Блог Хоккеище

Хоккейный вторник. Сколько стоит купить болельщиков?

Вторая неделя КХЛ позади. Из хороших новостей – команды обошлись без тренерских отставок, символизируя тем самым стойкость своих убеждений и несгибаемость курса, которая наверняка в будущем окупится сторицей и подарит нам финал мечты «Динамо» Минск – «Адмирал». Были, впрочем, и интересные события.

***

Московский ЦСКА открыл сезон домашних матчей. Про результаты вы наверняка в курсе, там обсуждать, к сожалению, нечего. После того, как владельцем ЦСКА стала «Роснефть», «Авангард» в 11 матчах взял у соперника всего 5 очков. Похожая метаморфоза случилась и с другим грандом 10-х годов XXI века, «Салаватом Юлаевым» - там 6 очков в 10 матчах. Впору пошутить, что господин Дыбаль просто опасается, что при слишком ретивой игре «Авангард» в матчах против ЦСКА разгневает Игоря Ивановича Сечина, и пойдёт в отместку «Газпром-нефть» по сценарию «Башнефти», но это не более, чем шутка юмора. На деле же «Авангард» уже давно – весьма условный гранд, который сугубо по хоккейным достижениям в эпоху КХЛ эквивалентен «Трактору». 

Капризов ЦСКА

В общем, ЦСКА бы соперников посильнее для определения уровня команды, но их, кажись, опять нет. Со СКА осталась всего одна игра, восточные «Куньлунь»  и «Ак Барс» рвать жилы в таких матчах не будут. Правда, интересный матч будет 8 сентября, в пятницу – ЦСКА примет дома московское «Динамо». Москвичи могли быть погребены после эффективного менеджемента Сафронова, каких-то два месяца назад чётко виделось их место в Дивизионе Стеблина вместе с «Атлантом», попрадским «Львом» и «Донбассом», однако сейчас бело-голубые – третьи на Западе с 5 победами в 6 матчах, ровно как и ЦСКА. Вообще, пятничный матч ЦСКА и «Динамо» должен быть крутой афишей, событием, действительно ожидаемой игрой, если бы не три но. Первое – на «Матч ТВ» не умеют в промо и превью. Вторая – единственное поражение «Динамо» в сезоне случилось в первой игре с ЦСКА, и там был счёт 1:6 с избиением «динамовцев». Третья – домашний стадион ЦСКА и то, как с ним работает клуб.

Суммарная аудитория двух матчей в Москве – первой игры в сезоне и матча в удобное время в выходной день – составила около 7000 болельщиков. Это на 30% меньше, чем другой клуб-олигарх, СКА, собрал на матче со «Слованом» в будний день, да ещё и 23 августа, в последнюю неделю таких явлений, как otpusk и kartoshka. Соперник по статусу – вполне на уровне «Сибири». Скажете, что Санкт-Петербург по целому ряду причин тут не пример? Вот вам цифры из Москвы: «Спартак» - Минск, пятница, 7000 зрителей.  На одной игре с минским «Динамо» команда, которая в плей-офф в последний раз была замечена в сезоне 2010/2011, а после возрождения смиренно заняла роль безамбициозного полусередняка, собрала болельщиков столько же, сколько наш контендер последних лет на двух играх. 

И это не ода «Спартаку».  В Москве живёт столько народу, что десять тысяч человек должно приходить на игру не на стадионы внутри Третьего кольца, а внутри спальных районов – вы только работайте с ними. Перенесёмся на 7 лет назад – «Атлант» из, извините, Мытищ на первой игре сезона с «Торпедо» спокойно собирает 6000 человек, на грандов и московские команды – 7000, full house, но даже в октябре на проходные игры да при квазихоккее Борщевского меньше 5000 не ходило. В Мытищах. Почему?

ХК Атлант

Потому что от «Атланта» и от обилия информации о нём, если кто не помнит, тошнило даже в Москве – как завещал traktor_bang, из каждого утюга неслась песнь во славу самобытного подмосковного клуба. Жердев или Эмери, Мозякин или Ржига – это всё было хорошо и важно, но матчи «Атланта» были событием для принимавшего их региона, а рекламный шум, как я уже писал, таким, что напрочь заглушал всю «активность» ЦСКА и «Спартака» в Москве. 

Назвать деятельность ХК ЦСКА тухлой – проявить неуважение к русскому языку и понятию «тухлость». С формальной точки зрения, они просто не готовились к домашним матчам, старту сезона – и речь не про Никитина, у него-то всё ОК, речь про хозяйственную часть. ЦСКА не развивается, а дёргается: обладая на конец сезоне 2013-14 отличной формой, приятным логотипом и угадываемым фирменным стилем, они начинают дикие эксперименты с формой, логотипом, родив летом 2016 года усилиями главного откатого бюро Москвы «Студия Лебедева» фантастическую по своей бессмысленности диссонирующую форму и альтернативный логотип с пускающим слезу конём. Добавило перцу то, что красную лошадиную голову добавили на плечи формы, убрав оттуда мирно жившие там 60 с лишним лет звёзды. Сталкивался с мнением, что эти маркетинговые экзерсисы связаны с именем девушки из армейского маркетинга, раньше работавшей как раз в «Атланте» и формировавшей концепцию молодежного бренда. 

