5 мин.

Хадзиме Като: живопись на ветру

Хадзиме Като (Hajime Kato) родился в Токио, 7 февраля 1925 года, в молодости он был подающим надежды велосипедистом-любителем: течение трех лет с 1947 по 1949 год он выиграл несколько титулов в различных категориях, а также был кандидатом в национальную олимпийскую команду, которая собиралась на Игры 1952 года в Хельсинки. 

К сожалению, из-за большого налогового счета за землю, который был начислен на дом его семьи, ему пришлось отказаться от олимпийского дебюта, к которому он готовился несколько лет. Хадзиме был вынужден отрабатывать долг, участвуя в соревнованиях по недавно возникшему кейрину (японские велогонки-тотализатор), что в 40-е было унизительным для топовых гонщиков-любителей.

Однако Като превратил этот горький опыт в источник мотивации. В результате он стал вице-президентом Международной профессиональной федерации велоспорта (теперь она называется Японской федерации велоспорта) и добился серьезных результатов. Во-первых кейрин в 1980 году был включен в программу чемпионата мира по велоспорту. Во-вторых – с 1977 по 1986 год японец Каичи Накано (Koichi Nakano) стал 10-кратным чемпионом мира по спринту. В третьих – в 1990 году Япония впервые приняла Чемпионат мира по велоспорту.

Живописью Като интресовался с детства. В детстве, как и многие другие дети, он посвятил себя рисованию самолетов и оставил множество подробных эскизов, на которых можно даже почувствовать текстуру используемой стали. В 1958 году, когда ему исполнилось 33 года, он решил стать художником: бросил карьеру гонщика и переехал в Париж.

Тур Де Франс, 1960

В течение последующих 42 лет он работал в своей французской студии под прозрачным солнечным светом нейтральных тонов, который он так любил.

Первые 10 лет в Париже были потрачены на пробы различных техник, но в конце 60-х он нашел свой собственный стиль и начал создавать произведения, которые можно было узнать без подписи. В них было много движения, воздуха и полета. Тем не менее, сам Хадзиме говоил, что в велогонке есть белая финишная линия, в мире искусства ее не существует – творчество больше похоже на погоню за миражом.

В ясные дни он катался на велосипеде по набережной Сены на велосипеде Rene Herse (дружил с семьей владельцев), создавал логотипы для японских Katakura Silk и Toei, рисовал для каталогов SunTour и Fuji и стал автором лого чемпионата мира по велоспорту, проходившем в Японии в 1990 году.

«Конечно, моя жизнь не была такой драматичной, как в фильмах. Я был одним из многих японцев послевоенного поколения. Остановиться для нас – было равнозначно потери равновесия, поэтому мне приходилось постоянно двигаться. Я был одержим желанием гнать на полной скорости и это сохраняется по сей день. Так что, когда желание или мотив перестанут существовать, то, возможно, у меня не останется другого пути, кроме как красиво погибнуть». Это слова из вступления к автобиографии Като «Peindre dans le vent» («Живопись на ветру»).

Желание Като рисовать не исчезало на протяжении всей жизни. Уже тяжело болея, он прилагал невероятные усилия, поражавшие даже его врачей, чтобы каждый день ездить в свою студию, готовя работы к новой выставке.

В январе 2000 года, когда он был в сознании, в перерывах между уколами морфия, у него спросили: «Что ты хочешь больше всего?». Он ответил быстро и четко: «Я хочу рисовать!» и это были последние ясные слова, которые он сказал.

После его смерти друзья пришли в мастерскую и увидели на мольберте большой сверкающий белый холст №120. Он выглядел как мотиватор, холст буквально кричал: «Я начну!» 

Белый холст, наполненный невидимыми образами, будто ждал его возвращения.

В 2011 году галерея, посвященная творчеству Хадзуме Като, была открыта на первом крытом велодроме в Японии – Izu. В этом году на нем пройдут старты Олимпийских игр.