10 мин.

Зепп Майер: «Сегодня футболисты - рабы. Каждый шаг отслеживается, каждому чего-то от тебя нужно«»

   

 

Зепп Майер за свои акробатические прыжки получил прозвище Кошка из Анцинга. Он был верен только одному клубу – «Баварии», отыграв за нее 473 матча, при этом 442 встречи он провел подряд, что до сих пор является непревзойденным достижением в Бундеслиге. Закончив игровую карьеру, Майер посвятил себя тренерской деятельности – в течение 15 сезонов тренировал вратарей «Баварии», семь лет работал в сборной Германии. В январе 1999 года он был признан лучшим вратарем Германии ХХ века и награжден почетным крестом за заслуги перед отечеством. В том же году появилась на свет его книга «С шуткой к успеху. Тренировка вратаря с Зеппом Майером» - иллюстрированное пособие с авторскими упражнениями и комментариями, которая была дважды переиздана. Жизнелюба и шутника Зеппа Майера, помимо всего прочего, отличало умение «культурно» провести время в хорошей компании. Вероятно, поэтому его за частые лихачества на автобанах штрафовали неподкупные баварские гаишники. Кстати, играя за сборную мира, Майер не раз пересекался со Львом Яшиным и всегда отмечал, что у его русского коллеги никаких секретов не было – ни на футбольном поле, ни после, когда Яшин приглашал партнеров по интернациональной сборной в свой гостиничный номер, чтобы в «неформальной обстановке подвести соответствующую черту».

 

 

МОТОЦИКЛЫ И МОПЕДЫ  

 

- Какой матч можно считать лучшим в карьере Зеппа Майера?  

- Игру группового этапа с Польшей (1:0) и финал со сборной Голландии (2:1) на чемпионате мира-1974. В последние полчаса против Круиффа и компании я трудился не покладая рук, и мне тогда даже немного повезло. Я считаю, что мне посчастливилось сыграть в финале с полной нагрузкой. Давайте вспомним Бодо Илльгнера в 1990 году, когда мы в решающем матче итальянского мундиаля выиграли у аргентинцев со счетом 1:0. Ему ведь тогда практически нечего было делать...

- А у кого за время своей карьеры вратарь Зепп Майер почерпнул больше всего?

  - У Руди Вайсса, моего первого тренера в молодежной команде «Баварии», и у Чика Чайковски, первого наставника в первой команде. Вайсс «открыл» меня, когда мой клуб «Хаар» играл на Кубок против «Баварии» (любители). На самом деле, я был полевым игроком, однако наш вратарь сломал руку. Поскольку к тому моменту я уже прилично вывозился в грязи, то меня как раз и поставили в ворота. Мне кажется, нам «отгрузили» тогда штук десять мячей, но Вайсс сказал нашему тренеру: «Пришли ко мне вашего вратаря, из него может выйти толк».   Потом в 15 лет я перешел в «Баварию» и одновременно на заводе Wanderer (производство мотоциклов) получил профессию слесаря-станочника. На мопеде три раза в неделю я приезжал на тренировки, проделывая в один конец 23 километра. Так все и началось.  

- Какого нападающего вы уважали больше всего?  

- Лучший играл за нас, он был неподражаем.

  - Вы имеете в виду Герда Мюллера?

  - Кого же еще?

- Но ведь в Бундеслиге и других опасных форвардов хватало.  

- Штрафные в исполнении Гюнтера Нетцера и франкфуртца Бернда Никеля были опасными, также опасно подавал угловые гамбуржец Чарли Дёрфель. При подаче угловых всегда нужно было особое внимание уделять Уве Зеелеру.

  - А сейчас кто, на ваш взгляд, является лучшим вратарем Бундеслиги и мира?  

- Трудно сказать, раньше было проще. Тот, кто выделялся на чемпионате мира или на Евро, был как бы лучшим. Сейчас вратарям приходится тяжелее, поскольку почти все игры транслируются по телевидению. Потому и прекрасная игра, и каждая ошибка сразу же становятся всем заметными. А вообще, игрока надо наблюдать на протяжении длительного времени. Раньше выделялись Дино Дзофф, Гордон Бэнкс, позднее – Оливер Кан. Сегодня к лучшим можно отнести Петра Чеха и Джиджи Буффона.  

 

КАК Я ПОЙМАЛ ГОЛОВУ ХАНЗИ    

 

 

- Кого из работавших с вами тренеров вы считаете лучшим?  

