«Только терпеть с прекрасными человеческими муками». Интервью с Полиной Свеженцевой — автором фильма «ЗАЛ» о легендарном боксерском клубе «Торпедо»
В июле на Beat Film Festival состоялась премьера документального фильма «ЗАЛ» о знаменитом боксерском клубе «Торпедо». Снос стадиона и здания зала начался в 2021 году.
Полина Свеженцева несколько лет работала над картиной и провела среди этих стен много времени, общаясь со спортсменами и фиксируя смену эпохи. Мы поговорили с ней о начале ее пути, образах, ее жанре и красоте спорта.
Расскажите немного о себе. Верно понимаю, что «Зал» — ваша первая большая документальная работа? Что снимали до этого? Если бы вас попросили назвать самых близких по духу авторов в игровом и документальном кино, то кто бы это мог быть?
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/d/08/bf7ac12fc400fb399480556967cee.jpeg?f=webp&q=90)
Я родилась в небольшом военном городе. С ранних лет начала рисовать, потом переключилась на фотографию. В итоге решила поступить в СПбГИКиТ на кафедру кинооператорского искусства.
Про кино я знала мало, просто хотелось продолжать фиксировать образы из своей головы.
Моя первая большая работа — игровой фильм «ИДТИ НЕЛЬЗЯ ОСТАТЬСЯ», который был моей дипломной работой.
Сняв диплом, я поняла, что мне необходимо обрасти «мясом». «Мясо» — это жизнь и умение ее ретранслировать.
Я увлеклась документальными этюдами. Снимала всяких интересных мне людей, пыталась говорить с ними через камеру. Сережа с чердака, храбрая Вика, мальчики на фиксах.
Постепенно у меня сформировался язык, который я бы назвала «художественная документалистика». Спустя 7 лет я сняла «ЗАЛ».
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/a/8b/12322c9da40b2adf24f1dfdff367c.jpeg?f=webp&q=90)
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/5/da/8ba5b0dfa4f13b267e2ca8576a8d4.jpeg?f=webp&q=90)
Честно говоря кино сейчас не очень люблю. Мне больше нравится живопись, и, по-моему, я ближе к русским передвижникам или местами к прерафаэлитам чем к кино.
А вообще — Вернер Херцог. Рекомендую всем его работы. По глубине мало что с ним можно сравнить.
В каком году и как вы начали работать над «Залом»? Сколько потратили на создание?
В 2019 году мой друг предприниматель Илья Окпыш позвонил и предложил «снять что нибудь» для клуба. Он сам ходит туда много лет и знал, что здание должны снести.
Так все и началось. Я сразу поняла что это мой шанс сделать кино. Илья меня поддержал и полностью проспонсировал.
Сейчас мы ищем способы реализации для фильма. Чтобы у людей была возможность видеть его не только на фестивалях.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/7/94/59fa99c364cb6a082a8c0ca749bfa.jpeg?f=webp&q=90)
Вы смотрите спорт? Какой вид в теории, как кажется, мог бы понравиться?
Я люблю смотреть бои без правил или профессиональный бокс. Во-первых, это красиво. Во-вторых — бой двух противников это идеальная драматургия. Силы равны значит побеждает что-то еще. Что?
Два человека как две стихии на твоих глазах вступают в конфронтацию. Очень увлекательно.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/9/41/882a98be342eb87c3da4fac009008.jpeg?f=webp&q=90)
В самом начале вы проводите, как мне кажется, одну из главных параллелей, которая находит подтверждение на протяжении всего фильма: цикличность истории и символичность решений, которые сначала кажутся разрозненными фрагментами. Симонов монастырь, как один из важных оборонительных пунктов «превращается» в спортивный центр, где сражаются более привычные для нас бойцы.
Да, кино о цикличности всего живого.
«Революцию же молодежь делает, пенсионеры не пойдут делать революцию. Она им не нужна» Отцы и дети вечный цикл. В 30-е взрывали храмы. И на месте монастырский полей построили стадион . А сейчас мои герои читают молебен на этой земле. Вот и замкнулся круг.
