Нескончаемый след коньков
Блог

Изабель и Поль Дюшене: танцевальный дуэт с «лица необщим выраженьем»

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

Французские танцы на льду прошли свой долгий и изобилующий как взлетами, так и падениями путь развития. Французы стояли практически у истоков танцев как отдельного вида фигурного катания, медали в котором стали разыгрываться на мировом уровне с 1952 года, а на европейском – с 1954-го. Фанни Бессон и Жан-Поль Гюэль на ЧЕ 1954 года замкнули шестерку сильнейших дуэтов, а в 1955 и 1956 гг. располагались вплотную у пьедестала – на 4-м месте. На ЧМ 1955 года они были 7-ми, а год спустя 5-ми.

гюэль

Кристиан и Жан-Поль Гюэль. Конец 1950-х гг.

Гораздо успешнее Жан-Поль Гюэль стал выступать после смены партнерши. Вместе с Кристиан Эльен, ставшей вскоре его супругой и взявшей фамилию мужа, на ЧЕ 1958 года они заняли 4-е место, год спустя завоевали бронзовые медали, в 1960 и 1961 гг. были серебряными призерами, а в 1962 году в первый и единственный раз стали чемпионами Европы. Дважды супруги Гюэль поднимались на пьедестал почета ЧМ, став бронзовыми медалистами в 1960 году и серебряными – в 1962-м.

гюэль

Кристиана и Жан-Поль Гюэль. 1962 год

После ухода из спорта Кристиан и Жана-Поля Гюэль французам пришлось ждать несколько лет, пока появится дуэт, способный вмешаться в борьбу за призовые места на главных стартах сезона. Это удалось сделать всего однажды и только на европейском уровне самобытным танцорам Брижитт Мартен и Франсису Гамишону, которые завоевали «бронзу» на ЧЕ 1967 года.

мартен

Брижитт Мартен и Франсис Гамишон. 1967 год

После чего случился перерыв более чем в двадцать лет, прежде чем французские танцоры смогли составить достойную конкуренцию признанным лидерам, коими в то время являлись прежде всего советские дуэты. И сегодня я расскажу о танцевальной паре, которая ознаменовала собой новые веяния в этом разряде фигурного катания, ставшие отличительными чертами той эпохи, и открыла для французских танцоров, пришедших вслед за ними, дорогу в «высшую лигу» танца. Имена этих фигуристов – Изабель и Поль Дюшене.

Поль родился 31 (по другим данным – 3) июля 1961 года в Метце (Франция). Там его отец Анри Дюшене, имеющий двойное гражданство – французское и канадское, – проходил военную службу в местном гарнизоне. Его жена Лилиана, француженка из Лотарингии, работала воспитательницей в детском саду. Когда служба отца завершилась, семья переехала в Канаду и обустроилась в городе Эйлмер, в провинции Квебек, невдалеке от Оттавы. Там она пополнилась еще одним членом – 18 декабря 1963 года на свет появилась младшая сестра Поля Изабель.

дю

Первая половина 1960-х гг.

Мать, которая в основном занималась воспитанием детей, старалась прививать им любовь к французскому языку и французской культуре, к устоям и привычкам, свойственным французам. Изабель с детства отличалась взрывным темпераментом, тогда как Поль всегда был спокойным и сдержанным в проявлении эмоций.

дю

Середина 1960-х гг.

 С ранних лет брат и сестра пришли в фигурное катание, и это была инициатива Изабель – Поль предпочитал хоккей. Но она, даже когда была совсем мала, обладала даром убеждения, и брат согласился оставить клюшку и шайбу ради фигурных коньков. Едва освоив азы фигурного катания, Изабель и Поль встали в пару. Парное катание очень увлекло юных фигуристов, и они были полны решимости совершенствоваться в нем.

дю

Первая половина 1970-х гг.

Однако в подростковом возрасте в 1978 г. Изабель, упав с поддержки, получила серьезную травму головы (речь шла даже о переломе основания черепа). После ее выхода из комы родители строго-настрого запретили детям даже смотреть в сторону парного катания. Тренер предложил им попробовать себя в танцах на льду, и родители поддержали эту идею, сочтя танцы менее травмоопасным видом.

дю

Начало 1980х гг.

Поначалу это предложение не вызвало энтузиазма у Изабель и Поля, но довольно скоро они почувствовали широкие возможности, которые открывали перед ними танцы. «Эта дисциплина позволяет проявиться фантазии. В отличие от парного катания, ничто вам не навязывается свыше, вы должны изобретать все сами», – вспоминали фигуристы в одном из интервью.

 Проживая в Квебеке, поначалу Дюшене были канадскими фигуристами. Так, они заняли 4-е место на чемпионатах страны в 1983 и 1984 гг. А осенью 1982 г. в первый раз Изабель и Поль выступили за Канаду на международном уровне, став серебряными призерами турнира Nebelhorn Trophy.

дю

Начало 1980-х гг.

Но, разочарованные своим 3-м местом на чемпионате Канады 1985 г., закрывшим для них дорогу на ЧМ, и считая политику канадской Ассоциации фигурного катания предвзятой по отношению к ним, они воспользовались тем, что имели двойное гражданство и решили выступать за Францию, которая приняла их с распростертыми объятиями. К этому решению их подтолкнула, в частности, стажировка в Оберстдорфе (ФРГ), где они работали с набирающим тогда силу тренером Мартином Скотницки, в свою бытность спортсмена выступающим за Чехословакию, но получившим впоследствии французское гражданство и приехавшим работать в Оберстдорф по приглашению Немецкого союза конькобежцев.