- Когда я играл, таковым являлся Деттмар Крамер. У него можно было многому научиться – как в области футбола, так и в житейских вопросах. Воспитанный и порядочный человек, по отношению к игрокам он вел себя всегда корректно. Что касается периода, когда я работал тренером вратарей, то лучшим был Оттмар Хитцфельд, который значительно превосходил остальных.

  - А Удо Латтек?  

- Он был свой в доску, участвовал вместе с нами во всех проделках. Для нас он был скорее играющим тренером. Слава богу, что он хоть на поле не выходил…

- Согласились бы вы стать вратарем в современном футболе?  

- Я не жалею о том, что стоял в воротах. К тому же нам хорошо платили. Рабочий получал тогда примерно 1200 марок в месяц. Нам платили 5 тысяч, а потом и все 12. Грех было жаловаться. Сегодня же игроки – рабы! Каждый шаг отслеживается, каждому чего-то от тебя нужно.  

- Ныне частенько муссируется наболевший вопрос: труднее ли стало вратарям играть современными мячами?  

- Ах, что вы! Хотя они летят немного иначе, ты и к ним быстро привыкаешь, к тому же тренировки между играми проводятся тем же самым игровым мячом. Раньше же мы практиковали подобное только перед играми с английскими клубами.  

- Это правда, что вы придумали специальные вратарские перчатки?

  - Вначале к своим перчаткам клеем «Паттекс» я приклеивал кусочки губчатой резины, потом – специальную резину, которую получал у нашего физиотерапевта. После выяснилось, что фирма Reusch начала производить профессиональные вратарские перчатки. Я же, наивный, даже не подумал о том, что мне следовало бы подать заявку на получение патента.  

- Можете ли вы назвать самую грубую ошибку в вашей карьере?  

- Знаете, я быстро забываю о плохом, к тому же у меня было не так много ошибок. Если же где-то я и допускал просчет, то тут же вычеркивал его из памяти. В конце концов, меня никто особо и не называл Зеппи-пеночником.

  - А вам когда-нибудь снились сны, в которых вы ловили мячи?  

- Да, и эта была веселая история. Случилось она в 1967 году перед первым финальным матчем Кубка кубков, который мы провели в Нюрнберге против «Глазго Рейнджерс» и выиграли в дополнительное время со счетом 1:0. Моим соседом по комнате был Ханс Риготти. Чик Чайковски зашел к нам накануне игры и объяснил, что «рейнджерс» будут грузить мячи в нашу штрафную дальними навесами прямо из центра поля. Потом я уснул. В ту ночь мне и приснилось, будто бы после дальнего навеса я уверенно поймал мяч на линии штрафной, после чего зрители начали мне восторженно аплодировать. Торжествуя, я несколько раз подбрасывал мяч вверх, и в этот момент вдруг раздался страшный крик: «Зепп, идиот, ты что – хочешь меня прикончить?» В ту же секунду я проснулся и понял, что сжимаю в руках голову своего соседа. Я только и смог ответить: «Радуйся, Ханзи хотя бы тому, что я не успел ввести мяч в игру ударом от ворот…»    

 

ДРУГ МОЙ БАТЦЕНХОФЕР  

 

  - За свою карьеру вы играли только за «Баварию». А от других клубов вам поступали предложения?

  - В 16 лет, когда я еще выступал за молодежную сборную, ко мне проявлял интерес «Шальке». Потом были запросы от аргентинского «Бока Хуниорс», от мадридского «Атлетико» и из нью-йоркского «Космоса». Впрочем, я никогда не жалел, что остался в «Баварии».  

- На ЧМ-1974 после поражения от сборной ГДР со счетом 0:1 в команде произошел конфликт, и бразды правления перешли к Францу Беккенбауэру. Какую роль на самом деле сыграли вы?

  - Мы проснулись только после этого поражения, а до этого наша игра, честно говоря, не впечатляла. А сидели мы взаперти в спортивном центре «Маленте», что было похоже на пребывание в пересыльной тюрьме «Штаммхайм». Короче, после тех 0:1 безо всяких тренеров мы проговорили по душам до пяти утра. Помнится, Пауль Брайтнер курил сигару, а Гельмут Шён хотел подать в отставку. В итоге мы стали чемпионами мира...

 

 

  - Какой матч вы хотели бы сыграть еще раз?

  - Полуфинал чемпионата мира 1970 года в Мехико, в котором мы в дополнительное время уступили сборной Италии -- 3:4. Тогда нас буквально задушил судья Ямасаки, настоящий преступник. И хотя прошло уже много лет, если бы я его сегодня где-нибудь встретил, то непременно намял бы ему бока.

