10 мин.

Сутормингейт: что не так с доказательствами

20 августа 2019 г. в телеграм-канале главного редактора Дирекции спортивного вещания 1 канала было опубликовано сообщение, обвиняющее футбольные клубы «Оренбург», «Рубин» и «Зенит» в занижении трансферных контрактов при переходах футболиста Сутормина из «Оренбурга» в «Рубин», а затем из «Рубина» в «Оренбург»:

«Неожиданно эпопея с переходом Сутормина снова стала актуальной. Причина этому достаточно любопытная. У РФПЛ, как и у КХЛ, есть электронная система регистрации переходов. Там отображается сумма и детали трансфера. И знаете что? Покупку перспективного футболиста Сутормина, согласно этим данным, даже я могу себе позволить, если верить этой системе.

Так как "Рубин"  заплатил за игрока 50 000 (пятьдесят тысяч рублей). И, вы не поверите, «Зенит» тоже заплатил за Сутормина 50 000 (пятьдесят тысяч рублей).

Дата регистрации трансфера Сутормина из "Оренбурга"  в «Рубин» в электронной системе управления соревнованиями (ЭСУС) – 28.06.2019 с фиксацией оплаты до 1.08.2019 года в размере 50 000 рублей, согласно п.5 трансферного контракта.

Дата регистрации трансфера Сутормина из «Рубина» в «Зенит» в электронной системе управления соревнованиями (ЭСУС) – 08.07.2019 с фиксацией оплаты до 1.08.2019 года в размере 50 000 рублей, согласно п.5 трансферного контракта.

У меня просьба к футбольным клубам «Оренбург», «Рубин», «Зенит» и Российской футбольной Премьер-лиге вместе с Российским футбольным союзом: расскажите, пожалуйста, как в современном мире бизнес-отношений игрок, чья рыночная цена +-120 миллионов рублей, переходит за 50 тысяч? Или вы в своей системе регистрируете не все?

Или футболист Сутормин действительно стоит смешные (по футбольным меркам) 50 тысяч рублей? Мне действительно интересно».

Как мы видим, никаких доказательств обвинениям не было представлено. Они появились позже.

В издании «Спорт. Бизнес Online» было опубликовано письмо генерального директора ФК «Рубин» Р.Ф.Сайманова к руководителю ГАУ АО РЦСП «Волгарь» Шарохину А.В. с информацией о положенной «Волгарю» солидарной выплате. Немного позже тот же Василий Конов опубликовал похожее письмо:

Из причастных официальных лиц комментарии дали руководитель «Волгаря» А.В.Шарохин и директор спортшколы «Химок» А.Ширко.

Первый дал следующий комментарий: «Не могу пока комментировать эту ситуацию. Мы отправили запросы в РФС и клубы по этому вопросу. Ждём от них ответа».

Второй: «Будем ли мы претендовать на такие «огромные» деньги, уж не знаю. Мы не были в курсе суммы этого трансфера. Первая информация о переходе Сутормина из "Оренбурга" была в прессе, и везде значились два миллиона евро. Только такая новость у нас была. Чтобы получить компенсацию, биться не надо, просто нужно направить письмо и заключить договор с «Зенитом» о перечислении этой суммы.

Мы, наверное, не будем так финансово напрягать такие богатые клубы. Надо ли нам это? Мы бумаги больше потратим. Не думаю, что мы будем обращаться за этой компенсацией. Пригодится ли такая сумма тренеру? Может быть, мы и сами выплатим ему какую-то премию. 

Видимо, такого уровня футболист, что он стоит всего 50 тысяч рублей. У нас дети дороже стоят, когда они заключают первый контакт. А здесь игрок сборной переходит в один из богатейших клубов России, может быть, и Европы. Получается то, что получается. Будем думать».

 Что не так с этими «доказательствами»?

