12 мин.

«Я попал в гонки случайно». Чемпион «Ф1», миллионер, коллекционер, филантроп и просто семьянин − Себастьян Феттель

Когда-то он был самым талантливым молодым пилотом на стартовой решетке, ныне является четырехкратным чемпионом мира, то, как он докатился до конца стартовой решетки? Может быть, это из-за увлечений за пределами спорта?

Сейчас возникает ощущение того, что жизнь стала только хуже. Глобальная пандемия вместе с плохой климатической и экономической ситуациями, а также нарастание расового напряжения в совокупности с протестами на улицах, угнетают. Спорт помогает людям на минуточку забыть о своих проблемах, в том числе автоспорт.

Нельзя находиться в своем вакууме во время кризиса. Данное мнение не очень популярно среди фанатов, но этому пытаются противостоять самые главные звезды «Формулы-1»: Льюис Хэмилтон и Себастьян Феттель. Вот процессы, которые хочет осветить Феттель.

Себастьян с самого девства был увлечен автомобилями. Он был очень ограничен и сосредоточен на том, чтобы добиться успеха в невероятно сложном виде спорта. Ему удалось это. При этом он до сих пор остается влюбленным в то, что делает, даже сейчас, когда его карьера, кажется, пошла на спад. Но по мере того, как он взрослел, его горизонты расширялись. Немца начинали интересовать новые более серьёзные проблемы. Сейчас он стал зрелым и умным человеком, который пытается осмыслить мир, как и многие в это знаменательное время. От нас Феттель отличается тем, что является публичным человеком. Мы видим, как он вместе с Хэмилтоном, выросли во всех смыслах на наших глазах.

Многим это может не понравиться, но это происходит несмотря ни на что. Раньше они были теми, кто ставили все на алтарь победы в погоне за достижениями и острыми ощущениями. Но мировых проблем становится все больше. В их эпицентре оказался четырехкратный чемпион, все еще влюбленный в спорт, но с молодой семьей, растущей во все более тревожном мире. Он понимает обвинения в лицемерии, которые могут вызвать его высказывания. Но чувствует, что все равно должен высказаться.

«Да, люди будут называть меня лицемером, потому что гонки Формулы-1, вероятно, противоположны тому направлению, в котором мир должен двигаться», - говорит он. «Климатический кризис ошеломляет. Ученые говорят нам, что даже если мы полностью закроем все заводы, то на планете все равно останется слишком много углекислого газа. Я не гоняюсь за тем, чтобы навредить миру. Гонки моя страсть, но я верю, что есть способы сделать мир лучше для нас всех сейчас и для будущих поколений. Я считаю, что есть решения, при которых нам не нужно отказываться от определенных вещей. Мы достаточно умны, чтобы решить эту проблему, где мы можем найти решение, сохраняя при этом радость и страсть и, возможно, сделать его еще более увлекательным. Но мы в Формуле-1 должны делать гораздо больше. Мы несем большую ответственность перед обществом и планетой».

Еще 13 лет назад для Феттеля жизнь была проще. Он только что выиграл Гран-при Италии за рулем «Торо Россо». Весь мир был в руках 21-летнего немца, обыгравшего более быстрые команды.

«Совершенно нормально, что нас начинают интересовать более важные вещи», - говорит он. «Я прожил на этой планете еще 13 лет. За это время многое повидал. Многому научился в гонках, на улице, на дорогах, в жизни. Когда вам 20, то все иначе».

Любовь к гонкам привил мне отец. «Он участвовал в любительских гонках. Мы всей семьей всегда путешествовали вместе. Я думаю, что его идея с картингом возникла случайно. Когда мне было три года, он повел меня на картинг перед Рождеством. После этого у меня появился карт. Это был крошечный карт мощностью в одну лошадиную силу. Я начал с заднего двора, где ездил взад и вперед. Затем мы купили еще один карт. Мне приходилось делить его с сестрами, но я делал это очень редко. Я расходовал все топливо, чтобы они не могли на нем покататься. Им быстро это надоело. Он стал им не интересен. Затем мы снова поехали на трассу, где увидели еще одного мальчика, который тренировался на маленьком карте. Вот так мы попали на гонку».

