10 мин.

7 финнов которые изменили Формулу-1

 

Кеке Росберг (1978-1986)  

Этот финский гонщик, по совместительству родственник Нико Росберга, который выступал в конце 70-ых и в начале славных 80-ых. Единственный в истории отец, выступавший в королевских гонках, доживший до победы своего сына. Однако особенным его делает не только это. Ларс Росберг (отец Кеке) оказывал нужную поддержку своему сыну, чтобы он мог выступать в Формуле-1. Сам Ларс был гонщиком-любителем и ветеринаром. 

Итак, в возрасте 29 лет Кеке приходит в самую быструю серию, однако в слабую команду - "Theodore", с которой, к удивлению всех, во второй гонке смог одержать свою первую победу. Однако после этого он еще долго не поднимался на высшую ступень пьедестала, так как гонялся он исключительно в командах низшего ранга, например "ATS", "Wolf", "Fittipaldi".  Это был длительный спад финского блондина со шведскими корнями, однако произошел переворот в его карьере, когда великий и могучий Фрэнк Уильямс предложил ему контракт в 1982 году.

 И в первый же сезон он стал чемпионом, одержав при этом всего одну победу в Швейцарии. Он опередил таких людей, как Алена Проста, Ники Лауду и Нельсона Пике.    

Хотелось бы выделить трагичность того сезона. Дидье Пирони, который в итоге занял второе место в личном зачете, не участвовал в последних пяти гран-при из-за тяжелейшей травмы ног во время гонки в Германии. В тот же год погиб его напарник - Жиль Вильнев.

 

Юрке Ярвилехто (1989-1994)

Этот человек из Скандинавии не был чемпионом мира и не боролся на равных с Михаэлем, однако он подавал большие надежды. Победив в молодежных сериях, он уверенно шагнул в "королевские гонки". Вступал он за "Onyx", "Scuderia Itallia", "Sauber" и даже за "Benetton", из которого он решил уйти.

Он был протеже Кеке Росберга, который, кроме помощи Лехто в основных проблемах, еще и посоветовал ему упростить свою сложную фамилию. С тех пор в протоколах вы увидите не "Юрке Ярвилехто", а "Джей Джей Лехто".  В 1994 году он перешел в "Benetton", в котором, возможно, мог бы и стать чемпионом, однако после трагической Имолы, при этом попав в аварию, он решил уйти из Формулы-1, перейдя в DTM.   Он выступал во многих сериях и там становился чемпионом, но, к сожалению, покорить Формулу 1 ему не удалось.

 

Изображение

Мика Хаккинен (1991-2001)

Следующим финном был Мика Хаккинен, выступления которого еще хранятся в памяти "олдскульных" болельщиков. Но чтобы освежить память, вкратце расскажу его историю в Ф1, которая началась в 1991 году, когда он выступал в команде "Lotus" вместе с Джонни Хербертом. Однако в то время, как и сейчас, "Lotus" не славился своей скоростью, поэтому за сезон у Мики накопилось всего 2 очка.

Следующий сезон был более удачным, он его завершил на 8 месте с 11-ю очками. Через год он был близок к первой тройке по окончании чемпионата, однако ограничился лишь 4-м местом.

Что ж, перейдем к квинтэссенции его карьеры - переход в Mclaren в 1993 году, который был командой под руководством Peugeot. Спустя некоторое время Mclaren приобрел знакомое всем название, а Мика вырос как гонщик, однако рост этот продолжался до свободных заездов в Австралии, где он попал в страшную аварию, после которой только сумасшедшие ожидали от него высоких позиций после поправки. И вот, он вышел из комы, начал нормально жить и возвращаться к гонкам. Стоит отметить, что во время лечения поддержку ему оказывали его подруга и Рон Деннис - шеф Mclaren.  После аварии Мика стал таким финном, которого нам привычно видеть в настоящее время: мало эмоций, серьезный и в какой-то степени замкнутый.

