Блог Диегезис Мимесис
Трибуна

Жизнь Тайгера Вудса – теперь в мощной документалке HBO. Она про гольф, расизм, одержимость сексом и тяжелые отношения с отцом

От редакции: вы вновь в блоге «Диегезис Мимесис» – здесь пишут про кино и спорт. Автор уже рассказывал про феномен «Хода королевы», а теперь разбирает небанальную документалку про великого гольфиста. 

Попробуйте назвать двух профессиональных гольфистов. Для чистоты эксперимента лучше двух гольфистов, которые ранее не были профессиональными теннисистами. Если бы это был вопрос из «Сто к одному», то второго по популярности ответа, скорее всего, не нашлось бы.

Давайте признаемся: мы, случайно оказывавшиеся на ветке гольфа Sports.ru, не знаем второго гольфиста. Пожалуй, не один вид спорта не ассоциируется с одним представителем так, как гольф с Тайгером Вудсом (разве что скейтбординг и Тони Хоук). 

Тайгер Вудс: 120 любовниц, развод на 100 миллионов и дебют в спецназе

Да, есть и более титулованный гольфист, но с появлением Вудса Джека Никлауса в 9 случаях из 10 вспоминают в контексте спортивных целей Тайгера. А когда Вудс закончит карьеру, будут вспоминать в контексте недостигнутых целей Тайгера (если он их, конечно, не добьется). Именно Тайгер Вудс в нулевые сделал гольф популярнее хоккея, соккера и тенниса в США. Но главное – он объяснил всему миру, что это не только развлечение для пожилой элиты, а спорт с претензий на олимпийский вид (и в итоге с попаданием в программу Игр).

В создании образа миссионера гольфа ему помог не только стиль игры и обаяние, но и реклама, компьютерные игры и, конечно, уникальная история

У спортивных достижений Тайгера Вудса есть подробная страничка в Википедии. Вот лишь некоторые из них:

  • 15 побед на турнирах серии «мейджор» (аналог «Большого шлема» в теннисе, 4 турнира в году: 3 в США, 1 в Великобритании) – больше только у Джека Никлауса (18) – это главная спортивная цель Тайгера:
  • самый молодой из тех 5 гольфистов, кто брал все 4 мейджора за карьеру; и единственный, кто делал это подряд (в 2000-2001);
  • 82 победы в PGA Tour (основной тур профессиональных гольфистов в Северной Америке) – лучшее достижение в истории (столько же у Сэма Снида); это 22,8% побед от всех турниров, в которых он учувствовал – лучшая пропорция в истории;
  • 12 лет подряд – №1 в рейтинге, 11 раз – лучший игрок сезона; и то и то – рекорды.

Но все это лишь строчки в резюме. Неискушенному зрителю непросто оценить крутость достижения в гольфе, потому что не всегда возможно понять разницу между удачей и мастерством. Одно дело когда мячик попадает в крону дерева и отскакивает прямо в цель – понятно, фарт; другое, когда случается hole-in-one – попадание в лунку первым же ударом с ти – подставки для мячика на стартовой точке, расстояние от которой от 100 метров (у Вудса их, кстати, 20 за карьеру). Поэтому выстроить классическую спортивную драматургию вокруг конкретного матча или турнира непросто. Возможно, из-за этого это не самый популярный телевизионный вид спорта за пределами США, Великобритании и еще нескольких стран.

Длительное внимание к гольфу может привлечь медийный образ игрока, за жизнью которого интересно следить: с кем спит, где живет, на какой машине ездит, в какой рекламе снимается, сколько получает от спонсоров, на что тратит. А профессиональная деятельность в такой ситуации – одна из форм проявления жизни селебрити: у кого-то это песни и клипы, у кого-то кино, у кого-то дизайн телефонов без кнопок, а у кого-то гольф. Тайгер Вудс – единственный гольфист со статусом селебрити. Поэтому о нем и снимают фильмы.

Главное в «Тайгере» – сбалансированная структура сюжета и проблема отцов и детей

О Тайгере Вудсе, конечно, есть немало документальных фильмов: официальные о спорте от Ассоциации гольфа или PGA, которым гольфист дает интервью, и скандальные о личной жизни от компаний, с которыми гольфист не сотрудничает. Сериал HBO ориентирован на более широкую аудиторию: он не ограничивается исключительно спортивной деятельностью и не сваливается в скандальность. Его цель – понять, как соотносятся эти сферы.

Это реализовано благодаря балансу в трех основных сюжетных линиях: карьера Тайгера, социальная роль, личная драма. Пример такой компиляции: 

  • история про первую девушку, которая едет с Тайгером на турнир;
  • затем победа на первом «мейджоре», которая завершается словами Тайгера в адрес отца;
  • и следом блок про отца – война во Вьетнаме и мечты о сыне-гольфисте. 