Переходы, порядок их регистрации, суммы солидарных выплат и порядок их оформления регулируются Регламентом РФС по статусу и переходам (трансферам) футболистов. С 1 июня 2019 г. действует редакция данного документа, принятая Постановлением Бюро Исполкома РФС от 31.01.2019 года.

Давайте заглянем в данный Регламент:

Порядок перехода футболистов описан в ст.18 Регламента. Пункт 4 данной статьи звучит: «Типовая форма трансферного контракта установлена настоящим Регламентом в Приложении № 5 и обязательна для применения. Стороны трансферного контракта вправе дополнять указанную типовую форму положениями, не противоречащими настоящему Регламенту».

В Приложении № 5 указанная форма трансферного контракта выглядит так:

Трансферный контракт

о переходе футболиста

 

Город «_________________»                                                       «___» ______________ 20__ года

 

_______________________________________________, далее именуемый «ФК 1», в лице

        (организационно-правовая форма и наименование клуба)

 ________________________________ действующего на основании _______________________,

(должность, Ф.И.О. уполномоченного лица)                                                    (устава, доверенности и т.д.)

с одной стороны,

и _____________________________________________, далее именуемый «ФК 2», в лице

                     (организационно-правовая форма и наименование клуба)           

________________________________ действующего на основании _______________________,

(должность, Ф.И.О. уполномоченного лица)                                                    (устава, доверенности и т.д.)

вместе именуемые «Стороны», заключили настоящий контракт о нижеследующем:

 

1.   Стороны в соответствии с Регламентом РФС по статусу и переходам (трансферу) футболистов (далее именуемый - Регламент) согласовали условия перехода футболиста _________________________________ (далее именуемый – Футболист) из «ФК 1» в «ФК 2».

 (фамилия, имя, отчество)

2. «ФК 1» обязуется расторгнуть срочный трудовой договор с Футболистом с «___» ____________ 20___ года и уволить его в порядке перевода к другому работодателю. «ФК 1» не вправе требовать применения спортивных санкций к Футболисту в связи с переходом Футболиста в «ФК 2».

3. «ФК 2» обязуется принять на работу Футболиста и заключить с ним срочный трудовой договор с «___» ____________ 20__ года.

4. «ФК 2» обязуется осуществить в пользу «ФК 1» трансферную выплату  за переход Футболиста в размере ________________ (НДС не облагается), которую «ФК 2» выплачивает (перечисляет на расчётный счёт) ФК «1» до «___» ___________ 20___ года.

5. Права и обязанности Сторон, не урегулированные настоящим контрактом, а также их ответственность, определяются Регламентом и иными регламентирующими документами РФС.

6. Все изменения и дополнения к настоящему контракту действительны при условии, если они совершены в письменной форме, подписаны Сторонами или их полномочными представителями и зарегистрированы в соответствии с Регламентом.

7. Настоящий контракт составлен в трёх экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую силу и хранится по одному экземпляру у каждой из сторон и в РФС (или в организации, осуществляющей по поручению РФС регистрацию футболистов).

8. Все споры и разногласия, возникающие по настоящему контракту или в связи с ним, разрешаются путём переговоров между сторонами.

9. В случае если стороны не придут к соглашению, споры, вытекающие из настоящего контракта, разрешаются Палатой по разрешению споров РФС. Обжалование решений Палаты по разрешению споров РФС осуществляется в соответствии с Регламентом. Стороны обязуются выполнять вступившие в силу решения, принятые по спорам, вытекающим из настоящего контракта.

10. Настоящий контракт вступает в силу с момента его подписания обеими сторонами и действует до исполнения сторонами всех обязательств, установленных в нём.

11. Юридические адреса, реквизиты и подписи сторон:

 

«ФК 1»                                                                                     «Ф2»                                              

 

 Отметка об участии посредника при подписании трансферного контракта:

 ФИО посредника(наименование посредника - юридического лица, ФИО представителя посредника): ________________________________      

Номер Свидетельства об аккредитации посредника:_________________

Представляет интересы:   футболиста/ клуба

                                          (нужное подчеркнуть)

Подпись посредника (представитель посредника):_______________   дата: «____» __________ 20___ года

 

Как мы видим, сумма трансфера указывается не в п.5 контракта, на который ссылался В.Конов, а в п.4.

Можно было бы сослаться фразу из Регламента: «Стороны трансферного контракта вправе дополнять указанную типовую форму положениями, не противоречащими настоящему Регламенту», если бы не ряд замечаний:

- «Дополнения указанной типовой формы» по версии В.Конова попали сразу в два документа (контракт «Оренбург»-«Рубин» и контракт «Рубин»-«Зенит») и, видимо, являются идентичными. Однако тот же самый ФК «Оренбург», как мы можем заметить, никаких дополнений в этой части в трансферные контракты не вносит. Полгода назад был заключен трансферный контракт, который полностью повторяет типовую форму и не вносит никаких изменений в нумерацию пунктов контракта (искать в гугле трансферный контракт Самошникова).

Как мы видим, документ несколько отличается от типовой формы, но первые четыре пункта (несущие основную существенную информацию) – дублируют типовую форму дословно.

В.Конов мог бы подтвердить свои слова, приведя фотографию трансферного контракта Сутормина, однако, до настоящего времени этого не сделал.

В качестве доказательства он использует некое письмо ген.директора «Рубина» Сайманова руководителю «Волгаря» Шарохину. Однако, это «доказательство» тоже сомнительно. Обратим внимание, что две версии данного документа не совпадают. Версия «Спорт. Бизнес Online» содержит реквизиты ФК «Рубин» в левой верхней части письма, но не содержит исходящего номера и даты, тогда как версия Конова не содержит данных реквизитов, зато имеет исходящий номер и дату.

UPD. Вечером в ТГ-канале В.Конова появилась третья версия письма – с реквизитами, исходящим номером и датой.

Впрочем, данные расхождения малосущественны и могут быть проигнорированы со ссылками на то, что это разные версии одного документа. Обратимся к тексту письма, в котором доказательств фейковости гораздо больше.

Солидарная выплата рассчитана абсолютно неверно. Смотрим Регламент (п.3 ст. 24):

«Размер солидарной выплаты рассчитывается в зависимости от количества лет (если менее одного года, то рассчитывается пропорционально), в течение которых футболист был зарегистрирован за футбольным клубом (спортивной школой), в следующих размерах за каждый год обучения и подготовки:

1) Календарный год 10-го дня рождения – 0,25% от общей суммы выплаты;

2) Календарный год 11-го дня рождения – 0,25% от общей суммы выплаты;

3) Календарный год 12-го дня рождения – 0,25% от общей суммы выплаты;

4) Календарный год 13-го дня рождения – 0,25% от общей суммы выплаты;

5) Календарный год 14-го дня рождения – 0,25% от общей суммы выплаты;

6) Календарный год 15-го дня рождения – 0,25% от общей суммы выплаты;

7) Календарный год 16-го дня рождения – 0,5% от общей суммы выплаты;

8) Календарный год 17-го дня рождения – 0,5% от общей суммы выплаты;

9) Календарный год 18-го дня рождения – 0,5% от общей суммы выплаты;

10) Календарный год 19-го дня рождения – 0,5% от общей суммы выплаты;

11) Календарный год 20-го дня рождения – 0,5% от общей суммы выплаты;

12) Календарный год 21-го дня рождения – 0,5% от общей суммы выплаты;

13) Календарный год 22-го дня рождения – 0,5% от общей суммы выплаты;

14) Календарный год 23-го дня рождения – 0,5% от общей суммы выплаты».

 

Сутормин был зарегистрирован «Волгарем»10.07.2015 г. и перешел в «Оренбург» 30.01.2018 г.

Дата рождения игрока – 10 января 1994 г.