Пропуская несколько лет, взглянем на год 1998. Новый регламент, команда из Уокинга подает большие надежды, показывая хорошие результаты на тестах. Mclaren доминировал весь сезон вместе с Ferrari, укротителем которой стал Михаэль Шумахер. Их сражение было долгим, однако хладнокровный финн оказался лучше и взял чемпионат. Кубок конструкторов остался тоже у Mclaren.  Мика стал чемпионом и в 1999 году, юбилейном для Формулы 1. За титул боролись Мика и Эдди Ирвайн. На протяжении всего сезона они шли в зачете "ноздря в ноздрю". Все решилось на последнем этапе в Японии. Хаккинен приехал на первом месте, а рядом с ним на подиуме стоял Ирвайн, который уступил 2 очка Мике в личном зачете. В следующем году финн занял второе место. После окончания карьеры в Формуле 1 в 20001, он перешел в DTM и гонялся там до 2007.  Мика Хаккинен запомнился всем его борьбой с "Красным бароном" на протяжении всей его карьеры, начиная с Формулы 3, заканчивая 2001-м годом.

Мика Хаккинен McLaren MP4-15 / Фотогалерея Формулы 1 Hi Res

Мика Сало (1994-2002)

"Второй Мика" - так его называли болельщики. "Олдскульные болельщики" снова напрягли свои извилины и вспоминают невзрачные выступления финна. Да, он приезжал последним, часто не доезжал до финиша, однако, в большинстве своем, это была не его вина, а машины на которой он ехал. "Tyrrell", "Sauber", "Arrows" - команды за которые он выступал в начале своего пути в Ф1. Все они являлись командами второго сорта, а Мика получил свой шанс в 1999 году.

Михаэль Шумахер попал в тяжелую аварию и на его место был приглашен именно гонщик из Финляндии - Мика Сало. С работой, которая ему досталась, он справился хорошо, однако дельных предложений ему не поступало, и из-за этого все его надежды на титул были закопаны глубоко под землю. После этого в 2002 году он завершил карьеру сезоном, в котором он вылетал почти также часто, как и финишировал.   Мика так и остался "вторым Микой", который не смог превзойти своего "падавана".

Mika Salo Ferrari Germania 1999 - F1Passion.it

Кими Райкконен (2001 - по сей день)

Эту личность знают все люди, которые хоть что-то слышали о современной Формуле-1. Финн, прозвище которого - "Iceman", является довольно популярным в России, да и в Азии у него поклонников не мало. Его кумиром является James Hunt, которого уже многие знают благодаря фильму, однако, как говорится, Кими восхищался им до того, как это стало мейнстримом. Он часто бывает замечен на разных вечеринках и других развлекательных мероприятиях.

Его карьера в Формуле 1 началась с "Sauber", который в то время имел одну из самых красивых раскрасок, однако по скорости уступал многим. В итоге, первый сезон Кими провел неплохо, закончив его на 10 месте. На следующий год его приютили в Mclaren, который и станет для него домом на следующие пять лет. В "Mclaren" он одержит свою первую победу, которую он одержал в Малайзии в 2003 году. Но все было не сразу. В первом сезоне за "серебряные стрелы" он финишировал реже, чем сходил с дистанции. Стать первый раз в своей истории чемпионом мира он мог в 2005-ом году, когда его напарником был Монтойя, а за его баталиями с "Рено" следили все, открыв рот. В итоге, Фернандо Алонсо завоевал титул, оставив молчаливого финна позади.

В 2007 году наступает "белая полоса" для Iceman-а. Это год, когда итальянская конюшня подписала Кими Райкконена - будущего чемпиона мира. Это год, когда Себастьян Феттель провел свои первые гонки за "Torro-Rosso", а Монтойя ушел в Nascar. Основная борьба была между Льюисом Хемилтоном и Кими. Весь сезон они старались опередить друг друга, быть на шаг впереди, и на этот шаг ближе оказался Райкконен. Все решалось на последнем этапе в Бразилии. Классика жанра. Кими Райкконен приезжает первым, а темнокожий британец оказывается лишь седьмым, тем самым, проиграв титул чемпиона с разницей в 1 очко. 

Как мы знаем, за белой полосой всегда идет черная. И эта черная полоса связана со скандалом, который произошел в "Ferrari". Кими Райкконена попросили уйти из скудерии. Выплатив неустойку, "Ferrari"простились с Кими, казалось, что навсегда. 

