15 мин.

Подробный разбор эффекта пандемии на АПЛ: в худшем сценарии потеряют 1,1 млрд фунтов, пропасть между богатым и бедными увеличится

Много графиков и ключевые выводы. 

Вчера Киран О’Коннор (известен как SwissRamble, британский экономист, работающий в швейцарском банке; детальнее всех вникает в тему футбольных финансов) разобрал потенциальное влияние коронакризиса на АПЛ. На днях также выходил большой материал The Athletic (менее детальный, но с комментариями экспертов).

Ниже – саммари основных тезисов этих важных материалов (они вполне похожи, но больше ориентируемся на О’Коннора – его анализ детальнее). Киран предупреждает, что на данной стадии приходится делать массу допущений, и даже приводит цитату Джона Мейнарда Кейнса: «Лучше получить примерно правильную картину, чем точно ошибаться».

В худшем сценарии АПЛ ждет потеря 1,131 млрд доходов

По последним доступным отчетам совокупный доход клубов АПЛ – 5,2 млрд фунтов. На первый взгляд впечатляет, но важно отделять топ-6 от остальных. На большие клубы приходится 3 млрд фунтов (примерно 60%), а на остальные 14 – 2,2 млрд фунтов. 

Доходы клубов АПЛ в млн фунтов

Исполнительный директор Премьер-лиги Ричард Мастерс уже сказал, что клубы потеряют 1,137 млрд фунтов в случае, если сезон не будет доигран. Это очень близко к оценке, которую в результате изучения отчетности клубов получил О’Коннор – 1,131 млрд фунтов. Эта сумма делится между тремя статьями дохода: 762 млн фунтов – доходы от телетрансляций; 249 млн фунтов – рекламные доходы; 120 млн фунтов – доходы от проведения матчей. 

Потери команд составят от 32 млн до 111 млн. Конечно, больше всех теряют клубы с наибольшим доходом – топ-6, в лидерах «Манчестер Юнайтед»:

Прогнозируемая потеря доходов в связи с пандемией

Но картина более показательна не в абсолютных числах, а в относительных. Если рассматривать потенциальные потери как пропорцию от общего дохода, то, наоборот, топ-6 защищена лучше всех. Потеря 53 млн фунтов и 41 млн фунтов сильнее ударит по «Лестеру» и «Бернли», чем 100-миллионные потери по манчестерским клубам. 

Потерянные доходы как процент от общих доходов клуба

Потеря ТВ-денег – главное опасение

Теперь отдельно проанализируем основные статьи дохода.

Матч-дэй в совокупности дает клубам 686 млн фунтов (лишь 13% от выручки). При прочих равных это наименее важный источник доходов, хотя в некоторых клубах процент значительно выше 13%. Например, «Арсенал» не обладает высокими рекламными доходами (относительно других топов), зато заполняет стадион с высокими ценами на билеты. У них процент доходов с проведения матча от общей суммы – 24% (96 млн фунтов). 

Доходы клубов с проведения матчей

Некоторые зависят от проведения матчей сильнее, чем остальные. Но в данном случае речь идет не о целом сезоне, а о конкретном количестве матчей (либо без зрителей, либо не сыгранных вообще). Получаем такую картину потерь:

Столбцы слева направо: сезон, доход, процент от общего дохода, матчи, доход за матч, оставшиеся матчи, доход за оставшиеся матчи

В краткосрочной перспективе «МЮ» и «Тоттенхэм» пострадают сильнее остальных. Но общая зависимость клуба от проведения матчей тоже важна, если мы допускаем, что следующий сезон стартует без зрителей (пока информации нет вообще, но это далеко не фантастика). 

Потери рекламных доходов очень трудно рассчитать, так как все контракты конфиденциальны. С огромной вероятностью спонсоры попытаются протолкнуть сокращение суммы даже в текущих сделках – в кризис бюджеты на маркетинг сокращаются в первую очередь. Отсутствие матчей (следовательно, рекламы их брендов) дает им такое право. 

Вероятно, речь пойдет о сокращениях на 15-20%. В очень примерных расчетах Киран использовал усредненные 17,5%. В таком сценарии клубы ждет потеря 249 млн фунтов: 

Столбцы слева направо: сезон, доход, процент от общего дохода, потери в случае сокращения 10%, 15%, 20%, 25%, прогнозируемые потери (сокращение 17,5%)

При таком упрощенном подсчете больше всех теряет «Манчестер Юнайтед» – 48 млн фунтов. У них самые высокие рекламные доходы. Потери нетоповых клубов составят от 2-7 млн фунтов. Это еще раз подчеркивает: для таких команд матч-дэй и рекламные доходы далеко не так важны как ТВ-деньги. 

