25 мин.

«Ты боль моя, моя Кармен...»

"...вечной верности мы хотим не от Пенелопы, а от Кармен, - и только верный Дон-Жуан в цене! Знаю и я этот соблазн. Это жестокая вещь: любить за бег - и требовать (от Бега!) покоя." Анна Андреевна Ахматова

   

   Всем здравствуйте.

   Позавчера не стало Майи Михайловны Плисецкой. Она за всю свою блистательную карьеру воплотила на сцене множество образов. Но ярчайшим и знаковым, пожалуй, образ Кармен. 

   Для начала немного "википедии", если позволите:

   В 1845 году французский писатель Проспер Мериме создал небольшую новеллу под названием "Кармен". Новеллу о любви, страсти, измене, убийстве. В 1874 году французский же композитор Жорж Бизе начал работать над одноимённой оперой по этому произведению. Премьера состоялась уже в 1875 году в парижском театре "Опера-Комик". И...и...и закончилась полным провалом. Даже парижане, считавшиеся искушёнными зрителями, оказались не готовы к подобному реализму на сцене. Столичные французские газеты соревновались в хлесткости критических отзывов об опере. Именно такие рецензии создали «Кармен» огромную популярность. 

   "Опера Бизе — шедевр, одна из тех немногих вещей, которым суждено отразить в себе в сильнейшей степени музыкальные стремления целой эпохи. Лет через десять «Кармен» будет самой популярной оперой в мире…" Пётр Ильич Чайковский, 1880 год.

   Действие оперы разворачивается в Испании, авторы текста и музыки - французы, но как получилось, что при умоминании "Кармен" уже давно представляется именно русская женщина?

   В 1966 году главная балерина Советского Союза - Майя Плисецкая обратилась к Дмитрию Шостаковичу с просьбой о написании музыки к одноактному балету "Кармен", но композитор отказался, не желая, по его словам, конкурировать с Жоржем Бизе. Затем она обратилась к Араму Хачатуряну, но вновь получила отказ. Ей посоветовали обратиться к её мужу, Родиону Щедрину, также композитору. Тогда Щедрин, который в совершенстве владел профессией оркестровки, существенно перекомпоновал музыкальный материал оперы Бизе. Репетиции начались под рояль. В партитуре Щедрина особый характер давали ударные инструменты, различные барабаны и колокола.

   Премьера балета состоялась 20 апреля 1967 года на сцене Большого театра в Москве. Крайне страстный и не чуждый эротизма характер постановки вызвал у советского руководства неприятие. Екатерина Алексеевна Фурцева, министр культуры СССР: "Это большая неудача, товарищи. Спектакль сырой. Сплошная эротика. Музыка оперы изуродована… У меня большие сомнения, можно ли балет доработать". 

   Но встречались и такие отзывы: "Все движения Кармен-Плисецкой несли особый смысл, вызов, протест: и насмешливое движение плечом, и отставленное бедро, и резкий поворот головы, и пронизывающий взгляд исподлобья… Невозможно забыть, как Кармен Плисецкой — словно застывший сфинкс — смотрела на танец Тореадора, и вся её статичная поза передавала колоссальное внутреннее напряжение: она завораживала зрителей, приковывала к себе их внимание, невольно (или сознательно?) отвлекая от эффектного соло Тореадора".

   Ещё одно очень интересное мнение от хореографа-постановщика Валентина Елизарьева:

"Слушая эту музыку, я увидел свою Кармен, существенно отличающуюся от Кармен в других спектаклях. Для меня она не только незаурядная женщина, гордая и бескомпромиссная, и не только символ любви. Она — гимн любви, любви чистой, честной, жгучей, требовательной, любви колоссального полета чувств, на которые не способен ни один из встретившихся ей мужчин.

Кармен не кукла, не красивая игрушка, не уличная девка, с которой многие не прочь бы позабавиться. Для неё любовь — суть жизни. Никто не смог оценить, понять её внутренний мир, скрытый за ослепительной красотой.