После этого финн выступал в разных сериях, однако новость, которая появилась в 2012-м году вернула к жизни всех болельщиков скрытного финна. "Lotus" подписал с Кими контракт! Все этого не ожидали, однако это случилось. "Iceman return!" - говорили фанаты. В новом сезоне за не самый сильный и надежный "Lotus", Райкконен сенсационно приехал на 3-ем месте по окончании сезона, выиграв в Абу-Даби.  Следующий сезон был не таким удачным, однако была новость, которая согревала любителей Формулы-1. Контракт с "Ferrari" на сезон 2014. Возвращение в итальянскую конюшню. Все ожидали чего-то сверхъестественного, однако получили "фигу". Получился сезон, который нужно поскорее забыть и не вспоминать. 

Что ж, история  ледяного финна-тусовщика продолжается, а мы с вами продолжаем наблюдать за эпопеей Кими Райкконена. 

TurkiyeF1.Com - F1 - WRC - MOTOGP

Хейкки Коволайнен (2007-2013)

Этого гонщика помнят в роли напарника Виталия Петрова в "Caterham", гонщика, который плетется далеко позади всех конкурентоспособных болидов, но он был не всегда медленной финской черепашкой. Более того, он был подающим надежды перспективным гонщиком, который должен был заменить Кими Райкконена в Формуле-1. 

В самую престижную серию Хейкки пришел из GP-2 в 2007 году. Он долго был тест-пилотом и спустя некоторое время пришел "его час". Начал он с команды "Renault ING" и провел сезон довольно успешно, завершив его на 7-ой позиции. Сразу после этого его подписал грозный "Mclaren". Машина была действительно грозной, в следствие чего Льюис Хэмилтон завоевал титул чемпиона, а Хейкки, прямо скажем, провалил сезон, из-за того, что не мог подстроится под характер машины. В итоге Хейкки занял лишь 7-е место в личном зачете. Ковалайнен получил еще один шанс, но и им он не воспользовался. 2009 - это год, когда доминировал "Brawn GP", а Фелиппе Масса получил пружину в голову в Венгрии.  Ковалайнен провел этот сезон ужасно, не опередив даже Массу, который половину сезона восстанавливался. Итог: Хейкки занял 12-е место, простившись с местом в одной из самых колоритных команд в Формуле-1. Следующие сезоны он провел в одной команде, которая еле держалась на плаву. "Lotus F1" и  "Caterham". Хейкки стал плестись в конце пелетона, не попадал в очки, из-за слабости машины, и российский пилот его опережал без вопросов, а финн скатывался по лестнице небытия и ушел из Формулы-1. 

Вот такая грустная история о перспективном финне, который так и не смог заменить Кими Райкконена в "королевских гонках".     

Вальттери Боттас (2012 - по сей день)

  Молодой талантливый и такой же холодный финн, как и все остальные. Его история в Формуле 1 уже имеет несколько славных моментов, таких как этот сезон, который он завершил на 4-м месте, уступив непобедимым пилотам "Mercedes" и австралийскому таланту из "Red Bull".  Вальтери был несколько лет тест-пилотом "Williams" и в это же время становился чемпионом в серии "Formula-3". 

Закрепив свой успех, "Williams" дал шанс новому таланту в 2013 году. Выступления его были примерно такие, каких от него и ожидали. Машина была не быстрая, напарник вспыльчивый и, казалось, что Боттас не задержится надолго, однако он, как типичный финн, продолжал уверенно идти к результату, который появился вместе с быстрой машиной от "Williams". В этом сезоне многие восхищались его выступлениями на трассах. У всех свеж в памяти его борьба в Спа, или подиум в Сочи. 

История еще не подошла к концу, и в следующем сезоне нам всем предстоит узнать, как часто Вальттери будет радовать всех своей улыбкой на подиуме, а пока что мы можем пересмотреть хайлайты гонок с его выступлениями и надеятся на то, что он продолжит в том же духе.

Valtteri Bottas, Williams, Circuit de Catalunya, 2014 - F1 Fanatic

 

Финские гонщики - это особенные люди, которые славятся своей хлоднокровностью, трезвым мышлением и трудолюбием. Каждый из них оставил след после себя, благодаря которому мы можем считать, что финские гонщики являются одними из самых быстрых на планете. Это и доказывают они нам из года в год.