Прохожий
Блог

Международный хоккей и телевизионная графика

Я уже в своём блоге темы телевизионной графики касался несколько раз. Правда, к сожалению, пока только футбольной: ФНЛ и истории оформления трансляций чемпионатов Европы и мира.

Рассмотреть главные турниры планеты по футболу было проще и интереснее всего. На то есть несколько причин: во-первых, чемпионаты мира и Европы по футболу — это одни из самых популярных спортивных мероприятий на Земле; во-вторых, проводятся они раз в четыре года, поэтому углубляться в историю очень удобно — сразу скачками в четыре года, что даже при относительно малом общем числе проведённых турниров даёт глубину более чем в полвека, а это, на секундочку, летописание по сути с самого зарождения телевизионной графики; в-третьих, они легкодоступны в интернете — начиная с турниров пятидесятых годов чемпионаты мира и ЕВРО имеются на торрент-треккерах в полном объёме (обзоры, нарезки, документальное кино, все матчи турнира целиком) и к тому же в неплохом качестве; и в-четвёртых, именно с этих футбольных событий мне стала интересна вся эта «шелуха».

С сожалением приходится отметить, что в хоккее всего этого нет: чемпионаты мира по-настоящему приковывают к себе внимание только в хоккейных странах; проводятся они ежегодно — даже в олимпийские сезоны; в интернете приходится довольствоваться какими-то крохами — иногда с целого чемпионата доступно по два-три матча (хотя и это иногда можно счесть за благо); а рассматривать хоккейные олимпийские турниры в плане телевизионной графики в отрыве от остальной Олимпиады — глупо. Короче, хоккей — дело неблагодарное.

Но желание сделать хоть что-то подобное тому, что я провернул с футболом мне хотелось давно. Кое-чего я уже успел наобещать в комментариях, но не выполнил, хотя уже было начинал собирать материал. Однако, всё сорвалось и эта тема для меня надолго заглохла.

Пару дней назад закончился чемпионат мира по хоккею в Финляндии и Швеции. За неделю-две до этого у меня появилась идея как совместить желаемое с необходимостью не надорваться при подготовке, ибо слишком большой объём материала, его поиски и обработка очень располагают к тому, чтобы всё бросить недоделанным, а то и вообще удалить к чертям. Как я это сделал с почти готовой нарезкой голов чемпионата мира по хоккею 2010 (зря… где теперь подобный обзор в интернете выкопать?!).

Исходя из всего вышесказанного, я решил взять хоккейную международную современность с 1998 года. И даже не в плане истории, а некоторых наблюдашек. Пост хотелось подготовить ещё до начала чемпионата мира, но отчасти было лень, отчасти я был не готов его написать.

Лично для меня 1998 год — это то время, когда спорт вошёл в мою жизнь: Олимпиада в Нагано и чемпионат мира по футболу во Франции. Соответственно, хоккей для меня начался именно в это время, пусть я им интересовался по началу, можно сказать, понарошку.

 

1998 год. Примитив.

Если взглянуть на международную футбольную графику, если слегка напрячь свою память и вспомнить как выглядели трансляции какой-нибудь Лиги чемпионов или Олимпийских игр, то пусть и с небольшой натяжкой, но позволю себе сказать, что современность для телевизионной спортивной графики начинается именно где-то на рубеже двадцатого и двадцать первого веков.

Здесь мы видим кадр из трансляции матча Россия — Словакия на чемпионате мира 1998 из Швейцарии.

До 1998 года на телевидении, конечно, далеко не всегда было так примитивно оформлено, но этот чемпионат довольно показателен тем, что в девяностые годы эксперименты с компьютеризацией телевидения пусть и заканчивались, но они всё ещё шли — окончательно всё стабилизируется только в начале двухтысячных.

Так вот: в девяносто восьмом году можно не увидеть то, что для нас стало довольно привычным при просмотре хоккейного матча. К этому можно отнести, например, постоянно высвечивающийся на экране счёт. Как это не звучит удивительно, но счёт объявлялся только субтитром в «горизонтальном виде» (основной титр для демонстрации счёта максимального размера, назовём его условно так).