С тех пор гонки стали частью его жизни. Его страсть к спорту безгранична, что отражается в его необычном (для пилота) интересе к его истории и погружении в технологии автомобилей и мотоциклов. У него богатая коллекция мотоциклов, дорожных и гоночных автомобилей, в том числе болид Найджела Мэнселла FW14B. «Дело не в том, что я ностальгирую и люблю собирать старые вещи», - смеется он. «Что ж, я испытываю ностальгию в том смысле, что мне нравятся старые машины и мотоциклы. Они похожи на вакцину. У вас есть вакцина на всю жизнь. Но мне нравятся старые вещи, потому что новые вещи скучны, просто слишком совершенны. Вы смотрите на старый велосипед или под капот старой машины и видите рабочие детали, а не пластиковые крышки и кабели. Но да, с автомобилями эстетика старых времен была лучше. Некоторые из этих форм вы не могли сделать сейчас из-за законодательства о безопасности. Что-то вроде Феррари Дино 246, просто красивый. Но сейчас тебе не разрешат такое продавать».

«За рулем то же самое. Современные суперкары слишком совершенны. Их начинаешь понимать только на большой скорости. Они слишком простые. Каждый может сесть и поехать быстро. Это хорошо, потому что они не должны вас убивать, но если вы сядете в F40, а у меня такая есть, то все поймете. Никаких вспомогательных средств. По сегодняшним меркам – просто кошмар. Нельзя быть ленивым и небрежным, иначе попадешь в аварию». 

Так что же еще у него есть? «Самый старый – это BMW 507 1958 года выпуска. Еще у меня два Fiat 500. Один нормальный, а другой смешной с плетеной корзиной. Я засматривался на Volkswagen Golf Mk1 GTI. У меня есть кабриолет, который в Германии называют «клубничная корзина», потому что он так выглядит. У меня есть современные Феррари, но я на них не так много езжу. Но я смотрю на машины так, как будто некоторые смотрят на произведение искусства, за исключением того, что вы тоже можете ими пользоваться. Велосипеды… Это довоенный Scott. Проблема в том, чтобы заставить его работать. На это нужно время. У меня есть мотоцикл Vincent Black Shadow. Это зверь. Эти байки созданы для езды только на прямых, но в поворотах… Я катаюсь на нем только в хорошую погоду. Моя задница начинает болеть спустя пару часов».

Конфликт для такого энтузиаста с проблемами, которые он взял на себя, очевиден. «Где я сейчас живу? Хорошо, я женат всего год, но у меня есть дети, да и еще кое-что, есть много вещей, которые вы видите и не можете не видеть. Иногда хочется побыть таким наивным… не глупым, а просто наивным, чтобы не знать о многих вещах, но сейчас нельзя оглядываться назад. Вы не хотите не видеть этого, потому что это важно. Но иногда это облегчало бы жизнь. Я часто думаю: “Как же я тогда этого не заметил?”.  Думаю, это нормально. Около семи лет назад я начал понимать, что климатическая ситуация ужасна».

В чем же состоит решение? «Я не знаю. Но что меня поражает, так это то, что мы осознаем проблему, мы знаем, что мир не устойчив. Мы знаем это. Но все же мы не решаем проблему должным образом. Если бы это была гоночная проблема, и вы знали, как ее исправить, то глупо не cделать этого. У нас есть решения. Возможно, они еще не идеальны, но это не причина не развивать их. Мы продолжаем расширять возможности того, что, как мы знаем, является неправильным, но не уделяем должного внимания правильному пути. Это безумие. Нам нужно сделать гораздо больше. Коронавирус — это серьезно, но он отвлек внимание от изменения климата. Но климат не перестает меняться».

Это не популярное мнение среди многих в мире автоспорта, но он считает, что это уже нельзя оставлять без внимания. «Раньше считалось, что звезды спорта или поп-звезды не должны лезть в это, потому что это могло плохо сказаться на их имидже или популярности. Такие темы, как изменение климата или борьба с расизмом, настолько важны, что вы больше не можете позволить себе быть аполитичным. Это не значит, что вы должны занимать чью-то позицию, но вы должны что-то делать».