Тайгер Вудс и его мама Культида

Спортивная составляющая занимает максимум треть повествования. При этом нас проводят через все знаковые моменты в карьере Вудса: от архивных кадров первых тренировок в гараже до попаданий в лунку со 140 метров, победы с переломом ноги и возвращения после операций и рехаба. Не раскрывается только роль тренеров. Да, есть отец, который начинает работать с мальчиком-подростком, но затем они расходятся и, согласно сюжету, вопрос подготовки и развития становится исключительно ответственностью и заслугой самого гольфиста. 

Социальная линия «Тайгера» концентрируется на происхождении героя. Это история темнокожего мальчика из семьи военного, которого в детстве из-за цвета кожи выгоняли с полей для гольфа и который стал самым богатым спортсменом мира благодаря успехам в абсолютно белой американской игре. На этом делают акцент как спикеры сериала, говорящие об этом сегодня, так и события рубежа веков. Чего стоит рекламная компания Nike, эксплуатирующая цвет кожи гольфиста.

Именно это выводит и сериал и самого Вудса за рамки конкретного вида деятельности, затрагивая общечеловеческие темы. Поэтому «Тайгера» можно спокойно смотреть тем, кому гольф и спорт в целом не интересны. При этом новая толерантность не искажает восприятие, ведь в 90-х и начале нулевых расизм – это реальная проблема, а по ТВ можно было легко услышать «Америка в восторге от Тайгера Вудса. Мы рады, что он достиг таких высот в столь раннем возрасте, но еще больше мы рады, что этого достиг темнокожий парень».

Сам же Тайгер к расовому вопросу относился куда спокойнее, называя себя cablinasian.

Двухсерийный фильм начинается с речи отца Тайгера, что сразу намекает на магистральную сюжетную линию и отношения, ради которых и создавался проект. Эрл Вудс – второй главный герой «Тайгера». Он помощник, отправитель и антагонист одновременно.  Эрл – ветеран войны во Вьетнаме. Примерно там он познакомился со второй женой Культидой. А затем у них родился сын Тайгер, которому отец уже придумал жизнь. Эрл сделал из сына гольф-машину: он создавал звуковые помехи во время ударов для тренировки концентрации, приглашал военного доктора, который гипнотизировал Тайгера и руководил им на тренировках, а затем учил того самогипнозу, вместе с Культидой они заставили сына расстаться с первой девушкой, которая была чуть ли не единственной связью с жизнью вне гольфа. 

В своих публичных выступлениях Эрл сравнивает сына с Ганди и Манделлой, накладывает на него обязанности мессии, который поможет огромному числу людей, будет примером гуманизма, а «мир станет лучше просто из-за того, что Тайгер будет существовать». Да-да, по отношению к сыну отец не использует слово «жизнь» (life), вместо этого «существование» (existence) и «присутствие» (presence), юный Тайгер все это время сидит рядом.

Заключительные слова вступительного монолога Эрла не имеют конкретного адресата, они обращены ко всему миру: «Это мое сокровище (treasure), прошу принять его и использовать с умом» («accept it and used it wisely» – в официальном российском переводе «любите его и цените по достоинству», что, согласитесь, отличается от оригинала, в котором отец относится к сыну скорее как к собственному творению и подарку человечеству, а не как к живому человеку).

Тайгер стал мечтой Эрла. Он унаследовал от отца страсть к гольфу, но унаследовал и его недостатки, включая сексоголизм. Эта идея проходит через весь фильм. Первая серия рассказывает о близкой связи отца и сына, а вторая – о том, каковы долговременные последствия этой связи. Нарративной границей становится смерть отца в конце первой серии и сцена похорон – это поворотная точка в сюжете «Тайгера». 


Тайгер Вудс и его отец Эрл

«Тайгер» основан на книге, которую сам гольфист критиковал. В фильме Вудс участвовать отказался, как и его бывшая жена

Это документальный фильм с классической формой: архивные кадры из детства, трансляции, пресс-конференции и телевизионные шоу прошлого + синхроны спикеров, свидетелей тех событий, который сегодня рефлексируют о них. Здесь появляются друзья Тайгера Вудса и его семьи: например, Пит Макдениэл – соавтор книг Эрла Вудса «Тренируя Тайгера» и «Как я играю в гольф». Или Джо Громан, который в одном эпизоде начинает свою речь со слов: «Тайгеру это не понравится, но ладно…».

Есть тут и соперники (6-кратный победитель «мейджеров» Ник Фалдо), первая девушка Дина Парр; Стив Уильямс – многолетний кэдди Тайгера (ассистент гольфиста) – возможно, самый близкий человек после отца и жены; Рейчел Учитель – одна из самых известных любовниц, молчавшая о своей связи более 10 лет, ее появление во второй серии символизирует трансформацию жизни и характера Тайгера. Все это безусловные удачи продюсеров, которые взяли 250 эксклюзивных интервью, но среди них нет главного героя и его бывшей жены.  

Тайгер Вудс дважды отказывал авторам фильма в разговоре. Возможно, это связано с тем, что ему пришлось бы осмыслять на камеру не самые приятные аспекты своей биографии. Элен Нордегрен – бывшая жена гольфиста (достойная упоминания в лучшем развлекательном блоге Sports.ru ) – тем более публично не вспоминает о скандальном прошлом. Сейчас модель живет с игроком НФЛ Джорданом Кэмероном (не путать с Кэмероном Джорданом) и у них уже есть совместный сын, от Тайгера – два ребенка.


Тайгер Вудс и его бывшая жена Элен Нордегрен

Основой двухсерийного фильма HBO стала биография Тайгера Вудса, которую написали Джефф Бенедикт и Армен Кетеян. В 2018-м книга стала бестселлером, а вот сам герой был ей недоволен. Критичен к исследованиям жизни гольфиста и многолетний агент Вудса Марк Стейнберг:

«Как и книга, на которой он основан, фильм HBO – это всего лишь очередная несогласованная и непристойная попытка постороннего человека нарисовать неполноценный портрет одного из величайших атлетов всех времен». 

В титрах Джефф Бенедикт и Армен Кетеян указаны не только как сценаристы, но и как исполнительные продюсеры. У документалки больше десяти продюсеров, самый статусный – Алекс Гибни. Он – один из важнейших американских документалистов, обладатель «Оскара» за лучший документальный фильм «Такси на темную сторону» (2008) – о пытках в американских тюрьмах в Афганистане, Иране и Гуантанамо, обладатель «Эмми» за «Наваждение» (2015) – о саентологии и ее деконструкции.

Среди четырех десятков других работ Гибни –  биографии Стива Джобса и Хантера Томсона, истории WikiLeaks и Enron, расследования сексуальных домогательств в католических церквях и онлайн-шпионажа и даже осмысление роли Михаила Ходорковского в политической жизни России («Гражданин Х», 2019). Была в его фильмографии и тема спорта – история допингового скандала велогонщика Лэнса Армстронга «Ложь Армстронга» (2013). «Тайгер» – это производство не только HBO, но и кинокомпании Jigsaw Productions, основателем которой является Гибни, и изначально в сериале планировалось 10 эпизодов. 


Продюсер «Тайгера» Алекс Гибни (слева)

Но все же главные авторы «Тайгера» – режиссеры Мэттью Хейнеман и Мэттью Хамачек. Они стали известны благодаря документальному фильму «Земля картелей» (2015) о противостоянии вооруженных мексиканских и приграничных американских группировок, связанных с распространением наркотиков. Хейнеман был режиссером, а Хамачек монтажером этого фильма, который получил номинацию на «Оскар» и награду «Эмми». Вместе они работали и над проектом «Город призраков» (2017) о деятельности сирийских медиактивистов, противостоящих ИГИЛ, этот фильм также получил ряд наград и номинаций. А недавно Хейнеман дебютировал в игровом кино с «Частной войной» (2018), в которой тоже затрагивается тема военной журналистики. 

«Тайгер», пожалуй, самый мирный фильм Хейнемана, хотя и здесь есть история вьетнамской службы Эрла Вудса и кадры с курсов подготовки морских пехотинцев, которые проходил сам Тайгер в период душевной нестабильности. Другой режиссер Меттью Хамачек основной сложностью создания фильма называет переговоры с героями:

«Мы должны были убедить людей, что делаем не бульварную версию его истории, но мы так же и не собирались создавать исключительно безупречную картину его мастерской игры в гольф. Кого-то нам удалось уговорить, а кто-то отказался сниматься. Стержень истории Тайгера Вудса – динамика внутри треугольника отец-сын-мать. Но были и другие факторы, которые помогли создать миф о том, кто такой Тайгер Вудс». Первая часть нашего фильма посвящена созданию этого мифа, а вторая – его разрушению»

Телеграм-канал автора: https://t.me/diegesismimesis

Фото: HBO; imdb.com; Gettyimages.ru/Scott Halleran, Andrew Redington, Chris Weeks/Liaison

Автор

Комментарии

Возможно, ваш комментарий – оскорбительный. Будьте вежливы и соблюдайте правила
  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные
  • Друзья