Тренировка сама по себе тоже цикл. Дети взрослеют, стареют умирают. День сменяет ночь. Тихо течет река.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/a/a2/46aa250b745faa2c69ca018509224.jpeg?f=webp&q=90)
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/7/8a/89f8a6af34d96b0514963f656e8b5.jpeg?f=webp&q=90)
Признаюсь, если бы не язык, то по кадрам и съемке скорее бы подумал, что смотрю европейский документальный фильм. Конечно, смотрю чрезвычайно мало любого российского кино, да и документального зарубежного тоже, но цветокоррекция и не только напомнили совсем другие страны. Действительно есть это различие, и как оцениваете постпродакшн и монтаж, все ли удалось?
Честно говоря, не понимаю почему создалось такое впечатление. Думаю, это что-то личное.
Вспомните Достоевского. Да, грязь, темнота, но какие герои! Какие сильные эмоции они переживают.
Мне кажется этот баланс между внешней сдержанностью и внутренней страстью очень близок нашей культуре. Кстати, корни этого ведут к православной культуре. Ведь все изобразительное идет от иконописи. Сравните наши иконы и католические например.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/5/53/eb623c38046099645aa85a351f48e.jpeg?f=webp&q=90)
Может быть чем то мое изображение и напоминает скандинавское кино, но точно не в монтаже, не в выборе момента, не в чувственности в целом.
Какой план вы использовали чаще всего в съемке, объясните тем, кто не снимает кино, почему именно такой лучше всего подходит для «Зала»?
Наверное речь идет о интерьерах зала? Не знаю, не могу сказать почему. Я же не просто оператор, я снимаю, зная как я это смонтирую, и рисую картину в целом, состоящую из сотни деталей. Так что, это как то интуитивно в голове складывается и получается решение.
Насколько понимаю, вам было довольно просто «влиться» в коллектив, потому что почти все спортсмены ведут себя естественно и уже не обращают внимание на камеру. Что вы для этого сделали, какие сложности были?
Не очень просто. Процесс съемки людей очень интересный.
Конечно, то, что вы видите в кино — не есть объективная правда. Я же ищу «свое» лицо в толпе. И, как правило, то что получается — результат некоторого бессловесного взаимоотношения. Он смотрит на тебя, ты — на него. Долго, через камеру. Попробуйте сделать так в жизни. Очень быстро с людей спадают маски. И останется что-то. Кое-что.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/1/aa/564c5b3164d6697de6cc75b19db9e.jpeg?f=webp&q=90)
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/5/a9/54b301e904b8793d64e392896a82a.jpeg?f=webp&q=90)
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/4/32/4e70456ba4e4cb58f456e90f75797.jpeg?f=webp&q=90)
За один съемочный день удавалась снять один такой портрет. И это большая удача, я считаю.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/a/d5/6c467964a4a6f9722a53891862ef8.jpeg?f=webp&q=90)
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/e/4a/bd26fb3324ab390859cd433343ab9.jpeg?f=webp&q=90)
Мне по душе тезис, что любой фильм и плод культуры не имеет какой-то тематической принадлежности: хорошо сделанная работа будет такой независимо от темы. Если «Зал» больше не о спорте и не драма, то о чем этот фильм? И что это?
Мне кажется любое произведение если докопаться будет о смерти. Она как мерило всех вещей.
Что это? Притча или сказка.
Я бы назвала себя сказочником, да.
Выходит это сказка о смерти.
Вы упомянули о поэтике на презентации. Но в быту слово «поэтический» воспринимается по-разному и довольно стереотипно. Можете на примере нескольких сцен или кадров «Зала» объяснить, в чем проявляется поэтика?
Так. Я научу вас смотреть кино.
Вот один из эпизодов:
Тренер говорит: «Труд всегда выльется. Терпеть, работать».
