7 мин.

Главный соперник в карьере Федора служил в спецназе и входил в хорватский Парламент. Реально?

Уникальный Мирко Филипович.

Представьте: вы – один из самых опасных бойцов ММА, ногами отправляющий соперников в нокаут. А параллельно служите в элитном антитеррористическом подразделении и заседаете в Парламенте страны.

Бред? Мирко «КроКоп» Филипович успевал и там, и там. Зачем главный соперник в карьере Федора Емельяненко туда пошел и точно ли это не просто удачно выстроенный образ?

КроКоп попал в хорватский спецназ после смерти отца. А недавно тренировал полицейских

Филипович действительно входил в элитное хорватское антитеррористическое подразделение Lučko. Оно появилось в сентябре-1990 и стало первой боевой группой в войне в Хорватии (с 1991 по 1995 год). Во время нее из 350 членов подразделения погибло 14 сотрудников.

Подразделение Lučko специализируется на антитеррористических операциях, борьбе с организованной преступностью, арестах с высокой степенью риска, штурмах зданий, захвате заложников и ведении переговоров. Еще сотрудники подразделения обеспечивали защиту приезжих государственных чиновников из других стран – например, сопровождали Джорджа Буша-младшего и Владимира Путина.

Прозвище «КроКоп» – вообще сокращение от «Croatian Cop» («хорватский полицейский»). В юности Филипович потерял отца – пришлось искать работу, чтобы в семье были хоть какие-то деньги. Тогда он тренировался по ММА и учился на первом курсе полицейской академии.

«Я подал заявление в полицейскую академию, хотел поехать в Загреб и продолжить обучение, это была моя мечта. Я подал заявление, пришел в приемную комиссию, все сделал хорошо, но не дотянул до нужной категории. Мама плакала, мое сердце готово было разорваться. После этого пришла телеграмма из академии, что меня приняли. Сработали какие-то связи. До сих пор не знаю, кто меня зачислил», – вспоминал Филипович.

После академии КроКопа взяли на работу в полицию, а спустя несколько лет он успешно прошел отбор в подразделение. Филипович часто выходил на бои с логотипом Lučko, где, по слухам, дорос до командира. Служба помогала в боях: именно там он прокачал дисциплину и умение действовать в критических ситуациях.

Деталей о службе и участии Филиповича в работе спецназа не так много, его реальном влиянии – тоже, но в начале нулевых на хорватском ТВ о нем вышел документальный фильм – показали его тренировки и кадры службы в Lučko. Филипович провел для журналистов экскурсию по базе:

«Мне очень нравится, я провожу тут почти все время. У меня квартира в городе, но я все равно могу остаться тут переночевать. Играем с парнями в карты и шутим. Многие спрашивают, как и зачем я совмещаю две работы, а в Японии удивляются, что за службу мне платят всего $500. Но меня привели сюда не деньги, а мечта детства – стать лучшим бойцом и работать в спецназе. Все сбылось».

Филипович показывал на камеру арсенал – винтовку и пистолет-пулемет. Его любимое оружие – пистолет-пулемет MP5 от немецкого производителя Heckler: «У него почти нет отдачи, тихий при стрельбе, легкий, как игрушка». Для фильма даже сняли, как происходит задержание преступника: «Когда получаем задание, есть четыре минуты, чтобы полностью собраться».

В 2002 году хорватские медиа писали об уходе Филиповича из подразделения. Он не мог совмещать подготовку к боям с работой, поэтому запросил в Министерстве внутренних дел неоплачиваемый отпуск на год, после чего ему предложили либо выйти на работу, либо уволиться. Выбрал второе.

В 2024 году министр внутренних дел Хорватии Давор Божинович позвал Филиповича на работу – бывший боец занялся подготовкой хорватских полицейских. Филипович рассказывал, чему планировал учить полицейских: «Я не буду учить, как бить ногой, им это и не нужно. Это будет тренировка тела, которая превращает его в оружие. В любом физическом конфликте единственное оружие, которое у вас есть, – ваше тело».

