Чемпион «Индикара», победитель «500 миль Индианаполиса» Дэнни Салливан о своей неудачной попытке закрепиться в Ф1
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/c/f1/1223c32d04150a1f13d05d63b78f3.jpeg?f=webp&q=90)
Ему было суждено стать пилотом «Тиррелла» в «Формуле-1».
Дело было в 71-м году, когда 21-летний длинноволосый парень решил пойти против воли родителей.
Связующим звеном в этом странном трансатлантическом матче был известный педиатр и друг гоночного братства доктор Фрэнк Фолкнер.
Салливан в течение двух лет скитался от одной работы к другой в Нью-Йорке до тех пор, пока отец его лучшего друга не подыскал ему место.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/4/66/87d7334e2451b9789157c5984cea3.jpeg?f=webp&q=90)
«Фрэнк был особенным парнем», - говорит Дэнни. «Он взял меня на мою первую гонку – Гран-при Онтарио 1971 года на автодроме Онтарио. Там познакомил меня с Кеном Тирреллом».
«Кен сказал: "Когда ты приедешь? Когда приедешь, найди меня"».
«Он даже попросил сына забрать меня из аэропорта и отвезти в своем Мини к ним домой в Суррей».
«Я пробыл там три-четыре месяца. Потом они сказали: "Слушай, ты нам нравишься, но ты должен найти свой путь"».
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/3/ff/9d3f135a245aea0e9c7f3db42d7ff.jpeg?f=webp&q=90)
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/0/c2/9612e4a644f8785cf96d847cf6116.jpeg?f=webp&q=90)
Салливан устроился на работу в соседний гараж Bell & Colvill и нашел квартиру недалеко от железнодорожного вокзала в Ист-Хорсли.
Что еще более важно, он нашел свое призвание.
«Я пошел в гоночную школу Джима Рассела [в Снеттертоне] по совету Джеки Стюарта Фрэнку», - говорит Салливан. «Предостережение заключалось в том, что если у меня есть талант, то мне стоит заниматься гонками профессионально, а если нет, то мне следовало бы вернуться в университет».
«Когда Джим сказал: "Эй, он один из лучших, что у нас когда-либо были" – я действительно верю, что они это говорили всем, чтобы те возвращались».
«Меня зацепило».
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/e/b2/bd8d2e2a34e319881e48c9592e075.jpeg?f=webp&q=90)
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/a/bd/ac70ff1744b82b3629c27b7bee3dd.jpeg?f=webp&q=90)
Остаток 70-х был потрачен на гонки и поиски спонсоров, чтобы выступать в «Формуле-Форд», «Формуле-3» и «Формуле-2».
Однако к началу 1980-х мечта Салливана о «Формуле-1», казалось, прошла мимо него. Он вернулся в Штаты, чтобы участвовать в гонках Can-Am.
К счастью для него, спонсор «Тиррелла», «Бенеттон», внимательно следил за прибыльным американским рынком.
«Меня пригласили на тесты в Поль Рикаре в конце ноября - начале декабря 1982 года», - говорит Салливан. «Там была целая группа пилотов, я был последним».
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/4/4d/605e4e40c4bc5bc2c57410a7bc826.jpeg?f=webp&q=90)
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/3/4c/19d5187de4dba8cbbd445bdf4d9d6.jpeg?f=webp&q=90)
«Когда я собирался уже уходить, то ко мне подошел мой покровитель Гарвин Браун – наследник «Вдовы Клико» и «Джека Дэниела» - сказал: "Что ты делаешь? "».
«Я ответил: "Вы видели контракт, который мне только что дал Кен? Это было что-то вроде 10 штук за первый год, плюс 40% от призовой суммы. Если бы мне Кен сказал от какой..."».
«В итоге мне пришлось самому покрывать свои расходы. Я не мог добраться даже до самих гонок».
«Он сказал мне не волноваться: "Если ты овладеешь машиной, я позабочусь об этом"».
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/c/2f/31594dfdb457eabb0a06189a2168f.jpeg?f=webp&q=90)
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/c/68/1fe5f6dba44448e4f7528b783441b.jpeg?f=webp&q=90)
Успешные тесты привели ко второму приглашению от "дяди Кена" - на этот раз на длительные предсезонные испытания шин в Рио.
«Я просидел там восемь дней, пока они работали с [признанным номером один] Микеле Альборето. В конце концов, я проехал несколько кругов, прежде чем мы подошли к квалификационным кругам. Это был мой тест: пять или шесть кругов».
«Я был всего на пару десятых медленнее, чем Микеле, и Кен сказал: "Ну, ты сам выбрал"».