Для кучи скажу, что даже время удаления, видное картинкой выше, не постоянно находилось на экране, а лишь эпизодически. И это 1998 год, и это те вещи, отсутствие которых сегодня вызывает жуткий дискомфорт (как, например, в матче Чехия — Белоруссия на текущем ЧМ).

Благо, другие привычные информационные титры имели место быть:

 

1999 год. Прикосновение к прогрессу.

Я уже без помощи интернета не вспомню ни одного события с чемпионата 1999 года в Норвегии. Да что там говорить: я вообще ничего не помню с того чемпионата, хотя отлично помню, что матчи я смотрел. Но запомнилась на года только фишка, которую я больше никогда больше встречал в хоккее.

Дело здесь касается субтитра с информацией об удалённом игроке.

Казалось бы всё как обычно: имя и фамилия, количество минут (конкретного удаления и в сумме), указание формулировки нарушения и, конечно, флажок. Но было то, что выделяет его в истории хоккейной графики: флажок на титре менялся на видео судьи, который официальным жестом показывает за что был наказан хоккеист.

По моему мнению это самая чудесная находка в хоккейном дизайне за всю его историю. Особенно если учесть, что я до сих пор не могу запомнить что означают по-английски всякие Slashing и Interference. Разве что нарушение численного состава легко читается без знания терминологии на иностранном языке. Да и просто это прикольно.

Помимо этого с 1999 года по самый 2004, т.е. на пять лет берёт паузу «горизонтальная» субтитра со счётом — ей приходит на замену «вертикальная» (в подавляющем большинстве случае по размеру меньше «горизонтального титра» и предполагает разбивку счёта по периодам).

Остановим ещё взгляд на самом стандартном элементе хоккейной графики: постоянной плашке со счётом (обозначим его для удобства как «перманентный титр»):

Здесь в отличие от прошлого чемпионата всё на месте: номер периода, время, соперники, счёт, даже реклама, которая появлялась лишь иногда. Удаления являются дополнительным элементом, а не отдельным. Но есть опять же в 1999 году одна особенность: отсчёт времени идёт на североамериканский манер.

Это сейчас практически весь мир перешёл на обратный отсчёт с 20:00 до 0:00 какой был принят за океаном, а на тот момент это было исключение.

 

2000 год. Плохие воспоминания.

Что такое 2000 год в хоккее, думаю, никакому болельщику напоминать не надо. Достаточно сказать: «Чемпионат мира по хоккею в Санкт-Петербурге», чтобы любителя хоккея из России переполнили отрицательные эмоции.

Но обратим свой взор на телевидение. Даже для тех, кто заинтересовался хоккеем в 2012 году ничего не будет ново.

Это кадр из трансляции Кубка Первого канала декабря 2012 года.

А это уже чемпионат мира 2000 года. Визуально разницы нет никакой.

То есть интересного в графике этого чемпионата только то, что она оказалась самой долгоживущей и долгоиграющей благодаря ОРТ/Первому каналу, который использует её для российского этапа Еврохоккейтура с тех самых пор до сегодняшнего дня (разве что одно время обозначения стран были на русском языке, но это несущественно).

Всё уже привычно до безобразия:

Если чемпионат 1999 года выделялся судьёй на субитре, то чемпионат-2000 выделяется из всех прочих тем, что на «перманентном титре» во время удаления рядом с истекающим временем указывается номер удалённого игрока.

Пусть это и не самая нужная информация для постоянной демонстрации, но почему бы и нет?

 

2001 год. Ещё капелька Северной Америки.

Германия. На смену «оэртешной» графике приходит привет из прошлого:

Почему я так это называю? Просто переизбыток оформительства больше всё-таки свойствинен годам девяностым. И если девяностым это можно простить, то для двухтысячных, по-моему, это уже стыдно.

И если «перманентный титр» ещё более-менее терпим, то огромные размеры прочих титров уже не могут не броситься в глаза.

