26 мин.

Фанаты устроили мощное прощание Себастьяну Феттелю на Сузуке. Вспоминаем успехи и неудачи в Японии для немца

Гран-при Японии 2006 года, Сузука

Тест-пилот команды «БМВ-Заубер»

Первая практика: 3-е время

Вторая практика: 6-е время

Оба раза быстрее напарника Роберта Кубицы.

Гран-при Японии 2007 года, Фудзи

Квалификация: 8-й (напарник по «Торо Россо – Феррари» Витантонио Льюцци 14-й)

Гонка: авария (Льюцци 11-й)

Время флешбоков. В день Гран-при пошел дождь. Было решено дать старт гонки под машиной безопасности. Так болиды проехали целых 20 кругов. Не обошлось без конфузов. «ФИА» рекомендовала всем стартовать на дождевой резине, но только «Феррари» не прочла это предупреждение. Кими Райкконен и Филипе Масса потеряли все позиции после нескольких разворотов и смены резины. Бразилец так же заработал проезд пит-лейну за обгон под машиной безопасности.

Гонка возобновилась: Фернандо Алонсо вылетел с трассы на восьмую строчку, а на 42-м круге и вовсе разбил машину. Машина безопасности вернулась на три круга. Льюис Хэмилтон решил отпустить ее, но шедший третьим Феттель не успел среагировать, и врезался в Марка Уэббера. Обо сошли. «ФИА» хотели дать штраф в 10 позиций на следующую гонку немцу, но австралиец вступился за пилота из младшей команды системы «Ред Булл», обвинив британца. В итоге Себастьяна и Льюиса не стали наказывать.

Второй пилот «Феррари» Райкконен начал прорыв: прошел Дэвида Култхарада, показал быстрый круг и догнал Хейкки Ковалайнена. Финская битва вышла яркой, но в итоге вверх одержал пилот «Рено».

Масса после очередного пит-стопа оказался на 8-м месте, но затем смог пройти Роберта Кубицу и финишировать шестым. Льюцци стал последним, финишировавшим в очках, но он их не получил за обгон Адриана Сутиля под желтыми флагами. Немец помог набрать команде «Спайкер» единственное очко в сезоне.

Гран-при Японии 2008 года, Фудзи

Квалификация: 9-й (напарник по «Торо Россо – Феррари» Себастьян Бурдэ 10-й)

Гонка: 6-й (Бурдэ 10-й)

Райкконен и Хэмилтон вновь устроили шоу на старте. Британец ошибся и выдавил с трассы финна, что привело к штрафу в виде проезда по пит-лейну. Такие действия позволили выйти в лидеры Кубицы, Алонсо и Ковалайнену. Масса застрял за Кими.

Сражение продолжилось. Льюис прошел Филипе, но тот контратаковал, что привело к контакту и развороту Хэмилтона. Британец поехал в боксы для полной смены резины и дозаправки. Масса получил проезд по пит-лейн. Первый пит-стоп для бразильца вышел жарким. Контакт с Бурдэ, разворот. Опять потеря времени. В итоге Масса смог заработать лишь два очка, но этого было достаточно, чтобы отбиться от Хэмилтона в личном зачете.

Фернандо подсидел Кубицу на пит-стопе, что позволило ему выиграть гонку. Поляк приехал вторым, а Райкконен третьим. За столкновение Бурдэ накинули 25 секунд штрафа. За две гонки до конца сезона Филипе теперь уступал Льюису лишь пять очков. Итальянцы вышли в лидеры в Кубке конструкторов.

Немец заработал три очка.

Гран-при Японии 2009 года, Сузука

Квалификация: 1-й (напарник по «Ред Булл – Рено» Марк Уэббер 20-й)

Гонка: 1-й (Уэббер 17-й)

Себастьян Феттель лидировал в гонке с самого начала, если не считать непродолжительной попытки Льюиса Хэмилтона обогнать его в первом повороте, гонщик «Ред Булл» оставался в относительной безопасности.

Хэмилтон занял второе место, а Ярно Трулли финишировал третьим. Еще дальше Марк Уэббер , стартовав с пит-лейна, трижды проехал пит-лейн за первые четыре круга; первые два из-за того, что его подголовник болтался, а третий из-за новых шин после того, как старые были проколоты. Большая часть обгонов на ранних этапах Гран-при происходила с первой волной остановок, и Феттель оставался бесспорным лидером.

Средний отрезок гонки был таким же тихим, как и первый, единственной перестановкой был Ковалайнен, обогнавший Физикеллу на полосе выезда с пит-стопа, и ошибка Хэмилтона, позволившая Трулли обогнать его, когда он выезжал из боксов. В то время как Хайме Альгерсуари потерял управление после касания газона снаружи 130R, что привело к вращению в стену шины и разворачивания машины безопасности за десять кругов до конца.

