 1959-1960 годов, когда между финалом в Себринге 12 декабря и первым этапом нового сезона в Буэнос-Айресе 7 февраля прошло каких-то 57 дней! То есть, зимой у команд и гонщиков условно был лишь один свободный от соревнований месяц – январь.

С другой стороны, столь плотный график был в порядке вещей для тех лет. В отсутствии крупных спонсорских контрактов и масштабных бизнес-проектов, как у Льюиса Хэмилтона, заработки пилотов напрямую зависели от количества выступлений в гонках. Даже звезды «Формулы-1» почти не вылезали из кокпита на протяжении календарного года и после Гран-при пересаживались на спортпрототипы или летали за океан для участия в крупных американских стартах, вроде «500 миль Индианаполиса» и «12 часов Себринга». Тот же Кларк в 1965-м суммарно проехал 63 гонки, что в среднем составило больше одного старта в неделю!

Пока в Европе стояла зима, формульные соревнования устраивали в ЮАР, Аргентине и других локациях с теплым климатом в январе. Несмотря на то, что чемпионат брал результаты некоторых из этих гонок в итоговый зачет, топ-команды и звездные пилоты выступали там не всегда. А этапом, с которого сезон начинался по-настоящему, долгое время был майский Гран-при Монако, куда стремились приехать уже все участники.

В 70-х при составлении календаря оформилась тенденция зимой и ранней весной проводить этапы по другую сторону Атлантики (Аргентина, Бразилия, городские трассы в США) и в Африке (ЮАР), потом до осени гоняться в Европе, а финишировать в Северной Америке (Канада и снова США) или Азии (Япония). Тем не менее сезон старались завершать в октябре, чтобы успевать работать над становившимися все сложнее болидами.

Наконец, в 80-х «Формула-1» пришла к негласному правилу проводить первую гонку не раньше марта. На это повлиял целый ряд факторов: от выпадения из календаря Гран-при Аргентины по причине Фолклендской войны и общей нестабильности в стране (большинство команд чемпионата были из Англии, а следовательно не могли поехать во враждебную страну) до усилившихся позиций своеобразного профсоюза частных команд FOCA (Ассоциация конструкторов «Формулы-1»), которым руководил Берни Экклстоун. Будущий супремо смог тогда продавить более поздний старт сезона, чтобы получить еще больше времени на разработку машин.

В последний раз сезон «Ф-1» стартовал в январе в 1982 году и первым этапом тогда стал Гран-при Южной Африки, запомнившийся забастовкой пилотов после попытки ФИА ужесточить условия выдачи суперлицензий. После улаживания всех вопросов гонка все же состоялась 23 января – спустя 98 дней с момента финиша последнего Гран-при в 1981-м. В межсезонье-2024 этот показатель впервые за 42 года будет побит ровно на сутки.

Начнет ли «Формула-1» когда-нибудь снова проводить чемпионат зимой – неизвестно. Правда, сделать это будет сложно, ведь в 2023-м команды согласовали обязательный для всех сотрудников 9-дневный отдых в конце декабря.

Субботние гонки в «Формуле-1» – не редкость. Гонялись даже в середине недели, но есть нюанс

На протяжении 74 сезонов «Формула-1» провела 58 субботних гонок, одна из которых открывала чемпионат. Речь о самой первой – инаугурационном для серии Гран-при Великобритании, прошедшем 13 мая 1950 года в Сильверстоуне. Соревнования в Англии традиционно проводились по субботам вплоть до 1976-го, так как организаторы считали, что в этот день можно привлечь больше людей на трассу, а в воскресенье накануне рабочей недели многие наоборот воздержатся от длительных поездок до загородных автодромов. Как несложно догадаться, перелом наступил с развитием трансляций, когда телезрителей стало несоизмеримо больше, чем болельщиков на трибунах. Этапы растянули на весь уик-энд – с квалификациями в субботу и гонками в воскресенье, чтобы собирать максимально большую аудиторию у экранов.

При этом уже в 80-х из-за телевидения субботний формат наоборот пришлось вынужденно вернуть для заокеанских Гран-при. Просто если бы дневные гонки в Вегасе тех лет проходили в воскресенье, то из-за 8-часовой разницы с Гринвичем европейцам пришлось бы смотреть их поздним вечером. С аналогичной проблемой, но с поправкой на ночной этап, «Формула-1» столкнулась и во время недавнего возвращения в игорную столицу мира. Поэтому в 2023-м старт вновь был дан в субботу по местному времени ради удобства зрителей в Европе.

Со штатами связан еще один забавный факт, касающийся дней недели, в которые проходили гонки «Формулы-1». С 1950 по 1960 годы календарь чемпионата включал результаты главной гонки Америки – «500 миль Индианаполиса», а та в свою очередь проводилась строго 30 мая, когда в США отмечают один из главных национальных праздников – Memorial Day. Таким образом, за 10 лет «Инди-500» успел выпасть на все дни недели и формально гонки «Ф-1» проходили даже по вторникам, средам и четвергам.

Здесь важно уточнить, что, хотя результаты Индианаполиса шли в зачет чемпионата мира, американские гонщики не выступали на каких-либо зарубежных этапах, в то время как из Европы на знаменитый овал тоже приезжали лишь единицы. Позднее «День поминовения» стали отмечать в последний понедельник мая, а под «Инди-500» отвели воскресенье накануне (из-за чего американское соревнование часто совпадает по датам с Гран-при Монако).

Традиции вмешивались в проведение и многих других гонок. Так, Гран-при Нидерландов в 1958, 1960 и 1961 году проходил в понедельник, когда в стране отмечали Духов день (Tweede Pinksterdag) – продолжение христианского праздника Троицы. Дважды выпадал на понедельник и Гран-при Южной Африки, когда во второй половине 60-х его проведение пытались совместить с Новым годом. Позднее гонка в Кьялами всегда стартовала по субботам, но два последних этапа в 1992-м и 1993-м все же прошли в воскресенье.

Из интересных переносов также стоит отметить Гран-при Испании 1972 года в Хараме, когда организаторы специально поставили гонку на национальный выходной 1 мая, опять же надеясь привлечь как можно больше зрителей. А в эпоху расцвета кабельного ТВ Гран-при Нидерландов 1982 года пришлось переносить на субботу 3 июля, так как это был ближайший день без матчей шедшего тогда Кубка мира по футболу в Испании.

Читайте также предсезонные расклады и другие ретросправки:

Фото: Hoch Zwei Photoagency/HOCH ZWEI, National Motor Museum, Panoramic/Keystone Press Agency/Global Look Press; motorsportimages/LAT Photographic