Хотя, к удалению не помешало бы ещё добавить формулировку нарушения:

Но отойдём от огульной критики и перейдём к фишке этого чемпионата. Она была в «перманентном титре» во время удалений:

Мы видим здесь не время удаления, а время большинства: на американский манер «повер плэй» с указанием количества полевых игроков на площадке. Опять же для чемпионатов мира, бывших тогда (да и являющихся по сей день) европейскими по духу, это было из ряда вон.

 

2002 год. Ничего нового.

Главное впечатление: слишком похоже на 1999 год.

Хотя, на самом деле это преувеличение.

В «перманентном титре» дизайнеры добиваются почти максимальной простоты:

Без особенностей и здесь не обходится: если обратить внимание, то несложно заметить, что в «перманентном титре» участники матча либо указываются в одной строчке, либо один над другим. Здесь мы имеем способ в одну строчку, однако, для такого горизонтального написания непривычно расположение счёта: он расположен не по середине как это обычно принятно (например, «CZE 0−1 RUS»), а разнесён между соперниками.

При появлении времени удаления сильного усложнения не происходит:

Ещё из необычного отмечу титр, не помещаемый в основную трансляцию, с указанием мест на площадке, с которых совершались броски по воротам и забивались голы:

Я не отслеживал наличие его на других чемпионатах, но если не ошибаюсь, то его больше не было ни до, ни после. Хотя, здесь я могу ошибаться.

 

2003 год. Проба на будущее.

На самом деле чемпионат в Финляндии не подарил в плане телевизионной графики ничего интересного.

Не понятно зачем «вертикальный» титр со счётом имел два размера.

Если забежать немного вперёд, то скажу, что если в трансляции одновременно используется большой и малый титр для демонстрации счёта матча, то обычно это «горизонтальный» и «вертикальный» соответсвенно, при чём «вертикальный» в таком случае показывает ещё и счёт по периодам. Здесь нет ни того, ни другого. Аномалия.

В остальном всё привычно.

Запомните этот год — он нам ещё пригодится.

 

2004 год. «Смотрите: я — дизайнер!»

Единственное впечатление от графики на чемпионате мира в Праге и Остраве это как будто душераздирающий вопль дизайнера о том, что он — дизайнер.

Ибо в каждом элементе сквозит желание оформителя добавить что-нибудь лишнее для демонстрации своих умений: есть фон — надо градиент, есть плашка — надо рамочку; да не простую рамочку: границы будут только с двух сторон, а обрамление нужно украсить объёмненькими линия, да ещё тени не забыть добавить. Помимо этого появившийся вновь впервые с 1998 года «горизонтальный» титр имеет просто кричащие размеры.

С титрами для обозначения имени игрока та же история:

«Перманентный титр» имеет абсолютно те же недостатки, несмотря на свой относительно малый размер.

В случае удалений «перегрузка» становится слишком очевидной:

 

2005 год. В ожидании.

Понимаю, что ударяюсь в чистую вкусовщину, но чемпионат мира в локаутный сезон умудрился соблюсти баланс между украшательством и скромностью.

Курсив достоин отдельного упоминания по одной простой причине — с ним справиться может далеко не каждый. Сделав титры наклонными, оформитель ставит себя в непростое положение: как сделать так, чтоб всё не «поехало» и не превратило графику в кашу? Оказалось, что достаточно было сделать наклон очень близким к прямому углу и тогда гармония мира оставалась ненарушенной, а наши глаза спасены от перекосов в дизайне.

Сильно упрощённый по сравнению с «горизонтальным титром» «перманентный» не терял во внешнем виде родственности ко всем остальным плашкам:

Никакие удаления не могли нарушить равновесия как в 2004-м:

Интересных решений в оформлении было немало. Например, таковым выглядит вариант с отображением информации об удалённом игроке:

Видно, что титр способен вынести гораздо большие наказания, чем на 2 минуты и нести в себе гораздо больше информации. И как это ни странно, но даже в случаях крупных штрафов перегруженности не наступает.

Хотя в плане пояснений происходящего зрителю и в первую очередь неопытному зрителю здесь есть над чем поработать.