Феттель продолжал оставлять как можно больше места между собой и вторым местом, в то время как Кубица, занявший девятое место, угрожал Дженсону Баттону, пытаясь отобрать у него единственное чемпионское очко за восьмое место.

В конечном итоге Феттель выиграл гонку у Трулли и Хэмилтона, а Кими Райкконен занял четвертое место. Марк Уэббер, хотя и отставал на последнем круге на целых два, показал самый быстрый круг на последнем круге на 0,002 секунды быстрее, чем напарник. Итог – Себастьян без большого шлема.

Его победа и последующие десять чемпионских очков означали, что Феттель продолжал бороться за титул, отставая на 16 очков от Баттона, который сохранял преимущество в 14 очков над Баррикелло перед предпоследней гонкой.

Оба верили, что смогут стать чемпионами мира, но в итоге Дженсон сможет набрать очки в обеих гонках…

Гран-при Японии 2010 года, Сузука

Квалификация: 1-й (напарник по «Ред Булл – Рено» Марк Уэббер 2-й)

Гонка: 1-й (Уэббер 2-й)

Когда пять красных огней погасли, чтобы начать Гран-при, Феттель быстро уехал, сохранив лидерство в первом повороте. Позади него Кубица обогнал Уэббера на втором месте, но он не смог бросить вызов Феттелю за лидерство. Две отдельные аварии, произошедшие дальше по порядку, способствовали развертыванию машины безопасности. Петров резко стартовал, но наткнулся на Хюлькенберга спереди и столкнулся с углом машины последнего, пытаясь его обогнать. Россиянин пронзил левый внешний барьер на главной прямой и разбился, когда Нико сошел с дистанции с поврежденной передней подвеской ..

Автомобиль безопасности был отозван по завершении шестого круга, и гонка возобновилась. Феттель лидировал со своим напарником. Третьим шел Алонсо.

На 25-м круге Феттель и Алонсо сделали свои пит-стопы с первого и третьего места, выйдя на третье и четвертое места соответственно, а Уэббер взял на себя инициативу.

Дуэт «Ред Булл» был проинформирован о возможности того, что Баттон не сделает свой пит-стоп до последнего круга, чтобы замедлить их и подвергнуть их давлению со стороны Алонсо и Хэмилтона. Джнесону не удалось установить время круга для достижения необходимой дистанции из-за эволюции трассы.

По завершении 38-го круга Баттон сделал свой пит-стоп, уступив лидерство. В итоге Феттель финишировал первым, одержав третью победу в сезоне и восьмую победу в карьере. Уэббер последовал за ним на 0,905 секунды позже и установил самый быстрый круг в гонке. Алонсо занял третье место, а Баттон и Хэмилтон четвертое и пятое. Михаэль Шумахер добился своего лучшего результата со времен Гран-при Турции пятью месяцами ранее, заняв шестое место. Последними из гонщиков, набравших очки, были Кобаяши, Хайдфельд, Баррикелло и Буэми, занявшие места с седьмого по десятое.

Гран-при Японии 2011 года, Сузука

Квалификация: 1-й (напарник по «Ред Булл – Рено» Марк Уэббер 6-й)

Гонка: 3-й (Уэббер 4-й)

Дженсон Баттон лучше стартовал с линии, чем Себастьян Феттель, у которого также был хороший старт по сравнению с некоторыми машинами позади него. Британец попытался обогнать, но Феттель агрессивно прикрылся, что позволило Льюису Хэмилтону пройти того снаружи первого поворота. Вскоре после этого Баттон спросил своего гоночного инженера: «Он должен получить за это штраф, не так ли?». Мартин Брандл подумал, что этот шаг был «жестким, но не заслуживающим наказания», в то время как Феттель сказал, что он не видел Баттона, потому что тот был позади него. Немец остался лидировать после первого пит-стопа. Команда развела напарников по тактике.

Хэмилтон и Масса вступили в контакт в четвертый раз в 2011 году. Льюис обвинил в столкновении свои боковые зеркала, сказав, что они слишком сильно вибрируют на прямых.

Феттель заехал на пит-лейн на 34-м круге, чтобы начать свой последний отрезок. В течение следующих трех кругов Уэббер, Масса, Хэмилтон и лидер гонки Баттон сделали свои остановки, сохранив свои позиции. Так было до 38-го круга, когда Хэмилтон обогнал Массу в зоне DRS и занял чистое пятое место. Плотное движение замедлило Феттеля на последнем круге, и Алонсо вышел на второе место после остановки.