За солидным, хотя и не впечатляющим выступлением на последовавшем за ним Гран-при Бразилии, последовала одна из ярких гонок на Лонг-Биче, где Салливан поднялся на четвертое место, опередив пилота «Макларена» Джона Уотсона, мчавшегося к победе, прежде чем вибрации резины не опустили его на восьмое место, но все-таки впереди Альборето.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/0/d5/c04c39a544f2d81674bb526f85a89.jpeg?f=webp&q=90)
«Я тогда жил в Брентвуде в Лос-Анджелесе, потому что европейский сезон еще не начался», - говорит Дэнни. «Но Кен позвонил мне во вторник: "Микеле не может участвовать в «Гонке чемпионов» [он был занят вместе с Риккардо Патрезе на решающем первом этапе чемпионата мира по гонкам на выносливость в Монце]. Садись на самолет и приезжай"».
«Практика прошла хорошо», - говорит Салливан.
Старт с третьего ряда был хорош. «У меня была отличная идея нырнуть снаружи. Меня ударили сзади, и мне пришлось объехать впереди идущую машину ».
Таким образом Салливан не только обогнал «Эрроуз» бывшего чемпиона мира Алана Джонса, но и сравнялся с Уотсоном.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/6/77/244357d14470a88b1b502a14106bd.jpeg?f=webp&q=90)
«Движение, постигнутое за годы гонок в Формуле-Форд», - говорит Салливан. «Я многому там научился. Было полезно».
Зеленый Tyrrell 011 был теперь третьим. Лидировали Рене Арну за рулем Ferrari 126C и Кеке Росберг за рулем Williams FW08C. Причем финн был действующего чемпиона мира.
Вскоре у «Феррари» возникли проблемы с резиной. На седьмом круге Росберг вышел в лидеры. Салливан поднялся на второе место на том же круге, но не раньше, чем лидер установил полезное преимущество.
«Я участвовал во многих соревнованиях», - говорит Салливан. «Ясно, что Кеке был очень талантливым парнем, но я никогда не чувствовал себя настолько медленным, что мне приходилось беспокоиться об этом».
«В конечном счете, с точки зрения скорости, Уильямс и Макларен были немного лучше, чем Тиррелл».
Однако в этом случае разрыв между ними сокращался. К 40-му кругу Салливан будет в зоне атаки.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/3/43/2f5b4c87f411b8e4f3feaad5df68d.jpeg?f=webp&q=90)
Более того, на болиде Росберга возникали проблемы с шинами. Комментирующий Джеймс Хант был непреклонен в том, что финну придется поехать на пит-стоп.
«Это не сильно замедлило [Кеке]», - говорит Салливан. «Он действительно торопился, но резина на удивление держалась хорошо».
«Росберг был мастером такого рода вещей. Кеке очень хорошо управлял педалью газа. Разве его мать не была раллийным пилотом?».
В итоге Росберг выиграл последнюю неофициальную гонку «Формулы-1» с отрывом в 0.49 секунды.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/c/dc/b25e468ec44558a0d83a9a18d0d83.jpeg?f=webp&q=90)
Второе место Салливана останется лучшим результатом его единственного сезона «Формулы-1». Хотя пятое место в Монако выглядит более впечатляющим.
«В свой первый сезон я и не мог мечтать о месте лучше, чем Тиррелл», - говорит он. «Кен был отличным менеджером. Роджер [Хилл] и Роланд [Лоу], все механики были супер. А Морис [Филипп] был действительно хорошим дизайнером».
«Если бы я выступал за чемпионскую команду, то не смог бы раскрыть ее потенциал».
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/9/88/fc1fcd1e049c1aac580e49cea07d1.jpeg?f=webp&q=90)
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/8/04/4e76ea1ef4a34bfcf3f9ecf73d433.jpeg?f=webp&q=90)
«У меня было несколько хороших выступлений, и Кен выглядел довольным. Просто, когда Бенеттон ушел, моя карьера тоже закончилась».
«Очевидно, я сделал недостаточно, чтобы Кен почувствовал, что он может меня удержать. Он запросил у Гарвина больший чек, а тот просто отказался. Я понял это».
Вместо этого Салливан начал с трех побед в 1984 году в «Индикаре» за команду Дуга Ширсона. В 85-м Дэнни выиграет легендарные «500 миль Индианаполиса», а 88-м и весь чемпионат. Оба достижения он завоюет за команду Роджера Пенске.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/c/3b/322723b9146b9bf0ae831de137d3c.jpeg?f=webp&q=90)
«После моей победы в Инди у меня было несколько покровителей, и при хорошей возможности я думаю, что мог бы вернуться в Формулу-1 на пару лет. Я был в отличной физической форме».
«Этого не произошло, но я чувствовал себя достаточно хорошо, чтобы продолжить в Ф1».
«Я стал настоящим еврофилом, что было очень странно для какого-то бедняка из Кентукки».
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/c/86/edb914b674ab3b5e62ac77fb74881.jpeg?f=webp&q=90)