14 мин.

Последний раз 6 русских в финале НХЛ играли 20 лет назад: Могильный бодался с Зубовым, а Фетисов был тренером

И тогда в финале тоже был «Даллас».

Этот сезон НХЛ стал действительно особенным – в том числе и для нашего хоккея. В финале Кубка Стэнли впервые за долгое время сыграют сразу шесть русских хоккеистов: фаворит «Везины» Василевский, внезапная вспышка Худобин, хоккейный гений Кучеров, живой сгусток энергии Радулов, чуть не съеденный в АХЛ Гурьянов и прогрессирующий с каждым годом Сергачев.

В последний раз такое мощное русское представительство было 20 лет назад, когда в решающей серии сезона-1999/2000 играли тот же «Даллас» и «Нью-Джерси». Человечество только-только забороло страшную «проблему 2000 года», молодой Владимир Путин был выбран на первый срок, в прокат только что вышел фильм «Брат-2» – и только новости на ОРТ, как и сейчас, вела Екатерина Андреева. 

Давайте вспомним, что это был за плей-офф – в целом и для наших парней в финале.

«Даллас»

Предсезонные котировки на чемпионство: 4,5 (делили первое место с «Детройтом») 

Предсезонный прогноз Sports Illustrated: первое место в лиге, чемпионство. «Против так называемого «чемпионского похмелья» еще никто не нашел чудесного рецепта. Главный тренер «Старс» Кен Хичкок летом говорил сразу с четырьмя тренерами-чемпионами из разных видов спорта, и каждый ответил ему, что необходимо обращать внимание на мельчайшие детали подготовки – если ты упустишь что-то из вида, то все пойдет наперекосяк. 15 игроков «Далласа» сделали тату с изображением Кубка, но не это реальный знак чемпиона. 

Пара центров Майк Модано – Джо Нуиндайк может посоперничать с парой Форсберг – Сакик из «Колорадо», а в третьем звене играет Ги Карбонно – парень, которого вы в первую очередь выпустите на вбрасывание в своей зоне на последней минуте. Никто не блокирует столько бросков как «Даллас», а их большинством уверенно рулит Сергей Зубов. «Даллас» может повторить свой прошлогодний успех, потому что они исправили пару важных деталей и готовы работать над мелочами».

Русские в составе: Крэйг Баттон, который ранее работал в «Старс», невероятно высоко оценивал Сергея Зубова. По его мнению, в той команде защитник обладал лучшим хоккейным интеллектом, пасом и броском с неудобной руки, а его щелчок уступал лишь Модано. «Он видит игру не так, как все остальные в команде», – говорил Баттон. «Когда ты выходишь на лед с Сергеем, то поражаешься тому, что он может делать на площадке абсолютно все», – хвалил первого защитника своей команды Модано. 

Удивительно, но в команде с одной из лучших оборон в лиге Зубов закончил сезон с небольшим минусом («-2», Бретт Халл улетел вообще на «-21»). Но при этом никаких претензий на льду к нему не было: он выходил в большинстве, меньшинстве (второе в истории лиги – 89,2% нейтрализации!) и играл почти полчаса за матч. Тренер «Далласа» ждал, когда фанаты начнут оценивать его на уровне Лидстрема, который на тот момент уже трижды подряд входил в топ-3 голосования «Норрис Трофи», – увы, Зубов лишь раз станет финалистом этого трофея. 

Соседом Зубова по комнате был 20-летний Роман Ляшенко. Молодой центр после победы на МЧМ-1999 быстро рванул в НХЛ. Линейка центров Модано – Нуиндайк – Карбонно его ничуть не напугала, в АХЛ Роман задержался ненадолго и к концу сезона закрепился в основном составе, пусть и играл по 10 минут за матч. «Роман напоминает мне Яшина. Его не сбить с ног, трудно отнять шайбу.Он очень силен физически, с быстрыми руками. Все необходимое для игры в НХЛ у него есть», – лил патоку Модано.  