На этом этапе Феттель начал сближаться с Алонсо, пару раз ныряя за пределы первого поворота. Он показал свое разочарование из-за потери двух мест в боксах и из-за того, что не смог их отыграть. На протяжении последних восьми кругов команда напоминала Феттелю, что ему не нужно выигрывать гонку, чтобы выиграть чемпионат в Японии.

Баттон одержал свою третью победу в сезоне и пятый подряд подиум, опередив Алонсо, который отставал от Баттона всего на 1,1 секунды к тому времени, когда он взял клетчатый флаг. Феттель стал двукратным чемпионом мира за четыре оставшихся гонки, заняв третье место и четырнадцатый подиум в пятнадцати гонках. Себастьян также стал самым молодым двукратным чемпионом мира и одним из девяти гонщиков в истории спорта, успешно защитивших свой титул.

Гран-при Японии 2012 года, Сузука

Квалификация: 1-й (напарник по «Ред Булл – Рено» Марк Уэббер 2-й)

Гонка: 1-й (Уэббер 9-й)

Начало гонки было хаотичным, поскольку столкновения на первом повороте вывели машину безопасности. Феттель лидировал с поула, а Каму Кобаяши стартовал быстрее, чем Уэббер, который занял третье место после него. Тем временем Райкконен ударил Алонсо сзади, когда переднее крыло «Лотус» задело заднее колесо Алонсо, пробив шину, отправив его в вращение по гравию и обратно возле трассы в первом повороте.

В конце периода машины безопасности и в начале третьего круга Феттель убежал от Кобаяши, быстро установив трехсекундное преимущество и нарастив его. Себастьян и Масса были гонщиками, показывавшими хороший темп, когда Баттон стал первым пилотом, совершившим запланированный пит-стоп в гонке на 13-м круге.

Феттель и Масса зашли в боксы с первого и второго места на 20-м круге, и сохранили свои позиции, а это означает, что Феттель не уступил свое лидерство, а Масса опередил и Кобаяши, и Баттона с быстрой остановкой.

Баттон, Масса и Феттель сделали пит-стопы на 35, 36 и 38 кругах соответственно, и все они сохранили свои позиции на четвертом, втором и первом месте, а Кобаяши - на третьем.

Итогом гонки стала 24-я победа в карьере. Немец стал первым пилотом в сезоне, выигравшим пару гонок подряд. Это также был второй его большой шлем. Фелипе Масса завершил самую длинную серию гонщиков «Феррари» без подиума на тот момент. Кобаяши стал третьим японским гонщиком, занявшим подиум «Формулы-1» на глазах у своей домашней публики, с его лучшим результатом - третьим местом.

Гран-при Японии 2013 года, Сузука

Квалификация: 2-й (напарник по «Ред Булл – Рено» Марк Уэббер 1-й)

Гонка: 1-й (Уэббер 2-й)

Ромен Грожан отлично стартовал и вышел в первый поворот, но позади него была драма с Марком Уэббером, вступившим в контакт с Льюисом Хэмилтоном, в результате чего последний получил прокол, также произошло столкновение между «Марусей» Жюля Бьянки и «Кэтерхемом» Гиедо ван дер Гарде. Обе машины попали в барьеры в первом повороте, к счастью, обе машины были быстро удалены, поэтому машина безопасности не понадобилась.

Хэмилтон заехал на пит-лейн, чтобы заменить проколотую шину, но сошел с дистанции на 7-м круге из-за повреждения днища. Грожан лидировал до пит-стопов, но Себастьян Феттель тщательно управлял шинами. Во время второго этапа гонки это означало, что он смог обойти Грожана и выиграть ее впоследствии. На предпоследнем круге Уэббер догнал и обогнал Грожана, принеся дубль команде, а французу пришлось довольствоваться третьим местом.

Фернандо Алонсо занял 4-е место, а Нико Хюлькенберг - пятое. Кими Райккионен приехал шестым, хотя и отставал от своего нараника по команде Грожана примерно на 40 секунд. Эстебан Гутьеррес провел самую сильную гонку в своей карьере, заняв 7-е место, обыграв Нико Росберга, которому пришлось отбывать штраф за небезопасный пит-стоп в боксах.

Гран-при Японии 2014 года, Сузука

Квалификация: 9-й (напарник по «Ред Булл – Рено» Даниэль Риккардо 6-й)

Гонка: 3-й (Риккардо 4-й)

На Японию надвигался тайфун. С утра перед гонкой лил дождь, непосредственно перед гонкой он утих, но затем начался вновь. Старт состоялся под автомобилем безопасности.