Чтобы не вставлять лишних изображений, скажу, что с 2005 года появляется традиция рисовать на протяжении всего матча в правом нижнем углу экрана обновлённую эмблему ИИХФ. Сегодня так принято делать уже в десятках турниров. Взглядом из будущего это можно оценить как первый шаг международной федерации к унификации.

Но всё же вернёмся к изюминкам. Необычно смотрится титр со штрафным временем. Во-первых, это время не удалений, а игры в большинстве, а во-вторых, делает его необычным то, что в штрафное время не вписываются секунды и минуты после реализации большинства.

 

2006 год. Год «Великого перелома».

Собственно, почему я 2005 год озаглавил как «В ожидании»? Именно тогда ИИХФ сделала первые шаги по унификации оформления своих турниров: так, чемпионат в Австрии стал последним, когда эмблема ЧМ была полностью предоставлена фантазии местных дизайнеров — с латышского чемпионата эмблемы уже подчинялись очень жёсткой регламентации, благодаря которой эмблему турнира ИИХФ будет очень и очень трудно спутать с турнирами других федераций и лиг (разве что для ЛЧ было сделано исключение — та совсем не вписывалась ни в какие рамки ИИХФ).

Унификация коснулась и телевизионной графики. Хотя непосредственно в 2006 году эта мысль не была очевидной (почему объясню ниже).

К нам пришёл минимализм.

По моему мнению графика с этого чемпионата была потенциально самой лучшей из того, что случалось с чемпионатами мира на ТВ в плане оформления трансляций.

Возвращается соседство «горизонтального» и «вертикального» титров.

Единственное, что хотя бы как-то «усложняло» рисунок субтитров — это как бы следы коньков. В остальном простота, которая не переходит в аскетизм. По-моему, именно это требуется каждому уважающему себя спортивному соревнованию, ибо чем больше оформительства вкладывается во все составляющие дизайна, тем более закомплексованным и неуверенным в себе выглядит организатор.

Может разве что переборщили с использованием заглавных букв, но в целом в глазах не рябит, места свободного достаточно — титр в нужной степени информативен, но и остаётся лёгким и приятным.

Как пример скромности титр с данными о голах и передачах:

Разве что со штрафным временем на «перманентном титре», возможно, стоило постараться посильнее, ибо это единственное, что меня по-настоящему смущает в оформлении ЧМ-2006 — «перманентный титр» слегка утяжеляется.

Обратите свои взоры на титры в нижнем левом углу и как распорядились оформители с заголовками на синем фоне:

 

2007 год. Найдите десять отличий.

Вот как раз в этом-то году и начало потихоньку становиться ясно, что графика — централизована. Чемпионат в Москве в 2007 году в плане оформления трансляций не отличается от рижского абсолютно ничем.

Всё, что мы видели в прошлом году, присутствует и здесь:

Для разнообразия титр с судьёй:

Единственное, что стоит отметить — это то, что именно с московского чемпионата ИИХФ начала переход на широкоэкранную картинку. 4:3 скоро на международных соревнованиях прикажет долго жить.

Ах, да — чуть не забыл! Дружно вспоминаем 2003 год и «перманентный титр» оттуда, сравниваем с 2006 и 2007-м годами. Существенная часть мотивов уже использовалась в прошлом.

 

2008 год. Столетие и четырёхлетие.

На свой столетний юбилей ИИХФ таки сподобилась провести чемпионат мира в Канаде. В Канаде же опробывается новая графика для трансляций, которая будет несменяемой вплоть до ЧМ-2012. Изменения в теченнии этого периода были настолько мизерными, что они были незаметными для невооружённого взгляда, а где-то всё оставалось как было. Сравните.

2008:

2009:

2010:

2011:

Вернёмся к воспоминаниям о 2003 годе:

Если пользоваться для датировки чемпионата только его телевизионной графикой, то можно уже легко ошибиться, хотя есть то, что нас выручит: из четырёхлетия 2008-2011 годов две тысячи восьмой — единственный чемпионат, использующий европейский отсчёт времени, то есть от 0:00. Начиная со швейцарского чемпионата ИИХФ переходит на североамериканскую систему обратного отсчёта.

Увидеть отличия между чемпионатами четырёх лет нам помогут вратари.