Пожалуй, реальный обвал рекламного рынка клубы ощутят позже – когда придется договариваться о новых контрактах. Также опасения вызывает структура некоторых уже заключенных сделок: например, «Ливерпуль» подписался с Nike за относительно небольшую фиксированную сумму, а потенциальный доход был сильно привязан к продажам.

Но настоящая бомба – это потенциальная потеря ТВ-денег. Об этом открыто говорит лектор программы MBA в Ливерпульском университете Киран Магуайр: «Доход от трансляций составляет около 60% от оборота клубов Премьер-лиги. Когда ты так сильно зависишь от единственного источника доходов и не имеешь планов экстренных действий, неизбежно попадешь в зону риска. Футбол – часть индустрии развлечений. По всем бизнесам в этом секторе карантин ударит очень сильно. Разница в том, что у футбола больше фиксированных затрат – в первую очередь, зарплаты и выплаты по уже совершенным трансферам».

Теледоходы (с учетом еврокубков) – 59% от всех доходов клубов АПЛ (3,1 млрд фунтов). По мнению Магуйера, даже 60% делают бизнес слишком уязвимым и зависимым от одного типа доходов. Для многих в АПЛ ситуация намного страшнее: для 13 из 20 клубов ТВ-доход – 73% от оборота, для «Борнмута» – 88%.

ТВ-доходы как процент от общих доходов

Сейчас речь идет о потере 762 млн фунтов (371 млн – от Sky, 50 млн – от BT, 341 млн – от иностранных вещателей). Это примерно 29% от суммы, которую АПЛ получает за весь сезон. В случае равномерного распределения потерь получим такую картину. Наибольшая потеря у «Ливерпуля» (51 млн), наименьшая – у «Норвича» (27 млн).

Прогнозируемая потеря ТВ-доходов

Важный фактор – обновление ТВ-сделки прошлым летом. По ней доход АПЛ вырос на 8% относительно прошлого цикла. Если проводить сравнение не с потенциальным заработком, а с прошлогодним, то ситуация становится чуть лучше. Например, «Ливерпуль» теряет не 51 млн, а 28 млн:

Столбцы слева направо: матчи в прямом эфире, равная доля, доля за показанные матчи, доля за турнирные достижения, общий внутренний доход, базис, повышение относительно прошлого контракта, общий внешний доход, доход от ТВ-рекламы, общий доход, прогнозируемые потери, доход с учетом потерь, доход за сезон-2018/19, разница между сокращенным доходом-2019/20 и доходом-2018/19

Еще один аспект – парашютные выплаты клубам из чемпионшипа, которые осуществляются из ТВ-денег АПЛ. Они влияют на потери. Если клубы из чемпионшипа разделят потери, это еще немного улучшит ситуацию для команд АПЛ. Вот этот альтернативный расчет

Из подсчетов очевидно, что завершение сезона для АПЛ – разница между глубочайшим кризисом и благоприятной ситуацией (относительно того, через что сейчас проходят другие бизнесы). Именно поэтому ведется так много разговоров об окончании сезона без зрителей, в любые сроки и, возможно, даже в другой стране в условиях изоляции игроков. 

Рассматриваются и другие спасительные сценарии: например, переговоры с каналами, которые купили права. Некоторые из них могут пойти на уступки, чтобы сохранить хорошие отношения с лигой, ведь многим придется участвовать в гонке за права в будущем. Уступками может быть продление текущего контракта на льготных условиях, возможность показывать дополнительные матчи в прямом эфире (больше, чем прописано в контракте) и т.д.

Кажется, к таким переговорам открыты внутренние бродкастеры (Sky и BT) – им хорошие отношения с лигой особенно важны. А вот канал из других стран ведут себя строже: DAZN (владеют правами в Бразилии, Канаде, Японии и Испании) приостановил выплаты до возвращения футбола. BeIN Sports и Canal+ (делят права во Франции) пошли этим же путем.

