Блог Панчер

HBO был монополистом в боксе, но Showtime переманил Тайсона. Тот трансфер – среди главных спортивных афер века

Не обошлось без Дона Кинга.

К началу 90-х годов Майк Тайсон уже был живой легендой. Он стал самым молодым чемпионом в истории тяжелого веса, а очень скоро – меньше, чем за год – и абсолютным чемпионом мира.

Все эти события показывал НВО, который был главным телеканалом, транслирующим бокс в США. В 1986 году Showtime бросил конкуренту вызов, подписав Майка Тайсона за космические деньги.

Но сама история главного трансфера – одна из главных спортивных афер века. Конечно, не обошлось без промоутера Тайсона – Дона Кинга.

НВО казался непобедимым монополистом в трансляции боев. Там дрались лучшие боксеры в истории

До 22 января 1973 года в США не было (да и не могло быть) специализированного канала, полностью сосредоточеннного на показе боксерских поединков ради прибыли от них. Чаще всего бокс транслировался по радио и только в редких случаях – на национальных каналах с участием легенд этого вида спорта. Сверхзатратно для телевизионщиков.

Первопроходцем стал НВО – первый платный телеканал, который выделял средства на организацию боев. Он начал вещать 8 ноября 1972 года, а уже в январе 1973-го впервые вышел в эфир с показом поединка Джо Фрейзера против Джорджа Формана.

Руководство телеканала выбрало бокс максимально вовремя и совершенно неслучайно – начало 70-х стало золотой эпохой. Практически каждый мужчина и мальчишка в США интересовался боксом или смотрел его. Комментировали бои также легенды спортивной журналистики Америки – Ховард Коссел, Лен Берман, Барри Томкинс и Джил Клэнси. Всего через пять лет к ним присоединилась звезда НВО – Ларри Мерчант. А в 1988 году Джим Лэмпли. Без них успех телеканала не был возможен – их моментально полюбила публика и сами боксеры.

Джим Лэмпли

На НВО дрались только лучшие: у телеканала просто не было достойного конкурента. Все изменилось в 1986-м, после решения боссов CBS транслировать бокс на телеканале Showtime.

В отличие от HBO, Showtime начал показывать бокс лишь через 10 лет после создания канала, а дебютная трансляция – бой Марвина Хаглера и Джона Мугаби – не могла навязать борьбу конкуренту. Дело не только в отсутствии звезд, которые предпочитали более раскрученный НВО. Главная причина – НВО смотрело значительно больше людей. Showtime была нужна не просто звезда, а икона этого вида спорта.

Тогда руководство CBS поставило первостепенную задачу начальникам Showtime – подписать Майка Тайсона. В противном случае вставал вопрос о целесообразности работы всего телеканала. Showtime начал переговоры с промоутером Доном Кингом, но боксера очень не вовремя арестовали, предъявив ему обвинение в изнасиловании «Мисс Черная Америка» Дезире Вашингтон.

Тайсон перешел на Showtime из-за критики Ларри Мерчанта, но это был лишь формальный повод

Отсидев три года, Майк потерял практически все, что нажил непосильным трудом. Адвокаты Тайсона сообщили ему, что Кинг воспользовался некими лазейками в контракте и фактически управлял деньгами Майка.

«Еще пребывая в тюрьме, мой друг сказал, что большая часть моих активов просто украдена. Я попросил своих адвокатов проверить мои банковские счета. Денег не было. Я был очень зол», – вспоминал Тайсон.

По мнению окружения Майка, он уже тогда мог покинуть скандального промоутера, но тому вновь удалось очаровать боксера новым космическим контрактом от Showtime. Но сначала нужно было найти причину, чтобы убрать из переговоров НВО. По наиболее распространенной версии, у Кинга были приятельские отношения с главой спортивной редакции НВО – Сэтом Абрахамом. Они могли вести разговоры не только в офисе, но и встречаться в ресторанах, чтобы просто вместе пообедать.

Кингу очень не нравилось, что лицо НВО Boxing Ларри Мерчант критикует Тайсона, поэтому потребовал исключить Мерчанта от комментирования хотя бы на боях Майка. Но это было исключено: вполне вероятно, Кинг это понимал.

Работавший на канале с 1978 года Мерчант обладал непререкаемым авторитетом и мог критиковать кого угодно. Слова Ларри не нравились и главным боксерам НВО, которые приносили им многомиллионные прибыли – Оскару Де Ла Хойе и Флойду Мэйвезеру. Флойд, к примеру, публично просил руководство НВО уволить Мерчанта, а тот в ответ грозился надрать боксеру задницу, будь он на 50 лет моложе.

Телеканал всегда выбирал Мерчанта, так как его заслугу в успехе боксерских трансляций тяжело переоценить. Плюс это грозило телегиганту имиджевыми потерями, узнай общественность, что промоутер, пусть это и Дон Кинг, указывает вещателю на редакционную политику. 

Ларри Мерчант и Флойд Мэйвезер

«Странно, что наши деловые отношения закончились из-за комментатора. Я предлагал менеджерам Тайсона шесть боев, за которые Майк мог заработать более 200 млн долларов, если бы продолжал побеждать. Это сделало бы его самым богатым человеком в спорте», – вспоминал Абрахам.

Соглашался с ним и вице-президент НВО Boxing, ныне промоутер Лу ДиБелла: «Майк Тайсон играл в покер с фулл-хаусом, а решил сыграть в пасьянс».

Но сторона Кинга была настроена решительно, о чем вспоминал и директор Кинга Эл Браверман.