Страстно полюбил Кармен Хозе. Любовь преобразила грубого, ограниченного солдата, открыла ему духовные радости, но для Кармен его объятия вскоре превращаются в цепи. Упоенный своим чувством, Хозе не пытается понять Кармен. Он начинает любить уже не Кармен, а свое чувство к ней…

Она могла бы полюбить и Тореро, который не равнодушен к её красоте. Но Тореро — утонченно галантный, блистательный и бесстрашный — внутренне ленив, холоден, он не способен бороться за любовь. И естественно, такого, как он, не может любить требовательная и гордая Кармен. А без любви нет счастья в жизни, и Кармен принимает смерть от Хозе, чтобы не вступать на путь компромисса или одиночества вдвоем".

Запись 1975 года:

 

Телеспектакль:

 

   Мне кажется, именно образ, созданной Майей Михайловной, является отпраной точкой для всех фигуристов, когда-либо воплощавших "Кармен" на льду.

   Предлагаю пересмотреть наиболее яркие и запоминающиеся перевоплощения! 

   Олимпийские игры 1988 года в Калгари. Выступление будущей чемпионки этих Игр, Катарины Витт из ГДР, воспитанницы Ютты Мюллер. Одна из самых известных "Кармен" на льду. Катарине 22 года, но какая зрелая и одновременно кокетливая Кармен у неё получилась! Есть в ней и некая провокация, и даже скандальность. Думаю, не так-то просто было в 80е годы взять и приподнять и без того короткую юбку.

   Мне нравится решение платья - отсыл на национальному испанскому костюму и красивая причёска с гребнем.

 

   2010 год. Одна из программ Каролины Костнер, ставшая показательным номером. Это тот случай, когда история не про страсть-ревность-измену. Мне представляется приём в состоятельном поместье. Много нарядных гостей. И хозяин вечера просит свою дочь исполнить что-нибудь "под рояль". И молодая девушка в красивом платье с веером, прохоживаясь между гостей, исполняет "Хабанеру". Очаровывая и пленяя всех собой и своей молодостью.

   Не могу не отметить невероятно красивое платье Каролины! Сочетание насыщенного синего цвета и чёрного кружева. И такой может быть настоящая испанка! Очень элегантно!

Ещё одно перевоплощение в испанку от Каролины:

   Новый взгляд на легендарный образ продемонстрировала Аделина Сотникова в олимпийском сезоне 2013-14. Новой для "Кармен" была и хореография, и музыкальная обработка. И никакая она не кабацкая... А очень даже уместная. Уместная истории, рассказываемой на льду.

   Кармен Аделины молодая, даже юная. Это не женщина, запутавшаяся в мужчинах. Аделина-Кармен флиртует и заигрывает с публикой, но так невинно. Почему? Потому что она не в образе роковой дамы. Она и не должна в нём быть - ей всего 17 лет.

   Я выбрала именно этот прокат, потому что мало того, что он мне очень нравится, так и ещё мне  импонирует внешний вид Аделины. Не поверите, но это "дырявое" вишнёвое платье мне так нравилось... Оно так подходило к программе... Ведь оно в совокупности с аранжировкой и хореографией делало программу с таким, как бы сказать, вкусом улицы. В хорошем смысле слова. Предсталяется что-то такое летнее, солнечное, беззаботное. Маленкий испанский городок. И на улице среди мальчишек танцует девочка. Прям босиком. И все ей хлопают и улыбаются...

   Мне очень нравится хореография! Какой заход на аксель... Интересная дорожка на одной ноге и красивейшее вращение.

   Неожиданный участник поста - американская фигуристка Саманта Сезарио. Почему я включила и "Кармен" в её исполнении? Потому что мне кажется, что это была более чем удачная попытка рассказать историю при помощи жестов и движений, а не при помощи игры лицом, так популярной при постановке под эту музыку.

   Программа получилась классической. Такое можно стацевать и в 20 лет и в 35. Хореография очень акцентированная. Постановщики смогли задействовать все козыри Саманты в одной программе. Очень эффектный горизонтальный амплитудный шпагат в прыжке. Он очень в музыку и смотрится в разы эстетичней потуг с вертикальной растяжкой. И прекрасное платье у спортсменки!  

