5 мин.

А был ли недокрут у Загитовой? Наш блогер разобрал ее прыжок по кадрам

Примечание от редакции Sports.ru: вы находитесь в новом пользовательском блоге «Просто реплика». Автор так старался, что первым же постом попал на главную страницу сайта. Подписывайтесь, чтобы узнавать интересное о фигурном катании.

С короткой программы на финале Гран-при прошел почти день, а в комментариях так и не пришли к общему мнению: был ли у олимпийской чемпионки Алины Загитовой недокрут на тройной риттбергере?

В трансляции на «Матч Арена» Елена Радионова беспрекословно заявила о явном недокруте на риттовом каскаде. А впоследствии была не раз процитирована. В том числе и на Sports.ru.

Но реакция реакцией, эмоции эмоциями, я решил проверить правдивость ее слов. Раздобыл нехитрый инструментарий было – программа, умеющая покадрово проматывать видео, программа векторной графики и самые базовые азы знаний по ФК. Ну и сами ролики с прокатами – Первого канала и «Матч ТВ».

Имеем прыжок тройной риттбергер, который обозначается как «loop» или в данном случае 3Lo. Но не обычный ритт, а каскадовый, что накладывает ряд дополнительных трудностей на задачу его препарирования. Требуется определить угол между вектором начального положения прыжка и вектором приземления.

Ритт – реберный прыжок, изначально предполагающий большие преротации. В связи с этим начальный вектор докрута на реберных прыжках определяется согласно правилам «в момент, когда спортсмен перенес вес тела на толчковую». С сольным риттом все было бы более-менее понятно: какова дуга изготовки перед прыжком, там примерно и начальный вектор. В каскаде, в котором ритт идет вторым прыжком, дуга изготовки минимальна.

По идее, вес тела в риттовом каскаде после приземления с первого прыжка изначально находится на правой ноге, и докрут вообще можно определять по положению конька после приземления с лутца. Но мы так делать не будем, мы возьмем за точку отсчета начало махового движения левой ногой.

 

Таким образом, нам подойдет кадр 6977 из этой трансляции Первого. Чтобы точнее определить положение лезвия конька, возьмем фото, где лезвие хорошо видно, и привяжем его к некой константе, например к контрастной линии перехода между белым ботинком и темным каблуком конька. Измерим угол между этими линиями (фиолетовый цвет), отложим этот угол от контрастной линии между ботинком и каблуком на кадре 6977 записи и таким образом зафиксируем положение конька для определения интересующего нас вектора (красный цвет).

Далее находим кадр приземления конька правой ноги. К счастью, в этом случае не требуется дополнительных построений, чтобы определить положение конька – искомый кадр (7009) вполне однозначно демонстрирует это положение. Отмечаем его вектором и выясняется, что искомый угол никак не тянет на недокрут.

А был ли рекорд у Кихиры?

Что еще сразу бросилось в глаза, так это снежок, обильно вылетевший из-под конька Рики Кихиры при исполнении каскадного флипа. А он шел у нее в каскаде первым. Проверить сей подозрительный флип на недокрут было бы проще, если бы не трансляция – хотя и удалось отыскать запись ее короткой в разрешении 1080х720, но качество интересующих нас кадров оказалось так себе и для определения векторов пришлось прибегнуть к дополнительным построениям. 

Кто бы мог подумать, но ссылка на прокат японки сейчас уже заблочена. Внезапно. Но у нас все ходы записаны, и ролик я предусмотрительно скачал.

 

Кадр начального положения конька, с которого будут считать докрут, идет за номером 6835. Уточняем положение правого лезвия исходя из конструкции среднестатистического профессионального женского ФК-конька (в нормальном состоянии, с «загруженной» пяткой). Находим все тот же угол между лезвием и линией контраста между белым ботинком и черным каблуком, наставляем этот угол на наш кадр и определяем интересующий нас вектор (красный цвет). Далее обращаем внимание на правую ногу – она нам интересна потому, что на нее потом нужно будет приземляться. А еще потому, что у Рики на этом кадре частично разгружена пятка правой, отчего угол между лезвием и линией контраста может быть бОльшим, нежели на коньке с загруженной пяткой. К счастью, на кадре видно лезвие, потому угол можно замерить (синий цвет).

А затем мы этот угол возьмем и перенесем на кадр приземления (кадр 6867). И подставим к каблуку той же правой ноги (синий цвет). Предположим, что пятка правой у Рики в этот момент разгружена примерно так же, как и в момент толчка с зубца на кадре 6835. Отложим от каблука вычисленный синий угол и поймем примерное положение лезвия правой, которое даст нам искомый вектор положения ноги при приземлении. Этот метод даже слегка играет на руку спортсменке, но тем не менее искомый угол недокрута все равно оказывается равным 133 градусам.

Таким образом, в каскадном флипе Рики Кихиры на лицо неоспоримый недокрут («галка»). Прыжок тройной флип должен быть засчитан по базе недокрученного (SOV 3.98), а из ГОЕ за элемент следует вычесть минимум два пункта. Даже если предположить, что ГОЕ будет не -2, а, скажем ГОЕ-0,6 (именно на это «отгоели» каскад Алины с зафиксированной галкой на Капе), то общая сумма за короткую японки должна стать никак не 82,51, а всего лишь 78,96. Согласитесь, разница есть.

И какие выводы?

Я не призываю биться в истерике и искать заговоры. Хотя, возможно, здесь и впрямь есть место лоббированию. Но нельзя не признать силу Рики Кихиры. Она делает, черт возьми, этот триксель. Делает его на льду в соревновательном режиме (а не только лишь в интервью, как некоторые). И это круто, это можно только уважать. Не мы ли все в едином порыве еще недавно кричали, что ФК – это спорт, и решающее значение здесь должно отдаваться элементной составляющей, а не субъективным компонентам.

Так вот Кихира как раз рискует, ставя на сложность. Она борется за победу, пытаясь взять ее по праву сильного, а не в надежде, что кто-то там что-то обронит. Ну и вдобавок.. не знаю уж, кому как, но по мне, Кихира реально компонентная. И своими прокатами вполне заслуживает того, чтоб ее компоненты росли по сравнению с юниорским уровнем.

Алина и Рика должны были заходить сегодня более-менее вровень. Уж точно без заметного преимущества японки.

Фото: globallookpress.com/Yutaka/AFLO