2008:

2009:

2010:

2011:

Если 2010 и 2011 похожи как братья близнецы, то в 2009 году мы видим чрезмерную плотность записи статистики за счёт уделения слишком большого места эмблеме чемпионата. В 2008 году вратари вообще не удостоились чести иметь отдельного титра, всё было как и полевых:

«Вертикального» титра для счёта не стало на эти четыре года.

Кстати, об унификации: данное оформление использовалось уже не только на главном чемпионате мира, но и первенствах в низших дивизионах. И каждый раз использование определённой графики на соревнованиях уровнем ниже говорит нам о том, какой графика будет на основных (это, возвращаясь к разговору о неочевидности тенденций в развитии).

 

2012 год. Новая эра.

Для меня образцом одновременно хорошей и долгоиграющей графики на телевидении является Муз-ТВ начала двухтысячных. Когда MTV меняла заставки и титры как перчатки, российский музыкальный канал оставался невероятно консервативным. И на самом деле ему было за что держаться — заставки, к примеру, были шикарные (можете глянуть на ЮТубе, если интересно).

Если консерватизм ИИХФ заслуживал уважения, то графика «хорошестью» не отличалась — она была просто нормальной. Ни больше, ни меньше. И она постепенно начинала приедаться. Пришло время меняться.

Впервые эту графику я увидел в матче первого дивизиона. Не помню кто играл, но уже тогда стало ясно, что это на экране придётся терпеть очень долго: с дизайном явно переборщили. Множество элементов неожиданных форм, объёмы, блики, яркие краски: сделано было всё, чтобы графика излишне выделялась на экране (сравните насколько скромнее выглядели самые вычурные варианты в прошлом).

«Перманентному титру» досталось больше всего. Он вместил в себя почти все изменения. Самым банальным стал окончательный отход от Европы: в 2009 отказались от европейского секундомера, в 2012 отказались от штрафного времени в пользу времени большинства. Помимо этого исчезли отдельные титры со статистикой удалений, вбрасываний, бросков по воротам: всё это появляется теперь дополнительной временной плашкой к «перманентному титру». Как ещё один пример американизации: появилась статистика «хитов». Так же стоит отметить ещё одно эпохальное явление: флажки. Впервые на «перманентном титре» используются флаги стран участниц матча — до этого обходились исключительно трёхбуквенным кодом.

Избыток оформительства не менее очевиден и на «вертикальном титре»…

…который вновь стал соседствовать с «горизонтальным».

Не совсем мне ясна логика дизайнера, придумавшего информационную часть титра с фамилией игрока делать разными геометрическими формами, которые очень сильно от друг гдруга отличаются стилистически. Особенно на втором скриншоте оно выглядит инородно.

 

Промежуточные итоги.

Интересным мне во время сбора материала показалась тенденция к американицации графики: сначала робкие пробы некоторых элементов, а потом окончательное целенаправленное их введение. Хотя, справедливости ради, надо отметить, что последние пять лет это общеевропейская фишка делать как за океаном. КХЛ, кстати, тоже не стоит в стороне (разве что КХЛ-ТВ в отличие от ВГТРК не торопится переходить на «повер плей» вместо отсчёта штрафного времени).

Забавно, что ИИХФ, решив самостоятельно управлять оформлением чемпионатов мира, шла по пути исключительно усложнения и нагромождения телевизионной графики. Что по моему мнению путь не самый лучший, особенно если учесть тот факт, что усложнить имеющуюся в 2012 и 2013 годах графику будет уже довольно сложно.

 

Олимпийские игры.

Рассказ о хоккее был бы неполным без упоминания Олимпийских игр, хоккейный турнир которых с 1998 в сознании болельщиков приобрели культовый статус и стали для болельщиков непререкаемым самым главным международным соревнованием. Но здесь есть одна трудность: рассматривать графику Олимпиад — это отдельная не просто большая, а огромная тема, которую можно осилить только если выбрать какие-то отдельные виды спорта, но это не даст целостной картины. Взяв хоккей, мы удаляемся от Олимпиад летних, которые так или иначе тоже показательны в плане развития дизайна титров. Тем более кое-что из тенденций графики хоккейной имеется и на олимпийских турнирах.