Сокращение зарплат не должно быть единственным источником оптимизации

Общая годовая зарплатная ведомость клубов АПЛ – 3,2 млрд фунтов. Но и тут важно проводить грань между грандами и остальными: «МЮ», «Сити» и «Ливерпуль» уже перешагнули отметку в 300 млн, а 6 клубов платят меньше 100 млн. Среднее соотношение зарплат к обороту – 61% (весьма неплохое), но сразу 8 команд превышают отметку в 70%, 3 – выше 80%. 

Зарплатная ведомость относительно оборота клубов

Если исходить из предположения, что зарплаты игроков – 80% от заплатной ведомости, то сокращение 30% на три месяца могло бы сэкономить 189 млн фунтов. В этом сценарии урезание зарплат остальным сотрудникам на 15% приносит только 24 млн на всю лигу, что делает ходы некоторых клубов с использованием госпрограммы еще менее понятными. 

Столбцы слева направо: сезон, годовая ведомость, доход, зарплаты к обороту, зарплаты игроков (80%), прочие зарплаты (20%), 3 месяца зарплаты игроков, 3 месяца прочих зарплат, 30% сокращения зарплат игроков, 15% сокращения прочих зарплат, общее сокращение на 3 месяца

Разумеется, в таком сценарии больше всех экономят клубы с самыми большими ведомостями. Но на данном этапе – это чистая теория. Пока не все клубы провели переговоры о сокращении зарплат. 

Но даже в самом оптимистичном для клубов сценарии с хорошим трехмесячным сокращением большие опасения вызывает сам тренд роста зарплатных ведомостей. За последние сезоны лишь одному клубу удавалось сокращать ведомость два года подряд – «Уотфорду». В целом, зарплаты растут с ощутимой скоростью.

Это означает, что актуальные цифры (2019/20) еще больше тех, которые использовались в расчетах. А клубам предстоит трудная задача по борьбе с трендом. В долгосрочной перспективе сокращения неизбежны (вся индустрия будет в кризисе – игроки не найдут принципиально лучшие варианты), но клубам предстоит много тяжелых переговоров. Особенные опасения вызывают продления, которые состоялись совсем недавно – например, подписанный прошлым летом новый контракт на 5 лет.

Помимо зарплат, есть еще один элемент, который можно сокращать, но о котором мало пишут медиа. В отчеты он заносится как «прочие расходы» (other expenses). В совокупности клубы АПЛ тратят по этой статье 1 млрд в год. 

Прочие расходы

В публичных отчетах не раскрывается весь перечень расходов, но, как правило, речь идет о контрактах с поставщиками, аренде или покупке оборудования и так далее. Многие из этих расходов фиксированы и выплачиваются по контракту. Но даже небольшое сокращение помогло бы. Например, 20% на три месяца освободят 51 млн.

Столбцы слева направо: сезон, годовые прочие расходы, месячные прочие расходы, 3 месяца прочих расходов, сокращение на 20%

В АПЛ мало по-настоящему финансово здоровых клубов

С одной стороны, экономические последствия пандемии – это кризис, к которому не был готов абсолютно никто. Клубы АПЛ постепенно шли к балансу между реинвестированием свалившихся на них ТВ-денег в мгновенный результат и обретением финансового здоровья. Прогресс относительно финансового состояния 10-15-летней давности очевиден и, вероятно, тенденция продолжилась бы в нормальных условиях. 

С другой, суровая реальность, в которой все положительные сдвиги упираются в рост коллективного ТВ-контракта, а многие клубы все еще делают недостаточно, чтобы развиваться и следить за финансовым здоровьем. 

Стефан Шиманский из Мичиганского университета защищает стратегию развития АПЛ: «Проблема в том, что анализ не может существовать в вакууме. Нельзя обвинять кого-то в некомпетентности без оглядки на конкурентов. В таком сравнении все будут некомпетентными. Премьер-лига не идеальна. Но почему мы сравниваем ее с идеалом? Кто-то другой выдержит такое сравнение? Есть сейчас в мире хоть один бизнес, который не паникует? Другие спортивные клубы и организации справляются лучше? Премьер-лига – одна из самых успешных организаций в мире, что видно через прогресс за последние 30 лет. Они дают зрителям отличный продукт. Кого волнует, что они не могут контролировать издержки?»

Альтернативную точку зрения дал Дэн Пламли из университета «Шеффилд Халлам». По его мнение, коронакризис «лишь подчеркнул, в насколько отчаянном положении находится индустрия и как многие клубы с трудом выживают». Джон Парселл из компании Vysyble (занимается финансовым анализом) согласен: «Финансовые отчеты клубов в ужасном состоянии. Многие запустили себя задолго до кризиса. Я не хочу придираться, но меня не удивляют новости о том, что «Вест Хэм» ищет 30 млн фунтов в качестве дополнительного финансирования. Это так предсказуемо».