Атлант ГП

Но ведь это не беда ЦСКА, что он является одним из старейших клубов страны с уникальной историей. Я сейчас даже не буду приводить в пример Монреаль, Торонто, Детройт и другие клубы НХЛ, которые капитализируют именно своё величие и историю, превратив титулы и легенд прошлого в бизнес. Есть у нас, например, «Трактор», который тоже давний известный хоккейный бренд, пусть и совсем без титулов в советскую эпоху, а легенд нередко сманивали в Москву, отчего таких фигур, как Быкова, Челябинску надо с тем же ЦСКА делить. Они каждый год что-то придумывают с формой, на производственные мощности XXI века перекладывая какие-то давнишние истории – в этой форме в первой союзной лиге играли, в этой – Спартакиаду брали. Каждая новая форма челябинцев – лишний повод прогуляться до Википедии. У ЦСКА таких историй – тьма. Не надо даже делать отсылок к «Красной Машине», Фетисову или Ларионову, если не хочется связываться с конкретными персоналиями – возродите 1960-е с Александровым, рекорд которого по голам за сезон так и не был побит, чем не история? ЦСКА вместо этого заигрывает с «лошадиной» темой, но это не самый очевидный шаг – такой приём логичнее смотрится у ФК ЦСКА, которому в разы сложнее продавать свою «историю»,  чем создавать новую и доступную, или у БК ЦСКА, где проблема с интересом к виду спорта в целом, и чтобы на трибуны пришёл хоть кто-то, нужны быстрые маркетинговые решения. В ЦСКА же не используют ни популярность хоккея, ни собственную историю, просто отказываясь от этого микса успешности в пользу простых решений, но ведь и они не дают эффекта!

Возмутился и Павел Лысенков из «Советского Спорта», который за комментариями обратился прямо в клуб. Не поленитесь, почитайте его материал. Это ли не фантастика?! «Цены рыночные», «на Мегаспорте дорого», «всё будет, но потом», «а «Спартак» вообще накручивает», «а мы не такие», «бе-бе-бе». Отличная аргументация для клуба, который имеет возможность заткнуть за пояс всех в Лиге, что в плане состава ему вполне удаётся, а вот в плане работы с болельщиками – три тысячи на «Авангарде». Вы себе просто представьте, что приезжаете заправить машину на АЗС «Роснефть», там заправщик-ампутант, оплату принимают только в песо, сам бензин в два раза дороже чем у соседей, а за заправкой подозрительно пасётся стадо осликов. Вы с вопросом – «все ли у предприятия в порядке?», а вам в ответ, что заправщики-ампутанты проходят по программе президентского фонда социальной опеки, песо – валюта будущего, цена на бензин – средняя по рынку, а «Лукойл» мухлюет с ценами, на ценнике написано в два раза ниже, а по факту – выходит одинаково.

Впрочем, все эти мои ахи и вздохи – по-большому счету, в пустоту. Например, 3  сентября, в День Нефтяника, главная страница сайта ЦСКА выглядела вот так:

День нефтяника

Это чтобы все сразу понимали, что тут происходит. Какой хоккей? Какая армия? Какой Фирсов? День нефтяника отмечаем, чемпионат КХЛ – остановись. Две другие команды, для которых день нефтяника может быть профильным – «Авангард» и СКА. 3 сентября на их сайтах об этом знаменательном празднике не было ни слова – всё больше про хоккей.

Ну а пока ЦСКА с гордо поднятой головой наблюдает, как другие клубы коварно накручивают посещаемость, в других городах происходит следующая активность: в Хабаровске поменяли площадку с европейской на канадскую, в Магнитогорске и Ярославле установили электронные борты-экраны с меняющейся рекламой, а в Питере придумали отмечать голы своих игроков выстрелом из пушки. Многие сразу заметили, что это «калька» с ритуала в Коламбусе и обвинили СКА в «слепом копировании» НХЛ, вот только тут два нюанса – во-первых, пушка вполне себе в канве истории Санкт-Петербурга и армии, двух маркетинговых отсылок СКА. Во-вторых – получается, что сначала СКА копирует с НХЛ, а потом все копируют со СКА – ту же милитари форму вспомнить. И неужели лучше не придумывать вообще ничего и быть такими, как ЦСКА?