«Если у вас есть фанаты с определенным взглядом на мир, который отличается от вашего, ну и что? Вам следует заботиться о том, что правильно, а не о том, нравитесь ли вы им или вносите свой вклад в ваш бизнес. Почему это должно мешать вам выступать? Чтобы добиться прогресса, нужно обсуждать мнения и двигаться вперед. До тех пор, пока такие известные люди, как Льюис, находят отклик у людей и заставляют их изменять отношение в повседневной жизни, вы можете оказать влияние. Дело не только в том, чтобы говорить, но и в том, чтобы делать это. Это нормально, что я ношу черную рубашку и говорю, что мы должны прекратить расизм. Но я должен действовать так же, когда камера выключена. Это имеет значение, и это то, что мы все можем сделать. Если бы я чувствовал, что меня используют или давят, то я бы просто не стал этого делать».

Бихевиористский психолог профессор Дональд Гофман предложил следующее: «Любой организм, который тратит свою перцептивную энергию или время на истину, не сможет превзойти организм, который тратит свою энергию только на вознаграждение за фитнес, которое поможет вам выиграть игру. Это, по его мнению, и есть то, что исказило мир, если он одержим победой, а не правдой». Это то, что может быть применено на фоне изменения климата, но при этом возникает интересный вопрос о том, может ли кто-то, кто занимается столь же жестким спортом, как «Формула-1», сочетать участие в соревнованиях с решением более серьезных проблем, не связанных с этим видом спорта.

Льюис Хэмилтон сражается со следующими проблемами: расовыми, экологическими и психическими. Как лично, так и с помощью большого количества подписчиков в социальных сетях. Кажется, что это возможно. Но борьба Феттеля может служить доказательством обратного. «Я думаю, что это, вероятно, правда, поскольку может лишить нас победы в игре», - говорит он. «Иногда действительно очень полезно не вмешиваться, не видеть проблемы, потому что вы просто продолжаете играть. Но я не думаю, что из-за этого невозможно быть на очень высоком уровне. У вас есть мудрость и опыт. Все зависит от человека, как он будет использовать свои знания, чтобы сделать их сильной стороной».

Несмотря на все опасения относительно будущего, Феттель сохраняет решительный оптимизм. Заметьте, все хуже, чем было. Говоря о Джордже Флойде, черном человеке, печально убитом офицером полиции Миннеаполиса, стоявшим на коленях у него на шее, он говорит: «Это неприятная правда, но такие вещи, как эта, случались и раньше, но часто замалчивались. Мы живем в самую прозрачную эпоху. Это стало проблемой, потому что любой теперь может снять это на свой телефон и выложить в интернет. Правильно, что это заставило людей проснуться. Если это то, что нужно было раскрыть, что происходило в течение многих лет, десятилетий, столетий, но мы не действовали и не предпринимали достаточных усилий, чтобы решить эту проблему, то это зависит от всех нас, чтобы взять инициативу в свои руки и решить ее».

Последний раз мы общались, когда Феттель еще не имел контракт на этот год. Пару дней спустя стало известно, что он составит компанию Лэнсу Строллу в «Астон Мартине». На данный момент Феттель перестал рассказывать о ситуации в «Феррари», но он прекрасно знал о всех слухах, ходивших до этого, что в итоге стоило места Серхио Пересу. Что же он мог сделать с непокорной «Феррари»?

«Иногда приходится жить с ней [машиной], не оптимизированной, и в то же время сосредоточиться на том, куда она должна ехать. Это не самая простая ситуация. С ней приходится бороться последние пару лет».

Несколько дней спустя он с удовольствием рассказал о своем переходе: «Это было непростое решение», - говорит он, добавляя, что есть два основных соображения: «Первое состоит в том, что команда прибавит, что уже было доказано по ходу сезона, но я верю, что это еще не все. Второе связано со мной. Мне надо было решить. Продолжить карьеру или остановиться. Я принял решение, потому как еще не все показал. Я с нетерпением жду выполнения поставленной задачи с новой командой, средой и атмосферой».

Он мог бы добавить «новый вызов». Потому что понятно, что Себастьян Феттель как на трассе, так и за ее пределами не сказал последнего слова.