 Скотницки исповедовал новые принципы построения ледового танца, предлагал необычные образы для воплощения, выбирая для этого яркие, незаезженные мелодии и смелую хореографию. Подобные творческие принципы пришлись по душе амбициозным новоиспеченным французам, и они поселились в Оберстдорфе, полностью погрузившись в работу над новыми танцами.

дю

1980-е гг.

На вопрос о том, не мешают ли их работе личные отношения, в одном из интервью Изабель и Поль ответили так: «Наоборот! То, что мы являемся братом и сестрой, позволяет нам избежать трений, которые возникают, например, в супружеских дуэтах. Как и у любой пары, у нас бывают и хорошие, и сложные моменты, но нам проще высказать друг другу все, что мы думаем и побыстрее забыть о неприятностях».

А чтобы иметь побольше личного пространства и отдыхать друг от друга после напряженных тренировок, Изабель и Поль сняли квартиры на разных концах Оберстдорфа, благо расстояния в этом райском уголке Германии были совсем необременительными для преодоления. К тому же брат и сестра в свободное время с энтузиазмом ездили на велосипедах, предпочитая их автомобилю.

дю

Вторая половина 1980-х гг.

Тренировочный режим практически не оставлял им времени для каких-то иных увлечений, кроме фигурного катания: ежедневный подъем в 6 часов утра, затем 8 часов, с небольшими перерывами проведенные на льду. Отбой, на пределе сил, в 9 часов, когда их ровесники обычно идут в кино или на свидание. Строгая диета, основанная на употреблении овощей, фруктов и медленных углеводов, полный отказ от красного мяса – только курица и рыба. И лишь иногда они позволяли себе расслабиться и съесть хороший стейк или кусочек шоколада – для поддержки морального духа. И так шесть дней в неделю и одиннадцать месяцев в году в течение всей их любительской карьеры.  

Уже в 1986 году, вскоре после смены своего спортивного гражданства, Дюшене впервые становятся чемпионами Франции и в этом ранге дебютируют на ЧЕ, где занимают 8-е место, и на ЧМ, где их место было еще более далеким от призовых – 12-м. Но они с энтузиазмом продолжают поиски своего ледового стиля, упорно работая над техникой, ведь чтобы бросить перчатку признанным мастерам, каковыми в то время были прежде всего советские танцоры, надо было, по крайней мере, приблизиться к их техническому уровню.

дю

Впервые чемпионы Франции! 1986 год

В 1987 г. Дюшене подтверждают свой титул сильнейшего танцевального дуэта Франции и несколько поднимаются в табели о рангах на международном уровне, заняв 5-е место на ЧЕ и 9-е на ЧМ.

К олимпийскому сезону 1988 года для постановки нового произвольного танца для Изабель и Поля их тренер Мартин Скотницки пригласил прославленного Кристофера Дина. «У Поля всегда есть желание сделать все наиболее точно. Изабель схватывает все на лету и часто именно она объясняет ему все тонкости, но именно он является ведущим в паре» – делился своим впечатлениями о работе с этим дуэтом Кристофер Дин. Все вместе они подготовили произвольный танец, смело ломающий привычные каноны: он был поставлен на африканские мотивы, которые до сих пор никто еще не использовал в соревнованиях, и фигуристы постарались передать в нем не только пластику африканских танцев, но и саму ауру африканской природы.

дю

При постановке нового танца с Кристофером Дином. 1987 год

 В их танце не было ни одного привычного жеста, и каждый шаг был подан так, что казался рождающимся из-под коньков вот в это самое мгновение по прихотливой воле исполнителей. Для обозначения элементов их танца в привычном словаре фигурного катания не хватало терминов, и они сами придумали их: «шаги газели», «паук», «покачивание гориллы»… Поль в этом танце преобразился в охотника, преследующего дичь, а Изабель, при всем ее изяществе, казалась не хрупкой газелью Гранта, а, по меньшей мере, антилопой куду или даже сильной и ловкой степной рысью – каракалом.

дю

1988 год

Весьма смелыми были и их костюмы, в особенности платье партнерши, максимально открывающее тело. Весь танец перед глазами зрителей представал как произведение искусства – написанная яркими красками картина или прочитанная на одном дыхании поэма, в зависимости от полета фантазии каждого конкретного человека.  

На ЧЕ этот танец произвел фурор, а Изабель и Поль были награждены бронзовыми медалями.

Произвольный танец на ЧМ 1988 года

Но основные планы брата и сестры были связаны с ОИ в Калгари, ведь несмотря на свое французское спортивное подданство, Дюшене сохранили и канадское гражданство, а поскольку в Канаде выросли, то и выступали, можно сказать, перед родной публикой.  

Зрители приняли танец восторженно, чего нельзя было сказать об арбитрах: разброс в оценках от 5.0 до 5.8 красноречиво говорил о том, что судейская коллегия в замешательстве – как оценивать эти новые тенденции? Стоит ли их поощрять или нужно раз и навсегда поставить заслон «отклонению от нормы»? В итоговом протоколе Дюшене оказались на 8-м месте.

дю

ОИ 1988 года

После проката Поль сказал журналистам: «Мы стараемся всегда вводить как можно больше новшеств в свои танцы, так как полагаем, что в целом танцы на льду находятся в некотором застое». Своему кредо фигуристы не изменили ни на йоту.

На ЧМ они несколько улучшили свой результат, замкнув шестерку сильнейших. В 1989 г. Изабель и Поль не выступали ни на чемпионате Франции, ни на ЧЕ (видимо, из-за травмы или болезни кого-то из партнеров), однако завершили сезон с бронзовой наградой ЧМ, что свидетельствовало о том, что их стиль начинает завоевывать сердца не только зрителей, но и арбитров.