В 2003 году Филипович начал политическую карьеру – заседал в Парламенте. Но потом разочаровался

Тогда Филипович уже выступал в Pride и параллельно занимался делами в подразделении. Но это не все: в декабре-2003 он оказался в политике, став членом хорватского Парламента.

«Почему я тогда так решил? Почему идет дождь? Почему идет снег? Не знаю, я был молод и безумен, сегодня я бы этого не сделал. Я был в парламентском комитете по внутренней политике и национальной безопасности. Как мощно это звучит! Но на деле – сидишь как старушка и пьешь ромашковый чай.

В большинстве для таких дел там сидят необразованные люди. Они хотят контролировать спецслужбы, но не знают, как это делать. К нам приезжала делегация из скандинавской страны – никто даже не мог говорить с ними по-английски! Я тогда поговорил с ними и переводил – вот моя самая важная роль в политике».

Филипович прошел в Парламент как независимый кандидат по списку Социал-демократической партии и заседал там до января-2008. Он действительно участвовал в заседаниях, но глобально повлиять на принятие законов в Хорватии не удавалось.

В 2017 году Филипович признался, что жалеет об этапе в политике – считает, что депутат Парламента не может принести никакой пользы: «Депутат Парламента не политик, это низший уровень. Не считаю это политикой. Политик – это Премьер-министр, два его ближайших соратника и люди, которые могут на что-то влиять. Депутат Парламента не может ничего сделать в одиночку». 

КроКоп переложил опыт работы в спецслужбах и Парламенте на тренировки. И даже сыграл в кино спецназовца

Филипович всегда считал спарринги самой важной частью подготовки к боям – он регулярно собирал и пересобирал команду для тренировок, применяя навыки полученные в других сферах:

«В моей команде были люди, которые не могли принять или не понимали некоторые вещи. Команде необходимо время от времени меняться или обновляться. Например, в футболе это нормально. Я увольнял людей, потому что им становилось скучно. Были такие, кто воспринимал спарринги как слишком обыденное занятие, как простую тренировку. А для меня это было как высокооплачиваемая работа».

Он рассказывал, что платил спарринг-партнерам даже больше, чем получали депутаты в Хорватии: «Все мои спарринг-партнеры хорошо зарабатывали, у них были зарплаты выше, чем у министров в хорватском правительстве. Мы тренировались по полтора часа в день, но с оговоркой, что в неделю было два выходных и что после боев был перерыв в тренировках. Некоторые воспринимали это всерьез, многие – наоборот.

Например, мой самый высокооплачиваемый спарринг-партнер заснул во время тренировки. Я спросил, почему он спит – тот ответил, что ночью присматривал за ребенком. Вот что происходит с мужчиной, который сам содержит семью. Работая со мной, он купил трехкомнатную квартиру в Загребе меньше, чем за три года. А потом не засыпает на тренировке, потому что ему нужно было пойти на детский спектакль. Для меня это как нож в спину».

В 2005 году Мирко снялся в кино – сыграл главную роль в фильме «Высшая власть». Филипович исполнил роль солдата по прозвищу Сфинкс, который прошел элитную спецподготовку и множество военных операций и служит в засекреченном антитеррористическом подразделении. По сюжету Сфинкс проваливает важную операцию, но ему дают шанс на исправление.

Фильм провалился (рейтинг на IMDB – 2,7), но фанатам ММА зашел образ Филиповича – в нескольких отзывах зрители написали о сходстве фильма с картинами со Стивеном Сигалом. Режиссер Марк Барсон после «Высшей власти» снял еще лишь один фильм.

Бою Федора и КроКопа – 20 лет. Что делает его величайшим?

«Перед боем показывали кладбища после войны в Югославии». Федор vs КроКоп – глазами тренера Емельяненко

Фото: instagram.com/crocop1009; instagram.com/policijahrvatske