Путь в финал: в первом раунде «звезд» ждал сверхбюджетный «Эдмонтон», платежка которого была почти в два раза меньше «Далласа» (24 млн против 42). С ними разобрались за пять игр, причем решающий гол в первой игре забил молодой Ляшенко.

Сам он, правда, скромничал после всего: «Ничего особенного сегодня я не сделал, шайба сама попала в крюк моей клюшки и отлетела в сетку ворот [Томми] Сало. Но пока лучший гол в моей карьере – буллит в составе ярославского «Торпедо» в одном из плей-офф». 

Затем на очереди был молодой и дерзкий «Сан-Хосе», который выбил чемпионов регулярки – «Блюз» – во многом за счет того, что вратарь «Сент-Луиса» Роман Турек напускал диких бабочек. Но воспитанник Третьяка Эд Белфор сразу же показал, кто тут топ-вратарь лиги, сделав два сухаря. «Акул» убрали так легко, что при счете 1-3 они даже оставили в запасе своего капитана Оуэна Нолана с небольшой травмой. 

А вот в финале конференции «Даллас» в любом случае должен был пробиваться через крупную дичь – «Колорадо» или «Детройт», которые играли параллельно. Тогда в главном противостоянии 90-х победили «лавины», которые уже имели здоровый зуб на «Даллас»: за год до этого – в финале Запада-1999 – «Колорадо» упустил 3-2 в серии и пропустил в финал «Даллас». Чтобы этого не повторилось, на дедлайне в Денвер приехали два суперветерана без выигранного Кубка: Дэйв Андрейчук и Рэй Бурк (да, легенда №77 сыграл за «Колорадо» два плей-офф, если вы не забыли). 

Как и в серии 2020-го, вышла жесткая мясорубка на семь игр и с кучей силовых: например, в четвертом матче их было 106. «Даллас» в какой-то момент пытался просто вывести из игры Патрика Руа, постоянно его атакуя, но смена судейской бригады, которая начала свистеть мелкие фолы «Старс», заставила изменить тактику. 

А решающий гол снова забил Ляшенко – правда, он не знал, что это будет решающий.

В седьмой игре после его шайбы «Даллас» повел 3:0, «Колорадо» напряг свои суперзвездные мускулы, сделал счет 2:3, но на последней минуте Рэй Бурк вмазал в штангу.

«Даллас» – в финале, а генменеджер «Колорадо» взорвался: «Это было самое шокирующее поражение за то время, что я руковожу этой командой. Я не стесняюсь сказать: сегодня проиграла команда, которая была лучше».

«Нью-Джерси» 

Предсезонные котировки на чемпионство: 9 (третье место) 

Предсезонный прогноз Sports Illustrated: седьмое место, поражение в финале конференции от «Бостона». «Прошлой весной «Девилс», несмотря на первый посев, вылетели в плей-офф от «Питтсбурга». Тренер Робби Фторек назвал свою работу в серии плей-офф «чудовищной». В совокупности за три года «Девилс» – лучшая команда регулярки на Востоке, при этом в плей-офф они проиграли 10 из 23 игр.

Мартин Бродер остается одним из лучших вратарей в лиге, но пока не может повторить свои геройства из чемпионского 1995-го. В серии с «Питтсбургом» у него кошмарные 85% сэйвов. «Ну, невозможно побеждать каждый год», – объяснял свой провал голкипер. Тем не менее, у «Девилс» все еще лучшая оборона в лиге, которую ведут за собой 26-летний кандидат на «Норрис» Скотт Нидермайер и опытный Скотт Стивенс».  

Русские в составе: Меньшинство «Девилс» в том сезоне входит в топ-20 в истории лиги (87,5%) – и большая заслуга в этом у Сергея Немчинова, который выходил в одной из спецбригад. Свой первый Кубок Стэнли Немчинов выиграл еще в 1994-м в составе «Рейнджерс» – генменеджер Нил Смит тогда сравнивал его с солдатом. Такие бойцы и нужны были одной из самых дисциплинированных и жестких команд лиги. 