   Саманта - одна из немногих спортсменок, у которых элемент "кораблик" смотрится приятно:

   Не менее популярна "Кармен" и у мужчин-одиночников. Практически в каждом сезоне кто-нибудь да и возьмёт легендарную музыку. Мне нравится произвольная программа Евгения Плющенко сезона 2001-02. На Олимпийских играх в Солт-Лейк Сити она была исполнена просто шикарно. Один каскад 4-3-3 в исполнении 19летнего спортсмена чего стоит! Очень изыскано выглядит костюм - сочетание чёрного бархата и серебряных деталей, - благородно.

   В программе Евгений не передаёт дословно сюжет новеллы Мериме, он рассказывает свою историю. Историю молодого тореадора, который выходит на смертельную встречу с быком. Выходит с азартом, с решимостью и с иронией. У него свой театр и своя сцена - арена. А восторг публики - главная награда. Рёв и на стадионе, и у комментаторского микрофона))

   Но наиболее яркие образы были созданы в танцевальном виде.

   1985 год. Выступление на чемпионате Европы советского дуэта - Наталья Бестемьянова и Андрей Букин. У этой пары было немало неоднозначных танцев, но были и те, которые я с удовольствием запушу в любимые. "Кармен" среди них. Трудно представить, кто, кроме Натальи, мог воплотить на льду этот образ. Яркая, дерзкая, стильная. Их программу можно охарактеризовать одним словом - неистовая. Скорость, экспрессия, напор. Очень музыкальная программа, смотрится на одном дыхании. Нет ощущения каких-то далёких времён. Хореография современна и сегодня. Наталья в ней бесподобна! Очень много харАктерных танцевальных находок. Один момент, когда Андрей держит Наталью за горло, а её ноги не касаются льда, - чего стоит! Лично у меня от этой "Кармен" захватывает дух. Хочу отметить и очень красивое, подходящее спортсменке платье. На видео Наталье 25 лет, но она и сейчас является обладательницей отличной фигуры.

ПС Мне кажется, что Анна Каппеллини и Лука Ланотте вдохновлялись именно этой программой при создании своей "Кармен" в сезоне 2012-13.

ПС часть 2. Женщина в Кике со стаканами сока (!!) удивила))

   Спустя 20 лет Наталья и Андрей испоняли свою "Кармен" на одном из телевизионных шоу. Мне очень понравился такой вариант платья (и фасон, и цветовое решение):

   1998 год. Олимпийские игры в Нагано. Россияне Анжелика Крылова и Олег Овсянников в борьбе уступают Оксане Грищук и Евгению Платову. Но их "Кармен" получилась яркой и запоминающейся.

   Перформанс начинается ещё до звучания музыки. Очень дерзкое начало с провокационным "хей!" от 24летней Анжелики и диким взглядом Олега. Эта программа - настоящий вихрь страсти, погоня за эмоциями и погружение в чувства. Мучительная пытка любовников, которая завершается сумасшествием обоих. Помимо отношений в программу вплетены рок и безысходность. Каждый из героев идёт по острию и в конце срывается в пропасть.

   Нетрадиционная и неожиданная концовка. Анжелика и Олег настолько в образе, что после финала спортсмены ещё долго не могут прийти в себя.

   2006 год. Розыгрыш медалей в олимпийском Турине. За золото успешно поборолись россияне татьяна Навка и Роман Костомаров. 

   "Кармен" этой пары можно назвать шикарной. Не дерзкой, не смелой, не провокационной. А именно шикарной. Костюмы и постановка в полной мере показывают, насколько шикарна и женственна Татьяна, насколько шикарен и мужественен Роман. Нет никакой суеты. Все движения в некоторых частях даже немного ленивы, что ли... Делаются нехотя.

   Программа начинается со взгляда Татьяны, выхваченного камерой. О, этот взгляд!.. Многие фигуристки пытаются (ну, скопировать-не скопировать. Не знаю) задать тон программе по стартовому выражению лица. Но для меня это уже выглядит пародией. Этим взглядом Навка, да и Костомаров, показали, кто здесь сегодня победит. Татьяне 31 год, и их "Кармен" - это схватка между мужчиной и женщиной на глазах у многочисленной и восторженной публики. Эта Кармен не заигрывает с толпой, это не для неё. Она - недосягаемый идеал, дива.