 

1998 год. Начало большого пути.

Начну, слегка забегая вперёд: на Олимпиадах графика тоже подогнана под определённые стандарты и кардинально меняется крайне редко, а по сути действительно крупные изменения имели место лишь два раза. Первый: это само введение унификации, а второй — это Турин-2006. Но об этом чуть позже, а пока Нагано-1998 и последние Олимпийские игры с «самостийной» графикой.

Мне довольно трудно поверить в то, что настолько приятное оформление могли сделать в девяностых, но по-моему, японцы сделали лучшее за всю историю Игр.

Этот нехоккейный скриншот я привожу именно как иллюстрацию того, что можно вывести море информации на экран, сделать титры, занимающие минимум треть экрана, а то и половину, но тем не менее они будут смотреться органично, симпатично и приятно. Полупрозрачность, мягкие и ненавязчивые цвета, плавные переходы. Даже линии, выходящие за пределы титра создают эффект не перегруженности, а гармоничного сочетания графики и непосредственно картинки трансляции.

Но вернёмся непосредственно к хоккею.

Здесь на «перманентном титре» мы сразу можем заметить пару кардинальных отличий от графики чемпионатов мира: во-первых, флаги государств используются как что-то само разумеющееся (на ЧМ они появляются только в 2012 году), а во-вторых, сам титр расположен в левом верхнем углу (пробегитесь по картинкам с первенств планеты — там «перманентный титр» всегда расположен по центру экрана). Кстати, и из-за расположения на экране на чемпионатах мира предпочитают горизонтальный стиль «перманентного», когда на Олимпиадах вертикальный.

С другой стороны, у расположения в углу есть одно приемущество — титр максимально не обращает на себя лишнего внимания.

Касательно штрафного времени, американизация на Игры пришла гораздо раньше.

Но тем не менее отсчёт основого времени матча шёл в сторону увеличения по-европейски.

«Горизонтальный» титр имел вертикальный вид:

«Вертикальный» тоже имел место быть:

С одной стороны всё привычно, а с другой — чем-то круче всего существовавшего.

И как заключение:

 

2000 год. «Летняя революция».

Да, в Сиднее были летние Игры и хоккея там, соответсвенно, не было (хотя некоторым кадрам из НХЛ приходила мысль столкнуть хоккей в Летние Игры). Но для повествования этот год необходимо отметить. Первый раз графика на Олимпийских играх была загнана в рамки. С тех пор титры олимпийских трансляций пусть и отличаются от одной Олимпиады к другой, но то, что это именно Олимпиада вы узнаете точно.

Чем Олимпиады отличаются от многих других спортивных соревнований, так это тем, что трансляции оформляются максимально строго и официально.

Становится за правило не различать «вертикальных» и «горизонтальных» титров для счёта: их вид унифицируется и по сути разница между ними только в наличии разбивки счёта по периодам.

Традиция помещать «перманентный титр» в углу при глобальной перестройке сохранилась и будет сохраняться в дальнейшем.

Единственный просчёт оформителей — трёхбуквенные коды стран-участниц. В отсутствии HD это было громандым упущением: если качество трансляции в силу каких-нибудь причин (а тогда ловить сигнал с обычной комнатной антенны было нормой) было неидеальным, то всё сливалось. Вот попытайтесь прочитать обозначение стран на титрах!

 

2002 год. Эволюция.

Солт-Лейк-Сити. Единственным достижением по сравнению с Сиднеем-2000 было только добавление в титры белого цвета, который визуально сделал их чуть менее тяжеловесными.

Касаемо американизации, то отсчёт времени, несмотря на место проведения Олимпиады, вёлся от 0 секудн. При чём именно с нуля секунд, а не с 0:00.

Добавить, честно говоря, нечего — просто перекочевавшие сиднейские титры на хоккее:

 

2004 год. Одна «мутация».

Единственное, что можно записать в достижения Афин-2004 — это небольшая победа над трёхбуквенными кодами:

Сохранив всё остальное в прежнем виде, сокращённые названия стран стали читаться без особых проблем.