«Славы у меня нет вообще. Каждое лето я на несколько недель приезжаю в Москву отдохнуть – родителей повидать, городом родным подышать. Много гуляю, езжу... И представляете, за девять лет меня ни разу никто на улице не узнал», – рассказывал Сергей Брылин «Огоньку». Все погруженные в хоккей люди знают Брылина как честного пахаря четвертой тройки, который часто и не проходил в основу «Девилс» до 30 лет – поэтому многие люди, в хоккей не погруженные, его и не замечали в обычной жизни. Роль Сергея в команде выросла как раз после сезона-2000. 

Отношения Владимира Малахова с «Монреалем», в котором он провел 6 лет карьеры, были безнадежно испорчены к 2000-му: его брали в команду, в которой играл Патрик Руа и которая на что-то претендовала, но все 90-е «Канадиенс» тихо деградировали. Русский защитник был подвержен травмам и получил тяжелое повреждение еще на предсезонке – он пропустил 57 игр сезона, хотя в клубе подозревали, что он мог бы выйти на лед и пораньше. 

Терпение «Канадиенс» добило то, что Малахов катался на лыжах во время своего восстановления от травмы. Когда в феврале защитник вернулся в состав, его сделали доступным для обмена. 26 февраля фанаты освистали его в домашней игре, а уже через несколько дней он отправился в «Девилс». Малахов говорил: «Я планировал продолжить играть здесь, но этот инцидент стал последней каплей».

Александра Могильного летом 1995-го обменяли в «Ванкувер», чтобы возродить связку с Павлом Буре и помочь клубу выиграть первый Кубок в истории. Из этого ничего не получилось: Могильный сыграл лишь одну серию плей-офф за «Кэнакс». В 1997-м в клубе появился дуэт Марк Мессье – Майк Кинэн, который фактически развалил клуб и вынудил Буре просить обмен. Весной 2000-го у «Ванкувера» не было шансов на кубковый поход, и «Девилс» выменяли Могильного, чтобы создать и второе топ-звено после тройки Элиаш – Арнотт – Сикора. В регулярке за новый клуб снайпер сыграл лишь 12 игр.

Путь в финал: оказался сложнее, чем у «Старс». Правда, в первом раунде «Девилс» всухую убрали «Флориду», которая в атаке могла положиться только на Буре. На нейтрализацию Русской Ракеты бросили как раз Брылина и Немчинова – и Павел за всю серию забросил только раз, в большинстве. Впрочем, вся «Флорида» за четыре игры выжала лишь пять шайб.  

А вот во втором раунде был соперник интереснее – забытый в России «Торонто» эпохи Пэта Куинна, в котором играли сразу семь человек из бывшего СССР. Та команда была одной из самых ярких в регулярке (4-я атака лиги), но сокрушительно разбилась о «квалифицированную защиту «Девилс» (термин Могильного) в средней зоне: в решающем шестом матче серии «Торонто» за 60 минут бросил по воротам Бродера шесть (!) раз – худший результат в истории лиги. Возможно, у них не было мотивации, как у Могильного: Вячеслав Фетисов, помощник главного тренера «Девилс», обещал форварду за каждый бросок давать рубль, а потом, когда первая бонусная мера не сработала – два.

Наконец, в финале Востока предстоял матч с «Филадельфией», которая взяла первый посев конференции и прошла «Питтсбург», выиграв самый длинный матч в современной истории. Попутно Эрик Линдрос ссорился с менеджментом клуба, и никто не знал, что это его последний плей-офф в оранжевом джерси. Правда, и без капитана, лечившегося после очередного сотрясения, у «летчиков» все было шоколадно: они вели 3-1.

Тренер «Девилс» Ларри Робинсон после четвертой игры уничтожил своих игроков: «Они почему-то вбили себе в головы, что разбираются в хоккее лучше нас, тренеров. До тех пор, пока хоккеисты не сообразят, кто на самом деле должен руководить игрой, нам ничего не добиться». Сработало – «Девилс» выиграли пятый матч, в шестой игре вернулся Линдрос, но «Нью-Джерси» выиграли и ее. А в седьмой, как многие помнят, случилось вот это.