«Критика Ларри в отношении Майка была уничижительной. Иметь дело с Мерчантом – все равно что размахивать красным флагом перед быком», – говорил Эл.

За Тайсона боролись не только промоутеры, но и казино Лас-Вегаса

Showtime остался единственным претендентом на Тайсона: Майк за 30 месяцев должен был провести шесть поединков. За это телеканал выложил 120 млн долларов. Такая сумма и сегодня выглядит привлекательной для любой звезды, только если это не Сауль Альварес или Флойд Мэйвезер. Но выбил ее Кинг в результате девяти дней переговоров с Джеем Ларкиным.

Позже Ларкин назвал те дни адом, но руководство СBS требовало только одного – Майк Тайсон должен быть боксером Showtime.

«Мы занимались этим не менее 18 часов в сутки. Делали перерыв лишь на прием пищи и возможность пойти домой побриться. Переговоры были очень тяжелыми.

Потом ко мне присоединились непосредственно президент Showtime Мэтт Бланк и Рой Лэнгфорд, вице-президент по бизнес-вопросам. Напротив нас был Кинг, а также менеджеры Тайсона Рори Холлоуэей и Джон Хорн. Нас окружала дюжина юристов. На десятый день мы, наконец, достигли приемлемой цифры. Но мы не закрывали сделку до того дня, пока Тайсона не освободили из тюрьмы», – рассказывал Ларкин.

После этого к Кингу последовали владельцы казино и гостинично-развлекательных центров. В числе претендентов были крупнейшие казино города – Caesars Palace, The Mirage и MGM Grand. Они хотели, чтобы Майк дрался эксклюзивно в их казино, привлекая не только новых богатых клиентов, но и туристов. Тогда в Вегасе не было лучшей рекламы, чем огромный постер Майка Тайсона у входа в любое здание.

Владелец MGM Grand Кирк Керкорян не пожалел 70 млн долларов за то, чтобы Тайсон шесть боев провел в этом комплексе; 15 млн Керкорян выплатил акциями. После реванша Тайсон – Холифилд Кинг продал свой пакет акций за 30 млн долларов.

Сам Дон утверждал, что такая выгодная сделка – исключительно его заслуга.

«Акции MGM повысились в цене только потому, что я говорил о них и о Лас-Вегасе. Сделки, которые я заключал, должны войти в наглядные пособия. О них должны рассказывать в Гарварде и в негритянских колледжах», – заверял Кинг.

Из почти 200 млн долларов контракта с Showtime и казино Тайсон получил лишь 14

Выйдя из тюрьмы, Тайсону был необходим удобный соперник для возвращения, ведь он не дрался более 4 лет. Такого оппонента нашли – Питера Макнили. На момент боя с Тайсоном у него был рекорд 36-1, но чаще всего он бил тех, у кого поражений было куда больше, чем побед. Например, 0-10, 6-30 и 8-42.

Но фанатов и руководство Showtime это не волновало. Интерес к бою Майка после отсидки – пусть с откровенным мешком и ноунеймом – был даже больше, чем к поединкам против Спинкса, Холмса или Такера за звание абсолютного чемпиона мира.

19 августа 1995 года Тайсон за минуту с небольшим победил Макнили, но на тот момент бой стал самым прибыльным в истории: 1,52 млн платных трансляций (PPV), которые принесли Showtime 63 млн долларов. Общая выручка составила 96 млн. Потом Майк вновь стал чемпионом мира, а после дважды подрался с Эвандером Холифилдом. Те бои принесли организаторам 189,9 млн.

Боссы Showtime были в восторге и ожидаемо предложили своей главной звезде новый контракт. Кинг сделал на предыдущей сделке почти 200 млн долларов, обманув Тайсона и здесь. Этого Майк уже не вынес и подал судебный иск на 100 млн, но получил лишь 14 до решения суда. В общей сложности Кинг заработал на Тайсоне более 400 млн. Боксер увидел в лучшем случае четвертую часть из этой суммы.

Дальше Железный Майк двигался без Кинга. Было европейское турне, а потом поединок против Леннокса Льюиса – последний крупный бой в карьере Тайсона. Война телеканалов ради такого поединка прекратилась, поэтому впервые в истории бой был показан как на НВО, так и на Showtime.

Тайсон принес Showtime крупнейшие рейтинги и прибыль в его истории, побить которые лишь много лет спустя смог Флойд Мэйвезер. Его они также переманят у НВО. Нужно отдать Showtime должное: телеканал показывал бои Тайсона еще 12 лет карьеры, оставаясь с ним до самого конца, даже тогда, когда в ринге вместо легенды была лишь его тень.

8 декабря 2018 года НВО, 45 лет транслировавший бокс, провел последнее событие. Джим Лэмпли, Макс Келлерман и Рой Джонс со слезами на глазах, вспомнив всех коллег, кто внес значительный вклад в популяризацию и организации самых великих боев в истории, выбросили белый флаг. Боссы НВО решили, что больше нет финансовой целесообразности транслировать бои. Сейчас Showtime и ESPN единственные, кто еще сопротивляется стриминговым гигантам вроде DAZN.

В 2000-м Daily Mirror заплатил 40 тысяч фунтов за рекламу на подошвах соперника Тайсона. Итог: 5 нокдаунов за 2 раунда

Мы давно хотели узнать, кто сильнее – Тайсон или Али? Всемирная боксерская суперсерия выяснила

Фото: globallookpress.com/imago sportfotodienst, Fyodor Productions/ZUMAPRESS.com; Gettyimages.ru/Al Bello, Doug Pensinger, Jed Jacobsohn; Tom Casino/Showtime

Автор

Комментарии

  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные
  • Друзья