После 2-го круга гонка была прервана на 20 минут из-за сильного дождя, затем продолжена за автомобилем безопасности. Время перерыва было засчитано как время 3-го круга.

«На 42-м круге Адриан Сутиль потерял контроль над машиной, его развернуло, и он врезался в барьер из шин на внешней стороне седьмого поворота. Маршалы показывали двойные жёлтые флаги перед поворотом, чтобы предупредить гонщиков о происшествии. На место аварии был выслан эвакуатор, чтобы поднять машину и эвакуировать в безопасное место за ограждением. В тот момент, когда это происходило, Жюль Бьянки потерял контроль над своей машиной, пересёк зону вылета и врезался в заднюю часть трактора».

После продолжительной борьбы за жизнь Жюль скончался в больнице 17 июля 2015 года.

Себастьян благодаря умелой тактике и обгоном смог в итоге попасть на подиум.

Гран-при Японии 2015 года, Сузука

Квалификация: 4-й (напарник по «Феррари» Кими Райкконен 6-й)

Гонка: 3-й (Райкконен 4-й)

В начале гонки Льюис Хэмилтон смог обойти своего напарника по команде Нико Росберга, у которого было меньше мощности из-за проблем с температурой. Росберг проиграл еще две позиции Феттелю и Боттасу во втором повороте, так как ему «пришлось избегать столкновения» с Хэмилтоном. Хэмилтон опередил Феттеля на 1,6 секунды после первого круга, увеличив свое преимущество на следующих нескольких кругах.

Себастьян Феттель был следующим из лидеров, занявших пит-лейн на 13-м круге, а его напарник по команде Кими Райкконен последовал за ним кругом позже. К 18-му кругу Хэмилтон опережал Феттеля на 8,1 секунды, а Росберг отставал еще на 3,8 секунды.

Во втором раунде пит-стопов Райкконену удалось опередить Боттаса, который сделал пит-стопы одновременно с Нико Росбергом на 29-м круге. Еще через два круга Феттель сделал пит-стоп и вышел за Росбергом, занявшим второе место, примерно в десяти секундах позади.

Льюис Хэмилтон уверенно одержал победу, финишировав на 18,9 секунды впереди Нико.

Гран-при Японии 2016 года, Сузука

Квалификация: 3-й (напарник по «Феррари» Кими Райкконен 4-й)

Гонка: 3-й (Райкконен 4-й)

Льюис Хэмилтон плохо стартовал, и его обогнали: Нико Росберг, Себастьян Феттель, Кими Райкконен, Валттери Боттас и Даниэль Риккардо. Росберг уверенно лидировал, а Хэмилтон медленно восстанавливался, сначала пройдя Риккардо, а затем вскоре после этого Боттаса.

У Хэмилтона не было ни скорости, ни шин, чтобы догнать своего напарника по команде Росберга, который выиграл гонку. Себастьян Феттель финишировал третьим, опередив своего напарника. Риккардо занял 5-е место, впереди Боттаса.

Гран-при Японии 2017 года, Сузука

Квалификация: 3-й (напарник по «Феррари» Кими Райкконен 6-й)

Гонка: сход (Райкконен 5-й)

Перед стартом гонки механики Себастьяна Феттеля работали над его машиной. Когда гонка началась, стало ясно, что у него серьезные проблемы с болидом, сразу же потерявшим позиции, в то время как Льюис Хэмилтон лидировал.

Карлос Сайнс попал в аварию на первом круге, когда сработала машина безопасности. Вскоре после возобновления гонки Феттель сошел с дистанции из-за проблем с двигателем. Хэмилтон одержал победу, за ним последовал Макс Ферстаппен со своим напарником по команде Даниэлем Риккардо, финишировавшим третьим, Валттери Боттас был четвертым, а Кими Райкконен пятым.

Гран-при Японии 2018 года, Сузука

Квалификация: 9-й (напарник по «Феррари» Кими Райкконен 4-й)

Гонка: 6-й (Райкконен 5-й)

Льюис Хэмилтон выиграл, лидируя на каждом круге. Себастьян Феттель, соперник Хэмилтона в чемпионате, столкнулся с Максом Ферстаппеном, Феттель восстановился и финишировал 6-м после того, как развернулся. Валттери Боттас приехал вторым после Льюиса Хэмилтона, а Ферстаппен финишировал третьим.