 

2006 год. Курсив.

Мы дошли как раз до единственной «революции» за период с 2000 года по сегодняшний день: титры получили наклон.

Здесь можно заметить насколько правильно поступили в Афинах, пусть пришлось чуть пожертвовать флажками, но коды стран легко читаемы даже в уменьшенном варианте.

Полупрозрачность в хоккее используется только в больших титрах, да и то не всегда.

В основном же титры наглухо закрывают собой определённый участок картинки.

Несмотря на сухую официальную бело-голубую раскраску, графика вышла слишком вычурной и перегруженной. Неудивительно, что вскоре она претерпела существенные изменения.

 

2008 год. Китайский рационализм.

На пекинской Олимпиаде графику сделали более «плоской». И, наконец, решается вопрос с кодами стран — они теперь пишутся слева от флажка, а не под ним, что позволяет их читать без лишнего напряжения глаз (что приходилось делать ранее даже мне — человеку с полным отсутствием проблем со зрением).

Видно, что упростилась и текстовое содержание титров — шрифт более простой и одновременно симпатичный не то, что по сравнению с Турином, но и со всем, что было в нашем столетии.

А ещё на китайской Олимпиаде из «перманентного титра» исчезает курсив — не долго он продержался. Благо, его непрактичность заметили довольно скоро, в отличие от кодов стран под флажками.

Хотя, наверное, упрощение привело даже к некоторой аскетичности «перманентного титра».

 

2010 год. Непонятный Ванкувер.

Ванкуверская графика на мой взгляд похожа одинаково и на пекинскую, и на туринскую.

Различия здесь видны только в шрифте и фоне под фамилиями спортсменов.

«Перманентный титр» же вышел долвольно безобразным.

При чём чем выше чёткость изображения, тем более топорным он выглядит. Как будто только над этим титром дизайнеры не работали, а вспомнили о нём только за пару минут до сдачи работы. Хотя, я возможно преувеличиваю.

Стоит отметить, что обратный отсчёт времени на титре пришёл на Олимпиады по сути одновременно с чемпионатами мира: на ЧМ в 2009 году, на Олимпиаде в 2010-м. Американизация графики почему-то пришлась в хоккее именно на этот период и распространялась она лавинообразно. (Мне до сих пор интересно: с чего в Европе решили резко перейти на американский манер и почему так резко это произошло сразу по всей Европе?)

Никаких «вертикальных титров» — только традиционные «горизонтальные» в вертикальном формате. И никакого курсива в дополнительной информации:

 

2012 год. Перед послесловием.

Однако, курсив в «перманентном титре» не умирает и возрождается в Лондоне.

Причём наклон вновь появляется даже там, где он тоже, казалось бы, уже был выжит:

Сравним с 2010 годом:

Но от этого наклон в титрах не перестал создавать излишней пестроты и ощущения неровности.

Опять же на британских Играх попытались освежить и оживить флажки, добавив хоть какой-то в них объём.

Титры следуют общемировым тенденциям дизайна — при возможности стараются сделать так, чтобы [пусть иногда и иллюзорно] увеличивалось свободное место. Даже олимийские кольца ушли с отдельной маленькой плашечки в субтитре и сливаются со всем остальным.

 

Ожидание Сочи.

Честно говоря, у меня крепнет убеждение, что Олимпийская графика постепенно изживает себя и ей уже требуется серьёзное обновление. Тем более, что после Олимпиады в Нагано титры были похожи друг на друга так или иначе: то как братья близнецы, то лишь как дальние родственники, но родство на лицо. А главное, что все эти 12 лет они носят всё те же родовые недостатки: чрезмерную официозность, топорность и неотёсанность, которые смогли более-менее сгладить (но не исправить) только в Лондоне.

И для меня самая главная интрига: когда на Олимпиадах начнётся новая «династия» графики и начнётся ли она в Сочи.

 

Спасибо за внимание!

Комментарии

Возможно, ваш комментарий – оскорбительный. Будьте вежливы и соблюдайте правила
  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные