3 мин.

Тот самый Брэдбери

Нет, я не был в Солт-Лейк-Сити в 2002 году, но этот никому особо не нужный шорт-трек, в котором кроме Аполло Антона Оно мы, пожалуй, никого не знали, а российских спортсменов и близко не было, транслировался по включенному телевизору в редакции.

На четвертьфинал мы вообще не обратили внимания, в полуфинале посмеялись везению странного австралийца, а вот финал с его неповторимой развязкой мы уже смотрели внимательно. В спорте бывали случаи, когда «темная лошадка» побеждала в результате ошибки фаворитов, но чтобы все фавориты ошиблись одновременно – такого мы еще не видели.

Что уж тут говорить. Посмотрите видео.

Давайте еще раз рассмотрим, что получилось. В следующую стадию каждый раз проходят по два лучших конькобежца. В четвертьфинале Брэдбери, финишировав третьим, уже смирился с тем, что выступления на этой дистанции для него закончены. Однако канадец Марк Ганьон был дисквалифицирован за толчок соперника, и Брэдбери прошел в полуфинал со второго места.

В полуфинале бежало пять спортсменов. Брэдбери уверенно шел на последнем месте, но трое лидеров ухитрились перед самым финишем попасть в завал, и наш герой успел пересечь финишную линию вторым.

Казалось, что это и так было слишком много для одного Брэдбери, и в финале он даже не пытался вмешаться в борьбу за медали. Но на последнем повороте падение одного из спортсменов снесло, как костяшки домино, всех остальных. Брэдбери пересекал линию финиша в гордом одиночестве и с очень удивленным лицом.

Несмотря на то, что все это без преувеличения можно считать чудом, Брэдбери нельзя назвать совершенно случайным человеком в спорте – как, например, кенийского лыжника Филиппа Бойта.

Стивен Брэдбери родился в Австралии 14 октября 1973 года. Уже в 1991 году в Сиднее молодой талантливый конькобежец стал чемпионом мира в эстафете на 5000 метров, и в этой же дисциплине завоевал бронзовую медаль на Олимпиаде-1994 в Лиллехаммере. Более того, тогда на дистанции в 1000 метров он был одним из фаворитов, но один из соперников уронил его в борьбе. Виновник был дисквалифицирован, но Брэдбери от этого не стало легче.

Потом у Стивена что-то надломилось. В том же 1994 году во время другой гонки в Монреале Стив напоролся на конек соперника и потерял четыре литра крови. Его спасли, но попытки вернуться на прежний уровень успеха не имели. Более того, в 2000 году Брэдбери сломал шею на тренировке и долго ходил в корсете.

К Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити все его успехи давно уже были давно позабыты. Брэдбери воспринимали даже больше как человека, который качественно делает коньки, чем как действующего спортсмена. Стивен вспоминает, что за два дня до финала он написал по электронной почте фавориту – Аполло Антону Оно – с просьбой замолвить словечко о его коньках, если Оно выиграет золото.

Но судьба распорядилась иначе. Видимо, чем-то привлек ее этот светлый человек с ребяческими манерами. Брэдбери за несколько секунд преодолел путь из грязи в князи: ему суждено было стать первым в истории стран южного полушария золотым медалистом зимней Олимпиады.

Жизнь его с этого момента изменилась.

Он бы награжден Медалью за заслуги перед Австралией, в его честь была выпущена почтовая марка. Гонорары от использования его образа на марках позволили ему купить машину – раньше Стив не мог себе этого позволить.

Более того – его образ вошел в культурный контекст. В современном английском языке появилась идиома Bradbury-style, означающая «Отсидеться за спинами конкурентов», «Дождаться ошибки врагов».

В романе Мэттью Райли Hover Car Racer герой упоминает «Принцип Брэдбери», вставший на один уровень с Законами Мерфи и Принципом Питера.

После этой эпохальной победы и последовавших за ней чествований Брэдбери покинул шорт-трек и переквалифицировался в автогонщики. В Австралии на его счету несколько призовых мест в различных сериях, но Стивен все равно катается не ради побед. Ему это просто нравится.

Что самое смешное во всей этой истории, на следующей дистанции той же Олимпиады у Брэдбери чуть было не прошел тот же номер. Таким же образом он преодолел 1/4 финала, в полуфинале тоже были падения, но они позволили Стиву приехать лишь третьим. Мне кажется, это напомнило всем нам о том, что чудеса всегда находятся где-то рядом.