На самом деле цифры подтверждают обе точки зрения. Более половины клубов АПЛ были убыточными и до пандемии, но при сравнении не с иллюзорным эталоном, а с другими лигами это не казалось чем-то вопиющим. Там тоже достаточно убыточных команд (где-то больше, где-то меньше в зависимости от сравниваемого года). По последним отчетам совокупные убытки (до вычета налога) клубов АПЛ составили 330 млн: 

Прибыль/убытки до вычета налога

Но эти цифры в большей степени указывают на ситуацию в текущий год – зависят не только от здоровья клуба, но и трансферных затрат в конкретный год. По этой причине в футболе чаще используют EBITDA (прибыль до вычета процентов, налогов и амортизации). По этому показателю 14 клубов показывают прибыль: 

EBITDA (прибыль до вычета процентов, налогов и амортизации)

Очень грубо говоря, примерно в таком состоянии клубы окажутся, если поставят на паузу трансферную деятельность. Далее из этой прибыли нужно будет вычесть процент (если клуб имеет внешнюю задолженность), налог и сокращение доходов в связи с пандемией. Видно, что вопрос выживания (как перед командами низших лиг) тут не стоит. Некоторым возможно придется устроить распродажу, но не более. Большинство просто перестанет сорить трансферными деньгами. 

Еще один важный фактор: долгосрочная задолженность клуба. Сейчас выплачивать кредиты станет труднее. Совокупный долг команд – 3 млрд (1,3 млрд – долг владельцам, 1,7 млрд – внешний). В лидерах тут «Тоттенхэм» (стадион), «Ман Юнайтед» (схема, по которой Глейзеры купили клуб, повесив на него долг), «Эвертон» (инвестиции владельца):

Общий долг клубов АПЛ. Красным – внешний, зеленым – внутренний (долг владельцу)

Такой долг приводил к 84 млн в год в качестве процентов по кредитам. Учитывая доходы, долг был вполне контролируемым. Тем более огромная часть выплат приходится лишь на три клуба – «Тоттенхэм», «МЮ» и «Арсенал»:

Процент, выплачиваемый клубами по кредитам

Есть и другой тип долг – трансферный. Это задолженность перед другими клубами по трансферам, которые выплачивают траншами, а не единым платежом (большая часть трансферов). Почти все клубы АПЛ в должниках: «МЮ» должен больше всех. 

Чистый трансферный долг

Таблички закончились. Погружение в них поможет самостоятельно оценить перспективы наиболее интересной вам команды. Я бы отдельно отметил «Борнмут». Именно по нему больше всего опасений: 100 млн внешнего долга, 76 млн трансферного долга, зарплатная ведомость – 88% от оборота. 

Три коротких вывода для тех, кто не осилил

• ТВ-контракт – и спасение, и проклятие АПЛ. Он отличает Англию от других лиг. С одной стороны, именно из-за ожидания ТВ-денег (за конкретный сезон и будущего роста ТВ-сделки) клубы так сильно раздули зарплатные ведомости – континентальные команды себе подобного просто не могут позволить. С другой, если сезон все-таки доиграют, то клубы получат больше, чем в аналогичном случае континентальные клубы. Пережить кризис будет проще. Именно поэтому АПЛ сильнее любой другой лиги заинтересована в завершении сезона любой ценой.

Большие клубы лучше готовы к кризису. Они меньше зависят от ТВ-денег, их ведомости не так раздуты в относительных цифрах. О’Коннор завершил анализ фразой: «Вероятным эффектом пандемии станет еще большее увеличение пропасти между большими клубами и всеми остальными».

• Со стороны экспертов есть два взгляда на кризис АПЛ. Первый: «Коронакризис никто не мог предвидеть – без него все было бы более-менее нормально». Второй: «Клубы сами виноваты, что слишком быстро раздували зарплатные ведомости, увеличивая при этом лишь одну статью доходов (ТВ-деньги). Для здорового роста ведомость должна была соответствовать росту во всех направлениях (включая рекламные сделки и матч-дэй)».

Для дальнейшего погружения: разбор (цепочка) SwissRamble в твиттере & материал The Athletic

Фото: Gettyimages.ru/Michael Regan