Деморализованная «Филадельфия», потерявшая лидера, не смогла выжать из себя больше одной шайбы. 

Финал 

Простой факт о главной серии 2000-го: в первом матче финала забросили 10 шайб, а в пяти последующих – 14. Это не совсем «финал кошмаров», как в 1999-м, но веселья в нем не было – это видно и по тому, что из шести русских игроков в финале трое чисто оборонительные, а еще один гонял в четвертой тройке, от которой тоже излишеств не ждали.

В первой игре «Даллас», разинув рот, смотрел на то, как первая тройка Элиаш – Арнотт – Сикора закатывает их в лед: на троих парни набрали 11 очков. Силовые «Старс» внезапно узнали, что их тоже можно бить – к 45-й минуте первого матча «Даллас» летел 1:7 (закончили 3:7) и даже не организовал какую-нибудь провокацию, чтобы встряхнуть самих себя. Белфор говорил, что такая катастрофа произошла из-за антибиотиков, которые он принимал после ОРВИ. «Даллас» отказался называть лекарство, но его побочным эффектом явно был тремор рук», – с усмешкой писали журналисты. 

Потом началось вязкое болото: всего за два дня действие антибиотика прошло, и во второй игре Белфор пропустил лишь раз – от Могильного (это была его единственная шайба в финале).

В четвертой игре Сергей Брылин забросил второй и последний русский гол финала-2000 – причем в меньшинстве, сравняв счет. 3:1 в матче в пользу «Дэвилс» и 3-1 в серии.

Две решающие игры оказались так себе завершением XX века для НХЛ: «эпоха мертвой шайбы» в лиге была на пике, и за 6 периодов + 4,5 ОТ зрители увидели целых четыре шайбы. Пятый матч дотянул до третьего овертайма, закончился во втором часу ночи – и журналисты шутили, что он шел так, что сразу после его окончания могла начаться программа «Доброе утро, Америка». Выиграл «Даллас» – и Кен Хичкок после игры говорил, что на этом этапе остается «чистая эмоция», с которой тренеры уже не всегда могут справиться.

Шестой матч и Кубок Стэнли для «Джерси» взял Джейсон Арнотт, который был лидером атаки весь плей-офф. В свое время, когда Арнотта только обменяли в «Девилс», он считался «вечно перспективным», но адаптироваться к новой команде ему помог Скотт Стивенс – форвард жил в доме защитника, и вместе с ним и его женой смотрели «Короля Льва». Гостеприимный хозяин стал самым ценным игроком того плей-офф. 

Показательная сцена из чемпионской раздевалки: защитник Кен Данейко, который не пропустил ни одной игры «Девилс» в плей-офф, курил монструозную сигару и кричал во весь голос: «Кто-нибудь видел мои зубы? Нужны зубы!». Журналисты Sports Illustrated назвали финал-2000 «торжеством стиля «сплюнь зубы и выходи снова пахать».

Ну а единственный русский на тренерской скамейке Вячеслав Фетисов гордился собой и парнями: «Три недели назад в Филадельфии, проигрывая в серии – 1-3, мы сумели сделать невозможное и вырвали путевку в финал. После тех фантастических трех побед тренерская бригада «Нью-Джерси» поняла, что клуб готов решать самые сложные задачи... Победа «Нью-Джерси» – очередное подтверждение силы российской школы хоккея». 

Фетисов вряд ли знал, что после этих его слов команды с четырьмя русскими чемпионами в НХЛ больше не будет, как и финала с шестью нашими игроками. В 2020-м, при любом исходе финала, у России будет три чемпиона.

«Даллас» вышел в финал с тренером, который 16 (!) лет не работал главным. Он ставит защиту и легко общается с игроками

Год назад говорили, что «Тампа» – плюшевая. Летом потратились на трех классных чекеров и все исправили

Последний матч «Тампы» доказал: это управляемая, зрелая и со всех сторон очень подготовленная команда. «Далласу» будет тяжело

Фото: Gettyimages.ru/Jamie Squire, Tom Pidgeon, Kellie Landis, Al Bello, Doug Pensinger, Harry How, B Bennett