   Мне очень нравится заход с крутой дуги на первую серию твизлов - очень эффектно! Всё в этой программе очень музыкально и зрелищно. Мы словно присутствуем на спектакле. Большая сцена, красный бархатный занавес, музыканты в оркестровой яме и нескончаемая вереница восторженных зрителей с цветами, спешащих наградить приму. И нестихающие овации!

ПС Надеюсь, все понимают, что видео немного "плющит". И ни у кого не возникнет споров о "толстоте"...

Помните, вплоть до ОИ у Татьяны было именно такое платье:

   Потом было принято решение сменить наряд. "Это не платье Кармен", - вынесла вердикт Татьяна Тарасова, которая перед самыми ОИ плотно работала с парой.

   После победы пары в Турине Майя Плисецкая сказала, что "Татьяна - самая лучшая Кармен!"

   Ну, и напоследок прекрасная программа в исполнении Тессы Виртью и Скотта Мойра. Эта постановка вызвала много споров в рядах болельщиков. У меня вопросов никаких к прогамме нет и быть не могло. Программа потрясающая! Всё сделано с большим вкусом. Я не вижу ни одного пошлого движения и ни одного пошлого жеста. По-другому в этой танцевальной группе и быть не могло. Я не принимала саму Тессу в этом образе. Мне она казалась обычной такой милой привычной Тессой. А где же Кармен?! Неоднократно писала об этом. А сейчас даже стыдно немного за эти неуместные упрёки. Сама от себя не ожидала, что проникнусь этой постановкой только вэтом году...

   Да, все мы знаем, что существует балет "Чёрная Кармен" (или как он называется?). Все мы смотрели отрывки по ссылкам с фсо. Но, мне кажется, прототипом можно считать и программу Крыловой-Овсянникова, о которой я писала выше: начало с возгласом (только теперь рычит Скотт), ломаная хореография в середине и схожий финал. Только эта история получилась ещё современней и ещё жарче.

   Второй вариант платья партнёрши подходит сильнее - в нём линии и движения танца выглядят чётче и резче. И если у Навки-Костомарова всё разыгрывается на глазах у многичисленной публики, то у канадцев это два человека - он и она. И не на сцене театра, а в маленькой квартире. Ссора, примерение, выяснение отношений, секс (уважаемые пуританки, бегите отсюда!) - и всё это выражено через пластику. Посмотрите, как меняется настроение в программе от игривого до страстного. От отчаяния до душевных терзаний (проследите эти смены и по фото. Я специально их так подобрала). И правильно, что группа попробовала всё это на льду. Тесса попыталась в 23 года отойти от образа милой соседской девушки. И, я считаю, у неё это получилось.

   Все элементы отлично вписаны в программу. Все поддержки очень уместны. А твизлы?! Какой невероятный заход... И исполнены они практически через 2\3 катка. Больше я ни у кого подобного не видела. Всё это всегда выделяло эту пару среди многих.

ПС Кстати, а что было раньше  ̶к̶у̶р̶и̶ц̶а̶ ̶и̶л̶и̶ ̶я̶й̶ц̶о̶ чёрный балет и программа Крыловой-Овсянникова? Интересно даже стало))

   Как видите, Кармен это необязательно страстная роковая женщина. "Кармен" это необязательно страсть, нож, кровь, смерть. Эту историю может рассказать каждый. И у каждого она будет своя собственная.

   Но мне почему-то кажется, что этот классический сюжет не был бы так популярен, если бы однажды Родион Щедрин не написал "Кармен-сюиту", а Майя Плисецкая не исполнила бы эту роль. Очень многие хотели бы быть как она, но даже повторить вряд ли кому-то удастся...

Алаверды. По многочисленным просьбам пользователей)) "Кармен" в исполнении Ирины Моисеевой и Андрея Миненкова.

   Спасибо всем за отсыл к этому видео! Очень понравилась эта программа и это исполнение! Действительно очень схоже с оригиналом (Плисецкой). И даже в костюме несмотря на то, что цветок на груди, а не в причёске, есть что-то общее. По шагам вообще один в один! Здорово! Ирина и Андрей были очень утончённой и аристократичной парой с балетными линиями. И балет им к лицу. Про шикарную фигуру Ирины я вообще молчу...

   Поддержка вниз головой по тем временам смотрится фантастически. И классно, что финальная поза повторяет стартовую (я, как вы знаете, такой приём очень люблю).