СКА пушка

***

У иностранных команд КХЛ, кажется, что-то сломалось в таблице на сайте Лиги: увеличивается только количество игр, а очки стоят на месте. На Западе – красота: Слован, Йокерит, Рига и Минск аккуратно расположились с 10 по 13 места, дабы не тревожить российские команды.

Спортивные результаты являются важным критерием рейтинга КХЛ – той же «Кузне» это ставили в вину, по той же причине из кожи вон ныне лезут «Амур» и «Лада», которые в плане ТВ, маркетинга и болельщиков (только «Амур») проблем не испытывают. Что мы видим в столице Латвийской Республики? 3 сезона подряд без плей-офф и уже без особых надежд в этом. Что в братской Беларуси? 0 побед за две недели, почти открытым тексом акцент на сокращение расходов, недавно – первыми в КХЛ отправили генменеджера в СИЗО, промурыжили год, отпустили без обвинения. Как дела, «Слован»? На восьмой день чемпионата появляется новость о том, что у команды проблемы с деньгами, через несколько дней генеральный менеджер старается аргументировать, но выходит еще хуже. Говорит, хотим сделать проект привлекательным для инвесторов, читай – более дешевым, удобным для инвестиций, а перелеты чартерами – не экономно. Вы ему подскажите, что форварду Кашпару хватит одной клюшки на месяц, а вратарь Мазанец может играть в шлеме полевого игрока – тоже экономично выйдет.

Энрот

Задумываешься – не в том ли план Чернышенко, чтобы эти иностранные клубы из Лиги вылетели, а на их место пришли другие – из Швеции, Германии, Канады? Так сказать, эти иностранцы испортились, несите других? Но нет, не в этом план. Ключ кроется в тех заявлениях, что господин президент сделал две недели назад во время старта сезона: правление Лиги решило, что теперь те деньги, которые будут распределяться КХЛ между клубами, будут состоять только из телевизионных заработков лиги. Напомню, что распределение денег между клубами является главной заслугой Дмитрия Чернышенко (по версии Дмитрия Чернышенко) 

За этой формулировкой кроется многое. Что такое деньги от продажи телеправ? КХЛ ведь собралась СКА и ЦСКА выплачивать не с сумм от новосибирского ОТС? Про деньги, которые КХЛ получает «по контракту» от «Матч ТВ», я даже не буду пытаться шутить – тут шутка уже в самой формулировке. Основной заработок КХЛ от продажи телеправ – это контракты с зарубежными компаниями, которыми платят в валюте. Раньше на сайте КХЛ-ТВ (а был такой сайт) была подробная карта с распространением контента, сейчас такой опции нет и отследить все реализованные КХЛ права трудно, но можно догадаться, что основные поступление идут – та-дам – от тех стран, клубы которых в Лиге и играют. В Прибалтике и Финляндии (и даже в Швеции, судя по комментариям на youtube-канале КХЛ) КХЛ показывает Viasat, в Китае – CCTV, в Словакии – телесеть Sport1. Есть нюансы:

Вот так выглядит YouTube канал КХЛ в Финляндии:

КХЛ Финляндия

Вот так - в Канаде.

КХЛ Канада

Вы не думайте, это не против всех иностранцев – в Румынии вот все работает.

 КХЛ Румыния

Точно та же история и с плеером КХЛ – вот вам картинка со шведского IP, пока Владимир Владимирыч ещё не расстреливает за анонимайзеры:

Плеер КХЛ

КХЛ продала права на свой контент иностранцам с потрохами, доведя ситуацию до абсурдной – например, российские болельщики не могут смотреть видео КХЛ, находясь в США. Впрочем, здесь – как с ЦСКА, бессмысленно чем-то возмущаться В конце концов, в отличие от богачей с ленинградского проспекта, в КХЛ сейчас особо имперских замашек и не наблюдается, и если они так реализовали свои права на видео – это странно по отношению к болельщикам и никак не продвигает Лигу зарубежом, но, безусловно, является правом КХЛ, коли стоит задача делать клубам отчисления.