Гран-при Японии 2019 года, Сузука

Квалификация: 1-й (напарник по «Феррари» Шарль Леклер 2-й)

Гонка: 2-й (Леклер 6-й)

В начале гонки Себастьян Феттель на поул-позиции сдвинулся на долю секунды раньше. Он смог остановиться до того, как переступил черту своей стартовой сетки, но это привело к неудачному старту, и «Мерседес» Валттери Боттаса почти сразу обогнал « Феррари». Феттель был расследован на предмет фальстарта, однако позже стюарды решили не наказывать его, учитывая, что он не перешел границу, и тем более датчики, используемые для обнаружения фальстарта, не сработали.

Макс Ферстаппен попытался обогнать Шарля Леклерка снаружи во втором повороте и занять 3-е место, однако Леклер недостаточно поворачивал в сторону от Ферстаппена, что привело к столкновению.

На 15-м круге Албон первым из лидеров сделал пит-стоп с 5-го места, затем Феттель выехал на 16-м круге со 2-го места, как и Боттас, лидировавший на 17-м круге, в результате чего Хэмилтон унаследовал лидерство в гонке. Хэмилтон выехал на пит-лейн на 21-м круге, вернув лидерство Боттасу и восстановив порядок в тройке лучших.

Боттас и Феттель сделали дополнительный пит-стоп, а вот британец решил просидеть на своей резине. Карлос Сайнс сделал свой пит-стоп с 4-го места на 26-м круге, выйдя за Албоном, а это означает, что «Ред Булл» выиграл позицию над Сайнсом благодаря пит-стопам. Феттель сделал второй пит-стоп на 31-м круге и занял 3-е место. К 34-му кругу Леклер обошел Пьера Гасли и занял 6-е место. Боттас сделал свою вторую остановку на 36-м круге, заняв 2-е место после Хэмилтона. Позже Хэмилтон поехал в боксы на 42-м круге и занял 3-е место после Феттеля.

Хэмилтон провел последние круги, пытаясь догнать и обогнать Феттеля, но безуспешно. Тем не менее, Льюис смог претендовать на самое быстрое очко на круге. Когда Боттас пересек финишную черту, чтобы одержать победу, Леклер, Ферстаппен и Феттель выбыли из борьбы за титул чемпиона среди пилотов.

После гонки Леклер получил два штрафа: 5-секундный штраф за столкновение с Ферстаппеном и 10-секундный штраф за вождение в небезопасных условиях на следующих кругах. Это опустило его на 7-е место.

На 45-м круге Льюис Хэмилтон установил новый рекорд круга в Сузуке с временем 1:30,983, побив предыдущий рекорд круга гонки 1:31,540, который был установлен Кими Райкконеном на Гран-при Японии 2005 года.

Победа Боттаса также стала первой для финского гонщика после победы Райкконена в 2005 году.

Гран-при Японии 2022 года, Сузука

Квалификация: 9-й (напарник по «Астон Мартин» Лэнс Стролл 19-й)

Гонка: 6-й (Стролл 12-й)

Гонка началась в 14:00 по местному времени 9 октября 2022 года под проливным дождем, но была отмечена красным флажком на втором круге после того, как пилот «Феррари» Карлос Сайнс-младший не справился с управлением в шпильке первого круга и аквапланировался в барьеры. Немедленно была отправлена ​​​​эвакуационная машина, и на втором круге несколько водителей на скорости обогнали трактор под двойными желтыми флагами. Развертывание и положение эвакуационной машины на трассе было невероятно спорным.

Гонка возобновилась в 16:15 по местному времени за машиной безопасности. Было пройдено всего двадцать восемь кругов, прежде чем гонка была сокращена из-за превышения трехчасового лимита времени, а Ферстаппен одержал свою двенадцатую победу в сезоне. Леклер, занявший второе место на трассе, получил пятисекундный штраф за разрезание последней шиканы, в результате чего он опустился на третье место после напарника по команде Ферстаппена Переса. Поскольку было пройдено чуть более половины дистанции гонки, у большинства в паддоке сложилось впечатление, что Ферстаппен получит 19 очков, а Леклер - 12, что оставило бы Ферстаппену одно очко до победы в чемпионате. Сам Ферстаппен выразил удивление в комнате отдыха тем, что он стал чемпионом.

В гонке же немец сначала ошибся на старте и потерял кучу позиций:

Но затем смог отыграть и устроить на финише яркую борьбу с Фернандо Алонсо: их раздело десять сотых.

Как итог – рекорд прохождения в третий сегмент квалификации десять гонок спустя, а также попадание в 14-й раз в первую десятку на старте в Японии.

Причем было выиграно два поула в воскресенье из-за переноса. Было заработано восемь подиумов. Выиграно четыре гонки. Одержано 5 побед в квалификациях.

Общий счет над напарниками в квалификациях и гонках: 11-3.

Как вы оцениваете успех немца в Японии?