6 мин.

Человек, который обыграл Сампраса

Пока Новак Джокович и Петра Квитова празднуют победы на «Уимблдоне», блог «С миру по Нитке» возвращается к истории Роджера Федерера, описанной в книге Рене Штауффера «В поисках совершенства». Новая глава посвящена первой знаковой победе молодого Роджера на все тех же лондонских кортах.

Рене Штауффер «В поисках совершенства. История Роджера Федерера».

Пролог

Предисловие. Никто его не ждал

Из Кемптон-парка в Базель

Мальчик познает теннис

Экубленс. Тоска по дому

Лучший из юниоров

Новичок карабкается на вершину

Новый тренер, новые дороги

Олимпийские впечатления

По труду и рыбка

Переполох в сборной

Человек, который обыграл Сампраса

«Уимблдон» всегда был любимым турниром Роджера Федерера. Но, несмотря на победу в юниорском турнире 1998 года, до сезона-2001 он не выиграл ни матча в основной сетке. Однако благодаря лучшему в карьере началу года и грунтовому сезону, в 2001 году перед началом турнира он был полон уверенности. Он дошел до четвертьфинала в Монте-Карло и обыграл вторую ракетку мира Марата Сафина по дороге к третьему кругу Italian Open. На «Ролан Гаррос» он добился лучшего на тот момент результата на турнирах «Большого шлема» в карьере – вышел в четвертьфинал, где проиграл будущему финалисту Алексу Корретхе. К началу «Уимблдона» Федерер был 15 ракеткой мира, а в чемпионской гонке занимал 7 место.

И в Лондоне к нему, наконец, пришла первая победа в основной сетке – со счетом 6:2, 6:3, 6:2 он обыграл Кристофа Рохуса, старшего брата Оливье Рохуса, с которым Федерер в 1998 году выиграл парный юниорский титул. Во втором круге швейцарец ушел от поражения в необычном пятисетовом матче против еще одного бельгийца Ксавье Малисса. Растеряв преимущество в два сета, Федерер уступал с брейком в пятой партии, но Малисса лишили очка за оскорбление линейного судьи. После этого бельгиец развалился и проиграл – 3:6, 5:7, 6:3, 6:4, 3:6 – несмотря на то, что выиграл больше очков и сделал больше брейков, чем уроженец Базеля. В третьем круге Федерер легко обыграл шведа Йонаса Бьоркмана, но несколько раз поскальзывался на влажной траве, падал и получил болезненное повреждение паха. Чтобы избавиться от неприятных ощущений, ему пришлось принимать обезболивающие.

Четвертый круг «Уимблдона»-2001 проходил 2 июля – для английского лета погода стояла необычайно теплая. Для Федерера это был особенный день, потому что он впервые в карьере вышел на траву Центрального корта. Центральный корт – это Сикстинская Капелла тенниса, именно там кумиры его детства завоевывали славу. К тому же в дебютном матче на Центральном корте Федерер играл не с кем-нибудь – впервые в карьере ему предстояло встретиться с Питом Сапрасом, королем травяных кортов и королем «Уимблдона». Статистика выступлений 29-летнего американца во Всеанглийском клубе изумляла. Он выиграл 7 из последних 8 титулов и проиграл только один из 57 матчей – в 1996 году в четвертьфинале будущему чемпиону голландцу Рихарду Крайчеку. Перед встречей с Федерером на траве «Уимблдона» Сампрас выиграл 31 матч подряд.

Пит был третьим в списке любимых игроков Федерера – после Беккера и Эдберга. И ровно год назад американец открыл самую великолепную страницу в книге своей карьеры. На глазах невесты актрисы Бриджит Уилсон, родителей Сэма и Джорджии (а они появлялись на теннисе крайне редко) Сампрас обыграл австралийца Патрика Рафтера в финале, выиграл седьмой «Уимблдон» и тринадцатый турнир «Большого шлема», побив рекорд, который он до этого делил с Роем Эмерсоном.

Но сезон-2001 года был далеко не самым успешным для Сампарса. Он всего один раз играл в финале турнира и скатился на 6 строчку рейтинга. Но Пит совершенно четко дал понять, что с его статистикой и историей во Всеанглийском клубе это не имеет значения – «на «Уимблдоне» я все равно фаворит». Сампрас находился на том этапе карьеры, когда концентрировался только на турнирах «Большого шлема» – особенно «Уимблдоне». Первая строка рейтинга, на которой он заканчивал каждый сезон с 1993 по 1998 – рекорд АТР – больше не являлась его главной целью.

У некоторых людей перед встречей Сампраса с Федерером было предчувствие, что 31-матчевая серия американца может закончиться. Федерер был в форме, очень уверен в себе, и к этому этапу карьеры уже набрался опыта на предыдущих 58 турнирах АТР. Вот, что сказал Джон Макинрой: «Федерер должен выйти и показать, на что он действительно способен». Да и сам Федерер предполагал, что может обыграть Сампраса даже на «Уимблдоне». «Я буду играть не для того, чтобы выиграть сет или просто сохранить лицо. Я буду играть на победу». Тренер Федерера вечный оптимист Петер Лундгрун тоже подстегивал уверенность подопечного. «Любая серия должна когда-нибудь закончиться. Даже серия Сампраса».

Федерер впервые ступил на Центральный корт и сделал это по-королевски – широкие плечи расправлены, а по выражению его лица складывалось впечатление, будто он всю жизнь играл на этой площадке. Он провел лучший матч своей карьеры. «Иногда я смотрел на другую половину корта и не мог понять – это действительно происходит, или это красивый сон», – сказал он позже.  После 3 часов и 41 минуты на корте он с форхенда навылет принял подачу и закончил встречу со счетом 7:6, 5:7, 6:4, 6:7, 7:5. В 19.20 по местному времени Федерер рухнул на колени, потом упал на бок, и из глаз у него брызнули слезы радости. Мечта Федерера сбылась, а мечта Сампраса разрушилась. Его шанс выиграть пятый подряд «Уимблдон» и сравняться с Бьорном Боргом был упущен. И он был уже в таком возрасте, что дверь к этому рекорду закрылась навсегда.

Победа Федерера произвела настоящий фурор в мире спорта. «Отметьте день второе июля 2001 года в своих календарях, – писали в The Times, – С этого момента на «Уимблдоне» все будет по-новому». Британский таблоид Sun пустил в ход тяжелую артиллерию: «Пит-Пистолет был обезоружен. Федерер провел лучший матч в жизни. Он сломил не только игру Сампраса, но и его волю».

Сампрас хоть и был горько разочарован, отреагировал на поражение с достоинством. Он сожалел только о двух брейк-пойнтах в пятом сете, каждый из которых, будь он реализован, позволил бы ему подавать на матч при счете 5:4. При этом он похвалил своего соперника так, как прежде вряд ли кого-то хвалил. «Я проиграл по-настоящему достойному игроку, который блестяще провел этот матч. Федерер один из самых необычных игроков в туре. Вероятно, он способен победить».

После бесконечной серии интервью, последовавших за победой, Федерер удалился в арендованный дом на Лингфилд Роуд, где они с Лундгреном жили эти две недели. Как и многие игроки, он снял дом неподалеку от Всеанглийского клуба, чтобы избежать каждодневных тяжелых поездок из отеля в центре Лондоне на корты и обратно. К тому же это позволяло пережидать традиционные частые дожди дома, а не в раздевалке или комнате отдыха. Федерер плохо спал после исторической победы, да и на следующий день шумиха вокруг его персоны не утихла. Болельщики и журналисты узнавали его даже в широкополой шляпе и темных очках и не давали ему прохода. В конце концов, его следующим соперником был любимец публики и надежда Британии Тим Хенмэн. Британская пресса засыпала человека, устранившего Сампраса, бесконечными вопросами. Их интересовало все, а некоторые журналисты даже отправились на поиски скандальных историй и детских фотографий.

Но в матче с Хенмэном все было не так, как с Сампрасом – игра у Федерера не шла. Он играл не очень плохо, но в решающие моменты ему не хватало собранности, и он не смог реализовать возможности на тай-брейках. Третий матч с Хенмэном обернулся третьим поражением – британец при поддержке 15 000 зрителей обыграл Федерера со счетом 7:5, 7:6, 2:6, 7:6.

Роджер Федерер не выиграл «Уимблдон», но и Хенмэну это не удалось. В полуфинале британец уступил хорвату Горану Иванишевичу, который после этого в эпическом пятисетовом финале обыграл Рафтера».