Тут интересно другое. Вот Дмитрий Чернышенко говорит об очереди из клубов Франции, Германии, Италии, Англии и Швеции, второй китайской команде, которые собрались заходить в КХЛ. Это всё очень интересно, но обратите внимание на одну деталь: никакой конкретики, что за клубы, что за представители. Допустим, когда в НХЛ начался долгий процесс приёма в Лигу «Лас-Вегаса», мы сразу знали, какие за этим стоят люди, в чем их план, откуда деньги и т.д. Здесь же ничего нет, кроме названия стран, максимум городов, а президент КХЛ делает ремарку, что чего-то там не хочет спугнуть. Я стесняюсь спросить – это что за такие тайные переговоры по вступлению в Лигу? Он с сицилийской мафией договаривается? Если у вас есть конкретный иностранный бизнес, который придумал входить в КХЛ – это же классно, это гораздо лучше чем 100500 ваших статей на сайте про растущий уровень лиги! И не надо рассказывать, что если такого энтузиаста зарубежного назвать по имени, то к нему сразу прибежит местная хоккейная федерация ставить палки в колёса – во-первых, даже если держать в секрете, местная федерация может и на финальной стадии всё испортить, во-вторых - если у него есть чёткий бизнес-план с инвестициями по 15-20 миллионов долларов в год, то этот план должен быть предельно чётким и стрессоустойчивым. Другое дело, если никакого инвестора из Франции, консорциума из Швейцарии или арабских шейхов из Кёльна нет и в помине, и эти иностранные команды, которые через 3 года должны войти в Лигу – обычные новоделы с российским капиталом, которые создаются для некоторых финансовых операций некоторых лиц, а заодно – для того, чтобы продавать телеправа на перспективнейшие рынки.

Crowns

Здесь я даже готов похвалить КХЛ, подивившись такому интересному решению, пускай это и классическая «голь на выдумку хитра». Команда из Франции борется с минчанами за почетное 13-е место, а деньги от Canal+ капают на счета «Северстали», чтобы она купила себе HD-камеры – браво! Но есть нюанс – содержатся эти команды будут всё равно за российский счёт. И вся проблема в том, что европейским спонсорам просто нет никакой перспективы инвестировать в российскую лигу. Я уже писал неделю назад про «Фонбет», из-за которого теперь российские команды не смогут заключать контракты с букмекерскими конторами. Не лучше ситуация с Европой – КХЛ рекламирует в Братиславе Sogaz и Rostelecom, но словаки не смогут воспользоваться их услугами. Заблокированы для спонсорства крупнейшие отрасли – страхование, телеком, мобильная связь. Нестабильно законодательство РФ по игорному бизнесу, букмекерам: под ЧМ-18 разрешили, после – элементарно запретят обратно, а планировать хочется, всё-таки, вперёд. Мы много говорим о том, что на Западе рынок, и КХЛ хочет развиваться там именно как бизнес, но я всё никак не пойму – как, за счёт чего она это будет делать? Вы на Китай посмотрите, тоже планировали деньги заколачивать, сетки Булянского миллионными тиражами в Харбине продавать, а на деле что?

Слован спонсоры

При этом, действующие «иностранцы» чувствуют себя довольно-таки неплохо. Рейтинг им особо не страшен, иначе в той же Словакии не делали таких экспериментов, как в этом году, когда команду собрали за пару недель до старта. Я тут было на первой неделе обрадовался, когда из Ярославля матчи в HD шли, даже Ханты-Мансийск впервые был в этом качестве, но ларчик открывался просто – уехали «Йокерит» и «Слован» из Ярославля, и с «Витязем» «Локомотив» играл в, как принято говорить, «ламповом» качестве. То есть финны и словаки, у которых ТВ платное, заботятся о болельщиках в Хяменлине, Куусюси, Попраде и Жилине и делают все, чтобы они глаза не ломали, а КХЛ им в этом помогает. Но для российских болельщиков – как в том анекдоте, «по йогурту – и спать».

*** 

Новокузнецкий «Металлург» еще не стартовал в новом сезоне ВХЛ, но уже сделал несколько интересных шагов. Например, прямо перед стартом расстался с Иваном Касутиным и легионером Бруно Мразом.

Сообщается, что расставание случилось по обоюдному согласию, но это мы, конечно же, никогда не узнаем наверняка. Интересно то, что «Кузня» за последние сезоны всякий раз берёт легионеров из Чехии, которые ей не нужны – по такой же схеме, как расторжение Мраза, ранее в Новокузнецке побывал вратарь Филип Новотны (4 игры) и нападающий Томаш Рахунек (14 игр, ушел доигрывать год в «Слован», где играл бесплатно). Что это? Если менеджерские ошибки (еще раз, только за последние 4 года ситуация повторилась трижды), то где виноватый менеджер, получивший увольнение за такой просчёт, ведь это и компенсация, и зря потраченное время, и упущенный селекционный шанс. Нет, всё в порядке, Зелепукин вон, аж в «Северстали» теперь.

Новотны Кузня

А не агентские ли это дела тогда – подписали, потом расторгли, компенсацию – пополам? Я честно признаюсь, не видел Касутина и Мразом летом в предсезонных матчах за «Кузню», но аргумент «их расторгли, потому что они плохо играли» здесь не работает: игроки действительно могли быть не в форме и плохо играть, или просто по уровню не проходить, так что главный тренер тут может быть не в курсе. 

Я писал про то, что агентский бизнес в КХЛ – огромное серое пятно, совершенно теневая история, на которую нет пока управы. Ну а пока все можно – будут вот такие истории. 

Автор

Комментарии

  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные
  • Друзья