дю

1989 год

Новые успехи принес им сезон 1990 года: сначала они в третий раз стали чемпионами Франции, затем завоевали «бронзу» на ЧЕ и «серебро» на ЧМ. Причем, их танец «Missing I» на фольклорные мелодии инков в исполнении чилийского ансамбля Inti-Illimani, поставленный Кристофером Дином, произвел эффект разорвавшейся бомбы – настолько необычной и при этом на редкость органичной была его хореография и не менее превосходным – его исполнение, вызывающее живой отклик у зрителей.

дю

1990 год

Этот танец был примечателен тем, что в нем не прослеживалось четкого разделения на мужскую и женскую партии – не только потому, что в нем было очень много «теневого» катания, но и потому, что подавляющая часть элементов, по логике вещей, могла быть исполнена как партнером, так и партнершей, а многие элементы, исполненные сначала одним из партнеров, тут же повторялись другим, и все они плавно перетекали один в другой. Танец смотрелся как единая искусная вязь движений, в которой акцентировались оригинальные поддержки, и весь он был исполнен на одном дыхании и с невероятной экспрессией.

Произвольный танец на ЧМ 1990 года

Он стал настоящей находкой именно для братско-сестринского дуэта, в которых очень часто партнеры испытывают трудности с нахождением подходящих образов. К тому же избранный фигуристами стиль позволял им не столько затушевать их недостатки – далекую от идеала осанку, не слишком хорошее скольжение и полное отсутствие того, что подпадает под определение «элегантность», в особенности ценимое именно в танцах на льду, – сколько органично вписать их в оригинальную ледовую хореографию, вследствие чего они, по крайней мере, в глазах зрителей, превращались в достоинства пары.

дю

1990 год

Как в использовании африканской музыки, так и латиноамериканских фолк-мелодий, Дюшене были настоящими первопроходцами. Они заглянули в сокровищницу самобытного искусства народов Африки и Латинской Америки, использовали ее в своих творческих поисках и показали, что подобные танцы могут ничуть не уступать в своем эстетическом воздействии традиционным танцам Европы и Востока, привычным зрителю.

1990 год

1990 год

На ЧМ советским фигуристам Марине Климовой и Сергею Пономаренко, чей танец на мелодии из мюзикла «Моя прекрасная леди» мог служить образцом филигранного танцевального искусства, с трудом удалось отстоять свой титул под натиском французского дуэта, выигравшего, тем не менее, произвольный танец: за артистичность пятеро из девяти судей удостоили их высшей оценки – 6.0!

дю

1990 год

 В сезоне 1991 г. Изабель и Поль в четвертый раз стали чемпионами Франции, заняли 2-е место на ЧЕ и в первый и единственный раз в своей карьере завоевали золотые медали чемпионов мира.

дю

Начало 1990-х гг.

На ЧЕ они вышли на лед в одинаковых комбинезонах в стиле унисекс сиреневого цвета с бирюзовыми вставками по рукавам, спине и груди и представили на суд публики и арбитров танец «Океанские волны» под композицию Джеффа Уинстона. Несмотря на то, что в него, по своему обыкновению, фигуристы включили несколько смелых и неожиданных элементов, в целом он выглядел достаточно однообразно и, говоря откровенно, скучновато, в особенности в сравнении с предыдущими танцами этого дуэта, полными экспрессии. К тому же, застыв в конце в оригинальной фигуре, представляющей собой нечто вроде перекрещенного кантилевера, танцоры не удержали равновесия и рухнули на лед. Изабель и Полю удалось стать серебряными призерами, но по реакции на танец судейского корпуса им стало ясно, что их эксперимент ни с самим танцем, ни с костюмами не удался. Поэтому к ЧМ они в ускоренном порядке подготовили другой произвольный танец.

Произвольный танец на ЧМ 1991 года

Их победный танец «Missing II», также поставленный Кристофером Дином на латиноамериканские мелодии в исполнении того же ансамбля Inti-Illimani, продолжал тему предыдущего сезона: даже на лед для его исполнения танцоры выезжали весьма необычно – в низкой поддержке, той же самой, которая являлась кульминацией танца «Missing I», да и костюмы фигуристы сохранили неизменными.

дю

1991 год

Танец «Missing II», подобно танцу предшествующего года, был с нарочито андрогинными партиями обоих партнеров, и наряду с новыми эффектными элементами в нем прослеживались отсылки к элементам прошлогоднего танца, причем многие из них, казалось, могли бы быть вырванными из контекста какого-нибудь народного танца, исполняемого одновременно множеством танцоров в одном кругу. 

дю

1991 год

Судейский вердикт на сей раз не был столь же щедрым, как годом ранее – например, за артистичность Дюшене получили лишь одну оценку 6.0 у швейцарского судьи, тогда как итальянский арбитр счел достаточной для них оценку 5.7. Однако и Марина Климова с Сергеем Пономаренко выступили в тот раз без привычного блеска, так что выставленных за произвольный танец баллов Изабель и Полю хватило для завоевания чемпионского титула. В некотором роде символичным выглядел тот факт, что чемпионат мира в том году проходил в Мюнхене, находящемся в двух часах езды от Оберстдорфа, так что Дюшене стали чемпионами мира в ощутимой близости от того катка, на котором тренировались.

дю

ЧМ 1991 года

Работа брата и сестры с Кристофером Дином, продолжающаяся в течение четырех лет, принесла свои плоды не только на льду: постепенно Изабель и Кристофер прониклись симпатией друг к другу, которая переросла в большое чувство. В августе 1990 г. они обручились (в день помолвки Кристофер преподнес своей невесте кольцо от Картье с бриллиантами и сапфирами), а в мае 1991 г. в Оттаве зарегистрировали свой брак.

дю

Изабель Дюшене и Кристофер Дин в день свадьбы. 1991 год

В своих интервью тех лет Дюшене неоднократно заявляли, что, несмотря на щедрые посулы многих известных ледовых ревю («Холидей он Айс» за трехмесячное турне с его коллективом предлагал Изабель и Полю гонорар в 2 млн. французских франков!), они собираются остаться в любителях до Олимпиады 1992 г. в Альбервилле и приложить все усилия к завоеванию золотых олимпийских медалей. Они даже отказались от участия в чемпионате Франции 1992 г., желая как можно лучше подготовиться к олимпийскому турниру.

дю

ОИ 1992 года

Для своего нового произвольного танца Дюшене и их постановщик Кристофер Дин решили взять тему из мюзикла Леонарда Бернстайна «Вестсайдская история». «Мы искали оригинальную музыку. Пусть она и не является таковой, но нам она что-то говорит. В этом танце мы будем Марией и Бернардо, братом и сестрой, как и в жизни. Этот танец будет полон огня: четыре минуты без единой секунды передышки, на пределе возможностей. Мы покроем ледовое пространство в несколько километров» – говорили Изабель и Поль в одном из интервью незадолго до начала олимпийского сезона.

Произвольный танец на ОИ 1992 года

В программе они предусмотрели несколько рискованных поддержек, которые долго не давались им на тренировках. Изабель даже завела для себя специальный шлем, чтобы хоть как-то смягчить болезненные ощущения при падениях на лед.

Но в августе она подвернула лодыжку, оступившись, когда решила взглянуть через плечо, который час на часах колокольни Оберстдорфа. Гипс, операция с вставлением винта, реабилитация… Затем балансирование на грани нервного срыва… Все это отняло у пары Дюшене два месяца тренировок, и они едва не отказались от участия в Олимпиаде. В сентябре Изабель и Поль пережили еще один удар – смерть их старшего сводного брата Гастона, которого унес беспощадный рак. И в довершение всех бед в январе у Поля обострился тендинит – воспаление и дистрофия ткани сухожилия, который помешал их участию в ЧЕ в Лозанне, где они собирались впервые представить свой танец на публике.

дю

ОИ 1992 года

На старт своего олимпийского произвольного танца Изабель и Поль, занимавшие после обязательных танцев 3-е место и переместившиеся после оригинального танца на 2-е, выходили сразу после того, как выступили их основные соперники Марина Климова и Сергей Пономаренко, которые представили на той Олимпиаде свой прокат жизни, и, конечно, не могли не видеть их высоких оценок. Понимая, что "золото" для них стало "мимолетным виденьем", они катались как-то лихорадочно, даже местами агрессивно, внутреннее напряжение не отпускало их на протяжении всего танца, и, хотя французская публика устроила своим любимцам горячий прием, полученных баллов Изабель и Полю хватило лишь для завоевания серебряных медалей. По большому счету, даже «серебра» на том турнире больше заслуживали Майя Усова и Александр Жулин, представившие сложный и самобытный танец и исполнившие его, в отличие от французов, поистине вдохновенно. Коньковая техника у танцоров дубовской школы всегда была на высоте, и Дюшене в этом аспекте всегда нашим танцорам проигрывали, что показал в очередной раз и олимпийский турнир.

дю

ОИ 1992 года

Разочарование от «всего лишь» серебряных олимпийских наград у Изабель и Поля было огромным. Они на несколько дней полностью отключились от действительности, удалившись каждый в свой собственный мир: Изабель отправилась в Лондон к мужу Кристоферу Дину, а Поль уехал в Хемниц, где проживала его подруга, немецкая фигуристка Симона Ланг, с которой он поддерживал отношения на протяжении нескольких лет. Вскоре они заявили о своем отказе поехать на ЧМ в Окленд защищать свой чемпионский титул и о переходе в профессионалы.

дю

С песиком Жоржем, подаренном Изабель матерью на Рождество. Начало 1990-х гг.

«Что изменится в нашей жизни? Мы продолжим тренироваться здесь же, в Оберстдорфе по пять часов в день, шесть дней в неделю на протяжении одиннадцати месяцев в году», – ответили они на вопрос одного из репортеров о своей будущей жизни. Она началась для них с 3 апреля 1992 г., когда брат и сестра отправились в двухнедельное показательное турне по Франции, затем продолжили свои гастроли в Канаде и США и завершили его двумя днями выступлений в парижском Берси в конце первой декады июня.

После этого фигуристы позволили себе долгожданный отдых в Эйлмере, где жили их родители. Три месяца настоящей «дольче вита», когда они могли вволю отоспаться и не думать о фигурном катании. Они запретили себе даже произносить это слово, а Изабель отнесла свои коньки на чердак. В доме родителей Поль мог предаться своему любимому времяпрепровождению – валке леса, за что получил от соседей прозвище «дровосек». А Изабель могла вдоволь заняться шопингом вместе с мамой. Два месяца из этих трех ей повезло быть вместе с Кристофером Дином, который приехал к жене после окончания своих гастролей. Оказаться вместе всей большой семьей было для Изабель и Поля настоящим счастьем.

дю

Поль и Изабель с Кристофером Дином. Начало 1990-х гг.

На вопрос, есть ли у них сожаления по поводу окончания их любительской карьеры и чем привлекает их, кроме гонораров, разумеется, жизнь профессионалов, Дюшене ответили так: «Ни малейших сожалений! Мы вновь обрели радость танцевать на льду без этого жуткого пресса. Мы провели последние годы в попытках создать что-то новое, все время лавируя между теми ограничениями, которые предусматривают правила. Публика была на нашей стороне, судьи – не всегда. Мы теперь сможем танцевать под песни, не ограничивая себя во времени, делать столько поддержек, сколько захотим, играть с освещением, танцевать укутанными по шею или просто в купальнике, если нам так захочется. Ничто не будет нас стеснять! Чисто в физическом плане жизнь профессионалов с одним спектаклем практически каждый день очень непроста, но мы не будем испытывать ужасного психологического пресса, как на соревнованиях».

дю

Начало 1990-х гг.

А на вопрос, будет ли она в профессионалах выступать со своим мужем Кристофером Дином Изабель ответила так: «Об этом не может быть и речи! Чтобы сформировать пару фигуристов, нужно лет пятнадцать. Джейн и Крис вот уже восемь лет выступают в профессионалах, мы с Полем лишь дополняем их. Кажется, что я человек более решительный, но на льду мой брат преображается: он наполняет меня своей энергией. Но мы обязательно поставим какой-нибудь спектакль вчетвером – Крис, Джейн, Поль и я».

дю

В "Холидей он Айс". 1993 год

Однако попытки Изабель и Кристофера построить прочный семейный очаг, к сожалению, не увенчались успехом: гастрольная жизнь до десяти месяцев в году сначала Кристофера, а потом, после перехода в профессионалы, и Изабель, не оставляла супругам достаточно времени для общения. Планы совместного турне двух знаменитых дуэтов, намеченного на осень 1993 г., не реализовались, поскольку Дин решил вместе со своей партнершей Джейн Торвилл вернуться в любительский спорт и выступить на ОИ 1994 г. в Лилехаммере. Недопонимание между Изабель и Кристофером достигло своего апогея, и в июне 1993 г. они поставили точку в своем браке. Так пожелание матери Изабель иметь шестеро внуков (сама фигуристка говорила, что ей хватит и двоих детей) осталось нереализованным.  

В 1992 г. в издательстве Robert Laffont вышла книга «Isabelle et Paul Duchesnay. Notre Passion» (литературная запись Мартин Карре). На ее обложке фигуристы запечатлены в своей знаменитой поддержке на ЧМ 1991 г., которая стала их «визитной карточкой».

На протяжении своей профессиональной карьеры брат и сестра Дюшене в течение нескольких лет выступали и с прославленным коллективом «Холидей он Айс», и в туре Тома Коллинза по США. В 1994 г. они выступили в этом туре с номером на музыку 7-й симфонии Бетховена, продемонстрировав под эту мощную и захватывающую музыку атлетичное и одновременно очень креативное катание.

дю

1994 год

Кроме того, они снялись в нескольких французских, канадских и совместных франко-канадских телепроектах, поставили свой ледовый спектакль «Дюшене на свободе» и организовали свое шоу на музыку Густава Хольца под названием «Планеты». Это шоу представляло собой грандиозный спектакль с бюджетом в 3 млн. $, в котором были задействованы не только фигуристы, но и пловцы-синхронисты, акробаты и танцоры (хореографом выступил Ларс Любовитц), а зрители молниеносно переносились со льда в воздух и с земли на воду. С этим шоу с октября 1994 по январь 1995 гг. Дюшене объехали более 50 городов Европы и в 1996 г. были номинированы на премию Gemini за лучший спектакль.

К сожалению, их успешная профессиональная карьера прервалась раньше, чем они планировали – в 1996 г. Поль получил серьезную травму, катаясь на роликовых коньках.

В 2001 г. брат и сестра Дюшене стали героями телефильма «Огонь и лед», поставленного канадским режиссером Ришаром Мартеном и рассказывающего об их жизни и пути в большом спорте.

В конце концов брат и сестра Дюшене вернулись в Канаду с мечтой открыть там свою школу фигурного катания. Изабель время от времени выступает в роли консультанта на телевидении и в Канаде, и во Франции, но в основном занимается своей семьей (у нее есть сын Поль, названный в честь дяди, родившийся в 2001 г.). Поль работает хореографом у некоторых фигуристов, судит соревнования на локальном уровне и вместе со своей матерью занимается реабилитацией раненых животных на средства созданного ею фонда.

дю

Изабель и Поль выступают в защиту французского языка в Канаде. 2010 год

В феврале 2002 г. Дюшене все-таки осуществили свою давнюю мечту и открыли в городке Гатино, недалеко от Эйлмера, на улице Patrimoine, № 92 свой каток под названием «L’aréna-Paul-et-Isabelle-Duchesay». А еще они много внимания уделяют борьбе за сохранение французского языка в Канаде.

До Изабель и Поля Дюшене французские танцоры никогда не добивались столь высоких результатов. Их чувство современности, их страстное желание побеждать проторили дорогу к мировому пьедесталу следующим поколениям танцоров: Софи Моньотт – Паскалю Лаванши, Марине Анисиной – Гвендалю Пейзера, Изабель Делобель – Оливье Шёнфельдеру, Натали Пешали – Фабьену Бурза и, наконец, кудесникам льда последних лет Габриэлле Пападакис – Гийому Сизрону.

18 комментариев

Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Ответ olgusya
Лариса, большое спасибо за отклик! Да, о вкусах не спорят, разумеется. И вообще фигурное катание - очень субъективный вид спорта.)) Пересмотрела все программы Дюшене - и остаюсь при своем мнении. Иногда про плохие стихи говорят - "набор слов". Я бы то же сказала про танец Missing - набор движений. Нет характера, нет танцевальной идеи, нет ее развития. Да, можно объяснить словами, что означает то или иное движение (любители ставить в танце  "социальные проблемы" зачастую это делают). Но это не так должно "работать"! Почему, например, движение "маятник" (в начале танца) призвано означать неуверенность и нестабильность? У меня вот оно - само по себе, без словесных объяснений - не вызывает таких ассоциаций. А танец должен быть самодостаточным и "попадать в цель" (то есть в эмоцию) напрямую. Например, в финальном выпуске "Большого балета" Денис Матвиенко танцевал вину (он был в чем-то виноват и терзался этим), а Кимир Ким - грусть. И все было понятно без всяких объяснений. Это я к тому, что ту же идею - страх, беспокойство за близких - можно выразить танцевальными средствами так, что она сразу же "дойдет" до зрителя. Конечно, у Кристофера Дина были очень большие удачи. Но я бы не сказала, что все, что он ставил, великолепно. (И почему у него так много поз, где партнер держит партнершу за ногу? Ну буквально во всех его постановках!)))
Ой, Кимин Ким, конечно, простите.
0
0
0
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Ответ lamarin777
Спасибо большое за отклик, Оля! Как правило, у нас с Вами совпадают взгляды на многих фигуристов и их программы, но по поводу пары Дюшене я во многом с Вами не согласна. По поводу их внешности - тут, конечно, "о вкусах и цветах не спорят", но мне Изабель и Поль казались вполне симпатичными ребятами во все годы их выступлений. Ну а то, что у пары был свой стиль, совершенно не похожий на стили других пар, мне кажется, трудно опровергнуть. Его можно принимать или не принимать - это другое дело, и здесь я придерживаюсь первой позиции, а Вы - второй. Это нормально, каждый имеет право на свою точку зрения, даже если она идет вразрез с мнением большинства. Не соглашусь с тем, что танцы у Дюшене несложные - не думаю, что кто-то другой мог бы их с легкостью повторить, хотя, соглашусь, что катания на двух ногах у них могло бы быть поменьше (впрочем, в том же некоторые упрекали и нежно нами с Вами любимых Моисееву и Миненкова). У меня как раз никогда не было впечатления, что оригинальность была самоцелью Дюшене. В том, как поставить тот или иной элемент и вписать его в программу, задумки были, полагаю, у Дина и Скотницки, а Изабель и Поль лишь реализовывали их. Мне, кстати, нигде не попалась информация, что они сами предлагали какие-то идеи для воплощения их в танце. Не соглашусь с Вами и в том, что Кристофер Дин был гораздо лучшим фигуристом, нежели постановщиком. Ведь он сам ставил все их с Джейн танцы и воплощал их на льду, а потом реализовал множество великолепных постановок для других фигуристов, и не только для танцоров. Ну а то, что Делобель - Шёнфельдер и в особенности Пападакис-Сизрон гораздо ближе моему сердцу, нежели Дюшене - в этом нет никаких сомнений. Тем не менее вклад Изабель и Поля в развитие современных танцев я считаю достаточно весомым.
Лариса, большое спасибо за отклик! Да, о вкусах не спорят, разумеется. И вообще фигурное катание - очень субъективный вид спорта.))
Пересмотрела все программы Дюшене - и остаюсь при своем мнении. Иногда про плохие стихи говорят - "набор слов". Я бы то же сказала про танец Missing - набор движений. Нет характера, нет танцевальной идеи, нет ее развития. Да, можно объяснить словами, что означает то или иное движение (любители ставить в танце  "социальные проблемы" зачастую это делают). Но это не так должно "работать"! Почему, например, движение "маятник" (в начале танца) призвано означать неуверенность и нестабильность? У меня вот оно - само по себе, без словесных объяснений - не вызывает таких ассоциаций. А танец должен быть самодостаточным и "попадать в цель" (то есть в эмоцию) напрямую. Например, в финальном выпуске "Большого балета" Денис Матвиенко танцевал вину (он был в чем-то виноват и терзался этим), а Кимир Ким - грусть. И все было понятно без всяких объяснений. Это я к тому, что ту же идею - страх, беспокойство за близких - можно выразить танцевальными средствами так, что она сразу же "дойдет" до зрителя.
Конечно, у Кристофера Дина были очень большие удачи. Но я бы не сказала, что все, что он ставил, великолепно. (И почему у него так много поз, где партнер держит партнершу за ногу? Ну буквально во всех его постановках!)))
+1
0
+1
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Спасибо, Лариса, за такой красивый экскурс в историю танцев на льду! Не был поклонником пары Дюшене, но то, что это было очень оригинально, нет сомнений. Удивительно, как им удавалось пройти через обязательные танцы. Они были, на мой взгляд, абсолютно не танцевальной парой. Однако их трюки производили впечатление, и всё-таки у пары было своё лицо и свой стиль. Мне не близкий, как и стиль Бестемьяновой-Букина, хотя те были катальщики, безусловно, более высокого уровня.
+7
0
+7
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
А я ведь помню этих Дюшене. Ух и заруба у них была в Альбервиле с Климовой и Пономаренко. Они как раз последние выступали. Кода откатали поднялся такой гам, всем зрителям бывшего СССР казалось, что все победу отдадут им. Все ждали оценок затаив дыхание. Однако судьи решили в пользу наших. И заслуженно. Точно подметили лихорадочно как то катались И и П.
+1
0
+1
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Уважаемая Лариса! Спасибо за очередную главу Вашей летописи о фигурном катании и пути фигуристов, написанную ’’’на одном дыхании и с невероятной экспрессией’’’. А самое главное–с большой любовью к этому виду спорта.
+3
0
+3
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
lamarin777
Автор
Ответ olgusya
Лариса, спасибо большое за такой интересный материал! Детские и юношеские фото брата и сестры очаровательны! Не ожидала, что они могли быть такими милыми, поскольку в возрасте своей популярности (и наибольших успехов) в фигурном катании они мне внешне совсем не нравились, как и их стиль (если это можно так назвать). Действительно, работу конька изящной уж никак нельзя считать - согласна! Грубоватость -да, буквально во всем. А чисто технически танцы-то несложные! Много бега, катания на двух ногах. Кроме того, у меня всегда складывалось впечатление, что у пары оригинальность была самоцелью. Ну вот как будто усердно придумывали, что бы такое "выкомарить", чего больше ни у кого не было. А в чем был смысл, что за высказывания (танцевальные) получались? Очень мной любимый Кристофер Дин был (на мой взгляд) гораздо лучшим фигуристом, нежели постановщиком. Конечно, и Делобель-Шенфельдер, и Пападакис-Сизрон - совсем другое дело! И у тех, и у других - свой неповторимый стиль, свой язык, которым они говорят со зрителем, - выпестованный, прочувствованный, осмысленный!
Спасибо большое за отклик, Оля! Как правило, у нас с Вами совпадают взгляды на многих фигуристов и их программы, но по поводу пары Дюшене я во многом с Вами не согласна. По поводу их внешности - тут, конечно, "о вкусах и цветах не спорят", но мне Изабель и Поль казались вполне симпатичными ребятами во все годы их выступлений. Ну а то, что у пары был свой стиль, совершенно не похожий на стили других пар, мне кажется, трудно опровергнуть. Его можно принимать или не принимать - это другое дело, и здесь я придерживаюсь первой позиции, а Вы - второй. Это нормально, каждый имеет право на свою точку зрения, даже если она идет вразрез с мнением большинства. Не соглашусь с тем, что танцы у Дюшене несложные - не думаю, что кто-то другой мог бы их с легкостью повторить, хотя, соглашусь, что катания на двух ногах у них могло бы быть поменьше (впрочем, в том же некоторые упрекали и нежно нами с Вами любимых Моисееву и Миненкова). У меня как раз никогда не было впечатления, что оригинальность была самоцелью Дюшене. В том, как поставить тот или иной элемент и вписать его в программу, задумки были, полагаю, у Дина и Скотницки, а Изабель и Поль лишь реализовывали их. Мне, кстати, нигде не попалась информация, что они сами предлагали какие-то идеи для воплощения их в танце. Не соглашусь с Вами и в том, что Кристофер Дин был гораздо лучшим фигуристом, нежели постановщиком. Ведь он сам ставил все их с Джейн танцы и воплощал их на льду, а потом реализовал множество великолепных постановок для других фигуристов, и не только для танцоров. Ну а то, что Делобель - Шёнфельдер и в особенности Пападакис-Сизрон гораздо ближе моему сердцу, нежели Дюшене - в этом нет никаких сомнений. Тем не менее вклад Изабель и Поля в развитие современных танцев я считаю достаточно весомым.
+3
0
+3
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Ответ lamarin777
Спасибо большое всем, кто так тепло откликнулся на мой пост об Изабель и Поле Дюшене! Я давно собиралась написать об этих фигуристах, но хотелось собрать побольше интересной информации о них, что оказалось не слишком просто. Работая над материалом, я живо вспомнила все перипетии борьбы этого дуэта с нашими Климовой - Пономаренко и Усовой - Жулиным. Это была на редкость бескомпромиссная борьба, в которой победителя заранее предсказать было практически невозможно. Французы, в особенности в то время (сейчас-то мы уже более привычны к разнообразию представляемых стилей), были как с другой планеты: они отличались во всем - в выборе музыке, костюмах, а главное в хореографии и в целом своим подходом к танцу. Думаю, что для Мартина Скотницки как тренера и, конечно, Кристофера Дина как "гения постановки" Изабель и Поль оказались невероятно благодатным материалом: они сумели наилучшим образом воплотить на льду все их идеи. Не могу сказать, что в их творчестве мне импонировало абсолютно все, но даже не слишком удачным, с моей точки зрения, находкам нельзя было отказать в сногсшибательном "вау-эффекте" (не люблю этого англицизма, но не нашла в русском языке столь же емкого и краткого его аналога). И порой закрадывалась мысль :"Как они это делают!?" Хотя их работу конька никогда нельзя было назвать изящной, эта грубоватость как-то не входила в противоречие с их стилем. В особенности - согласна с Михаилом Лопатиным! - мне нравился их танец сезона 1990 года, который у нас почему-то назывался "Танцем чилийских бедняков". До сих пор при его просмотре испытываю непередаваемые эмоции! А вот его "продолжение" 1991 года было уже явным "дежа вю". Что же касается "Вестсайдской истории", то вообще не считаю это творение Дина удачным. По-моему, агрессия этого танца просто зашкаливает! Ну и исполнение было далеко не лучшим. По-моему, из французских дуэтов последующих поколений наиболее тесную творческую связь с Дюшене, при всей разнице их стилей, имеют Делобель - Шёнфельдер и Пападакис - Сизрон. Они тоже шли/идут непроторенными путями, и это вызывает огромное уважение.
Лариса, спасибо большое за такой интересный материал!
Детские и юношеские фото брата и сестры очаровательны!
Не ожидала, что они могли быть такими милыми, поскольку в возрасте своей популярности (и наибольших успехов) в фигурном катании они мне внешне совсем не нравились, как и их стиль (если это можно так назвать). Действительно, работу конька изящной уж никак нельзя считать - согласна! Грубоватость -да, буквально во всем. А чисто технически танцы-то несложные! Много бега, катания на двух ногах. Кроме того, у меня всегда складывалось впечатление, что у пары оригинальность была самоцелью. Ну вот как будто усердно придумывали, что бы такое "выкомарить", чего больше ни у кого не было. А в чем был смысл, что за высказывания (танцевальные) получались? Очень мной любимый Кристофер Дин был (на мой взгляд) гораздо лучшим фигуристом, нежели постановщиком.
