Блог Игра миллионов

Полмиллиарда фунтов для премьер-лиги

В комментариях к этому блогу было много споров о том, в какой мере кризис затронет английский футбол (кто-то даже облекал висящий в воздухе вопрос в апокалиптическую форму – «лопнет ли пузырь?»). Участники дискуссий приводили много цифр и аргументов, от макро- до псевдоэкономических, но на самом деле ответ на этот вопрос более всего зависит от происходящего прямо в данный момент. А именно – от того, понесут ли снова парни и девушки с этих фотографий, а также 450 000 других парней и девушек, ежегодно приобретающих абонементы команд АПЛ, свои деньги в клубные кассы. Ведь именно им, этим парням и девушкам, а не арабским шейхам, и уж тем паче не американским миллиардерам, премьер-лига обязана своими нынешними позициями.

Конечно, болельщики поддерживают свои клубы покупкой не только билетов, но также мерчандайзинга, пакетов трансляций, клубных карт и продукции спонсоров, рекламирующихся через футбол. Однако билеты и абонементы по-прежнему остаются ключевой статьей доходов АПЛ, а деньги за них поступают в самый нужный момент – в качестве «предоплаты». Достаточно беглого изучения финансовых показателей английских клубов в сезоне-2007/08, чтобы вывести конкретную цифру: только на приобретение билетов и абонементов в этом чемпионате болельщики потратили около 520 миллионов фунтов (в шесть с лишним раз больше, чем Роман Абрамович в этот же конкретный сезон потратил на право владеть «Челси» и раз в полгода увольнять дорогостоящих тренеров с изрядными неустойками). И благополучию АПЛ едва ли что-либо угрожает, если английские болельщики снова отдадут сопоставимые деньги за удовольствие просмотра 19 матчей в сезоне.

Согласно исследованию ING Direct, опросившему 2000 из почти полумиллиона обладателей сезонных абоменентов клубов АПЛ, почти 40 процентам из них приходится серьезно экономить для совершения столь крупной единоразовой покупки. При этом по состоянию на начало лета каждый четвертый из опрошенных уже продлил свой абонемент. Каждый десятый, впрочем, заявил, что не продлит, если они снова станут более дорогими (а на протяжении последних сезонов клубы почти ежегодно повышали стоимость абонементов – на 2-12 процентов в год). Впрочем, 18 из 20 клубов АПЛ к этому моменту уже заявили, что не станут. На очередное повышение стоимости в период кризиса решились лишь «Астон Вилла» (поднявшая минимальную стоимость абонементов с 265 до 295 фунтов, но оставившая без изменения цену более дорогих) и «Манчестер Юнайтед», каждый матч которого обойдется для обладателей season tickets в среднем на фунт дороже. Самые дорогие абонементы в стране – на «Челси» (от £660 до £1150) и «Арсенал» (от £885 до £1825) – в новом сезоне не подоражают, а сразу несколько клубов объявили о снижении стоимости. В частности, «Эвертон» (самые дешевые абонементы стоили £503, а теперь продаются за £399), «Портсмут» (было £600, стало £500), «Сандерленд» (было £415, станет £350).

Наиболее радикально цены опустил «Блэкберн» – на 100 фунтов, влоть до £199 за абонемент, что является чуть ли не самой низкой ценой во всех четырех профессиональных дивизионах Англии («Ньюкасл», например, даже в «чемпионшипе» продает абонементы от £300) – только «Хаддерсфилд» и «Аккрингтон Стэнли» гарантируют своим фанатам посещение всех матчей чуть дешевле. На протяжении 10 последних лет никто в АПЛ не продавал абонементы за такие деньги – даже традиционно самый дешевый (£250 за абонемент) «Уиган». Впрочем, владелец «Уигана» Дэвид Уилан, гордящийся самым эффективным ценовым предложением для своих болельщиков (отношение количества набранных очков к ценам абонементов у этого клуба – лучшее в АПЛ), заявил в ответ, что готов сделать один или два матча абсолютно бесплатными. Наверное, эта идея, не кажущаяся безумной лишь болельщикам «Москвы», имеет определенный смысл: «Уиган» – один из редких клубов премьер-лиги, обходящийся без аншлагов. В одноименном 250-тысячном городке футбол даже не является самым популярным видом спорта – там предпочитают регби.

О том, насколько успешными окажутся продажи абонементов нового сезона, я непременно еще напишу, пока обобщенных данных нет. Но есть еще одно фото: это болельщики вышедшего в премьер-лигу «Бернли» стоят в очереди в первый день продаж сезонных абонементов. Некоторым пришлось стоять по 8 часов.

Автор

КОММЕНТАРИИ

Комментарии модерируются. Пишите корректно и дружелюбно.