7 мин.

Человек, который сделал автоспорт безопаснее - чемпион «Формулы-1» Джеки Стюарт

Джон Янг «Джеки» Стюарт родился 11 июня 1939 года в Шотландии, Дамбартоншире. Его отец владел гаражом, где занимался бизнесом. Первым попробовал себя в автоспорте старший брат Джимми, хотя мать его поступок не одобрила. Джеки пришлось в 15 лет бросить школу, потому что ему диагностировали тяжелую форму дислексии. В то же время он увлекся стендовой стрельбой, где стал одним из самых лучших в Великобритании. Затем он попробовал себя за рулем спортивных машин, где смог проявить свой прирожденный талант. В 1963 году шотландец выиграл семь гонок подряд в Формуле-3 и это заметил Кен Тиррелл.

В 1965 году Стюарт присоединился к команде Формулы-1 BRM. За команду он провел три сезона, выиграв два Гран-при и, став ее лидером. В 1968 году Кен Тиррелл возглавил команду Формулы-1 Matra. Стюарт объединился с ним, чтобы создать то, что приведет к превосходному сотрудничеству. Вместе с Тирреллом он провел шесть сезонов в Формуле-1. В 1973 году в возрасте 34 лет он решил завершить карьеру пилота Формулы-1, хотя Стюарт оставался одним из лучших пилотов того времени. За эти шесть сезонов он выиграл 27 Гран-при и три титула. Хотя у Хуан Мануэля Фанхио было и больше титулов, но Джеки сделал для спорта гораздо больше, чем просто установил рекорд.

Почти в одиночку ему удалось добиться улучшения мер безопасности, что в итоге спасло бесчисленное количество жизней. Во времена выступлений Стюарта погибло очень много пилотов Формулы-1. В 1970 году погибли его близкие друзья - Пирс Каридж и Йохен Риндт. В 1973 году погиб его напарник по команде Tyrrell Франсуа Север. В этот день Стюарт понял, что для него – это окончательная гонка в Формуле-1. Теперь он удвоил свои усилия по повышению безопасности.

Стюарт также оказывался в очень опасной ситуации. На Гран-при Бельгии 1966 года пошел дождь, Джеки не справился с управление на своем BRM и попал в аварию. Машина была очень сильна повреждена и даже был риск возгорания болида. Маршалов рядом не было, но ему помогли пилоты. «Как выяснилось, я сломал только ключицу», вспоминает Стюарт. «Этот спорт был очень опасен из-за того, что не было никакой инфраструктуры и было мало мер безопасности. Таким образом, я понимал, что должен что-то сделать».

И он сделал. Пилоты стали носить шлемы, которые закрывали лицо полностью. Появились ремни безопасности. На трассах стали появляться медпункты, защитные ограждения и широкие зоны вылета в опасных поворотах. Все это должно было обезопасить пилотов и зрителей.

«Было много критики со стороны средств массовой информации, даже от некоторых пилотов», вспоминает Стюарт. «Они говорили, что в этом спорте больше не осталось романтики, что я просто слабак. Но не многие из этих критиков попадали в аварии на скорости 240 км/ч. К счастью, я добился больших успехов, выигрывав гонки в опасных для жизни условиях. Например, я выигрывал гонки в Германии на первоначальной конфигурации Нюрбургринга – самой опасной трассе в мире – в то же время я всегда боялся этого места. В 1968 году я здесь выиграл гонку с отрывом более, чем в четыре минуты. Над трассой шел дождь и поэтому дорогу было очень сложно увидеть. Эту гонку вообще не должны были проводить, но я ее выиграл, что придавало мне больше доверия, когда я требовал улучшения мер безопасности. Но я не сделал бы то, что я сделал, если бы я просто хотел выиграть состязание по популярности».

В то же время харизматичный «Крошечный Шотландец» стал очень популярен среди общественности. Ношение черной фуражки на волосах, как у рок-звезды, сделало Стюарта международной знаменитостью – первая суперзвезда Формулы-1. Он всегда был семейным человеком (глубоко преданным своей жене Хелене и их сыновьям Полу и Марку), но точно не плейбоем. Он был смелым пилотом, который общался с видными политиками, музыкантами и кинозвездами.

Еще пилотом он стал мультимиллионером. Шотландец снимался в телевизионных рекламных роликах и участвовал в рекламных компаниях, выступал с речами по всему миру, а также имел офисы в Лондоне, Нью-Йорке и Швейцарии, где жил в течение нескольких лет. Стюарт сыграл главную роль в том, чтобы Формулу-1 вещали во многих странах мира и это принесло ему немалые дивиденды.

Он стал очень популярен среди средств массовой информации. Стюарт также работал комментатором для американского телевиденья, где неустанно популяризировал этот спорт. В 1971 году в Монако шотландец занял поул, а затем прямо со стартовой прямой Стюарт объяснял в деталях в прямом эфире о том, как будет проходить гонка. Ему также удалось выиграть эту гонку и на финише он уже объяснял на камеру, как ее выиграл.

Он всегда оставался победителем (В 1999 году его собственная команда выиграла Гран-при, хотя затем она была продана, а сейчас уже называется Red Bull Racing). Джеки Стюарт является одним из самых известных чемпионов Формулы-1. За свою любовь и заслуги перед этим видом спорта в 2001 году Стюарт получил рыцарское звание.