«Календарный год 21-го дня рождения» - это 2015 г. В письме он назван «сезон 22-го года рождения» и рассчитан совершенно неверно… Почему сезон, если регламент говорит о календарном годе?

 «Сезон 23-го года рождения» якобы оплачивается полностью. Какой сезон имеется ввиду?

В соответствии с регламентом в письме должен быть расчет оплаты за

- «Календарный год 22-го дня рождения» (2016 г.) – полностью

- «Календарный год 23-го дня рождения» (2017 г.) – полностью.

Таким образом, мы видим в письме совершенно неверные расчеты, основанные на противоречащих регламенту вводных.

Далее. Регламент предусматривает механизм солидарных выплат (ст.25):

«1. На основании полученного письменного и обоснованного требования (далее «Требование») новый профессиональный футбольный клуб футболиста-профессионала рассчитывает и выплачивает солидарную выплату в течение 30 (тридцати) календарных дней с момента получения им такого Требования с необходимым пакетом документов каждому футбольному клубу и (или) каждой спортивной школе (за исключением прежнего клуба), в которых данный футболист проходил обучение и подготовку на основании паспорта футболиста, после даты регистрации футболиста за профессиональным футбольным клубом в РФС или соответствующей Лиге в соответствии с произведенными платежами, из которых рассчитывается солидарная выплата.

2. Обязанность направить Требование и бремя доказывания права на получение солидарной выплаты с обязательным предоставлением документов и расчета периода обучения и подготовки футболиста-профессионала лежит на соответствующем футбольном клубе (спортивной школе), в котором футболист проходил обучение и подготовку».

В соответствии с п.2 ст.25 основанием для солидарной выплаты является Требование спортшколы (профессионального клуба), но никак не письмо нового профессионального клуба. В соответствии с требованиями Регламента «Волгарь» должен был обратиться в «Рубин» с требованием солидарной выплаты. Такого требования мы не видим. В «письме» Сайманова нет указания на «входящую» корреспонденцию.

Шарохин заявил, что обращался с данным требованием, но ответа не получил (Тогда откуда возникло «письмо» Сайманова?): «Мы отправили запросы в РФС и клубы по этому вопросу. Ждём от них ответа».

Ширко заявил, что спортшкола «Химок» с данным требованием не обращалось: «Чтобы получить компенсацию, биться не надо, просто нужно направить письмо и заключить договор с «Зенитом» о перечислении этой суммы. Мы, наверное, не будем так финансово напрягать такие богатые клубы».

Выводы. Вброс В.Конова бездоказателен. Его ссылка (без предъявления документа) на п.5 трансферного контракта противоречит типовой форме этого контракта, приведенной в Регламенте и аналогичному контракту, заключенному «Оренбургом» в 2019 г.

«Письмо» Сайманова имеет мало признаков подлинности как по форме (наличие и отсутствие реквизитов, исходящего номера и даты) так и по содержанию (неверный расчет сумм солидарных выплат, основанный не на календарных годах, как предписывает Регламент, а на «сезонах»).

Кроме того, само «письмо» противоречит Регламенту, так как основанием для солидарных выплат является Требование клуба, воспитавшего игрока, и заключенный между ним и новым клубом договор, а не письмо одного руководителя другому с просьбой реквизитов для перевода.

Таким образом, заявление Конова не имеет НИКАКИХ доказательств. Странно, что главный редактор Дирекции спортивного вещания 1 канала не имеет никакого представления о том, как должно проводиться журналистское расследование, и используется (в открытую или в темную) для дискредитации российского футбола.

Во всей этой истории настораживает только молчание заинтересованных лиц «Оренбурга», «Рубина» и «Зенита». Возможно, с трансфером Сутормина действительно не все в порядке. Но на основе имеющихся на сегодня доказательств (вернее, ввиду их отстутсвия) говорить об этом даже в форме предположения – непродуктивно.

Подождем развития событий?