После идут кадры: Шамиль молотит по груше. Портрет с черной лентой — тренер орет: «Выбор! Выбор!». Миша страдает на полу, терпит. «Пять! Четыре! Три! Два! Один!». Вода.
Это аллегория человеческой жизни. Любой! Выбора у нас нет. Только терпеть и работать. А труд он куда то да выльется.
А внутри — прекрасные человеческие муки. Ведь это правда красиво. Посмотрите.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/4/15/6ec02791d41a29396c75dca41a240.jpeg?f=webp&q=90)
Хотелось бы еще сказать, что мой язык всегда на стыке звука и изображения. У меня много музыки. В этот раз мне помог Женя Щукин (FMSAO). Он мой полноправный соавтор в этих поэтических моментах.
Кстати, саундтрек уже в сети.
Финал истории зала кажется очевидным, но считывается по-разному. Ведь понятно, что переселение секции здесь абсолютно не играет какой-либо роли. Если бы дело было исключительно в помещении, то и отношение к истории зала была бы другой.
Любое действие имеет комплекс причин.
Конечно их не только переселили. И в фильме об этом говорится четко: «Ребята, мы строим вам новый зал. В этом зале вы будете тренировать детей бесплатно». На одной из встреч они говорят: «Нет ребят, надо деньги платить». Соответственно, теперь нет бесплатной детской секции.
Я сознательно сместила акцент в сторону. К тому, что для меня важнее.
Ведь архитектура — памятник. И память хранящаяся внутри. Куда повесить портрет, если стены нет?
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/a/6d/c1ceb784341719284e07383da7fb1.jpeg?f=webp&q=90)
Но теперь есть кино. Считайте теперь это их цифровая стена.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/f/64/d97d66c6b4f8ba2e5584cb14f17c9.jpeg?f=webp&q=90)
Судьба пока что туманна, но, надеюсь, кино возьмут еще на фестивали. Ну а дальше — будем пробовать оказаться на платформах.
Почему выбранный вами кадр для постера кажется наиболее подходящим?
А вот! Это ключик к разгадке фильма.
Дам подсказку: скульптура умирающий раб Микеланджело.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/d/4a/06c1d4e804b14aaace3f1f944ff2e.jpeg?f=webp&q=90)
Как вы можете описать мужество и силу? Или какие образы представляются вам, когда слышите эти слова?
Я наверное, разделю эти понятия.
Мужество — способность трезво смотреть на вещи, переносить страдания, справляться со страхом.
Сила. На аркане «Сила» картах таро изображена женщина в белый одеждах склоненная надо львом. Она не борется с ним, она его приручила, своей любовью, чистотой. Мне близка эта трактовка!
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/7/d8/04004b4b546c99f0badff99b80081.jpeg?f=webp&q=90)
Вот бы только набраться мужества и быть этой дамой!
Есть стереотип, что режиссеры смотрят много кино: вы тоже? Какие 3 фильма вы посмотрели за последнее время?
Фуух… Нет я смотрю не много кино. Из последнего.
Атлантида — документальный фильм, который я посмотрела на Beat Film Festival. О жизни ребят живущих в пригороде Венеции. Документальное кино дает уникальную возможность увидеть мир за закрытыми дверями. Ну как бы мы еще узнали, что парень Дэниел живет жизнью нашего Вани? У них даже музыка одна. Это очень отрезвляет.
«Угрюмый» Филиппа Грандье.
Этот режиссер — настоящий художник. Кино, похожее на сон. Глубоко, чувственно.
«Путешествие в Париж» Марии Поляковой — русский короткометражных фильм.
О жизни мальчиков в колонии. Все актеры – из детской колонии. Потрясающая игра мальчиков! Все кино проплакала. Он кстати есть в открытом доступе, очень рекомендую.
Скажите, а почему не сняли фильм или сюжет в этом же фильме про зал борьбы, расположенный за футбольными воротами напротив зала бокса?