  - С кем из ваших бывших коллег у вас самый тесный контакт?

  - С Францем «Булле» Ротом. В Бад Вёррисхофене он держит магазин спортивных товаров, по возможности мы играем с ним в гольф.

  - А кого вы можете назвать своим лучшим другом?

  - Охотничью собаку по кличке Батценхофер, ей 10 лет.  

- Батценхофер? Будьте так добры, объясните, что это за кличка такая?

  - Однажды мы были с женой в Берлине и во время прогулки по городу наткнулись на вывеску пивоварни «Настоящее пиво «Батценхофер». Тут я и сказал сам себе: «Если мы когда-нибудь заведем собаку, то это имя будет для нее самым подходящим».

- Ваша карьера оборвалась 14 июля 1979 года, и конец ей положила тяжелая автомобильная авария. Если оглянуться назад, как вы считаете, случившееся с вами -- счастливый исход, ведь вы остались в живых, или, наоборот, несчастный случай, ведь он перекрыл вам дорогу на футбольное поле?  

- Мне было 35 лет, я был в отличной форме и планировал выступать еще четыре года. Моей целью тогда было участие в Евро-1980 в Италии и в ЧМ-1982 в Испании. Разумеется, я благодарен судьбе, что сумел выжить. Во время ливня меня занесло, и я столкнулся с другим автомобилем. В субботу меня поместили в больницу в Эбергсберге. Рано утром в воскресенье приехал Ули Хёнесс и сказал: «Зепп, сейчас ты поедешь со мной к нашему клубному врачу профессору Фиерштайну». Доктор сразу же направил меня в клинику в Гроссхадерне, и уже во второй половине дня я был прооперирован профессором Хеберером. К тому моменту из-за разрыва легкого и диафрагмы в брюшной полости вылилось уже три литра крови.  

 

ФУТБОЛ, ТЕННИС, ГОЛЬФ, CD-ПЛЕЕР    

 

- Если бы вы не стали футболистом, то какую профессию выбрали бы?

  - Тогда я стал бы именно сильным нападающим, и не было бы никакого Герда Мюллера…  

 

 

 

- Вот уже более 35 лет вы владеете теннисным кортом в Анцинге, но также охотно играете в гольф. В чем же вы более успешны?

  - Я всегда хорошо играл в теннис, в составе команды теннисного клуба «Хазенбергль» четыре раза становился чемпионом Германии в младшей ветеранской группе

. - А на каком-либо музыкальном инструменте вы играете?

  - Да, на CD-плеере.

  - Платите ли вы церковный налог?

  - Нет, я перестал верить в Бога после того, как моя мать ушла из жизни в возрасте 44 лет. Тогда мне было 18, а моим братьям Хорсту и Хансу -- 22 и 14 соответственно.

  - Когда вы в последний раз плакали?  

- На похоронах жены Франца Рота -- Инки Рот.  

- Есть ли у вас еще одна большая мечта?

  - Я бы очень хотел сразиться с мастером гольфа Мартином Каймером и показать ему, что это значит на самом деле…  

- Интересно, а Зеппа Майера в чем-то считают не очень способным?..  

- Люди не верят в мою сильную креативность в различных областях.

  - Что же они должны будут о вас говорить?

  - В любом случае они не должны сказать: «А кто это вообще-то был такой?»    

 

_________________________________________________________________________________  

 

Дата рождения: 28 февраля 1944 года.

Место рождения: Меттен (ФРГ). Амплуа: вратарь.

Игровая карьера: «Бавария» (1962 – 1979), за сборную ФРГ сыграл 95 матчей.

Тренерская карьера: сборная Германии, тренер вратарей (1988 – 2004), «Бавария», тренер вратарей (1994 – 2008).

Титулы: 4-кратный чемпион ФРГ (1969, 1972, 1973, 1974), 4-кратный обладатель Кубка ФРГ (1966, 1967, 1969, 1971), 3-кратный обладатель Кубка европейских чемпионов (1974, 1975, 1976), обладатель Кубка кубков (1967), обладатель Межконтинентального кубка (1976), чемпион мира (1974), чемпион Европы (1972), вице-чемпион мира (1966), третий призер чемпионата мира (1970), вице-чемпион Европы (1976), лучший футболист ФРГ (1975, 1977, 1978). _________________________________________________________________________________    

 

Подготовил Сергей СТЕЛЬМАХ

 

 

 

 

 

официальная группа еженедельника "Футбол" Вконтакте

 

официальная группа еженедельника "Футбол" Facebook