Конечно, и Делобель-Шенфельдер, и Пападакис-Сизрон - совсем другое дело! И у тех, и у других - свой неповторимый стиль, свой язык, которым они говорят со зрителем, - выпестованный, прочувствованный, осмысленный!
+2
0
+2
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Жаль, что Дюшене не поехали на олимпиаду в Лиллехаммер. Даже Торвилл-Дин спустя 10 лет снова всерьёз рассчитывали на золотые медали.
+2
0
+2
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Спасибо, невероятно интересно!
+6
0
+6
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Спасибо, Лариса, за интересный материал!
+8
0
+8
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Лариса! как всегда с огромным удовольствием прочитала Ваш рассказ.Хорошо помню эту пару. В то время они казались мне необычными во всем! Их катание, внешность (очень симпатичные ребята). А сейчас пересмотрела их программы. Я не специалист, но мне кажется, Дюшене уступали нашим дуэтам. но все равно, их программы, на мой взгляд, это глоток свежего воздуха. Огромное спасибо, Лариса!
+4
0
+4
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
lamarin777
Автор
Спасибо большое всем, кто так тепло откликнулся на мой пост об Изабель и Поле Дюшене! Я давно собиралась написать об этих фигуристах, но хотелось собрать побольше интересной информации о них, что оказалось не слишком просто. Работая над материалом, я живо вспомнила все перипетии борьбы этого дуэта с нашими Климовой - Пономаренко и Усовой - Жулиным. Это была на редкость бескомпромиссная борьба, в которой победителя заранее предсказать было практически невозможно. Французы, в особенности в то время (сейчас-то мы уже более привычны к разнообразию представляемых стилей), были как с другой планеты: они отличались во всем - в выборе музыке, костюмах, а главное в хореографии и в целом своим подходом к танцу. Думаю, что для Мартина Скотницки как тренера и, конечно, Кристофера Дина как "гения постановки" Изабель и Поль оказались невероятно благодатным материалом: они сумели наилучшим образом воплотить на льду все их идеи. Не могу сказать, что в их творчестве мне импонировало абсолютно все, но даже не слишком удачным, с моей точки зрения, находкам нельзя было отказать в сногсшибательном "вау-эффекте" (не люблю этого англицизма, но не нашла в русском языке столь же емкого и краткого его аналога). И порой закрадывалась мысль :"Как они это делают!?" Хотя их работу конька никогда нельзя было назвать изящной, эта грубоватость как-то не входила в противоречие с их стилем. В особенности - согласна с Михаилом Лопатиным! - мне нравился их танец сезона 1990 года, который у нас почему-то назывался "Танцем чилийских бедняков". До сих пор при его просмотре испытываю непередаваемые эмоции! А вот его "продолжение" 1991 года было уже явным "дежа вю". Что же касается "Вестсайдской истории", то вообще не считаю это творение Дина удачным. По-моему, агрессия этого танца просто зашкаливает! Ну и исполнение было далеко не лучшим. По-моему, из французских дуэтов последующих поколений наиболее тесную творческую связь с Дюшене, при всей разнице их стилей, имеют Делобель - Шёнфельдер и Пападакис - Сизрон. Они тоже шли/идут непроторенными путями, и это вызывает огромное уважение.
+14
0
+14
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Спасибо за статью. Обожала Дюшене. Открыла их для себя на ОИ-88 под замечательный танец под барабаны. Помню авацию, устроенную им нашими болельщикаии на ЧЕ-90 в Ленинграде. И потрясающий Missing, который и сейчас смотрится совершенно современно. Да и вообще во многом на мой взгляд современные танцы на льду "вышли из Дюшене".
+7
0
+7
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Пользователь заблокирован
Спасибо Вам огромное за прекрасную работу. Открыла для себя этих фигуристов вновь . Испытала невероятное удовольствие. Побольше бы таких материалов.
+9
-2
+7
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Лариса, огромное Вам спасибо. Увидела ваш пост и отложила чтение до ... чашки кофе с хорошей выпечкой как деликатес, который нужно не спеша просмаковать.
Программы-
гениальные. Сколько лет уже прошло, а смотрится все на одном дыхании. Кристофер Дин , конечно, не только выдающийся фигурист, но и выдающийся постановщик.
Продолжила новое для себя , подписалась на Ваш блог. Ещё раз спасибо.
+7
0
+7
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Спасибо большое, Лариса! Очень интересная пара с уникальными постановками от Дина. Про первый Missing я даже писал немного в свое время в посте о Кристофере -- очень люблю этот танец. :) Там же еще была и довольно острая для того времени социально-политическая тема. Сиквел, на мой вкус, получился не настолько убедительным.
Танец 1988го года посмотрел впервые -- очень любопытно.
+15
-2
+13
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Огромное вам спасибо за такую интереснейшую статью об этих первооткрывателях французского пути в танцах! Теперь стиль нынешних лидеров ПС выглядит как закономерное развитие той оригинальности, самобытности, синхронности и органичности, что так ясно видны в приведенных вами программах пары Дюшене. И какие необычные программы ставил Дин еще в то время - очень непривычная хореография, с одной стороны, но потрясающе музыкальная - с другой. Его программы для Дюшене смотрятся на одном дыхании. Даже не помню, когда с таким увлечением проводил время на этом сайта - спасибо Вам, Лариса, за то, что продолжаете размещать здесь такие содержательные статьи.
 https://bestgif.su/_ph/26/2/231477857.gif
+19
0
+19
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Пользователь заблокирован
Хороший трибьют французской паре, спасибо!!🤝🤝
+4
-1
+3
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий